Есть такое представление, что России нужна некая идеология, какая-то «национальная идея». Идеология, как идея о том, в каком направлении должно развиваться общество, или ещё проще - как жить, к чему стремиться.
Если взглянуть отвлечённо - чего хочет рядовой, нормальный человек любой страны?
1.Быть материально обеспечен - чтобы была уютная крыша над головой, чтобы досыта есть, чтобы можно было при необходимости получить медицинскую помощь.
2.Иметь уверенность в завтрашнем дне, т.е. чтобы те самые крыша, кусок хлеба и медицинская помощь были предсказуемо доступными.
3.Иметь доверие к власти, т.е. уверенность в том, что власть заботится о безопасности и благосостоянии нормального, обыкновенного человека.
Это – основа, встав на которую человек уже может разглянуться вокруг и спросить себя – а зачем же я живу? Ответ на этот вопрос всегда давала религия. Коммунисты попытались заменить религию своей идеологией – идеей справедливого общества, построенного на материализме. Справедливое общество не может быть безнравственным. Нравственность – нелёгкая ноша, и чтобы человек был готов нести её всю жизнь на своих плечах, он должен хорошо понимать зачем он это делает. Одного страха перед наказанием недостаточно, тем более перед наказанием людским – ведь от него можно спрятаться или откупиться. Религия ведёт к нравственности кнутом и пряником, настаивая на неизбежности как «наказания» так и «награды», и этим мотивируя человека к нравственному поведению. То есть к такому, которое благоприятно для общества в целом, ведёт к его гармонии и процветанию. Человеку же лично нравственность приносит уважение и доверие окружающих, чистую совесть и мир в душе, а как следствие – ясную голову и мудрость. Этого за деньги не купишь и не украдёшь..
Захочет ли наш рядовой, дюжинный человек жить в несправедливом обществе? Не захочет. Ведь в таком обществе не может быть ни уверенности в завтрашнем дне, ни тем более доверия к власти. Значит общество, ради собственной стабильности и процветания, должно стемиться к справедливости. Справедливость не может быть без нравственности, значит нравственность нужно объяснять так, чтобы она была понята и принята обычным, нормальным человеком.
Большинство, если не все традиционные религии потеряли большую часть авторитета у массы обычных людей. Многие до сих пор называют себя католиками или православными, мусульманами или буддистами, из чувства некоего патриотизма, связи с предками, или просто по привычке, в глубине души веря современной науке больше, чем «святым книгам». Популярная наука уже давно объявила себя наивысшим авторитетом в области познания человека и мира, считая только то существующим, что можно увидеть или потрогать. Это и есть материализм, поднимающий человечество технологически и опускающий духовно.
Последовательный материалист откажется от нравственности, когда она начнёт препятствовать в достижении какой-то его цели. Отсюда «цель оправдывает средства». Говоря о нравственности нужно понимать что это не просто набор запретов «свыше», вроде уголовного кодекса, это скорее набор качеств человека, не позволяющих ему нарушать «запреты свыше». Мало обладать этими качествами, человеку нужно отчётливо, ясно понимать для чего нужна нравственность, что такое и зачем нужны совесть и стыд, честность, скромность и милосердие. Нужна система, объясняющая и материальное и духовное, не противоречащая науке, но дополняющая её. Другим словом, духовная наука.
Нужна религия не с догматическим, а с научным подходом к мировоззрению, приглашающая к проверке на практике, с инструкциями, позволяющими повторить опыт предшественников и придти к тому же результату.
Оценили 0 человек
0 кармы