• РЕГИСТРАЦИЯ

"Крокодил". Главное оружие сатиры Советского Союза

214 16057

Обсуждение моей предыдущей статьи "Кукрыниксы. Оружием сатиры", побудило меня поискать подробную информацию о журнале "Крокодил". Мои поиски были вознаграждены! Я нашел удивительно подробное описание этого замечательного издания с 1922 по 1963 г., которое рассказано в книге С. Стыкалина и И. Кременской "Советская сатирическая печать 1917-1963". Ни убавить, ни прибавить - как говорится. Нет, пожалуй, насчёт "ни убавить" оговорился - убавить текст пришлось. Формат статьи не позволяет размещать такой объемный текст. Если кого заинтересует более развернутая информация - в конце статьи есть гиперссылка на книгу авторов. 

Учитывая тот факт, что журнал " Крокодил" в истории страны играл немаловажную патриотическую роль, особенно в описываемый период, решил разместить эту статью в рамках нашего журнала ПАТРИОТ.


Итак, журнал "Крокодил" был основан в 1922 г. и выходил три раза в месяц. Со временем он стал крупнейшим сатирическим изданием в СССР. Его тираж достигал 6,5 млн экз.

Обращаю ваше внимание, что год издания книги (1963-й) обуславливает использование советского официального пропагандистского лексикона.

---

Старейший советский сатирический журнал. Выходит в Москве с 1922 г. в издательстве «Рабочая газета», с 1932 г.— в издательстве «Правда».

Возникновение связано с «Рабочей газетой» (ранее «Рабочий») — органом ЦК ВКП(б), начавшим издаваться в Москве в 1922 г. под редакцией К. С. Еремеева. Талантливый коллектив сотрудников создал новый тип массовой газеты, рассчитанной на рабочего читателя. Тесная связь с народом, большой приток критических писем с мест, наличие в числе сотрудников опытных сатириков во главе с Демьяном Бедным — все это обусловило видное место сатирических произведений в газете.

 Из номера в номер печатались здесь сатиры Д. Бедного, Н. Иванова-Грамена, В. Князева, А. Неверова. Хорошо зарекомендовали себя в качестве сатириков А. Архангельский и В. Лебедев-Кумач. На страницах газеты прочно утверждаются сатирические отделы и рубрики «Под стеклянным колпаком «Рабочего»», «Красный раек», «Дела поповские» и др., карикатуры, критические сигналы читателей с сатирическими комментариями редакции.

С 4 июня 1922 г. в целях расширения подписки редакция начинает выпускать еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение, которое бесплатно рассылалось подписчикам вместе с воскресными номерами.

В выпусках приложения осмеивались столпы международного оппортунизма, белоэмигранты, уповающие на засуху и голод в России, нэпмановская буржуазия, буржуазные интеллигенты, саботирующие мероприятия Советской власти, церковники, дурманящие народ, а также жулики, спекулянты, самогонщики и другие носители пороков, связанных с нэпом. Сатира этих номеров пока еще довольно абстрактна. Авторам недостает оперативности в освещении отрицательных явлений жизни. Они не нащупали еще главных тем, на которые направляла острие сатиры жизнь и борьба советского народа с отживающим прошлым. 

В отличие от газеты, сатира которой строилась главным образом на критических письмах читателей, страницы приложения заполнялись произведениями профессиональных литераторов, более приверженных к традиционным формам и методам отбора и подачи сатирических материалов.

 Читатель — друг и советчик, читатель — корреспондент и активный автор не утвердился еще на страницах формирующегося журнала, не сказал своего решающего слова о его лице и характере. Не были пока осознаны и четко сформулированы задачи сатирического издания в условиях мирного развития Советского государства. Однако усиленные поиски форм связи с рабочим читателем, новых тем, новых принципов и методов сатирической типизации дали положительные результаты.

 Трехмесячный опыт издания иллюстрированного сатирического приложения позволил редакции найти правильный путь к созданию сатирического журнала нового типа.

27 августа 1922 г. вместо очередного выпуска приложения (№ 13) подписчики «Рабочей газеты» получили первый номер «Крокодила».

Новый журнал отличался от своего предшественника не только названием. В первом номере в программном стихотворении Демьяна Бедного «Красный Крокодил — смелый из смелых! — против крокодилов черных и белых» четко формулируется задача издания:

Добираться до всякой гнилости

И ворошить гниль без всякой милости,

Чтоб нэповская муть не цвела

И не гнила

Вот какова задача Красного Крокодила!

