Расположенный в самом сердце Стамбула, видимый с другого берега Босфора, дворец Топкапы возвышается как воплощение величия и власти Османской империи. Этот огромный комплекс служил не только резиденцией султанов, но и центром управления государством. Также здесь обитали женщины из окружения султана: его мать, жены, наложницы, их дети и слуги, обслуживавшие этот замкнутый мир.
Но гарем был лишь частью этой загадочной жизни. За высокой стеной, в стороне от основного дворцового комплекса, скрывалась камера заключения для османских принцев.
На первый взгляд, это здание выглядело благородно: высокие потолки, стены, украшенные изразцами, полы, устланные коврами, и витражные окна, через которые можно было увидеть террасу и сад с бассейном. Однако за этим великолепием скрывалась мрачная цель — это место служило тюрьмой для потенциальных наследников трона. Эти помещения назывались «кафес», что переводится как «клетка».
Появление этой мрачной традиции в начале XVII века было, как ни парадоксально, шагом вперёд в смягчении ещё более жестокой традиции. По обычаям правящих династий прежних времён наследных принцев убивали, чтобы, повзрослев, они не могли нанести вред султану. Пока у нового султана были живы братья, они тоже могли претендовать на трон. Поэтому каждый новый правитель видел в своих братьях угрозу и стремился избавиться от них, чтобы сохранить власть. Это могло порождать заговоры, предательства и гражданские войны.
Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь в XV веке, возвёл эту практику в ранг закона, который гласил: для «сохранения порядка в мире» наследник трона должен уничтожить всех своих братьев, а также неудобных дядей и кузенов, чтобы предотвратить мятежи и распри. За последующие 150 лет эта политика унесла жизни не менее 80 членов династии Османов. Самый кровавый эпизод братоубийства произошёл на рубеже XVII века, когда султан Мехмед III, взойдя на престол, приказал задушить девятнадцать своих братьев шёлковым шнуром.
Именно эта ужасная резня, возможно, привела к изменению в подходе к наследованию власти. Сын Мехмеда III, султан Ахмед I, отказался от убийства своего умственно отсталого брата Мустафы I, когда сам занял трон. Вместо этого он приказал поместить Мустафу под домашний арест во дворце Топкапы. Так зародилась система кафесов — узаконенное заточение, ставшее символом нового этапа в истории Османской империи.
Османские правители пришли к выводу, что держать потенциальных наследников под замком гораздо выгоднее, чем устраивать массовые казни, особенно если действующий султан внезапно умирал, не оставив прямого потомка. В таких случаях старший по возрасту принц покидал кафес и занимал трон. Малолетние принцы отправлялись в заточение уже с восьми лет и оставались там до самой смерти или до тех пор, пока судьба не выталкивала их на престол. Кафес круглосуточно охранялся, однако жизнь в нём была не лишена некоторых свобод. Наследники могли обучаться у наставников, а также имели наложниц, хотя брак и рождение детей были строго запрещены.
Однако годы изоляции зачастую превращали этих принцев в психически нестабильных людей, неспособных справляться с обязанностями султана. Примером такого перехода власти стал Мурад IV, взошедший на трон в 1623 году после смерти Мустафы I.
Мурад IV долгие годы был заключен в кафес, перед тем, как взойти на престол. Его правление запомнилось жёсткими мерами: он запретил кофе, алкоголь и табак, а нарушителей этих правил подвергал жестоким наказаниям. Повторные провинности карались смертной казнью, часто через утопление в водах Босфора. Мурад IV лично инспектировал улицы и таверны Стамбула, порой маскируясь, чтобы проверять соблюдение своих указов. Если он заставал кого-либо за чашкой кофе или с курительной трубкой, то тут же сбрасывал маскировку и собственноручно обезглавливал нарушителя. В свободное время султан любил сидеть у воды, стреляя из лука по случайным прохожим или лодочникам, рискнувшим приблизиться к дворцу. Нередко он тайком выбирался из покоев посреди ночи, босиком, с обнажённым мечом, убивая каждого, кто встречался на его пути.
Ещё одной жертвой системы кафес стал Ибрагим Безумный. Он провёл 22 года в заточении, каждую минуту опасаясь участи своих убитых братьев. Когда султан скончался и ему предложили занять престол, Ибрагим заподозрил ловушку, считая, что его брат всё ещё жив и замышляет заговор. Только вмешательство матери и предъявление тела покойного султана убедили его выйти из заточения. Однако правление Ибрагима, продлившееся восемь лет, стало символом распутства и деградации. Он практически передал власть в руки своих приближённых, а сам предавался бесконечным оргиям. Например, однажды Ибрагима настолько восхитили формы коровы, что он приказал изготовить из золота точную копию её задней части и отправил по всей империи с распоряжением найти женщину, чьи формы совпадут с этим образцом. В приступе ярости он однажды приказал утопить в Босфоре всех 280 наложниц своего гарема.
О том, как годы заточения разрушали человеческую психику, свидетельствуют слова Сулеймана II, взошедшего на престол в 1687 году после 36 лет, проведённых в кафесе. При выходе из заточения он сказал: «Если мне уготована смерть, скажите… С детства я страдал от сорокалетнего заточения. Лучше умереть один раз, чем умирать каждый день. Какой ужас мы испытываем ради одного лишь вздоха».
Последний османский султан, Мехмед VI Вахидеттин, был уже 56-летним, когда наконец стал правителем, проведя почти всю жизнь в кафесе. Его заточение началось при дяде Абдул-Азизе и продолжалось в периоды правления трёх старших братьев. Это было самое продолжительное и последнее заточение султана перед окончательным падением Османской империи после Первой мировой войны.
Оценили 10 человек
15 кармы