Как минимум в одном месте в иркутской области можно наткнуться на вот такую странную штуковину посреди леса. Наверняка у многих сограждан уже появилась уйма вопросов, что же это такое и почему такие штуковины лучше никогда не трогать, если все-таки посчастливиться наткнуться на нечто подобное в диких дебрях.
Ничто иное, как арангас. |Фото: yakutskhistory.net.
Загадочная «избушка на курьих ножках» есть ничто иное, как арангас – деревянный короб (реже мешок из шкур животных), установленный на шесты, помещенный на спиленные деревья или подвешенный на верёвки. Впрочем, в разных местах у данной штуковины могут быть разные названия. Однако трогать подобные вещи однозначно не стоит, так как это разновидность захоронения. Конечно, сегодня шансов наткнуться на настоящий арангас почти нет. Изображенное захоронение на первой фотографии – это всего лишь реконструкция, сделанная в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» в Иркутске.
Встречается у многих народов. |Фото: dnevniki.ykt.ru.
Данная разновидность захоронения относится к воздушному типу. В истории она практиковалась самыми разными народами: грузинами, абхазо-адыгскими народами, индейцами Северной Америки, многочисленными народами русского севера, японцами и еще многими другими. Мотив воздушного погребения у народов разный. Например, тунгусы (эвенки) считали, что только таким образом усопший сможет перейти в загробный мир, где продолжит свое существование.
Разновидность воздушного захоронения. |Фото: forums.ykt.ru.
Как и у многих других язычников, похоронный ритуал эвенков сопровождался специально церемонией. Все родственники должны были трижды обойти арангас после того, как дорогому покойнику сложат в деревянный короб все необходимое. Делалось это для защиты от злых духов. В арангас клалось все необходимое для новой жизни по ту сторону: одежда, керамика, шкуры убитых зверей, нож, лук, стрелы, копье, колчан. Похоронный инвентарь женщины по понятным причинам отличался от похоронного инвентаря мужчины.
Такой тип захоронения свойственен некоторым народам русского севера. |Фото: almode.ru.
Завершался ритуал свежеванием оленя. С убитого зверя снимали шкуру, после чего вешали ее рядом с арангасом. Эвенки верили в то, что в загробный мир покойник въезжал верхом на олене. Убийство и снятие шкуры с животного по их верованиям позволяло перенести гордое существо к границе загробного мира. Когда все родственники расходились, оставался только племенной шаман, который проводил ритуал очищения.
Традиции уходят. ¦Фото: chitatravel.ru
Современные жители русского севера в большей массе своей уже давно не чтут древние традиции. Причины тому очевидны: активное наступление «городской» цивилизации в XX столетии, рост среднего уровня образования в годы Советского Союза, смешивание представителей коренных народов с остальным населением и переход к организованным религиям. Тем не менее, последние свежие арангасы в лесах Сибири лесники и путешественники находили еще в 1980-е годы.
Оценили 30 человек
58 кармы