Нэпмановская буржуазия, всевозможная гниль, порождаемая ею «в пору нэповского половодья», хищное «крокодилье племя», орудующее там, «где наиболее мутно»,— вот главная мишень для сатириков, которые, по словам поэта, пишут «не для «господ», а для «простонародья»».

Внимание сатириков «Крокодила» устремляется прежде всего на недостатки хозяйственной жизни страны, которые определяли в конечном итоге исход борьбы советского народа с разрухой, голодом, за новую, социалистическую Россию. Вороша нэповскую гниль, слякоть быта, показывая обреченность всего того, что мутной волной выплеснуло на поверхность жизни временное оживление частной инициативы и предпринимательства, крокодильцы объявили подлинно революционную войну дезорганизаторам народного хозяйства. Они ловили, изобличали и пригвождали к позорному столбу тех, кто сохранил капиталистические привычки, беспощадно клеймили недочеты хозяйственной жизни страны. Руководствуясь советами В. И. Ленина, требовавшего от советской печати деловой и беспощадной войны с конкретными носителями зла, систематической травли негодного, они выносят на черную доску отстающие фабрики и заводы, разоблачают конкретных виновников этого отставания.

Непримиримостью к недостаткам, беспощадной критикой конкретных их виновников, дышат стихотворные отчеты «краснокрокодильского селькора» Демьяна Бедного о его поездках по стране, отчеты специальных корреспондентов журнала А. Архангельского, Л. Митницкого и др. Остротой отличались фельетоны и заметки, подписывавшиеся коллективным псевдонимом «Демьян Бедный и теплая компания краснокрокодильского звания». Они строились на материалах рейдов сотрудников журнала и рабочих корреспондентов-крокоров по заводам, фабрикам, стройкам и учреждениям.

На суд масс выносились недостойные поступки отсталой части рабочих. Клеймились позором рвачи и бракоделы, лодыри и прогульщики, болтуны и подхалимы, пьяницы, хулиганы, тунеядцы, жулики. Вместе с тем «Крокодил» постоянно стоит на страже интересов трудящихся, защищает их от произвола зарвавшихся администраторов, от эксплуатации хозяйчиками нэпманами, от жуликов, спекулянтов и т. п. Беспощадно осмеивались чванство, барские замашки, равнодушие к запросам и нуждам трудящихся, имевшие место у отдельных руководителей.

Журнал показывал и многообразную жизнь деревни, разоблачал кулака, осмеивал болтунов и лежебок. С жизнью деревни связана, как правило, антирелигиозная тема: враждебные махинации и плутни церковников, религиозные предрассудки и суеверия, стародедовские обычаи и нравы, мешающие советскому крестьянству трудиться и строить жизнь по-новому. Журнал ратовал за смычку города и деревни, за расширение культурных и экономических связей, просвещение и агрономическое воспитание крестьян.

Уделялось внимание вопросам культурной жизни. В постоянном отделе «Театр Крокодила» осмеивались халтурщики от литературы и искусства, разоблачались идейные враги советского народа, орудующие внутри страны и за границей, саботажники-интеллигенты, нытики, паникеры и т. п. Материалы на аналогичные темы печатались и в других отделах, под разнообразными рубриками.

Зло высмеивались недобитые враги республики — белоэмигранты и их покровители из лагеря международной реакции, их надежды на реставрацию старых порядков, на перерождение Советской власти.

«Крокодил» быстро приобретает огромную популярность в рабочей среде. Стремительно растет тираж. К началу 1923 г. он достигает 150 тыс. экз.— невиданной по тем временам цифры для изданий подобного рода.

С февраля 1923 г. начала регулярно издаваться «Библиотечка «Крокодила»», в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников. В мае того же года был организован выпуск «Живого «Крокодила»» — репертуарных сборников сатирических пьес, фельетонов, миниатюр, предназначавшихся для театров, рабочих и красноармейских клубов п т. п. Они составлялись крокодильцами, которые нередко выступали и в роли исполнителей.

Активное участие в «Живом «Крокодиле»» принимал В. Маяковский. Устные выпуски еще больше расширяли сферу влияния «Крокодила» на массы, увеличивали его популярность. Журнал становится другом трудящихся, их советником и защитником. На общих собраниях, митингах символический Крокодил избирается почетным директором, лесничим, пожарным и т. п. На местах появляется многочисленная армия его последователей — крокодилят.

В конце 1923 г. редакция вместе с читателями тепло прощается со своим идейным руководителем и организатором К. С. Еремеевым (Дядей Костей), назначенным членом Реввоенсовета Балтфлота. Коллектив «Крокодила» избирает его почетным редактором, обещает свято хранить традиции крокодильской сатиры. Главным редактором становится Н. И. Смирнов. «Крокодил» оказал большое влияние на процесс формирования советской сатирической периодики 20-х годов. По его типу начинают строиться сатирические приложения центральных и местных газет. 

Страницы «Крокодила» начинают заполняться произведениями профессиональных литераторов и художников. Злободневные заметки и письма крокоров публикуются все реже и реже. С середины 1924 г. исчезает самый боевой отдел — «Вилами в бок». Вслед за этим рабкоровские заметки перестают печататься и в других отделах и рубриках. Некоторое время они концентрируются, правда, в «Кипятке» — специально созданной для обслуживания рабочего читателя сатирико-юмористической газете «Крокодила», однако произведениями штатных сотрудников вскоре вытесняются и оттуда.

Политическая острота, злободневность, масштабность сатиры «Крокодила» заметно снижаются. Журнал начинает ориентироваться на интеллигентные слои читателей, на служащих, городское мещанство. Темы труда и быта рабочих отходят на второй план. Изменилась тематика журнала, появились другие отделы и рубрики. «Страничка читателя» заменилась «Страничкой читателя — художника — писателя» и «Бытовой страничкой». Возникли рубрики «Партделишки на булавочке», «Скромные официальные документы», «От великого до смешного», «Наш паноптикум», «Литературная ло­ханка», «Мелочи» и т. п.

В апреле 1927 г. «Крокодил» наряду с некоторыми другими сатирико-юмористическими журналами подвергся суровой и справедливой партийной критике. Центральный Комитет партии обязал редакцию в корне перестроить журнал, повысить идейно-художественный уровень печатаемых материалов и превратить его в орган, обслуживающий политически зрелые слои рабочих.

Партийная критика недостатков сатирико-юмористических журналов, большой разговор о путях развития сатирической периодики, о ее задачах, состоявшийся в Центральном Комитете партии, оказали благотворное влияние на процесс перестройки «Крокодила». Он вновь берет ориентацию на рабочего читателя, постепенно восстанавливает связи с массами, привлекает к сотрудничеству видных советских сатириков. Вновь создаются отделы «Вилами в бок» и «Страничка читателя». К концу 20-х годов «Крокодил» восстанавливает свою славу лучшего массового органа советской сатиры. Неуклонно растет тираж издания. К 1932 г. он уже составляет 500 тыс. экз. Редакторами в эти годы являются: с апреля 1927 г.— К. Мальцев, с сентября 1928 г.— Н. К. Иванов-Грамен и Феликс Кон, с мая 1930 г.— М. 3. Мануильский.

В конце 20 — начале 30-х годов «Крокодил» взял курс на расширение связи с крупнейшими заводами и новостройками страны.

В августе 1930 г. «Крокодил» берет шефство над Магнитостроем. Выездная бригада регулярно публикует в журнале отчеты о ходе строительства, выпускает сатирическую газету ««Крокодил» на Магнитке». Другие выездные бригады крокодильцев активно вторгаются в жизнь многочисленных коллективов крупнейших строек страны.

У «Крокодила» хватает дел,

У «Крокодила» большая программа:

В следующем номере берем на прицел

Неполадки на заводе АМО,—

писала редакция в № 1 за 1931 г. В 1931 г. редакция сообщает читателям, что она берет под свой контроль работу 36 ударных социалистических строек.

Выездные бригады опирались на рабкоров. Собранный и обработанный материал публиковался в стенных газетах, местных многотиражках, специальных сатирических бюллетенях и листках. В 1931 — 1932 гг. «Крокодил» выходил одновременно несколькими изданиями, отличавшимися друг от друга двумя страничками, предназначенными для читателей различных областей (основное, московское, ленинградское, украинское, урало-сибирское и др.).

Многочисленный и содержательный материал читателей и рабкоров редакция использовала на страницах журнала далеко не полностью.

Часть его публиковалась в листках, которые рассылались в местные фабрично-заводские и стенные газеты. Ежемесячно рассылалось до 100—150 листков «Крокодил у нас». Листки заполнялись карикатурами и острыми заметками с использованием фактического материала. Они являлись как бы продолжением постоянных отделов «Особый отдел», «Дорогой Крокодил», «На суше и на море» и др. Над выпуском листков «Крокодил у нас» работали наиболее квалифицированные сотрудники журнала, работники фабричнозаводской печати, рабкоры.

