• РЕГИСТРАЦИЯ

О Боге – Пресвятой Троице

4 848

Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа. Мф.28:19

Беседа первая

С Божиею помощью мы будем излагать вам, братия, самое главное учение в нашей вере – догмат о Святой Троице. Хотя есть между нами знающие хорошо это учение, которые не требуют, да кто учит их; но таких – очень немного: несравненно больше знающих не хорошо, даже меньше, чем не хорошо; а служитель св. алтаря должен всем преподать учение веры ясное и отчетливое. Да и для хорошо знающих не лишнее дело – повторять в памяти знакомое им учение веры, как не лишнее дело – постоянно видеть глазами свет, или вдыхать и выдыхать воздух; потому что наше учение еще нужнее, чем видимый свет и воздух. Памятовать о Боге, говорит Св. Григорий Богослов, необходимее, чем дышать.

И так для всех необходимо нужно – учение о Боге. Поэтому мы и будем говорить так, как будто бы здесь все были равны по степени знания. Но прежде, чем будем излагать речь о начальной, царственной и блаженной Троице, мы скажем, братия, несколько слов о важности и непостижимости этого учения и о смиренной простоте веры, с какою нужно слушать его. Учение о Пресвятой Троице так важно, что в Вере Христианской нет важнее и возвышеннее этого учения; а все другие знания человеческие, относящиеся к земной жизни нашей и не касающиеся Веры, если взять их вместе, – в сравнении с познанием единого Бога, в Троице покланяемого – то же, что едва заметная точка: потому что Бог есть источник всякой премудрости и знания и – Бога во Св. Троице есть жизнь вечная для разумных тварей. Без исповедания Пресвятой Троицы нет Христианства. Мы называемся Христианами, как всякий знает, от веры во Христа, Сына Божия Единородного, а всяк, исповедующий Сына, и Отца имеет, по словам Св. Иоанна Богослова, имеет и Духа Святого, о котором Господь сказал: Дух Господень на Мне. Значит, кто верует во Христа, тот непременно верует во Св. Троицу: в Отца и Сына и Св. Духа. Без исповедания Пресв. Троицы у нас не было бы ни Церкви, воспитывающей нас для неба, но таинств, которыми она освящает, подкрепляет и руководит нас в страну бессмертия; без учения о Св. Троице страшный суд, воскресение мертвых, воздаяние каждому по делам в будущей жизни были бы для нас пустыми словами. Все это необходимо допускается только тогда, когда мы веруем в Бога Отца, который есть предвечная Любовь и Правда; – в Бога Сына, как Искупителя человеков и – в Бога Духа Святого, как Освятителя и Утешителя верующих. Так важно это учение. Но оно есть вместе и самое непостижимое. Только по снисхождению к нашей немощи Бог благоволил открыть таинство Пресвятой Троицы под именем Отца и Сына и Св. Духа, а потому мы не должны принимать cиe Имя (т. е. Отца и Сына и Св. Духа) в том смысле, в каком принимаем о людях. Так, Сын Божий называется еще Словом Божиим и Премудростью: а о людях сказать этого нельзя. Что же касается того, как в едином Боге три Лица, Как и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Св. Дух есть Бог; то это выше всякого разумения. Троичность лиц Божества есть величайшая тайна, сокрытая даже от многоочитых Херувимов, которые непрестанно приникают в непостижимый свет Божества и оттоле почерпают для себя всякое ведение и блаженство. «Но где тайна», говорит Св. Златоуст, «там великое молчание; где тайна, там ум призывает к себе веру». Так, братия, разум наш необходимо должен смириться и умолкнуть пред тайною Триипостасного Божества, и, чувствуя свое бессилие, постигнуть ее, призвать себе на помощь веру.

Смиренная простота веры необходима каждому из нас. Где нет тайн? Человек сам для себя – и в своей душе, и в своем теле – есть тайна. Кто удовлетворительно объяснил, наприм., как соединена душа человеческая с телом, как они взаимно действуют друг на друга; как сон восстанавливает силы человека и пр.? Значит, прежде всего человек должен верить своим собственным тайнам. Есть бесчисленное множество тайн и в окружающей нас природе: человек так мало знает в сравнении с тем, чего еще не знает, – не смотря на успехи естественных наук, – что каждый из нас смиренно должен сознаться с одним из древних мудрецов6 в том, что мы знаем лишь только то, что ничего не знаем. Св. Писание свидетельствует, что мы Мы едва можем постигать и то, что на земле, и что под руками с трудом понимаем, и за этим прибавляет: а что на небесах – кто исследовал?

