«Я поражен всем увиденным. Мое единственное желание — остаться в СССР для работы».
Такой фразой описал свои чувства британский архитектор Герберт Вильямс, когда в 1932 году посетил Ленинград с коллегами для обмена опытом.
Действительно, во времена СССР никогда не скупились на монументализм и смелость идей. А некоторые архитектурные шедевры восхищают молодых архитекторов на подвиги до сих пор.
Здание Министерства автомобильных дорог в Тбилиси

Уникальное «парящее над землей творение», одновременное безумие хаоса и четкие геометрические формы. Здание построено в 1974 году, и всем заведовал архитектор Георгий Чахава. На тот момент он занимал должность заместителя министра автомобильных дорог — те есть, являлся и представителем заказчика, и исполнителем в одном лице. Место для будущего шедевра также искал Чахава, а финансирование осуществлялось напрямую от государства, без конкурса.

Практически вся основная часть здания поднята над землей, а под ней простираются зеленые зоны (и даже ручей). Дом состоит из пяти больших балок, которые сложены друг на друга как в дженге. Удерживают этот огромный вес ригели внизу, не заметные для наблюдателя. На момент возведения это выглядело максимально футуристично. Все причастные к проекту по итогу были удостоены премии Совета Министров СССР. Сегодня здание принадлежит Банку Грузии.
Международный пансионат «Дружба» в Ялте

Пансионат открыл свои двери в апреле 1985 года, незадолго до празднования 40-летия победы в ВОВ. И весть о его необычной форме разлетелась быстро — даже за рубежом.

Пансионат похож на какой-то гигантский космический корабль круглой формы, который приземлился на нашу планету для изучения окрестностей и удерживается в равновесии огромными «механическими лапами», погруженными в грунт на 17 метров. Сверху объект напоминает несколько гигантских шестеренок.
Проектировал пансионат Игорь Василевский — заслуженный советский архитектор. Помогали ему Юрий Стефанчук и Нодар Канчели. Главные проблемы, с которыми столкнулись зодчие — ограниченность пространства и уклон почти в 40 градусов.
«Нужно было выбрать наиболее устойчивую систему. Ею оказался «табурет» на трех ногах, где все опоры равномерно нагружены. Это и было положено в основу сооружения. Все, что есть в объекте — перекрытия, поперечные, продольные стены, — все включено в работу. Конструктивное решение, где нет несущих и несомых элементов, — гениально», — рассказывал Игорь Василевский.

Решение в виде трех погруженных «лап» оправдало себя на 100% — так и нагрузка на склон минимизируется, и внешне пансионат выделяется из числа других. Диаметр каждой колонны — 9 метров, а общая высота здания — 56 метров. Пансионат принимает гостей до сих пор.
Театр драмы в Новгороде

В 1987 году в Великом Новгороде открыл двери новый Театр драмы, возведенный под руководством архитектора Виктора Сомова. И поразил своим видом всех: настолько сооружение отличалось от ближайшей застройки и привычных горожанам форм.
Советский модернизм во всем своем великолепии, к которому нельзя было относиться нейтрально: Сомова либо ругали за испорченное наследие Великого Новгорода, либо хвалили за смелость и открытость идеям. По формам Театр вновь напоминал что-то космическое, настолько необычное, что заставляло прохожих останавливаться и вглядываться в детали.
В изначальной задумке Сомова здание должно было быть разноцветным, но тогда цветного бетона не нашлось. Потом он решил сделать цветными хотя бы витражи, но и эта идея была отвергнута руководством из-за экономии средств. В итоге мы имеем белое здание с темными витражами. С 2023 года Новгородский театр драмы закрыт на реконструкцию, открыть его обещают в 2025-ом. Тогда, возможно, мы увидим нереализованные идеи Сомова.
Башня института робототехники и кибернетики в Санкт-Петербурге

Еще один представитель советского модернизма, красующийся в Северной столице — Башня института робототехники и кибернетики. Сейчас это здание называется чуть по-другому — Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). Здесь до сих пор разрабатывается много чего полезного: от систем жизнеобеспечения для космических кораблей до кардиороботов, способных безопасно провести непрямой массаж сердца в экстремальной ситуации.
Архитекторы Б. И. Артюшин и С. В. Савин в 1973 году хорошо справились со своей задачей и удивили не только научный мир, но и обычных жителей СССР. Башня института — это огромный нераскрывшийся бетонный тюльпан, тянущийся к солнцу. Высота «цветка» — 77 метров. В 1990-х годам к башне пристроили антенну, и общая высота комплекса достигла 105 метров. С ночной подсветкой объект смотрится еще более впечатляюще.
Кинотеатр «Россия» в Ереване

Один из представителей брутализма в архитектуре.
«Ясность замысла внутренней композиции, выраженной игрой объемов двух залов, мастерское применение вантового перекрытия в сейсмических условиях, правдивое воплощение в формах современного содержания — вот, на наш взгляд, неоспоримые достоинства его архитектуры. Сопряжение двух залов, острое пластическое сочетание которых определяет монументальную сущность здания — лейтмотив композиции», — из книги «Архитектура Советской Армении».
Его строительством с 1971 по 1974 годы руководили молодые архитекторы Артур Тарханян, Грач Погосян и Спартак Хачикян, которым не нравились классические проекты, предлагаемые на конкурсе Союза архитекторов. Их первый вариант был представлен на суд экспертам в 1964 году, и с тех пор шли многолетние дискуссии. От идеи до начала строительства прошло 7 лет.

Итоговым видом кинотеатра восхищались многие ценители прекрасного. Издание РБК считает, что он входит в десятку впечатляющих памятников советского модернизма за всю его историю. Здание состоит из двух огромных бетонных блоков, которые, кажется, балансируют под собственным весом и никак не закреплены.
В кинотеатре было два зала — на 1600 и 1000 человек. И еще один маленький на 280 зрителей. Сегодня кинотеатра «Россия» как такового не существует — теперь здесь расположен одноименный торговый центр. Внутри обстановка давно потеряла свой шарм, но снаружи и издалека здание по-прежнему привлекает внимание.
Дворец торжественных обрядов в Тбилиси

«Дворец торжественных обрядов в Тбилиси — словно собор из другого, иллюзорного мира», — Фредерик Шобен, главный редактор журнала «Citizen K».
Виктор Джорбенадзе и Важа Орбеладзе вынашивали проект дворца для специальных обрядов очень давно, и в 1980 году они получили добро на строительство в Тбилиси. Оно продлилось 5 лет, и в 1985 году двери открыл Дворец торжественных обрядов — футуристическое здание в модернистском архитектурном стиле.

Кажется, что в нем практически отсутствуют острые углы, а стены переплетаются друг с другом так, будто выполнены не из бетона, а из гибкой резины. Создатели планировали, что именно здесь будут организовывать свадьбы и другие торжества знатные персоны.
Поначалу так и было. Например, в 1987 году здесь сыграла свадьбу Тамара Гвердцители, которую поздравляла и Маргарет Тэтчер. А в 1990 году Дворец посетил вокалист Deep Purple Иэн Гиллан — чтобы обновить клятвы с женой.

К сожалению, после развала СССР Дворец торжественных обрядов оказался никому не нужен и стоял в запустении несколько лет.
В 2002 году землю вместе со зданием выкупил предприниматель Бадри Патаркацишвили: он переименовал комплекс во дворец «Аркадия» и переквалифицировал в жилое здание. Сегодня туристы не могут просто подойти к нему или записаться на экскурсию — это закрытая частная территория, на которой живут потомки Патаркацишвили.
Выставочный комплекс «БелЭкспо» в Минске

Здание «Белэкспо» было построено в последние годы существования СССР (открыло двери в 1988 году).
«Внешне сооружение очень красиво. Оно напоминает распустившийся цветок с чуть удлиненными и загнутыми кверху лепестками, который как бы накрывает собой горловину огромной хрустальной вазы», — из газет 1980-х годов.
Цель — проведение различных региональных, общесоветских и международных выставок. «Ромашка», как называют постройку в народе, прекрасно справляется со своей задачей и сегодня: около 40% всех значимых выставок, как правило, проводятся здесь. И место исторически значимое, и внутренняя территория устроена очень удобно.
Проектом занимались архитекторы Москалевич и Ласкавая, и они выбрали сложный путь. Если обратить внимание, у здания отсутствуют внутренние опорные колонны, а кровля — бетонная, монолитная и накрывает всю поверхность сооружения. Кровля из вантовых конструкций — это ноу-хау тех времен, первый проект в своем роде в СССР. Но архитекторы преследовали еще одну цель: создать запоминающийся образ. Поэтому выбрали «цветочный» мотив и ромашку в качестве прообраза.
Оценили 13 человек
31 кармы