• РЕГИСТРАЦИЯ

Убежище "пермских богов"

3 3095

Почти в каждом провинциальном музее России — здесь стоит по-доброму вспомнить советскую систему государственного распределения, которая вовлекла в свою орбиту и искусство — можно обнаружить произведения, достойные особого внимания. Если не шедевры, то, во всяком случае, работы тех, кому случалось их создавать. Переступив порог Пермской галереи, даже будучи готовым к неизбежным открытиям, — приятно поражаешься увиденному.

«Эрмитажем в миниатюре» назвал Пермскую галерею директор главного музея страны Михаил Пиотровский. И это вполне справедливо: в ее собрании, насчитывающем почти пятьдесят тысяч единиц хранения, есть все, что «полагается»: египетские и греко-римские древности, вазы венецианского стекла и строгановское шитье, Рубенс с Йордансом, солидная подборка русских классиков и интереснейшие авангардные работы начала XX века.

Однако основное украшение, ради которого сюда стоит приехать специально, — единственная в своем роде коллекция деревянной религиозной скульптуры XVII—XIX веков, созданная и собранная в здешних же местах. Так называемые «пермские боги» сегодня определяются искусствоведами как сугубо самобытное, «узкоместное» явление, которое особым образом соединило в себе и языческие финно-угорские, и славянские, и индивидуальные авторские традиции, вызванные к жизни талантом крепостных мастеров — христиан в пятнадцатом–двадцатом поколении.

Но, что самое удивительное — в этих изваяниях весьма ощутимо европейское влияние. «Полунощный Спас» — такой же «агент Запада», как сама Пермская галерея, «чудом» появившаяся в уральском промышленном городе, на дальнем пути из Москвы в Сибирь.

Галерея открылась для публики 7 ноября 1922 года, но в основе ее, против тогдашнего обыкновения, не было какого-либо представительного собрания, спешно национализированного советской властью. Частных коллекционеров уровня Третьякова или Щукина в провинциальном городе не водилось. Был (и то лишь с 1907-го) художественный отдел Пермского научно-промышленного музея, составленный из случайных пожертвований, в первую очередь от художников-уральцев, которым посчастливилось выбиться «в люди».

Назначенный в 1919-м первым заведующим галереей, вернее, тогда еще Историко-художественным музеем, где искусство, естествознание и краеведение жестко не разделялись, Александр Сыропятов, большой непоседа, сам организовывал экспедиции в глубь губернии для сбора оригинальных экспонатов. Он же то и дело наведывался в столицу, в Отдел изобразительных искусств Наркомпроса, где докучал знаменитому художнику Игорю Грабарю просьбами о пополнении скудной коллекции.

Главная кураторская заслуга этого новатора, о которой мы уже вскользь упоминали, — проект (опять-таки неожиданный термин для истории семидесятилетней давности, но иначе не скажешь) под названием «Пермская деревянная скульптура». Именно усилиями директора, вышедшего из ильинских крестьян, она оказалась в музее, составила особый его раздел, была описана и каталогизирована и, наконец, попала в поле зрения ученых, прославившись как уникальное явление. Не стану преувеличивать, заявляя, что множество туристов, ежегодно приезжающих в Пермь, имеют единственную цель: посмотреть на многочисленные скульптуры под названием «Христос в темнице».

Николай Серебренников открыл «пермских богов» России и миру, но нашел их первым не он. Несколько разрозненных публикаций о местной культовой скульптуре можно найти еще в искусствоведческих и этнографических сочинениях конца XIX — начала XX века. А к моменту торжества Советов в губернском Научно-промышленном музее уже хранилось шестнадцать неведомо кем привезенных скульптур. Именно они потом вдохновили Александра Сыропятова на целенаправленный поиск им подобных, этим же занялся и его преемник. Между 1923 и 1926 годами Серебренников предпринял шесть экспедиций для поиска странных «идолов». А в 1928-м вышла его книга под названием «Пермская деревянная скульптура», где автор с дотошностью не искусствоведа, но землепроходца констатировал: «Во все поездки пришлось проехать 5 083 версты, из них 2 059 в. лошадьми, 2 105 пароходом и 919 в. железной дорогой; потрачено на экспедиции 193 человеко-дней. Израсходовано на все экспедиции 615 рублей… В результате составилось громадное собрание Пермской деревянной скульптуры из 412 отдельных образчиков ваяния». В самом деле, собрание получилось громадным, учитывая, что за все время, прошедшее с тех пор, соответствующий фонд галереи пополнился только на 370 инвентарных номеров.

