
Детство, прошло на базах флота, Сибирской красавицы реки Лены в семье с моими любимыми и любящими родителями - легендарного капитана ЛОРПа Александра Константиновича и Зинаиды Васильевны Бабичевых.
- "Сын собственных родителей. Родился по собственному желанию", - любила шутить моя Мама. Все было сказочно и замечательно. Для моего воспитания и самообразования родители не жалели ни сил, ни средств, потому я не знал ни забот ни печалей.

В 1960 году, когда мне исполнилось 6 лет, отца перевели в Пеледуйскую базу флота, назначили капитаном на пароход "КОМСОМОЛ", а нашей семье, одним из первых выдали ключи от новенькой и шикарной по тем временам квартиры на улице Юбилейной, состоящую из двух комнат и кухни.
Посредине квартиры стояла огромная беленая печь из красного кирпича, которая топилась дровами, на плите мама готовила обеды, в духовке выпекала торты и пироги, а на краешке плиты стоял "поющий" на разные голоса чайник ,запах маминых пирогов и булок, разносился по всей улице.
Комнаты разделялись тонкими филёнчатыми досками, крашенными белой эмалью. Во дворе был дровенник, который через год, был переоборудован в гараж под двухцилиндровый мотоцикл с коляской "ИЖ ЮПИТЕР".

По началу "ИЖ" конечно же не был таким обшарпанным и блестел, как новенький самовар, отливал новыми красками, никелированными ободами и отражая солнечных зайчиков в стекле на коляске.
Летом, когда отец уходил в навигацию, я конечно же не мог позволить мотоциклу просто стоять без дела и ржаветь. В восемь лет, отец научил меня управлять, а в девять я со своими друзьями уже спокойно ездил в тайгу за грибами и за ягодами. https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...
Около двадцати типовых домов, на три и четыре хозяина, часть из которых ещё строилось, было заложено для капитанов, механиков и специалистов флота.

Вид с крыши нашего дома, перекрёсток улицы Юбилейной и Комсомольской. На нижнем фото, я со своей "Сменой -8" и сосед Сашка в знаменитых воротах. Которые были единственными на всю улицу, с двумя калитками, заваленными дровами и огромными воротинами, которые мы поначалу использовали вместо каруселей, а после и вообще они были сняты, так как никогда не закрывались.

Конечно, назвать это улицей сейчас, просто язык не поворачивается. Выглядело это вот так - новые брусовые дома в два ряда, построенные для бурно развивающейся базы флота – РЭБ на окраине посёлка, а между ними месиво весной, осенью и после дождя. Летом неимоверная пылища, за машиной или за проехавшим мотоциклом. Зимой огромные сугробы снега, который выгребали из дворов прямо на улицу:

Кстати сказать, и двор наш, весной, был то же непролазным и чтобы добраться до дровяника или туалета, ведь все удобства были на улице, нужно было иметь болотные сапоги или обладать навыками управления плотом:

И всё же, для нас это был лучший двор, лучшая улица и лучшие годы беззаботного детства, о которых можно вспоминать только с улыбкой и умилением.
У меня у первого на всей Юбилейной улице появились фотоаппараты

"Смена- 8" который мне подарили в январе 1962 года, когда исполнилось 8 лет. С помощью этого фотоаппарата я отснял километры фотоплёнок и израсходовал ни одну тонну химикатов, на составление проявителей и закрепителей. Этот фотоаппарат служил мне верой и правдой более двадцати лет. Был со мной и на флоте и на китайской границе и в тайге.
Всё, что попадало в объектив моего фотоаппарата, становилось художественными «шедеврами» после кропотливой работы при свете красного фонаря и бессонной ночи. А утром, во дворе меня ждала ватага друзей, которые со смехом рассматривали фотки и бескорыстно в подарок, получив свои особо понравившиеся портреты, мчались сломя головы домой, показать своим родителям.
Мой отец никогда не жалел денег на приобретение фото принадлежностей. В огромном чемодане у нас всегда было в запасе всё, что требовалось, начиная от плёнок разной чувствительности, запасные кассеты, проявители, закрепители, фотобачки для проявления плёнок, ванночки, красные фонари, фотоувеличители, глянцеватель...

Сегодня у детей в каждом телефоне есть не только фотоаппарат, но и видео камера. Стоит только нажать кнопку и всё готово в лучших цветах. Конечно же, это замечательно, что техника так шагнула вперёд, но она и уничтожила как таковое чёрно-белое фотоискусство, сам творческий процесс, да и самих фотолюбителей. Сегодня мало кто помнит, какое это было увлекательное и полезное занятие.
Любовь, к фотоделу прививал мне мой отец, у него был свой фотоаппарат «Зоркий-4».

Первый шаг, плёнку в кассету, как и в фотобачок нужно было заряжать в полной темноте и на ощупь. Для этого я спускался в подполье или залазил пол одеяло. Первый вариант мне нравился больше, так как под одеялом было очень жарко и нечем дышать. Позже отец научил меня всовывать руки с обратной стороны в рукава шубы, мне заворачивали руки с кассетой или фотобачком и я заряжал плёнку. Но если в подполье или под одеялом было видно хоть маленькую щель, через которую проходит свет, то в завёрнутом рукаве можно было засветить плёнку и тогда все 36 кадров могли оказаться бесполезными.
Второй шаг, это само фотогравирование. Было такое понятие, как нефотогеничный человек, так вот у меня в детстве был такой человек, это моя старшая сестра, стоило мне щёлкнуть лишь один кадр с ней, как тут же вся плёнка оказывалась засвеченной, бракованной или слеплены кадры про проявлении. Сестра постоянно жаловалась отцу, что я не желаю её фотографировать и специально порчу плёнку. Но я по сей день не могу понять почему так происходило.

Третий шаг – проявление плёнки! Здесь нужна была сноровка по наматыванию плёнки в фотобачок Плёнка не должна была слипаться, для этого её следовало намотать по спирале в бачке при полной темноте. Затем несколько минут в стандартном проявителе, промывка, и 20 минут в фиксаже. Снова промывка и плёнка в негативе готова к просушке в повышенном состоянии.
Четвёртый шаг – фотопечать, это самое главное таинство и проходило оно обычно в ночь с субботы на воскресенье. Мама и сестра уходили спать, а мы с отцом завешивали окна плотными шторами и покрывалами Подвешивали красный фонарь, так как фотобумага не засвечивалась при красном свете. Настраивали фотоувеличитель и выставляли три ванночки.

В первой был проявитель, во второй вода для промывки и в третьей закрепитель. Отец садился за фотоувеличитель, а я устроившись поудобнее ждал, когда он бросит в первую ванночку чистую фотобумагу, которую несколько секунд держать под лучом яркого света увеличителя.

Процесс проявление длился буквально несколько секунд и как только изображение становилось чётким, я при помощи бельевой прищепки, так как пинцета у нас не было, вытаскивал фото из проявителя и промыв в воде, бросал его в закрепитель. Представьте, что при тусклом красном свете нужно было правильно определить время проявления фото. Если не додержать, то будет бледное, передержать, чёрное. За вечер мы печатали по 150-200 фотографий.
Пятый шаг – сушка и глянцевание. После того, как фотографии закрепились их опускали в таз с чистой водой и тщательно промывали, что бы после сушки не оставалось разводов от химикатов. Расстилали газеты возле печки и раскладывали на них готовые фотографии. Затем отбирали самые лучшие и накатывали их на зеркальные металлические пластины глянцевателя. Готовые фото обрезали специальным фигурным фото ножом и укладывали между страниц толстых книг.

До приобретения электро-глянцевателя. фотографии накатывали на обыкновенные стёкла. Предварительно их промывали с содой и лезвием тщательно выдавливали из под фотографий воздух, что бы глянец был ровным. Иногда фотографии прилипали к стеклу намертво и их приходилось отмачивать водой.
Чуть позже, мне подарили "Шпионский" фотоаппарат -"Киев-Вега" с узкой плёнкой:

Плёнок для этого фотоаппарата было не достать, но я научился в полной темноте разрезать стандартные плёнки и заряжать в "Киев-Вегу". Мы с отцом изготовили специальный резак из лезвий для бритья. При помощи которого обрезалась у обыкновенной плёнки на 36 кадров с двух сторон перфорация и сама плёнка разрезалась ровно на половину, что соответствовало нужной ширине, затем плёнка резалась на 3 части, чти соответствовало длине кассеты на 12 кадров. Так что с одной плёнки получалось шесть плёнок для "Киев-Вега" которые тут же заряжались в касеты и хранились в светонепроницаемых футлярчиках.

Для проявки плёнок и печати фотоаппаратов использовалось стандартное оборудование, только в фотобачке была глубокая прорезь, а в фотоувеличитель вставлялась специальная рамочка под узкую плёнку.

Хорошие фотографии на этом фотоаппарате сделать было не возможно, так как у него не был объектива. Но зато им можно было снимать с близкого расстояния, например документы, или картинки из журналов.

Но сам вид "шпионского" фотоаппарата, завораживал моих сверстников. Он умещался на моей детской ладони

Когда родители были на работе или уходили в кино на вечерний сеанс, ко мне приходили друзья и мы играли в шпионов, фотографируя флотские лоцманские карты и разные картинки.
Фотоаппараты "Зенит"
В детстве, в мои руки попадали, как бы по наследству фотоаппараты от отца, когда он покупал себе новый и когда отец купил себе первый Зенит, ко мне перешёл его Зоркий-4. Он сохранился у меня по сей день, как реликвия. Зеркальные Зениты, я покупал уже самостоятельно, так как в 14 лет имел уже свой, хоть и не большой, но стабильный заработок.
-Известны более 40 серийных моделей фотоаппаратов «Зенит». Все они рассчитаны на применение фотоплёнки типа 135 и предусматривают использование сменных объективов.
Фотоаппарат был настолько популярен, что выпуск перевалил за 13 миллионов штук.

Эти фотоаппараты прочно вошли в нашу семью до появления иностранных зеркалок "Canon", "Samsung" и цифровых "мыльниц"
Моё партизанское детство
Сергей Александрович Бабичев
Я рос в тайге без егерей и рыбнадзоров,
И даже без инспектора ГАИ.
Не запирались и ни строили заборов,
Ведь в СССР мы были все свои.
Я шёл в тайгу, на промысел за дичью,
Мы угоняли папин драндулет.
И на костре варили тёмной ночью,
Варенье из черники и шербет.
На сутки уходили на рыбалку,
Там запекали рыбу на углях.
Надеялись на снасти и смекалку
И никогда не жили в холуях.
В густой тайге мы строили землянки,
Готовясь к партизанщине с врагом.
Мы твёрдо знали – вражеские танки,
Будут пищать под нашим сапогом.
© Copyright: Сергей Александрович Бабичев, 2018
Свидетельство о публикации №118040303112
продолжение следует: https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...
Оценили 5 человек
4 кармы