Наука не отвечает на вопрос - Зачем? Но всё равно знать хочется

29 28253

По крайней мере, в отношении человека. Тем более такая наука вроде бы есть. Психология называется.

И даже не одна, и хорошо бы их было просто много, но они порой даже взаимоисключающие.

Можно сказать, есть много наук «психологий» со своей аксиоматикой и моделями поведения, и они вполне работоспособные. Задача практикующего психолога состоит лишь в том, чтобы подобрать подходящую к случаю модель и правильно определить границы ее применения.

Под применением имеется в виду возможность предсказать поведение человека в тех или иных условиях. Например, можно представить: человек – это мешок с песком. В этой модели главным параметром является весовая характеристика, и в определенных границах применения этого сходства достаточно. Испытываем лифт, например, или какой-нибудь аттракцион, вроде «американских горок». Кладем мешки соответствующего веса, катаем, и, если все в порядке, считаем, что и с людьми тоже все будет хорошо. Хотя ограничения видны невооруженным глазом: мешок стоит себе и стоит, а реальный пассажир может прыгать на ходу или двери открыть между этажами. Эту модель своей считают только инспекторы аттракционов, а для психологов это просто прикол.

Однако шутки в сторону. Хочется все же иметь такую теоретическую модель, на основе которой можно предсказать, что будет делать конкретный человек в остановившемся лифте (орать, как ненормальный, спокойно дожидаться помощи или пытаться выбраться самостоятельно).

Такие модели известны с античных времен. Древние греки, например, делили женщин на четыре типа. Дочери Афины (стихия огня – волевые женщины, воительницы и бизнес-леди). Дочери Афродиты (стихия воды – женщины, созданные для любви). Дочери Геры (стихия земли – хранительницы домашнего очага, хозяйки, жены, матери). Ну, и последние дочери Гарпии (стихия воздуха, по-нашему разума – абсолютные стервы). По мнению древних, именно разум делает женщину невыносимой.

Надо только понимать «Афины» необязательно успешные, «Афродиты» вполне могут быть уродливы, а среди «хозяек» встречаются неряхи.

Вот только Стервы - стервы всегда.

Принадлежность к типу означает цель и смысл жизни, а также образ счастья, а уж получается так, как получается.

Кстати сказать, из систематики видно, как невысоко греки ценили чистый разум, в отличие от наших современников для которых словосочетания «разумная жизнь», «высший разум», «сверхразум» – описывают вершину эволюции.

Конечно, систематика личности на греках не остановилась.

Психолог А. Афанасьев с этими идеями согласился, принял, как аксиому, и предположил, что эти элементы находятся у каждого человека в определенной иерархии по своей значимости; всего получилось 24 варианта. И написал он очень занимательную книгу «Синтаксис любви», по структуре напоминающую типологию Юнга (там, где интроверты и экстраверты), только типов больше; а примеры ярче и ближе современному российскому читателю.

Еще есть известное деление на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. И, вроде бы, да – люди как-то соответствуют этим типам. Вот только, если взять обычного школьника, то на стадионе, болея за свою команду, он - холерик, на вечеринке с друзьями - сангвиник, а как уроки делать - так меланхолик.

Кроме мифологических основ систематики есть абсолютно однозначные, инструментально подтвержденные; например: модное одно время деление личности людей по группам крови. Или по доминирующему развитию у человека одной из трех тканей: нервной, мышечной и соединительной. В результате получаются три типа: худой, бледный, с горящим взглядом - мыслитель, мускулистый воин и кругленький пузатый любитель поесть - Санчо Панса.

При этом, вполне возможно, что худенький, боящийся боли, юноша пойдет на танк с гранатой, а мускулистый, как бы воин, сдастся в плен и будет полицаем.

Можно предположить, что увеличение признаков классификации, увеличит точность прогноза. И такие системы есть. Например, такое формально безупречное и однозначно определяемое соответствие личности по дате рождения и расположению звезд, и планет.

Основание, понятно, мракобесное, но типов получается много. Причем, так много, что привести их к общему знаменателю крайне сложно.

Вообще, классификаций много, и книг написано на эту тему кубометры, но нам важно знать одно общее для всех систем следствие: для людей отсутствует понятие объективного счастья. У каждого свои мотивы, свои ценности и желания. Счастье, когда все они воплощаются.

Ну, а что касается строгой научности, в смысле однозначности измерения и доступности интерпретации любому дураку, так и такие системы есть.

Это известная методика тестирования, и именно в ней видны возможности и ограниченности научного метода. Чтобы убедиться в этом, мы и попробуем виртуально разработать Большой Хороший Тест.

Владелец таксопарка хочет иметь простую и надежную методику для определения шоферов, склонных по каким-либо причинам (ему неважно по каким) попадать в аварию. Его практический интерес в том, чтобы их на работу не брать, а тех, кто уже работает, уволить или, по крайней мере, перевести в ремонтники.

Это типичная научная задача.

1. Нужно знать «как».

2. Абсолютно неинтересно «почему».

3. Результаты должны быть доступны любому дураку!

Итак, приступим. Для начала возьмем какое-либо действующее автохозяйство (чем больше, тем лучше). По личным делам, путем опроса, да и, вообще, всеми возможными способами выделим две характерные группы водителей, человек по сто. Одна группа – хронические аварийщики (напомню, неважно, почему это им так не везет); вторая группа, наоборот, – везунчики. Затем составим список из 2–3 тысяч нейтральных вопросов, требующих ответа «да – нет» и дадим их каждой группе. Получим немыслимый по объему материал. Раньше с ним работала куча лаборантов, сейчас, слава Богу, есть компьютеры. Составим программу для нахождения вопросов, при ответе на которые «аварийщики» отличаются от «везунчиков», причем неважно, какой был ответ – «да» или «нет», лишь бы было отличие. Например, «аварийщики» на 5% чаще ненавидят кошек и на 7% реже любят малиновое варенье. Из всего списка вопросов оставим 200 с наиболее яркими отклонениями. И хотя 5% ни о чем не говорят, но эти же отклонения в двухсотой степени дадут уверенность почти 100% (обращаю внимание на слово «почти»).

Итак, задача выполнена. Соискатель отвечает на вопросы, а компьютер выдает ответ о вероятности попадания его в аварию в первый год работы. И теперь на основе теста любой начальник отдела кадров может легко и быстро принять управленческое решение.

А где же ограничения? Они есть. Как во времени, так и в пространстве. Мы не определили границы применения теста. То, что работает в США, может дать сбой в Японии, а лет через 30, возможно, и нигде работать не будет. Ну, и вспомним слово «почти». Как правило, в отношении людей выдающихся, т. е. абсолютных гениев или полных идиотов, тест дает сбои.

В истории известно много людей, достигших вершин в различных видах деятельности, при этом в отроческие годы если чем-то и отличавшихся от своих сверстников, то тупостью и полной неспособностью к обучению.

Именно на этом основана критика широкого внедрения систем тестирования школьников. Причем не столько потому, что тест может пропустить в вуз тупицу, натасканного репетиторами, а, главным образом, из опасения перекрыть путь таланту от Бога, ориентированному на вечные ценности и потому плохо приспособленному к жизни сиюминутной.

Хотя количество таких людей составляет доли процента, но именно они потом двигают и науку, и искусство, да и, вообще, все с чем соприкасаются. И, если в таксопарк на основании теста примут на работу какого-нибудь автоманьяка, а откажут чемпиону мира, то ничего страшного не случится. Но внедрение повсеместного тестирования в масштабах страны может привести к печальным последствиям.

Однако вернемся к теме статьи: «Наука отвечает на вопрос - Как? А религия на вопрос - Зачем?».

И это верно, если уточнить, что понимать под словом - Зачем? А в данном случае имеется в виду: Зачем это нужно делать? То есть, плохо это или хорошо?

Действительно, наука этим не занимается. Другое дело – почему человек хочет делать то, что он делает? То есть существует ли краткая и исчерпывающая аксиоматика поведения человека, из которой это «почему» следует.

Вот это как раз вопрос для науки. И такая наука есть, а называется она психоанализ.

Автор психоанализа З. Фрейд задал себе простой вопрос: «Откуда у человека берутся желания, и всегда ли он сознает, почему хочет то или другое?» Ну, и как всегда: была бы идея – факты найдутся. Тут же все и организовали.

Женщине под гипнозом в присутствии свидетелей было внушено проснуться; и через пять минут взять зонтик и выйти на балкон. Она так и сделала. Проснулась, непринужденно поговорила с присутствующими и через пять минут, взяв зонтик (чужой, кстати), вышла на балкон. На вопрос, почему она вышла, ответила: «Подышать свежим воздухом, – а почему зонтик взяла? – да просто так». Вот он момент истины! Оказывается, человек, Homo Sapiens (человек разумный), зачастую не знает, откуда у него появляются те или иные желания.

А затем Фрейд и его последователи выработали вполне научную аксиоматику.

- У человека возможны желания, которых он, по каким - то причинам не осознает.

- Если осознание желания вступает в серьезный конфликт с неосознанными возникает невроз, который выражается в нелогичном, с точки зрения постороннего, поведении.

- Если подсознательные желания вывести на уровень сознания конфликт и невроз исчезают, и остается рациональный выбор.

- Все эти законы относятся как к одному человеку, так и к группам людей включая целые народы и цивилизации.

Как водится, следствий у этой аксиоматики бесчисленное множество. И разобраться в них отнюдь не просто.

Прочитав аксиому о переводе подсознательных желаний на уровень сознания, многие тут же предложат устроить рай на земле: надо просто рассказать народам и отдельным людям, чего они хотят на самом деле, после этого соберется всемирная конференция, и наступит всем полное счастье.

Такие проекты возникают от непринятия фундаментального закона: «Неосознанные желания не осознаются». И попытка влезть в подсознание отдельных людей и народов окончится мордобоем (в лучшем случае).

В реальности происходит следующее: Сначала человеку станет совсем невмоготу, потом он ЗАХОЧЕТ и только затем ему можно помочь.

И будет это очень долго и очень дорого.

Заканчивая обзор моделей поведения, следует отметить не только проблемы с единой аксиоматикой, но и то, что мы не видим однозначно понимаемой объективности.

И действительно, объектом исследования является человек – субъект по определению. И что бы ни доказывали эксперименты в отношении ста человек, сто первый запросто может среагировать самым неожиданным образом.

Что интересно: точно так же обстоит дело в квантовой механике. Управлять пучком электронов и предсказать его поведение можно с очень высокой точностью (что и делается в телевизорах с кинескопом), но при этом поведение одного электрона однозначно предсказать невозможно.

А ведь еще есть гипотеза - о наличии души, имеющей свободную волю, но она, конечно, противоречит догматике материализма.


Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Обсудить
  • +++
  • "А ведь еще есть гипотеза - о наличии души, имеющей свободную волю, но она, конечно, противоречит догматике материализма." - "догматике" - а точнее Принципам - диалектического материализма НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ.
  • Ага... И что?..
  • :thumbsup:
  • ключевая фраза статьи - "И будет это очень долго и очень дорого" :smirk: