
История полосатой тюремной одежды скрывается в темном европейском средневековье и полна смертей, религиозного фанатизма и абсурдности.
Полосатая форма — это классический вариант одежды для заключенных. Столь необычное одеяние объясняется двумя причинами. Во-первых, такая одежда облегчает поимку сбежавшего — она хорошо заметна для тех, кто ловит беглеца, а местные жители, увидев его, сразу понимают, что это именно бежавший заключенный, а не вышедший прогуляться турист. Во-вторых, необходимость носить необычную и одинаковую для всех заключенных одежду оказывает определенное психологическое влияние, подавляя волю и отделяя заключенных от свободных людей. Казалось бы, с полосатой робой для заключенных все понятно. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Гонения и неприятие обществом — странный процесс, причины которого могут быть весьма и весьма сложными. Они могут крыться в культуре народа, религиозных взглядах, точке зрения правящей элиты и множестве других причин. Но то, что произошло с тканью в полоску, лежит вне формальной логики.

В 1310 году в французском Руане один сапожник был приговорен судом к смерти за то, что «был пойман в полосатой одежде». Этот необычный прецедент демонстрирует то, как в средние века относились к полосатой одежде. Об истории гонений на полосатую ткань написана книга «Дьявольская одежда: история полосок и полосатой ткани». Ее автором стал историк Мишель Пастуро — один из лучших специалистов.
В предисловии к своей книге Пастуро пишет, что, «начиная с XII-XIII столетия, сохранилась обильная документация, свидетельствующая о том, что полосатая одежда считалась позорной, унизительной и прямо-таки дьявольской». Полосатое платье носили палачи и проститутки. Помимо палачей и проституток, в средневековой Европе полосатые костюмы полагалось носить разного рода изгоям — циркачам, шутам, прокаженным, калекам, еретикам и незаконнорожденным детям.

Неприятная история произошла в 13-м веке с монахами ордена кармелитов. Они базировались в Палестине и были далеки от европейских предрассудков. Руководству ордена пришла в голову мысль завести новую форму, пошив рясы в коричневую и белую полоски. Для этого даже нашлась библейская аллюзия — ветхозаветный пророк Илия исчезает в небе на огненной колеснице, оставив за собой выжженные на белом облаке коричневые следы колес. Но модные рясы не пришлись по вкусу первым встреченным европейцам. Кармелитов забрасывали камнями и свистом. Конфликт дошел до самого папы Александра IV, который высшим указом запретил ношение полосатых ряс. Кармелиты не пошли на поводу у предрассудков и на протяжении четверти века не следовали указу. Тем не менее Ватикану удалось настоять на своем и окончательная булла Бонифация VIII запретила полоски всем без исключения католическим монашеским орденам в мире.

По сей день нет единого мнения о том, откуда взялась дурная репутация полосок в одежде. Историк Пастуро предполагает, что это произошло от вольного толкования библейской цитаты «Не надевай на себя одежды двойной». С другой стороны, это могло произойти из-за того, что полосатая одежда скрадывала силуэт и могла быть расценена как попытка маскировки. Но ни первая, ни вторая гипотеза не могут объяснить причины странной ненависти средневековых европейцев к этой расцветке.

Дьявольский характер полоски распространялся и на животных, которых природа так причудливо раскрасила. Пособниками черта считались не только черные, но и полосатые коты, тигры, змеи, гиены. Странная история получилась и с зебрами, о существовании которых в средние века знали очень и очень немногие. Католические натуралисты, как один, причислили зебру к разряду «дьявольских» животных, где зебра пробыла вплоть до Реформации, пока ее не оправдали новые поколения зоологов.

Финал дьявольской истории полоски пришелся на конец XVIII века. Революции произошли не только во Франции и Новом Свете, но и в сознании обывателей. Полоска больше не воспринималась как табу. Наоборот, началась тотальная мода на полосатую ткань – от одежды до обивки мебели и стен. О флаге США, который появился как раз в то время, не стоит и вспоминать.

Пройдя долгий путь от средневековья, страх общества перед полосками воплотился в появлении полосатой униформы для заключенных. Полосатая униформа появилась в США в 19-ом веке вместе с возникновением двух тюремных систем. Пенсильванская система была придумана квакерами и поощряла раскаяние путем принуждения заключенных жить и работать в одиночных камерах. Обернская система организовала специальные отрасли промышленности, разрешая заключенным работать коллективно в течение дня при строгих условиях: им не позволяли говорить друг с другом, каждое их движение жестко регламентировалось, волосы были одинаково коротко подстрижены, и они носили полосатую униформу. Такая форма одежды просуществовала около века. Последними, кто носил полосатую одежду (если не считать узников концлагерей нацистской Германии), были англичане. Женщины до 1971 года, а мужчины до 1991 го носили платья и рубашки в белую и синюю полоски. Дело доходило до курьезов. После того как ношение униформы отменили, разрешив заключенным носить обычную одежду, многие продолжали следовать традиции и заказывать себе полосатые одежды у вольных портных.

Оценил 21 человек
47 кармы