Угличский кремль, расположенный на высоком берегу Волги, — это Княжеские палаты, церковь Царевича Димитрия на Крови, Спасо-Преображенский собор, колокольня Спасо-Преображенского собора, Богоявленский зимний собор и здание Городской думы (Дом градоначальника).
Уникальность композиции в том, что она представляет разные эпохи русской истории и культуры, объединенные общей биографией, легендами и загадками. Попадая сюда, мы словно путешествуем во времени.
История Угличского кремля.
Старейшее в этом кремлёвском ансамбле — здание княжеских палат: чудом уцелевшая часть когда-то большого дворца, построенного в период княжества Андрея Большого, в 1481 году. Во времена польской интервенции дворец сгорел, а палаты сохранились. Это одно из первых известных жилых гражданских зданий, дошедших до наших дней (наряду с Грановитой палатой в Москве и Владычными палатами в Новгороде). Надо сказать, что во время строительства Спасо-Преображенского собора палаты хотели разобрать и кирпич пустить на новое строительство, но с рабочими вдруг начали происходить необъяснимые вещи. Очевидцы вспоминают, что какая-то неведомая сила раз за разом сбрасывала мастеров с крыльца и не давала им даже приступить к разбору здания. В итоге испуганные горожане оставили его в покое, позднее оно было отреставрировано силами местного купечества. В XVIII–XIX веках были обновлены внутренние интерьеры, появились печи с изразцами и роспись. А наружные керамические плиты и балясины на внешних фасадах палат, которые придают им неповторимый нарядный вид, датируются XV веком.
Говорят, что есть некий подземный ход, который ведёт из дворца на другой берег Волги. Якобы в нём спрятано от поляков несметное богатство. Раскопки, начавшиеся в XIX веке, никаких результатов не дали: были найдены лишь метровые остатки кирпичных стен с густым слоем копоти. Второе по старшинству здание кремлевского ансамбля — церковь Царевича Димитрия на Крови, построенная на месте гибели последнего сына Ивана Грозного.
Это убийство до сих пор является одной из главных исторических загадок. Была ли смерть результатом интриг, или местью, или несчастным случаем — версий много, но веских доказательств нет, есть лишь факты: 15 мая 1591 года восьмилетний мальчик был найден мёртвым, с перерезанным горлом. Вскоре на этом месте была поставлена часовня, а затем возведён деревянный храм. Говорят, что в алтаре того, первого, храма было отгорожено место, где нашли «невинно убиенного», и каждый год в день смерти на этом самом месте выступали пятна крови.
Строительство нынешнего храма было начато в 1677-м и продолжалось 15 лет. Заслуживает особого внимания внутренняя роспись. Её центральный сюжет — своеобразный рассказ об убийстве царевича. Художник, работавший над росписью, шаг за шагом воспроизвёл трагические события, начиная с момента, когда царевич вышел на прогулку, и заканчивая сценами убийства, восстания народа и перевоза тела царевича в Москву. Любопытная художественная композиция находится и в трапезной — полностью обнажённые Адам и Ева, что было нонсенсом для того времени вообще и для святого места в частности.
В 1700 году началось возведение нового здания Спасо-Преображенского собора. Первый собор на этом месте был построен в 1249 году, потом его сменила более совершенная каменная версия. В 1611 году, во время «польского разорения», в город ворвались поляки и все жители Углича укрылись в соборе, полагая, что святые стены остановят неприятеля. Надежда на милость была напрасной: поляки уничтожили всех, кто был внутри, а сам собор сожгли. В огне были утрачены все росписи и иконы. После того как жизнь города вошла в мирное русло, первым делом восстановили собор и сделали новую роспись, но со временем внутренняя отделка стала трескаться и стены потеряли вид.
Жители Углича отличались особенным почитанием святынь. Летописцы отмечали, что эта набожность порой принимала неожиданные формы. «К набожности относится милостыня. Почти в каждом доме лежит изрезанный довольно на мелкие части хлеб и ожидает сотни нищих, коих, особенно в субботу, тысячи — не ходят, а бегают от окошка к окошку, — писал в своей книге в 1841 году историк Федор Киссель.
— Священное обыкновение угличан раздавать милостыню привлекло, избаловало, так сказать, сделало нищими все деревни и посады вокруг города на двенадцать вёрст».
Понятно, почему для жителей Углича было делом чести выстроить новый, достойный города храм. Его архитектура и внешняя отделка довольно характерны. Внутренний интерьер уникален: красивейшие росписи, изящные капители, закругления арок, мраморные колонны, резной иконостас огромных размеров, белокаменный резной портал над главным входом. В центральной храмовой композиции нетрудно угадать копию известной картины Рафаэля «Преображение».
Колокольня Спасо-Преображенского собора тоже была возведена заново. Её начали строить в эпоху Петра I, в 1730 году, именно на месте той самой колокольни, с которой «вдовый поп Федот Огурец» звонил, оповещая всех об убийстве царевича. По городу тогда прокатилась волна карательных мер, и они коснулись не только горожан различного ранга, но и некоторых частей самой колокольни. Более 200 человек были казнены, а колокол отправлен в ссылку (отрезать ему ухо и язык и сослать в Сибирь — такая была кара). Колокол долго пребывал в Тобольском кремле и лишь спустя 300 лет, в 1892-м, вернулся обратно в Углич. Теперь он находится в церкви Царевича Димитрия.
Богоявленский собор не в кремле, но...
Можно посмотреть виртуальный тур ЗДЕСЬ.
Ну красиво, да.
В предыдущих выпусках:
Коломенский кремль. Очень многабукаффф!!!
Продолжение следует... :))
Предлагаем, тем кто ещё не ..., подписаться на наш журнал "Стёб"©, давайте досмотрим это представление театра абсурда вместе).
Оценили 12 человек
19 кармы