И так, если – тайны в нас самих и в окружающей нас природе, и мы должны принимать их верою, не постигая разумом: то не тем ли больше должны верить тайнам небесным и особенно высочайшей тайне Триипостасного Божества? Твари ли постигнуть Творца? «Я говорю теперь (слова Св. Кирилла Иepyc.) и все говорят в свое время; но как говорим, сего не можем мы сказать: как же можно мне изречь Даровавшего слово? Я имею душу и не могу изъяснить свойств её, как же могу изречь Даровавшего душу? Для благочестия довольно нам знать только, что мы имеем Бога» и смиренно сознавать, что Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

И так, братия, во имя Отца и Сына и Св. Духа просим у вас на будущее время вашего внимания учению о величайшем таинстве Христианской Веры. Будем помнить, что от правильного познания Трисиятельного Божества зависит наша вечная судьба. Се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал ecи Иисуса Христа. Аминь.

Беседа вторая

В Троице единаго Бога славлю: Отца, Сына и Духа; Единицу простую, Троицу честную, Начало предначальное. Троич. Постн. Тр. л. 212.

В прошедший воскресный день мы обещались начать беседу свою о высочайшем таинстве Xриcтианской Веры – о троичности Лиц божества. С Божией помощью начинаем теперь эту беседу. – Во едином Боге, по учению Христианской Веры, три Лица: Отец, Сын и Св.Дух, Троица единосущная и нераздельная. Уже самые первые слова символа веры дают знать каждому, что, хотя мы веруем во единого Бога, но в то же время – не в единое Лицо Божие: потому что единого Бога называем Отцом. «А имя Отца», говорить Св. Кирилл Иерусалимский, «при самом произнесении его уже дает разуметь и о Сыне, точно также, как сказавши имя Сына, тотчас представляем в уме своем и Отца. Ибо, если Отец: то, без сомнения, он есть Отец Сына, и если Сын, без сомнения Он есть Сын Отца. А веруя в Отца и Сына, мы необходимо должны веровать и в Духа Святого, как единосущного Отцу и Сыну, и через Сына явившегося людям. Единого Бога в Троице и Троицу во Единице почитаем, не сливая Лиц и не разделяя единого существа Божия: потому что иное Лицо Отца, иное – Сына и иное – Св.Духа. Бог Отец, Бог и Сын, Бог и Дух Святой, но не три бога, а един Бог. Шедше научите вся языки, сказал Господь Апостолам, крестяще их во имя Отца и Сына и Св.Духа. Не сказал: во имена, чтобы не дать повода к разделению единого существа в трех Лицах, а – во имя, чтобы показать их единосущие, или единство существа при троичности Лиц. «Яко Единицу существом пою Тя, яко Троицу Лицами Тя чту: Отче и Сыне и Душе Пресвятый», говорится в одной церковной книге.

По особенной важности учения о Пресвятой Троице для каждого Христианина, имя трех Лиц Божественных: Отца и Сына и Св.Духа употребляется Церковью – и в храме, при Богослужении, и даже в домах верующих, при совершении разных молитвословий – очень часто, как часто употребляется имя царя между его подданными, как сын весьма часто называет своего отца; облагодетельствованный – своего благодетеля; друг – имя друга; раб – имя своего господина. И Бог наш, в Троице поклоняемый, в преимущественном и высшем смысле, точно, братия, есть для нас и Царь, и Отец и Благодетель16. Поэтому не знать и не чтить, как должно, Пребожественной Троицы, со стороны Христианина было бы и безумной дерзостью, и неблагодарностью. Всякий подданный знает, хотя по имени, своего Царя; знает о его державе, власти и силе; благоговеет пред священною его Особою; облагодетельствованный часто и с удовольствием вспоминает и говорит о своем благодетеле. Даже вол знает владеющего им и осел – ясли господина своего. Как же нам не знать, что над всеми людьми и над всем миром – держава, царство, сила и слава Отца и Сына и Св.Духа? Как человеку, получившему от Св.Троицы все дары, начиная с жизни до струи воздуха, им вдыхаемого, не вспоминать часто и с должным благоговением о Триедином Благодетеле своем? о Нем бо, говорит св. Апостол о Боге, живем и движемся и есмы.

Так, братия, каждому из нас непременно нужно и правильно знать и благоговейным поклонением чтить царственную и живоначальную Троицу. И вы давно уже все знакомы с великим и вечно поклоняемым именем Отца и Сына и Св. Духа, потому что, – как мы сказали, – Святая Церковь весьма часто и в храме, и даже в домах ваших оглашает вас этим славным именем. Нужно преподать только изъяснение того, что мы слышим о Триедином Боге в церкви, или в домах.

Мы особенно часто слышим в Церкви и в домах краткие молитвы и краткие славословия Св. Троице. Именно, мы очень часто слышим молитвы: прежде всего к Духу Святому: Царю небесный, Утешителю, Душе истины. Так как третье Лицо Св. Троицы, т. е. Дух Святой, учит нас достойно молиться Богу, укрепляет нас в служении Ему, и вообще возращает, восперяет, устрояет горе служащих достойно Богу людей и таким образом соделывает наше спасение, приобретенное нам Сыном Божиим; то Св. Церковь при начале всякой службы, всякого молитвословия, призывает Его, Всемогущего Освятителя; потом – молитву ко всем Лицам Св. Троицы вместе: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный помилуй нас. Эту трисвятую песнь – иногда отдельно, но большей частью вместе с молитвой: Пресвятая Троице помилуй нас – мы слышим несколько раз при всех Богослужениях. Св.Церковь особенно часто любит повторять ее, подражая немолчному взыванию к Богу небесных сил: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Произнося молитву: – Царю небесный –, мы приготовляемся к достойной молитве Господу Богу, прося Духа Всесвятого вселиться в нас и очистить от всякой скверны; а говоря дальнейшие молитвы к Пресвятой Троице, мы уже молимся самым делом, чествуя Боголепным поклонением и Святого Утешителя Духа, которого просили вселиться в нас и очистить от скверны для достойной молитвы Tpиeдиному Богу. После этого читается молитва к первому лицу Св. Троицы – по заповеди Спасителя, который заповедал нам: сице убо молитеся вы: Отче наш… и пр.; в конце молитвы Священник произносит славословие Св.Троице, для показания , что и Отец, и Сын, и Дух Святой суть едино существо, и – царство, сила и слава одинаково принадлежат трем Лицам. Нередко также мы слышим приглашение к поклонению Царю и Богу нашему Иисусу Христу: приидите поклонимся Цареви нашему Богу, или, как далее: приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему, Богу. Кроме того, священник и чтец часто воссылают от лица Св. Церкви единую славу Отцу и Сыну и Св. Духу с общим для трех Лиц Именем: одно Имя означает, что у трех Лиц едино существо.

Таким образом Св. Церковь при каждой службе приглашает нас к молитве и поклонению трем лицам Св.Троицы – то вместе, как единочестным, – то отдельно, для испрошения потребных благ у того или другого Лица.

Итак, когда мы слышим повторение одних и тех же молитв к Пресвятой Троице, произносимых священником или чтецом, или Символа веры, не будем пропускать их без внимания, тем более – скучать, когда читают или поют их. Св. Церковь, – у которой постоянно пред глазами Трисвятый Владыка живота нашего, Судия и Бог наш, – повторяет их весьма часто с тем, чтобы вкоренить в мыслях и сердцах наших имя Живоначальной Троицы, чтобы мы постоянно дышали и жили молитвою, славословием и благодарением Ей. Будем же в след за Св. Церковью произносить эти молитвы, славословие или благодарение всесодержащей Троице.

Воздавая подобающее поклонение Отцу и Сыну и Св. Духу, трем Лицам во едином существе, постараемся, во славу Триединого Бога, и сами соединяться между собою воедино мыслями, желаниями и делами добрыми, – чего желал и просил Спаситель в последней молитве Своей к Отцу Своему: не о сих (Апостолах) молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да вcи едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. К этому единству призывает нас и вера наша, основанная на любви к Господу, и единство нашей природы, единство житейских нужд и духовных потребностей. Даже – можно сказать – вся окружающая природа, весь прекрасный мир Божий призывает людей к теснейшему, взаимному соединению. Вы видите, как он строен в своем течении и жизни и, при всем различии своих частей, составляет одно согласное целое. Так должны быть согласны в своей жизни люди, и – при различии своих сил и способностей составлять одно, красующееся верою и любовью, целое. Будет время, или – лучше сказать, – вечность, когда все несметное множество праведников, отшедших из этой жизни и еще имеющих отойти из неё в вечность, соединится в будущем веке совершеннейшим единством мыслей, чувств и стремлений для славы Божией и собственного блаженства. Еще здесь на земле Св. Церковь старается приготовить нас к этому соединенно единством веры, надежды и любви. Да сподобимся все мы достигнуть блаженного единства во славу Триединого Бога.

Аминь.

праведный Иоанн Кронштадтский

Катехизические беседы

Беседа третья.

Беседа четвертая.







А помоему — кто зол, тот и глуп

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Иванушка 24 ноября 2020 г. 17:16

      До свидания Конт ;-)

      До свидания Конт ;-)...
      868
      Иванушка 17 августа 2020 г. 17:07

      Вести с полей

      Блог компании Cognitive Pilot Возможно, вы помните, что мы говорили про то, как можно сильно улучшить работу обычного сельскохозяйственного комбайна, если использовать нейросетки для распознавания культур и препятствий и робота для автопилотирования. Всё это (кроме процессоров Nvidia и ещё части железа) — наша разработка. А радость в том, что в некоторых...
      829
      Иванушка 22 июля 2020 г. 16:06

      «Ненавидь врагов Божиих», – история о том, как переврали одну важную цитату

      Может ли христианин ненавидеть другого человека? Пускай даже самого плохого, самого злого и никудышного — можно ли его ненавидеть и при этом продолжать с чистой совестью считать себя христианином? Такие вопросы невольно возникают, когда читаешь интернет-перепалки на многих православных форумах, где участники почем зря громят друг друга с чувством, которое иначе как не...
      800
      Иванушка 15 июля 2020 г. 12:34

      Догмат и ересь

      Путь Богопознания представляет собой образ жизни, а не образ мыслей. С другой стороны, известно, что сама Церковь выработала определенные теоретические положения, или догматы веры, как их принято называть сегодня. Не возникает ли здесь противоречия?Если мы подойдем к этому вопросу с исторической точки зрения, то увидим, что в течение первых трех веков своего существов...
      788
      Иванушка 9 июня 2020 г. 19:31

      «Новое религиозное сознание» Дух восточных культов в 1970-х годах

      замечательная ретроспектива проникновения Духа восточных культов в христианство от иеромонаха Серафима (Роуза) известного православного миссионера и катехизатора второй половины XX века. Влияние восточных идей и практики на некогда христианский Запад достигло поразительных размеров в 1970-х годах. В частности, Америка, которая каких-нибудь два десятка лет назад все ещ...
      866
      Иванушка 17 мая 2020 г. 23:27

      Кто такие бесы, и нужно ли их бояться

      Что имеет в виду современный неверующий человек, когда говорит «я был взбешен» или «меня это бесит»? Наверное, в большинстве случаев — просто крайнюю степень раздражения. И хотя корневая основа подобных слов ясно указывает на их происхождение от слова «бес», в наше время это мало кого может смутить.В рецензии на новый спектакль пресса восторженно сообщает, что премьер...
      1123
      Иванушка 14 мая 2020 г. 16:37

      Трудно быть Богом

      взгляд обозревателя журнала «Фома» Александра Ткаченко на творчество любимых авторов.Апокалипсис начинается в ПолденьВ произведениях братьев Стругацких всегда есть какая-то недосказанность, отсутствие ясно выраженного отношения самих авторов к событиям, которые они описывают. Каждый раз, прочитав на одном дыхании очередной их роман, я чувствовал, что хитрые авторы мен...
      1048
      Иванушка 4 мая 2020 г. 10:42

      Зачем современному человеку христианство?

      Письмо в редакцию: Господь говорил, что есть заповедь – возлюби Господа и ближнего как самого себя. А если человек не умеет любить ни ближних, ни себя, ну нет у него такого опыта, если он вырос во враждебной среде, среди ненависти и корысти?... Не было такого опыта в родной семье, где все друг друга ненавидели или использовали, не было его и потом, (так сложилось, дол...
      1004
      Иванушка 4 мая 2020 г. 10:29

      Ребро Адама

      В известном художественном фильме «Москва слезам не верит» есть эпизод, положивший начало полемике, которая плавно перекочевала из советских кухонь в современные интернет-блоги и не прекращается по сей день. Главный герой кинокартины – великолепный слесарь-интеллигент Гоша, выясняя отношения с любимой женщиной, в ультимативной форме говорит:– Запомни, все и всегда я б...
      983
      Иванушка 1 мая 2020 г. 17:31

      Обида

      Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово. Обиды преследуют человека с самого раннего детства. В песочнице совсем еще маленький карапуз до...
      1011
      Иванушка 24 апреля 2020 г. 19:03

      Ассоциативное мышление

      Общение с людьми, наблюдение за внешним миром и собственные мысли бывают причиной появления у нас непроизвольных воспоминаний. Эти непроизвольные воспоминания, или ассоциации, связаны с вызвавшими их словами, образами или событиями сходством по какому-либо признаку: по похожести места, времени суток, состава участников, по подобию цвета, запаха, звука, вкуса, сопутств...
      732
      Иванушка 17 апреля 2020 г. 10:53

      Христос погребен?! Может ли Он воскреснуть?