Такую активность молодого искусствоведа легко понять, учитывая обстоятельства его первого знакомства с удивительными деревянными «земляками». В посмертном, 1967 года, переиздании упомянутой книги Серебренникова эта романтическая история, произошедшая в период его директорства в музее в Ильинском, излагается так: «Усталый, шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения, стучат не только ставни, но и створки дверей. Нехотя свернул посмотреть, в чем дело, и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина».

Именно «лицо монгольского типа», как более наукообразно выражался автор в официальных каталогах, навело Николая Николаевича на мысль, что пермские сакральные изваяния, которым местные резчики придавали вполне земные, «необобщенные» черты «по собственному образу и подобию», представляют собой абсолютно не каноническое, исключительное и более нигде не встречающееся христианское чудо. И за этим чудом он, в предвкушении сенсации, начал охоту — увы, по законам военного коммунизма. Бесстрастные отчеты об экспедициях Пермской художественной галереи изобилуют показательными выражениями, которые позволяют представить себе картины «добровольной передачи исторических предметов из зданий культа». Тут и благодарности за «поддержку местных властей, оказывавших в нужные моменты большое административное содействие», и сетования на «не всегда благоприятное мнение верующих». И замечательные по откровенности признания: «Приходилось быть свидетелем того, как почитание изваяния и желание удержать его в храме от получения в Галерею заставляло верующих обманывать сотрудников Галереи». Но в то же время: «В 1926 году вследствие, по-видимому, культурного сдвига в деревне получение скульптур было уже менее трудным делом»… И так далее.

О «трудностях» музейщиков и об отношении крестьян-пермяков к своим «богам» повествует, кстати, еще одна история, рассказанная Серебренниковым. Найдя очередную статую в сельской часовне, он попросил местных жителей доставить ее на экспедиционный пароход, и сам поспешил туда же. Прошел час, другой, наступили сумерки. Давно пора отплывать, прошли все сроки, а «идола» все нет. Организовали новую «поисковую партию» на берег, и все объяснилось просто. Деревенские как начали ритуально прощаться со своим Христом, так и не могли закончить. Уложили Его в предложенный пермским гостем упаковочный ящик, точно человека в гроб, и принялись плакать... Позже, у самого причала староста часовни «выторговал» себе холстину-саван, в которую скульптура была обернута, и «поспешил скорее уехать домой».

Подобное самозабвенное почитание статуй, их обилие, физиономическое жизнеподобие — все это вместе укрепляло Серебренникова в его идее о том, что деревянная скульптура является аборигенной и в корнях своих языческой, тем более что в этих краях довольно поздно, лишь к концу XV века, окончательно прижилось христианство. Знаменитый «звериный стиль» (древние литые рельефы из бронзы, изображавшие людей и животных), известные по летописям тотемы («суть болваны истуканные, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные») доказывали, что пермяцкие народности имели некоторый пластический опыт ваяния, и христианские скульптурные сюжеты попали на уже готовую почву. Только отношение к ним осталось, мол, прежним… Такое мнение пришлось вполне ко двору в период воинствующего безбожия. Вероятно, только оно и сделало возможным в 1920-е годы публичное экспонирование и изучение деревянной скульптуры под девизами борьбы против религии (христианской, да и любой, впрочем). Однако при этом и сам Серебренников, и разделявший его интерес к оригинальному народному ваянию Луначарский (именно после его одноименной статьи вошло в обиход выражение «пермские боги») не могли не замечать (и вскользь даже отмечали) в статуях «значительное влияние Запада». Прежде всего — барокко и классицизма.

«Культурные силовые линии», по выражению наркома просвещения, шли из Германии через Новгород и Псков. С другой стороны, Пермской православной епархией в XVII—XVIII веках управляли украинские архиереи, привыкшие к скульптурному убранству костелов. Сюда же ссылали поляков и шведов. Да и вообще не следует преувеличивать фактор географической удаленности Перми от Петербурга и Москвы.

Кроме того, не вдаваясь в богословские тонкости, необходимо указать еще на одно важное обстоятельство. Среди сюжетов пермской скульптуры, собранной к сегодняшнему дню в галерее, превалируют те, что связаны со Страстями Христовыми. Таково, например, «Распятие с предстоящими» и известный «Полунощный Спас», то есть изображение Спасителя в темнице после бичевания — перед казнью.

Именно «Распятие и Страсти Господа нашего Иисуса Христа» рекомендовались к изображению в деревянной храмовой скульптуре князьями церкви на Большом московском Соборе 1666—1667 годов, отмеченном уже веяниями никоновской «реформации». Они же фигурируют в Синодальных указах 1722 года, принятых петровскими сподвижниками под влиянием «протестанствующего» проповедника, поклонника Декарта — Феофана Прокоповича. Прочие образы российским «лютерам» той эпохи казались соблазнительными и чреватыми «сотворением кумиров». Выходит, пермские мастера, принявшиеся за свое богоугодное дело как раз в конце XVII столетия, оказались весьма осведомленными и передовыми.

Конечно, «пермские боги» связаны с древней языческой традицией. Память предков сквозит в их скуластых лицах, да и не могли они выглядеть иначе, ведь художники видели перед собой только подобных им. Но не стоит переоценивать дохристианское влияние. Прошу прощения за трюизм: классическая ныне народная скульптура предуральской России — убедительный пример взаимопроникновения западноевропейской и отечественной культур. И этот факт дает пермякам особый повод гордиться собственным искусством.

Источник: http://www.vokrugsveta.ru/vs/a...

    Пять минут хорошего настроения. Часть 28

    Ребёнок  подрастает,  остаются  детские  вещи.  Захотела  помочь  какой-нибудь малоимущей семье. Посмотрела в интернете, чего они хотят. Оказалось, чт...

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Хоба!

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Русский обозреватель 11 ноября 2015 г. 17:15

      Александр Афанасьев: "Украинство как секта"

      Продолжаю попытки осмысления украинских событий и той страны, что у нас по соседству. Главное, что замечаешь, когда делаешь этот анализ – это непригодность современного политического глоссария к описанию того, что происходило и происходит. Например, что такое Майдан? Можно ли назвать майдан революцией? Если да, то революция выходит какая-то странная. Вм...
      1577
      Русский обозреватель 7 октября 2015 г. 11:48

      Не только о российской военной базе в Белоруссии

      Для понимания происходящего в Белоруссии без личных комментариев и оценочных суждений предлагаю для ознакомления и анализа этот доклад, недавно подготовленный штатными аналитиками Администрации белорусского президента.Некоторые выжимки из этого доклада:"Действия Российской Федерации в рамках украинского кризиса, а также на других направлениях внешней по...
      1405
      Русский обозреватель 6 октября 2015 г. 00:21

      Станет ли Белоруссия второй Украиной?

      В Белоруссии, которая еще недавно именовалась частью «триединого русского мира», полным ходом идут те же процессы, что и на Украине, бьют тревогу эксперты. Кто и как уводит братский народ от России на Запад и что с этим делать, разбиралась «Русская планета».Поворот тихой сапойБелорусский национализм пробудился сразу после развала Советского Союза. С при...
      3463
      Русский обозреватель 3 октября 2015 г. 20:59

      Алексей Ведерников: "Александр Антипов — мыслитель примирения белых и красных"

      Антипов (и.о. председателя Евразийского клуба в Праге) считал, что белое движение не имело разработанной идеологии, не преследовало политических, социально-экономических целей, а руководствовалось лишь «одной национальной идеей», но эта идея не была наполнена социальным содержанием, тогда как у красных, наоборот, «социальная идея заслоняла национальное ...
      1248
      Русский обозреватель 3 октября 2015 г. 20:55

      Религиозный смысл русского большевизма Николая Бердяева

      Сторонники просвещенного консерватизма справедливо считают одним из основоположников этой идеологии русского философа Николая Бердяева. В последнее время получили широкую известность тезисы Бердяева, противопоставляющие здоровый, созидательный консерватизм бессмысленно-беспощадной революционной стихии. Чем примечательны, оригинальны, ценны для российско...
      2026
      Русский обозреватель 16 сентября 2015 г. 22:28

      Про посмешище

      Уважаемые «активисты» евромайдана, автомайдана, ультрас-майдана и прочие майданопочитатели. Если раньше на вас некоторые смотрели с восхищением, потом с удивлением, потом даже с отвращением, то теперь на вас без хохота и смотреть нельзя. Фанатические рожи в телешоу, бессвязная речь слабоумных в министерствах и абсолютная бездарность майданщиков стали пр...
      1429
      Русский обозреватель 16 сентября 2015 г. 22:26

      Откуда берутся мигранты. Против духовной аналитики.

      Писатель М.И. Веллер опубликовал статью о проблеме мигрантов в Европе. Статья широко разошлась. Что важно: трактат писателя Веллера как версия окружающего мира - напрямую выведен из современной российской идеологии. Не официальной (такой у нас нет), а официозной – то есть той, которую коллективно надумали за последние годы отечественные поп-аналитики и ...
      1453
      Русский обозреватель 11 сентября 2015 г. 23:30

      У Порошенко проболтались о планах США: Развалить Россию за 5 лет при помощи санкций

      Украина совместными усилиями со странами Запада может добиться распада России уже через 3-5 лет, заявил в эфире ток-шоу Шустер Live губернатор контролируемой Киевом части Луганской области Георгий Тука.«Последние 25 лет я своему окружению и друзьям постоянно повторял: у независимой, подчеркиваю, независимой Украины есть и может быть единственный стратег...
      1717
      Русский обозреватель 11 сентября 2015 г. 23:19

      Генерал США призвал готовиться к полномасштабной войне НАТО с Россией

      НАТО должно быть готовым к горячей и полномасштабной классической войне с применением всех типов вооружения. Об этом на саммите «Ялтинская Европейская стратегия» заявил экс-глава миссии НАТО в Афганистане Стенли Мак Кристал.По его словам, страны НАТО должны не только обещать, но и делать конкретные шаги по улучшению коллективной безопасности.«Это не дол...
      4370
      Русский обозреватель 11 сентября 2015 г. 22:21

      Для белорусского «майдана» готово уже 15 «сотен»»

      В Белоруссии создана благоприятная почва для русофобии, официальный Минск дистанцируется от Москвы, однако не покушается на ревизию истории Великой Отечественной войны, считает Андрей Геращенко.«Молодёжные радикальные группы — националисты и футбольные «ультрас» уже сегодня могут выставить не менее 15 «сотен» для возможного «белорусского майдана». Безус...
      3204
      Русский обозреватель 6 сентября 2015 г. 09:28

      Украина хочет разгромить Донбасс и уже мечтает о нападении на Крым.

      После «зачистки» Донбасса Украина начнет наступление на Крым, заявил в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» Юрий Бутусов, главный редактор сайта «Цензор.нет», принадлежащего секретарю Совбеза Украины Александру Турчинову.По его словам, Украина будет «возвращать» территории военным путем при помощи сильной армии. При этом в настоящий момент...
      2152
      Русский обозреватель 6 сентября 2015 г. 09:27

      Наталия Нарочницкая: «Русский мир — альтернатива Западу, и это вызывает ревность»

      Почему Россия и Запад обречены на противостояние, кто управляет ходом мировых событий, что представляет собой российская элита — на эти и другие вопросы «Культуры» отвечает Наталия Нарочницкая — известный историк, политолог, руководитель Фонда исторической перспективы и Европейского института демократии и сотрудничества (Париж). культура: Почему Россию ...
      1788
      Русский обозреватель 6 сентября 2015 г. 09:22

      Пятидесятая колонна

      Сектанты любят представляться мирными позитивными гражданами, верящими «по-своему». Однако за розовой кисеей скрываются убийцы, подобные бывшему адвентисту нижегородцу Олегу Белову или служившему в Гюмри Валерию Пермякову, чьи родители — пасторы неопятидесятнической секты, псевдоцелители и лохотронщики, вроде скандального «украинского нигерийца» — тоже ...
      1239
      Русский обозреватель 2 сентября 2015 г. 22:36

      "Невидимая рука рынка" в сталинской экономике

      "При Сталине потребления не было и все ходили в ватниках - это единственное, что могла произвести советская промышленность", - уверенно гундят баксолюбы и хочукакунихи. Ребята они упорные, фактами их не прошибешь, поэтому вступать с ними в дискуссии не буду, для остальных же - буквально несколько цифр...и всего одна цитата про "ужасные 30е:"С 1 января 1...
      2955
      Русский обозреватель 19 августа 2015 г. 18:59

      В Верховной Раде заявили о возможности штурма Белгорода украинской армией

      Накануне 24 августа в Киеве идет дискуссия о возможности объявления войны России и штурма Белгорода, заявил в эфире телеканала ICTV председатель Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Сергей Пашинский, один из организаоров расстрела "небесной сотни".Он подчеркнул, что сам является сторонником увеличения военных расходов ...
      2890
      Русский обозреватель 19 августа 2015 г. 17:40

      Захар Прилепин о древних русичах и "возвращении в Европу"

      Патриотический угар на Руси начался естественно не с присоединением Крыма, а примерно тысячу лет назад. Вот как, к примеру, в древнерусской литературе описывают взаимоотношения с европейскими и прочими соседями:«Отсель и до ляхов, до чахов, от моря до болгар… все покорено было Богом крестияньскому языку поганьскыя страны: великому князю Всеволоду, отцю ...
      1513
      Русский обозреватель 19 августа 2015 г. 17:38

      Декоммунизация-деиндустриализация-деградация

      Война в Донбассе и разрыв связей с Россией практически уничтожили украинское производство.По итогам текущего года Украина недополучит как минимум 20 миллиардов долларов из-за постепенной остановки промышленности. Об этом в эфире телеканала 112 заявил экс-министр экономики Виктор Суслов. Украине не понадобились бы транши МВФ, если бы экспорт промышленной...
      1008
      Русский обозреватель 14 августа 2015 г. 22:28

      Шведская чиновница: с Готланда будет удобно вести обстрел Санкт-Петербурга

      Глава администрации шведского острова довольна укреплением обороны Готланда.«Готланд расположен в стратегически важном регионе. Я не думаю, что в других районах Швеции люди беспокоятся так же сильно, как на Готланде», — говорит глава администрации шведского острова Сесилия Шелин-Сейдегорд. По её словам, остров долгое время был одним из «слабых» звеньев ...
      19749
      Русский обозреватель 14 августа 2015 г. 14:15

      Джен Псаки: "Потеря контроля над рынком сельхозпродукции в России может представлять собой угрозу национальной безопасности США"

      Официальный представитель Госдепа США Джен Псаки в очередном своем выступлении, которое касалось продовольственного эмбарго, введенного Россией на американские товары, наконец-то проговорилась об истинной причине своей «обеспокоенности».- Резкое сокращение импорта западной сельхозпродукции, может привести к укреплению позиций сельхозпроизводителей внутр...
      2856
      Русский обозреватель 13 августа 2015 г. 22:17

      Президент Порошенко и гетман Скоропадский: Трагикомические параллели

      Скоропадский — это собирательный образ всех украинских президентов. Сам Павло Скоропадский так или иначе стал праотцом всех правителей Украины после провозглашения независимости 1991 года. Благодаря хитрости и расчетливости, свойственной Леониду Макаровичу Кравчуку, он пришёл на немецких штыках к власти, воспользовавшись инфантильностью Центральной Рады...
      3471
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика