Начнем с того, что любая человеческая деятельность основывается на той радости, которую человек получает от нее. Так, рассмотрим предельный вариант: - свобода наркомана.
"Я свободен - с диким ветром наравне, Я свободен наяву, а не во сне! Надо мною - тишина, Небо, полное огня, Свет проходит сквозь меня, И я свободен вновь. Я свободен от любви, От вражды и от молвы... " - здесь передано состояние наркомана, находящегося в состоянии наркотического опьянения. Та радость, которую испытывает наркоман, позволяет ему чувствовать себя свободным.
Алкогольное опьянение также дает ощущение свободы, возможность почувствовать полноту бытия, освободиться от проблем, от обид, от угрызений совести, от горя: "он топил свою совесть в тяжелом вине...".
Однако и интеллектуальная эйфория (эйфория - восторг), которую испытывают настоящие математики и философы, является обязательным условием созидания философских и научных систем. Объяснима ли с точки зрения обычного человека жизнь, например, Иммануила Канта, если исключить фактор особого интеллектуального опьянения, которое он испытывал от самого процесса мышления? Предложения, которые занимают по нескольку страниц в его произведениях, полный аскетизм во всем, что касается обычных человеческих интересов, попытка охватить разумом вселенную, объяснить ее и заключить в философских категориях - все это является следствием правильно организованного отвлеченного мышления, которое в силу какого-то физиологического феномена, и дает мыслителю чувство неисчерпаемой радости.
Эту радость можно почувствовать во всех значительных произведениях философии.
Радость творчества - вот та сила, которая заставляет сотни и тысячи людей заниматься самыми странными делами, посвящая этому все свое свободное время. (Торчать в вонючем гараже, копаясь в замаслившихся деталях давно негодного автомобиля - разве это не странное занятие?)
Радость любви - разве не дает она также ощущение свободы, разве не заставляет человека чувствовать себя свободным от обид, от вражды, от зависти, от жадности?
Разве любовь к женщине не приподнимает человека над рутиной жизни, не делает его на какое-то время лучше? Разве состояние влюбленности не является также и состоянием свободы?
Итак, человек, который чувствует себя счастливым, чувствует себя также свободным. И наоборот, человек, который чувствует себя свободным, также чувствует себя счастливым.
Это психологический постулат, который подтверждается собственным опытом каждого человека.
Однако, бывают разные виды свободы, и радость, которую испытывает человек, от реализации своей свободы, различна.
Мрачная радость маньяка, убивающего свою жертву, отличается от радости ученого, нашедшего решение сложнейшей теоретической проблемы, радость завоевателя отличается от тихой радости матери, склонившейся над колыбелью своего сына.
"Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю...".
Противоречия и конфликты между радостью, которую человек получает от накопления имущества (вспомним скупого рыцаря) и от его раздачи, от чувства ярости, и, напротив, от прощения обид, от потакания своим страстям или, напротив, от господства над ними, которое выражается в самообладании, - и составляют внутреннее содержание человеческой жизни.
Как можно классифицировать виды свободы, и соответственно виды радости, получаемой человеком от их реализации?
Растительная свобода - радость от нормальных физиологических процессов. Радость от еды, спокойного сна, расслабленности и лени. Лиши человека еды, питья, сна, возможности бездельничать - и человек будет испытывать ощущения несвободы, и ты станешь его злейшим врагом. Например, разбуди жену в 5 часов утра...
Животная, звериная свобода - радость от высокого места в социальной иерархии, места в стае, от участия в общественной жизни, от признания заслуг, от славы, радость господства над своей территорией, радость от свободы перемещения, упоение радостной сечи, кулачного боя, героизма, готовности отдать свою жизни за свой народ (как вариант, страну, идею, веру, коллектив).
Свобода собственно человеческая. А вот здесь вопрос усложняется. Что есть, собственно, человеческая свобода, свобода, которая полностью отсутствует у животных?
В древнегреческой культуре, были люди, уходившие из городов, отказывающиеся от имущества, чтобы посвятить свою жизнь созерцанию природы, размышлению над вопросами добра и зла, над познанием тайн природы. Их называли философами (фило - любить, софия - мудрость). Одним из таких философов был Пифагор - который решал математические проблемы (теорема Пифагора и др), сочинял музыку, был создателем и главой религиозной секты пифагорейцев, о которой сохранилось мало сведений. Известно, что эти изуверы уничтожили и сожгли, перебив население, греческий город Сибарис ( жителей этого города называли сибаритами, название ставшее нарицательным). Город был уничтожен по официальной версии якобы за развращенность нравов.
Все древнегреческие философы были озабочены вопросам собственного нравственного самоусовершенствования, (что еще не так плохо) и нравственного самоусовершенствования всего человечества. Можно назвать Платона, Сократа, Аристотель, и др...
В древнеиндийской культуре, также были люди, уходившие из городов, отказывающиеся от имущества, чтобы посвятить свою жизнь созерцанию природы, молитве, размышлению над вопросами добра и зла, и конечно же , собственным нравственным самоусовершенствованием. Одним из таких людей был принц Гаутама Будда.
В древнеегипетской культуре, опять-таки, были люди, посвятившие свою жизнь размышлению, молитве, познанию тайн природы. Они были объединены почитанием культа древних богов. Древнеегипетское жречество, о котором сочиняют нелепые байки идеологи концептуальной партии единения, было сформировано вот этим духовным движением. Астрономия,. астрология, созерцание космоса, - вот та сфера познания, которая оставлена нам этими людьми.
В древнееврейской культуре, также были люди, уходившие из городов, отказывающиеся от имущества, чтобы посвятить свою жизнь созерцанию природы, молитве, размышлению над вопросами добра и зла, и конечно же, собственным нравственным самоусовершенствованием. Из звали назореями, пророками, сынами пророческими. Мы знаем об этом из книг Ветхого завета. Ясность мышления, достигаемая этими людьми, позволяли им созерцать в таинственных видениях будущее и прошлое, открывать завесу судеб человечества и путей народов перед лицом Божиим. Пророки, были озабочены, нравственным усовершенствованием еврейского народа.
Вот как начинается книга пророка Исайи, обращенная к еврейскому народу:
"1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских.
2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
3 Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.
4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад...
...
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
...
В русской культуре также были люди, уходившие из городов, отказывающиеся от имущества, чтобы посвятить свою жизнь молитве, размышлению над вопросами добра и зла, и конечно же , собственным нравственным самоусовершенствованием. Серафим Саровский, Сергий Радонежский, и др...
Какие выводы можно сделать из этих примеров?
Собственно человеческая свобода связана с работой мысли, с подавлением и ограничением животного и растительного начала в человеке, связана обязательно с обращением к высшим началам и силам, с молитвой, с единением с природой. Собственно человеческая свобода находится вне общества, связана с одиночеством, с осознанием собственного несовершенства и несовершенства всего человечества, со стремлением собственного самоусовершенствования.
Все это можно объединить словом - аскетизм.
Какую же радость получают аскеты каждой из вышеперечисленных культур?
Ради чего они покидают селения людей, со всеми их удовольствиями, радостями суетливым каждодневным трудом?
Радость древнегреческих философов скорее всего можно связать с той самой интеллектуальной эйфорией, которую испытывает всякий, умеющий отвлеченно мыслить человек. Созерцание глубины небес, и уходящих за горизонт далей этого чудесного в своей красоте мира, неизбежно приводило этих людей к чувству глубокой соразмерности и красоты бытия, ощущению присутствия высшего начала. . Данный идеал выражался в слове атараксия - душевное спокойствие, невозмутимость.
Итак, радость древнегреческих аскетов была радостью интеллектуального созерцания, а идеалом была атараксия, свобода этого интеллектуального созерцания от каких-либо недостойных мыслителя переживаний, постоянное пребывание в состоянии покоя.
Радость буддийских монахов, и прочих аскетов востока - неизвестна и непонятна нам, людям, неприкоснувшимся к этой сфере мысли. Однако, чем-то жутковатым веет на православного человека от этих подобных сновидению образов восточной аскезы, от всех этих выходов души из тела, измененных состояний сознания, лежания на острых предметах и т. д. Думаю, что радость восточного аскета - это мрачная радость власти над своим телом, над своим сознанием, над своей жизнью.
В чем же радость собственно русских аскетов, что заставляло и заставляет людей русской культуры уходить в пропасти и ущелья гор, в одиночество и безвестность, в нищету и неудобство. Что заставляет отказываться от сытости и достатка?
Ответ на этот вопрос заключается в словах Иисуса Христа
"Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего". Матфея 25:21
Ин 15:11 ...и радость ваша будет совершенна...
Ин 16:24 ...просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна...
Ин 17:13 ...чтобы они имели в себе радость Мою совершенную...
Что мы узнаем из этих слов?
Что Иисус Христос имеет совершенную радость, и эту радость он дает своим верным последователям.
Если Бог обладает совершенной свободой, то Он должен обладать и совершенной радостью. Совершенная радость - один из атрибутов Бога. И мы читаем в Евангелии, что Иисус Христос обладает совершенной радостью, которую он дает кому хочет.
Вот эта радость, неисчерпаемая избыточная радость, которая текла и течет от святых русской православной Церкви, и от их мощей, - и есть та совершенно закрытая от посторонних глаз загадка русской православной Церкви, которая делает нашу Церковь настоящей твердыней в потоке времени,
Вот пример из биографии преподобного Серафима Саровского: "...Достигнув своей молитвенной и подвижнической жизнью необычайного единения с Богом, Серафим тем самым стал по-новому необычайно близок людям, давая им не только утешения и наставления, но и чудесные исцеления от болезней. С чистотой детской души и евангельской любви к людям прп. Серафим обращался к каждому не иначе, как "радость моя": «Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Можно ли называть посетителей радость моя, не испытывая при этом постоянной радости?
Свт. Иоанн Златоуст о радости:
"Одни только те, которые полагают свою радость в Господе, знают, как велика эта радость, и насколько она превосходит всякое сравнение".
Возьмем предельный вариант христианского подвижничества - затвор. Затвор состоит в том, что монах запирается в темную келью или пещеру, отгораживается стеной, и в полном одиночестве до смерти молится Богу.
По сути - это добровольное заключение себя в одиночную камеру. Какую же радость может испытывать человек, пожизненно заключенный в одиночную камеру?
Ответ на этот вопрос дает "Руководство к духовной жизни преподобных отцов Варсонофия и Иоанна". Преподобный Варсонофий жил в полном затворе при монастыре св. Серида, давая, однако, письменные ответы на вопросы монахов.
Вот один из его ответов:
"Ответ 22, Великого Старца к тому же, которым он утешает его в печали, происшедшей от различных причин, и возбуждает к духовному веселию.
Напиши брату Иоанну приветствие духовное, которое возвеселило бы сердце его о Христе Иисусе, Господе нашем, и скажи ему: зная, что ты желаешь нас (к нам в безмолвии) так же, как желает елень на источники водныя (Пс. 41, 2), но не так, как мы тебя; ибо не покрываешь (вся) (см. 1 Кор. 13, 7), как сказал божественный апостол Павел. Написал я вашей любви сии слова, сказанные мною, точнее же сказать — Богом. О, да принесет лоза твоя плод, грозд сочный, дающий вино духовное, веселящее скорбную душу, и да умножит нива твоя доброе семя, посеянное на доброй земле и принесшее плод во сто, в шестьдесят и в тридцать крат (см. Мк. 4, 20), да разгорится в сердце твоем навсегда тот духовный огонь, о котором сказал Владыка Христос: огнь приидох воврещи на землю (Лк. 12, 49), да водворится мир Господень в сердце твоем (см. Кол. 3, 15), по слову апостольскому, и да возвысится финик твой в белизне своей, по слову Давида: праведник, яко финикс, процветет (Пс. 91, 13), да очистишься от гнева и раздражительности — сих лютых страстей, подобно совершенным святым, у которых вовсе не является ни на мгновенье движение их (сих страстей). Да сподобит же Господь душу твою водвориться в незлобии и кротости, чтобы сделаться тебе питомцем Христовым и агнцем незлобивым (см. Иер. 11, 19); иди по следам нашим, как благоразумный последователь; последуй правилу нашему, как добрый наследник моих дарований. Да видят очи твои Бога, как очи чистого сердцем (см. Мф. 5, 8). Будь же долготерпелив в скорбях, как достигнувший Владычнего завещания, которое говорит: в мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16, 33). Да достигнешь непобедимой любви, которая вводит приобретших ее во дворы царские и соделывает их братиями Христа. Итак, если страждешь со Христом, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8, 17), и если умираешь с Ним, чтобы с Ним и воскреснуть (см. Рим. 6, 8; Еф. 2, 6), то не будь нерадив относительно предлежащего тебе сокровища, потому что ты еще не постиг силы его, каково оно. Когда же достигнешь совершенного безмолвия, тогда познаешь оное (сокровище) и удивишься дару Христову: коль неизследовани путие Его (Рим. 11, 33). Находясь с людьми, не можешь постигнуть сего; а когда, подобно нам, будешь пребывать без попечений (в безмолвии), тогда уразумеешь сказанное. Молюсь Богу день и ночь, чтобы там, где пребываем мы единодушно, водворился и ты с нами в неизреченной радости святых и во свете вечном, да и ты получишь часть свою в обетовании, предназначенном святым: где око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Укрепляйся о Господе и радуйся, аминь".
Какой поистине богатый источник радости, любви, мудрости и доброты источало сердце преподобного Варсонофия!
Итак мы видим, что православное христианство имеет некую скрытую от глаз тайну, некий источник радости, а радость, как было доказано выше, дает свободу.
Можно привести слова Силуана Афонского:
"Как счастливы мы, христиане: какого Бога имеем.
Жалко тех людей, которые не знают Бога. Они не видят вечного света, и по смерти идут в вечный мрак. Мы знаем об этом, потому что Дух Святый в Церкви открывает святым, что есть на небесах и что есть во аде.
О, жалкий, заблудившийся народ. Они не могут знать, что есть истинная радость. Они веселятся иногда и смеются, но тот смех, которым они смеются, и то веселие, которым они веселятся, обратятся им в плач и скорбь.
А наша радость — Христос. Своими страданиями Он вписал нас в книгу жизни, и мы в Царствии Небесном вечно будем с Богом, и будем видеть славу Его и наслаждаться Им. Наша радость — Дух Святой. Он такой сладкий и приятный. Он свидетельствует душе спасение.
О, братья, прошу вас и умоляю от лица Божьего милосердия, веруйте в Евангелие и во свидетельство Святой Церкви, и вы еще на земле вкусите райское блаженство. Ведь Царство Божие — внутри нас; любовь Божия дает душе рай. Многие князья и владыки, познавши любовь Божию, оставили свои престолы. И это понятно, потому что любовь Божия горяча; она до слез услаждает душу благодатью Святого Духа, и ничто земное не может сравниться с нею".
В конце данной статьи можно дать ответ на вопрос, что же такое свобода. Предельная свобода человека - эта предельная степень радости, доступной человеку. Такая радость может быть дана человеку только Богом, который обладает предельной степенью свободы и предельной степенью радости.
Эта же радость дается только в православном христианстве, и дается только подвижникам. Мы, обычные люди, можем лишь изредка прикоснуться к этой радости во время великих церковных праздников.
Что же такое крайняя степень несвободы? Крайняя степень несвободы - это полное отсутствие радости. Есть на земле такие места, например психиатрические лечебницы, где люди влачат убогое существование, лишь иногда получая радость от удовлетворения своих растительных потребностей. Мрачное, тягостное существование, когда дни тянутся за днями, и один день похож на другой.
Пример крайней степени несвободы - это ломка наркомана, который испытывает страшную боль, а иногда и умирает во время ломки, от отсутствия наркотиков.
Пример крайней степени несвободы - это алкоголик, лишенный возможности напиться.
Итак, дорогие читатели, убедительно прошу Вас последовать словам Христа: "...
познаете истину, и истина сделает вас свободными". .
Оценили 2 человека
3 кармы