      Христос убит, опозорен как идеал, изъят из действительности как нечто реальное. Христос забыт и скрыт от сознания. Он погребен и замурован в темной гробнице прошлого. Доступ к гробнице завален камнем, отвалить который не в силах отдельный человек. Может ли Он воскреснуть?Христа, Человека, жившего около двух тысяч лет назад, предательски схватили и привели на суд. Его ...
      997
      Иванушка 16 апреля 2020 г. 20:05

      Родная музыка

      Проект "ВЕК" Куда летишь, кукушечка Выхожу один я на дорогу Как во славном городе Сидела Катюша фильм Родная музыка ...
      947
      Иванушка 13 апреля 2020 г. 20:37

      О смысле жизни

      Главная закономерность мира – это развитие, восхождение от примитивного к более сложному, совершенному. На этой лестнице восхождения наиболее совершенной формой движения является жизнь. Среди всех форм жизни наиболее совершенной является мысль. В потоке времени жизнь все более и более одухотворяется. Жизнь – это как бы вершина движения. Мысль – это как бы пик жизни. И...
      793
      Иванушка 8 апреля 2020 г. 19:42

      О русской православной иконе

      О смысле жизни.Богословские миниатюры протоиерей Николай Иванов  В наши дни обострился интерес к русскому религиозному искусству: иконописи, храмовой архитектуре, богослужебному пению. Пошла мода называть это народным русским искусством такого-то века, поясняя при этом, что оно ценится за красоту и человечность. И только. О религиозной сущности если и говорят, то...
      1285
      Иванушка 8 апреля 2020 г. 19:14

      Добро и зло

      Представление человека о добре и зле являются плодом его религиозных воззрений. Человечество слишком мало знает об окружающем мире, чтобы составить о нем полную научную картину, и никогда его знания не будут достаточны для этого. Для составления целостного понятия о мироздании человек вынужден прибегать к догадкам и предположениям, которые составляют большую и главную...
      713

      Преподобный Серафи́м Вырицкий

      ...В сен­тяб­ре 1941 го­да гит­ле­ров­ские ча­сти, на­сту­пав­шие на Ле­нин­град, за­ня­ли стан­цию Вы­ри­ца. Ок­ку­па­ци­он­ные вой­ска, рас­квар­ти­ро­ван­ные здесь, со­сто­я­ли из ру­мын, ко­то­ры­ми ко­ман­до­ва­ли немец­кие офи­це­ры. Через несколь­ко дней по­след­ним до­нес­ли, что в по­сел­ке есть некий по­лу­жи­вой ста­рик, очень по­чи­та­е­мый рус­ски­ми, по­...
      1243
      Иванушка 1 апреля 2020 г. 18:52

      Ропот

      Почему так часто мы, православные, ропщем? Дает ли нам нынешняя жизнь повод для недовольства? Как нужно относиться к тому, что посылает нам Бог? Кому родственен ропотник?  Возлюбленные о Господе, мы сегодня поговорим с вами о таком бытовом недуге, как ропот. Мы, священники, вынуждены смотреть на «изнанку пылесоса»: стоять на исповеди и слушать откро...
      737

      В нашу эпоху не хватает живых примеров

      Геронда, почему Святой Кирилл Иерусалимский говорит, что мученики последних времен будут «па́че все́х му́ченик» 8 ?– Потому что раньше было много богатырей [духа]. А в нашу эпоху не хватает живых примеров, я говорю сейчас вообще о Церкви и о монашестве. В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты. Мы лишь восхищаемся святыми подвижниками нашей ...
      870
      Иванушка 26 февраля 2020 г. 13:33

      Держаться здравого смысла становится все труднее

      Недавно президент России Владимир Путин еще раз подчеркнул свою приверженность традиционному пониманию брака: «Брак – это союз мужчины и женщины... А что касается «родителя номер один» и «родителя номер два», я уже публично говорил, что пока я президент, у нас не будет «родителя номер один» и «родителя номер два», у нас будут папа и мама». Это вызвало, как говорят в т...
      838
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика