Боевая магия (Воин не только солдат)

4 13141

Почему я столь подробно разбираю все нюансы теории под условным названием: «боевая магия»? Потому что ещё существует магия экономическая, театральная, политическая или еще какая, призванная помочь что-либо сделать одному человеку для реализации своих целей. Нужно лишь в тексте слово «боевая» заменить на название соответствующего занятия, а «воин» – на слово «бизнесмен», «режиссер», «политик» и тому подобное. Для достижения своих целей в любом этом деле достаточно приоритетного желания (для первого уровня, конечно).

Понятно, имеются в виду только люди, как принято говорить, принимающие решения. Театр хотя и начинается с вешалки, но для гардеробщицы магия будет не театральная, а гардеробная. Поэтому мы ведем речь о так называемых первых лицах.

Кто же они и, главное, какие они?

Спросим у киноактеров, кто такой режиссер? Все дружно ответят – тиран и диктатор. О продюсерах и говорить нечего – те просто отъявленные негодяи и мерзавцы, для которых, кроме денег, ничего святого нет.

Воин-режиссер не возьмет актера, если тот ему не нужен для реализации художественного замысла, пусть он хоть с голоду умирает или испытывает острую необходимость в деньгах для лечения старушки-матери. Идея простая – если есть желание и возможности, то можно дать денег нуждающемуся, но вне съемок; как говорится, мухи отдельно, котлеты отдельно.

И точно так же режиссер относится к себе самому и своим личным страхам и проблемам, которых у него не меньше, чем у рядовых актеров.

Ф. Коппола, делая фильм о вьетнамской войне, привез в джунгли съемочную группу. Начали работать, но что-то не заладилось, наверное, муза не посетила.

И вот он хладнокровно сидит в тропическом лесу и ждет вдохновения. А в это время всей группе идут жалование и командировочные, к тому же «капает» арендная плата за оборудование. А деньги на съемку Коппола взял в кредит под залог собственного дома.

Если бы он испугался и стал снимать без вдохновения, то и фильм бы вышел плохой, и кредит бы не вернул (сборов бы не хватило). Но он, как нормальный воин, дождался посещения музы, все снял, получил массу премий, успех в прокате – и кредит отдал, и самому кое-что осталось.

Если бизнесмен видит, что работник не справляется со своими обязанностями, какое он примет решение? Уволить! А если это сват, брат или просто хороший человек? Все равно уволить!

Бизнесмен-воин понимает: в противном случае этот неумеха развалит фирму и тогда без работы будут все. А вот с другим сотрудником дела пойдут в гору и с полученной прибыли можно будет помочь уволенному (если он действительно хороший человек).

А для воинов-политиков философом Никколо Макиавелли была написана книга-пособие под названием «Государь». Эту книгу не проходят в школе, ее не цитируют общественные деятели, но именно по ней следует жить, если есть намерение взять власть и удержать её. Макиавелли очень откровенно, подробно и аргументировано изложил в своём труде, что должен и что не должен делать правитель.

Вот некоторые цитаты:

«...О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся...

...С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму…

...Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание…

...По возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла …

...Государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими…»

Строго говоря, всё это было известно с библейских времен, и все политики так всегда и поступали, но у Макиавелли хватило смелости написать об этом; мало того, он ещё и заявил, что это единственный способ для правителя удержаться у власти, а представление о том, что бывают другие – «хорошие» короли и императоры – не более чем миф, усердно и совершенно правильно насаждаемый политиками для общенародного пользования.

Понятно, что современники и потомки считали эту книгу дьявольской, аморальной и циничной, причем наиболее рьяно высказывались именно правители, впрочем, они поступали именно так, как им сам Макиавелли и рекомендовал.

Хорошо это или плохо? Я думаю, ты уже сам сообразил, что это вопрос вроде: «Хорошо или плохо, правильно или неправильно быть снайпером?»

Надо представлять, какой и для чего снимается фильм, в чем смысл деятельности фирмы и для чего задуман поход во власть. Но в любом случае, если люди сами принимают решения, то принимают и все последствия, к которым эти решения приводят.

В пьесе Ж. Ануя «Антигона» царь Креон в ключевом монологе так объясняет, почему правитель делает не «плохие» или «хорошие», а целесообразные поступки:

«…Ведь нужно, чтобы кто-то ответил «да». Ведь нужно, чтобы кто-то стоял у кормила! Судно дало течь по всем швам. Оно до отказа нагружено преступлениями, глупостью, нуждой…Корабль потерял управление. Команда не желает ничего больше делать и думает лишь о том, как бы разграбить трюмы, а офицеры уже строят для одних себя небольшой удобный плот, они погрузили на него все запасы пресной воды, чтобы унести ноги подобру-поздорову. Мачта трещит, ветер завывает, паруса разодраны в клочья, и эти скоты так и подохнут все вместе, потому что каждый думает только о собственной шкуре, о своей драгоценной шкуре, и о своих делишках. Скажи на милость, где уж тут помнить о всяких тонкостях, где уж тут обдумывать, сказать «да» или «нет», размышлять, не придется ли потом расплачиваться слишком дорогой ценой и сможешь ли ты после этого остаться человеком? Куда там! Хватаешь любую доску, чтобы поскорее заделать пробоину, в которую так и хлещет вода, выкрикиваешь приказания и стреляешь прямо в толпу, в первого, кто сунется вперед. В толпу! У нее нет имени. Она, как волна, которая обрушивается на палубу перед самым твоим носом, как ветер, который хлещет тебя по лицу, и тот, кто падает в толпе, сраженный твоим выстрелом, не имеет имени. Может быть, это тот, кто улыбнулся тебе накануне и дал прикурить. У него больше нет имени. Нет больше имени и у тебя, судорожно вцепившегося в руль. Не осталось больше ничего, кроме корабля, у которого есть имя, и бури».

Дорогой друг, теперь, когда ты узнал, кто такой воин и какими бывают люди в своем отношении к войне, запомни самое важное – таких людей в природе не существует.

Нельзя сказать: этот – воин, а этот нет. Боевая магия описывает не типы людей, а модели их поведения. Можно сказать, этот человек в данной ситуации и в данное время соответствует тому, что в боевой магии называется «воин».

Иногда полезно отделять людей от функций, которые они ¬выполняют.

В героях Дюма мы видим энергию Д’Артаньяна, таинственную чувственность Арамиса, безусловную дружбу Портоса и абсолютную приверженность чести Атоса, не очень обращая внимания на реальную жизнь носителей всех этих качеств. А между тем сюжет книги состоит сплошь из пьянства, обжорства, сексуальной неразборчивости, издевательств над слугами, убийств (по поводу и без) и даже государственной измены (связь с главнокомандующим вражеской армии Бекингемом).

А герой Сервантеса Дон Кихот предстает перед нами не начитавшимся средневековых романов, доставшим всех окружающих придурком, а благородным рыцарем без страха и упрека.

И, наконец. Воин может действовать эффективно или не очень, но поскольку это всего лишь функция, то для него такие понятия как «плохой – хороший», «добрый – злой», «умный – глупый», «эрудит или неуч» смысла не имеют.

Тихий интеллигентный профессор (даже если он исповедует философию шкурника) в быту гораздо приятнее дикого террориста (пусть он и является воином высокого уровня).

Современная цивилизация крайне редко оставляет людей на плоту в океане и не ставит перед выбором, с кем идти в разведку.

В каждодневной жизни люди плавают на лодке в парке культуры и отыха и выбирают, с кем сходить в кино. В этих случаях актуальны другие модели поведения.

Любая наука всего лишь создает модели и их же потом изучает. А в реальной жизни приходится решать, насколько она применима, что, конечно, не просто. Но, как говорят физики: «Нет ничего практичнее хорошей теории».

Как видишь, боевая магия может помочь в жизни, проясняя суть вещей, но при этом ни в коей мере не освобождает от необходимости делать выбор и потом нести за него ответственность. И если ты хочешь вступить на путь воина, то для начала надо просто принять такое ¬решение.

Вот, собственно, и все. Сказано главное – что, как и при каких условиях. Но может показаться, что путь воина – это нечто беспросветно жестокое и бесчеловечное. К счастью, в боевой магии есть исключение, позволяющее закончить повествование на лирической ноте.

Дорогой друг, я думаю, тебе не придется вести свой самолет-торпедоносец в атаку (хотя бы потому, что сейчас уже нет таких самолетов). И вряд ли представится возможность спасать мир, обезвреживая ядерный фугас.

Боевая магия – странная наука; то, что в ней является правилом в своих крайних формах, происходит весьма редко, зато очень вероятна встреча с исключением из правил.

Как ты помнишь, человек-воин как минимум способен принимать решения и нести за них ответственность, т.е. речь всегда идет об одном человеке.

Между тем мир устроен так, что в нем есть мужчины и женщины. Так вот их отношения как раз и представляют главное исключение из ¬правил.

Обычно общество, да и просто какие-то внешние причины сильно влияют на эти отношения. С примерами проблем нет. Практически все, что создано искусством всех времен и народов о любви, как раз описывает противостояние двух человек окружающему миру. Ну все им мешает: различие религий, социальное положение, вражда семей и государств – перечень препятствий бесконечен. И вот, читатель, зритель или слушатель с замиранием сердца вникает в перипетии борьбы двух несчастных влюбленных за право на свои чувства.

Но есть и другой сюжет, правда, внешне не столь увлекательный. При определенном уровне внутренней свободы мужчине и женщине нет дела до всего остального. Их отношения – плохие, хорошие, счастливые или нет – становятся вещью в себе. Причем окружающий мир никуда не исчезает и не теряет своей актуальности. Он по-прежнему мешает, разлучает, лишает наследства, пригвождает к позорному столбу и сжигает на костре, а также одаривает, превозносит и восторгается, т. е. лезет не в свое дело. Однако продвинутые мужчина и женщина строят свои отношения независимо от того, куда их забросила судьба: в хижину или во дворец; стали они объектом презрения или восхищения. То есть, по сути дела, два человека, действуя, как один воин, принимают решения, с готовностью соглашаясь на все последствия, не сожалея о сделанном выборе.

Вот такое оно – главное исключение. И как ты догадываешься, под венец идут чаще, чем в разведку. Конечно, не у всех мужчин и женщин отношения столь продвинутые, так ведь и на войне воин – тоже не сплошь и рядом.

P.S. Эта статья должна быть седьмой в серии – «боевая магия», но приходится давать её вне очереди, чтобы еще раз декларировать принцип аморальности науки вообще и «боевой магии» в частности.

Если спросить Архимеда: Как лучше кого - нибудь утопить? То он как человек спросит: Зачем топить? А как ученый объяснит как это сделать. (Привязать к ногам батарею)

Ну и к слову. Во время конфликта с Римом Архимед руководит техническими аспектами обороны Сиракуз и в гуманизме замечен не был.

Согласно канонической легенде Архимеда убил римский солдат (тупой солдафон). Но перед этим наш светоч научной мысли сжег римский корабль вместе с командой.


Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • Макиавелли, писал смотря на своего соотечественника,частность не описывает общность
  • Философия запада. В ад.
  • Мне нравятся все публикации автора, одни больше, другие поменьше....Я часто говорю о себе:"Я старый солдат." :sunglasses:
  • Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание…Это насчет обещания пенсии не увеличивать срок выхода :smile: