«Ранним утром Хозяин мира, Бог Слово, призвал в виноградник Свой сначала евреев. В третий час он призвал греков и других язычников Римской империи. В шестой час, в полдень, когда зной мира и господства расслабил Рим и Византию, призвал Он скифов: русских, сербов и всех остальных славян» [38 с. 79]. До падения Византии оста-валось еще 500 лет, но Господь уже призвал к Себе новый народ, который должен был духовно возрасти и окрепнуть, чтобы стать хранителем Истины.
«Счастье, что на таком огромном пространстве не было прежде насаждено иной культуры: ни римской или греческой, ни персидской или индийской – ничего закосневшего, все подвижно, все гибко. Существовала только культура народного рукоделия, семьи и племенного строя. Новая вера не разрушила ничего того, о чем бы скорбел народ. Побила она глиняных и деревянных идолов, вот и все. Там не было роскошных храмов, подобных храмам Минервы или Дианы, Осириса или Юпитера, не было пагод или пирамид, не было мраморных или золотых статуй, не было ничего того, чем архитекторы, скульпторы и золотых дел мастера опозорили себя, прославляя своими руками ложных богов из народных мифов» ) [38 с. 73–74].
Римляне хоть и приняли христианство, но оказались неспособными сохранить эту высшую истину в чистоте по причине своего неизжитого прошлого и тяге к материальному. Византия хранила Православие в течение пятнадцати веков, но так и не сумела побороть ностальгию по язычеству, ослабела, отравленная ядом эллинизма и пала. Славяне же были новым народом, без глубоких языческих корней, своего рода духовными младенцами. Это была та земля, на которой Евангельские семена принесли плоды «во сто крат».
Что промыслительно, во II и III вв. по Р.Х. римские императоры неоднократно воевали против славян, но эти войны так и не увенчались успехом. В 238 году император Максимин в походе против славян потерпел поражение, из-за чего и был казнен по приговору римской курии. Та же участь постигла и Гордиана, который после поражения в войне со славянами был убит в 244 году своим преемником Филиппом. Только после смерти Деция, погибшего в 251 году в войне с южными славянами, курия перестала с ними бороться. Эти поражения победоносной римской армии в битвах со славянскими племенами служили прообразом будущих духовных битв, в которых языческому Западу не суждено будет одолеть славянскую землю и ее народ, призванный быть хранителем истинной христианской веры.
Латинству не одолеть Православия. По церковному преданию благодать Христова благовестия озарила языческие народы русских пределов еще в I веке. Святой апостол Андрей Первозванный (†62) дошел до гор Киевских и на одной из них водрузил крест, пророчествуя о грядущем величии будущего здесь города и об обращении в христианство народов, населяющих эти земли.
Стопы апостола обошли земли Причерноморья и Закавказья, в том числе части Боспорского царства на Таманском полуострове.
Уже во II веке знаменитый писатель и философ Тертуллиан писал о сщмч. Клименте, папе Римском (†101): «Когда святой прибыл в изгнание, то нашел в Херсонесе Таврическом до 2 000 христиан». В IV в. блж. Иероним сообщал:
«Скифия согревается огнем веры истинной». (Под Скифией подразумевалась земля от левого берега Дуная до Дона, где еще с 1 в. по Р.Х. обитали славяне). О распространении веры между скифами более всех заботился свт. Иоанн Златоуст.
Он посылал миссионеров, живших за Дунаем. Но гунны, авары, болгары, одни за другими опустошали эти земли, и еще неокрепшее здесь христианство искоренялось войнами, а также по причине недостатка в пастырях и учителях.
Первым славянским государством стало княжество Болгарское, образовавшееся около 650 г. В 750 г. хорваты отделились от болгар и образовали свое княжество. После долгой борьбы с аварами в 700 г. образовали независимое государство чехи, также и польские племена образовали Польшу.
«Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности. Рюрик, старший из братьев, пережил их и, присоединив области родственников к своей, стал основателем единого княжества и родоначальником династии. На протяжении более 700 лет Рюриковичи под покровом Божиим вели Россию путем исповеднического служения. Хотя сам Рюрик и был, вероятно, язычником, но первое крещение Руси состоялось еще при его жизни»
[2 с. 7]. «Совместная жизнь сплотила русов и славян в единый этнос, хотя процесс взаимной ассимиляции был нелегким и занял больше ста лет, весьма беспокойных, так как соседями славяно-россов были хитрые хазары и хищные варяги. К 866 г. относится первое латинское упоминание иудаизма в Хазарии» [8 с. 82]. Почему именно латинское упоминание? Как раз в эти годы разгорелся конфликт между папским Римом и патриархом Фотием, и католические агенты были засланы в южные страны, чтобы спровоцировать (да и проспонсировать) нападение на Византию. Хазары и наняли славянских воинов-язычников в поход на Константинополь. Но то, что было задумано врагами Христа с целью уничтожения Православия, послужило к его распространению и Славе Божией.
В том же 866 г. киевские князья Аскольд и Дир, собрав дружину, на двухстах ладьях по Днепру вышли в Черное море, опустошили на своем пути побережье и осадили Константинополь. Императора Михаила III тогда в городе не было: он возглавлял армию в войне с мусульманами.
Царьград спасся чудом: после молебна патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь города – ризу Божией Матери, хранившуюся во Влахернской церкви.
Налетевший после этого шторм разметал корабли русов, уничтожив большую часть флота и сделав дальнейшую осаду невозможной. (После этого случая было составлено особое песнопение Божией Матери, названное Акафистом, и с тех же пор во время Всенощной поется первая песнь этого акафиста – кондак «Взбранной Воеводе», где под «злыми» подразумевались наши предки – славяне.)
Пораженные князья прислали в Константинополь посольство с просьбой о крещении. Это и было первое, «Аскольдово» крещение Руси (в 867 г.), которое, скорее всего, совершили апостолы славянского просвещения свв. Кирилл и Мефодий. Св. Кирилл составил славянскую грамоту. И когда в южных русских областях он крестил 200 семейств, то нашел у них Евангелие и Псалтирь своего же перевода.
Таким образом, патриарх Фотий, водимый промыслом Божиим, был первым крестителем Руси, и в то же время он был и первым обличителем католической ереси в истории Православия. Народная мудрость гласит, что крестник перенимает качества своего крестного отца, так и Русь от рождения в святой купели переняла Фотиевскую ревность о чистоте Православия и его антикатолический иммунитет, которых не смогли поколебать позднейшие колебания самих греков.
Для обращенных был послан митрополит Михаил, крестивший все племя во главе со старейшинами. И этому крещению предшествовало чудо – брошенное по требованию язычников в костер Евангелие не сгорело. Но и это, второе крещение Руси, не оказало влияния на ее судьбу. Аскольд построил церковь пророка Божия Илии. А над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга воздвигла церковь святителя Николая Чудотворца. Сохранилось предание, согласно которому Аскольд и Дир, принявшие христианство, по возвращении в Киев вызвали недовольство горожан-язычников и были убиты захватившим власть язычником Олегом.
При князьях Киевских Олеге (882–912) и Игоре (913–945) стали активно налаживаться политические и торговые связи Киевской Руси с Византией, и византийцы, заинтересованные в обращении русских к христианству, использовали для этого любую возможность. Например, когда послы князя Олега прибыли в Константинополь, то по приказу императора Льва Мудрого их знакомили с христианской верой, показывали храмы и священные реликвии. Многие крестились в Православие.
Наконец, третий раз Русь была крещена в 957 году в лице св. равноапостольной княгини Ольги. «Расположенная к христианству беседами с киевскими священниками, (выходцами из единоплеменных славянских земель – Моравии и Болгарии) она своим светлым умом познала превосходство святой веры и решилась принять крещение в 954 году. Древнее сказание говорит, что для принятия крещения княгиня Ольга ездила в Константинополь, где святое таинство крещения совершил над ней патриарх Полиевкт, а восприемником стал сам император Константин Багрянородный» [11 с. 75].
В 945 году на Киевский престол взошел молодой Святослав. Пока он был ребенком, за него правила мать – мудрая Ольга, жестоко покаравшая древлян за убийство мужа.
Ольга убеждала креститься своего сына Святослава, но он опасался протеста со стороны своей языческой дружины, что не мешало ему позволять креститься своим подданным. Бог внял материнской мольбе. Дело обернулось так, что ревностный язычник и непримиримый враг христианства Святослав, как никто другой, способствовал разрушению самого главного внешнего препятствия на пути христианизации Руси. Суровый и жестокий воин, Святослав своими дерзкими походами уничтожил Хазарию и сохранил единство Руси, защитив ее от внешних врагов, угрожавших молодому государству с юго-востока. Ольга удержала нарождающееся русское христианство от растлевающего еретического влияния католицизма, грозившего ему с северо-западного направления. Святослав спас государственное тело России. Ольга не дала смутить ее неискушенную юную душу. Такое сочетание, вопреки всякому человеческому предвидению, готовило Русь к христианскому прозрению, хотя временами казалось, что новое государство умрет, едва успев родиться.
ЛАТИНСКИЙ РЕЙХ
ИСТОРИКО-БОГОСЛОВСКИЙ СБОРНИК
Оценили 3 человека
4 кармы