Эмблема журнала — крокодил с вилами — становится известной в самых широких кругах читателей. «Крокодил» превращается в одно из популярнейших советских изданий, привлекает внимание прогрессивных кругов зарубежных стран.

Его сатирические выступления нередко служили сигналом к формированию широкого общественного мнения вокруг тех или иных недостатков и отрицательных явлений в производственной и общественной жизни. Неизменным успехом пользовались отделы «Вилы в бок», «Беглый огонь», «Прокатный цех», «Волосы дыбом», «Крокодилу на закуску», «По градам и весям», «Архив «Крокодила»» и др. Популярность снискали так называемые «Рескрипты Крокодила», выдававшего специальные «ордена» головотяпам и бюрократам.

Растет влияние «Крокодила» на местную печать. Сатирические отделы и рубрики появляются в фабрично-заводских, районных и областных газетах, выпускаются тысячи сатирических стенновок. На некоторых крупнейших заводах создаются с помощью крокодильцев рабочие сатирические журналы и газеты, печатавшиеся типографским способом. Много сделал для популяризации журнала и еще большей связи с трудящимися построенный на средства сотрудников и читателей журнала специальный агитсамолет «Крокодил», проникавший в самые отдаленные уголки страны.

«Крокодил» начала 30-х годов в значительной мере избавился от тех ошибок, которые появились у него в середине 20-х годов.

Большую помощь в устранении этих недостатков оказал советским сатирикам 30-х годов А. М. Горький. Он советовал чаще и шире использовать такой художественный прием, как противопоставление, подчеркивание контрастов между миром капитализма и миром социализма. Этот прием помогал читателю, в особенности молодому, ярче увидеть то новое, что появлялось в жизни страны, глубже понять значимость происходящих перемен. Установка сатириков на преимущественный показ внутренних неполадок, сосредоточение внимания на отдельных, зачастую мелких, явлениях приводила к потере перспективы. Горький настаивал на необходимости освещать в журнале не только внутреннюю, но и международную тему, разоблачать зарубежный мир с его гнусной и страшной действительностью, используя для этого как крупные, так и мелкие факты.

Горький требовал отказаться от натуралистического воспроизведения жизни, учил подвергать факты сатирическому обобщению.

В 1931 г. Горький встретился с сотрудниками «Крокодила» и в беседе с ними высказал критические замечания по поводу работы журнала. Это вмешательство Горького повлекло за собой значительную перестройку «Крокодила».

Еще большие изменения происходят в «Крокодиле» в связи с приходом в него в 1934 г. в качестве редактора М. Кольцова, который близко был связан с А. М. Горьким по совместной работе в ряде журналов, хорошо видел недостатки молодой советской сатиры и разделял взгляды Горького на ее характер и значение в условиях социалистической действительности.

М. Кольцов привлекает к активной работе в «Крокодиле» талантливых советских сатириков. Среди них Д. Бедный, А. Безыменский, В. Ермилов, Д. Заславский, Е. Зозуля, И. Ильф, В. Катаев, Е. Петров, М. Светлов, И. Эренбург, С. Михалков и др. 

Наряду со старыми крокодильцами (Л. Бродаты, Ю. Ганф, Н. Денисовский, М. Добро-ковский, К. Елисеев, Б. Ефимов, В. Козлинский, Н. Купреянов, Д. Моор, A. Юнгер и др.) активно выступают Б. Антоновский, В. Гальба, Л. Генч, B. Горяев, Е. Евган, И. Каликин, А. Каневский, Кукрыниксы и др.

В «Крокодиле» этой поры опять собираются лучшие силы советской сатиры. Это позволило редколлегии журнала (с апреля 1934 г.— Л. Гинзбург, В. Ермилов, Б. Левин, М. Кольцов, М. Мануильский, Л. Ровинский, в 1938 г.— В. Катаев, М. Кольцов, Л. Лагин, А. Назаров, Е. Петров, Л. Ровинский, Г. Рыклин) расширить тематику, сделать ее социально острой, высокохудожественной. Почти каждый номер открывался злободневным фельетоном М. Кольцова, определявшим главный удар сатиры журнала. Совершенствуются и разнообразятся формы подачи материалов, методы массовой работы.

Вторая мировая война налагает своеобразный отпечаток на облик «Крокодила». Из номера в номер печатаются на его страницах памфлеты, фельетоны, карикатуры, разоблачающие фашистских поджигателей войны и их пособников из лагеря так называемых умиротворителей. Замечательным достижением является его политическая карикатура на международные темы, представленная именами Л. Бродаты, Кукрыниксов, К. Елисеева, Б. Ефимова, Ю. Ганфа и др.

Сатирики журнала разоблачали фашизм и его идеологов, срывали маски миротворцев с англо-французских и американских империалистов, потворствующих фашистам. Надолго приковывает к себе внимание поэтов и сатириков журнала героическая борьба испанского народа против фашизма. «Крокодил» этих лет сыграл немалую роль в воспитании советского народа в духе непримиримой ненависти к фашизму. Он призывал к бдительности, к боевой готовности, укреплял в массах чувства пролетарского интернационализма, со­ветского патриотизма.

С декабря 1938 г. с последней страницы «Крокодила» исчезла подпись ответственного редактора М. Е. Кольцова, подвергшегося необоснованной репрессии. Во главе журнала стала безымянная «Редколлегия». Печатается «Крокодил» по-прежнему большим тиражом (275 тыс. экз.), продолжает оставаться одним из наиболее любимых массовых изданий, однако лицо его претерпевает существенные изменения.

Преобладающую роль начинают вновь играть профессиональные литераторы. Журнал часто печатает стихотворения, прославляющие трудовые подвиги советского народа, его патриотизм, героизм. В стихах такого рода особенно часто звучит тема бдительности, боевой готовности, роста обороноспособности страны и т. п.

 Героическая тематика является едва ли не ведущей начиная с сентября 1939 г., когда советский народ протянул братскую руку помощи народам Западной Украины и Западной Белоруссии. Выездные бригады «Крокодила», находившиеся в частях Красной Армии, постоянно информируют читателей о событиях, активно включаются в агитационную работу, участвуют во фронтовой печати, в выпуске агитплакатов и т. п. Так, например, бригада «Крокодила» в составе В. И. Лебедева-Кумача, М. Эделя и др. налаживает в это время регулярный выпуск журнала «Крокодил на Западной Украине», печатавшегося на двух языках. Военная тематика становится главной в журнале в период советско-финской войны.

С первых дней Великой Отечественной войны все содержание «Крокодила» подчинено одной задаче — борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Журнал изобличает планы фашистской армии, призывает к беспощадной борьбе с врагами, выражает твердую уверенность в окончательной победе над фашистскими захватчиками. Сатира «Крокодила» мобилизовала трудящихся и воинов Советской Армии на подвиги в тылу и на фронте. Наряду с политическими плакатами, «Окнами» ТАСС сатира «Крокодила» в эти годы становится большой агитационной силой.

Многие сатирики «Крокодила» в годы Великой Отечественной войны сражаются в рядах Советской Армии. Из действующей армии, с передовой линии огня шлют они в свой журнал острые гневные произведения.

За перо и карандаш берутся в эти годы и сатирики старшего поколения, остававшиеся в тылу и взявшие на себя хлопоты по бесперебойному выпуску журнала (Д. Заславский, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, Н. Иванов-Грамен, Н. Кружков, Л. Никулин, С. Маршак, Л. Митницкий, М. Пустынин, В. Тоболяков и др., художники Л. Бродаты, Ю. Ганф, К. Елисеев, Б. Ефимов, А. Каневский, М. Черемных и др.). Трудности военного времени заметно сказываются на полиграфическом оформлении «Крокодила», его объеме, тираже, периодичности. Журнал часто печатался на обычной газетной бумаге, иногда с одноцветными иллюстрациями. Объем его сократился до 8 стр., тираж — до 135—100 тыс. экз.

Редакция (с апреля 1943 г. имена редактора й членов редколлегии вновь появляются на обложке журнала: ответственный редактор — Г. Рыклин, члены редколлегии — Д. Заславский, В. Катаев, Кукрыниксы) прилагает немало усилий к тому, чтобы своевременно готовить номера к печати и выпускать в свет. Существенным, хотя вполне объяснимым и оправданным недостатком работы редакции в это время являлась слабая связь с военкоровским и рабселькоровским активом. Журнал делался силами узкого коллектива сотрудников, опирался на немногочисленные кадры сатириков, работающих в тылу. Но и эта опора была не всегда прочной, так как многие из профессиональных сатириков целиком отдавали себя работе над агитплакатами, «Окнами» ТАСС, шефской помощи воинским частям, госпиталям и т. п. Аналогичные причины не позволяли редакции установить постоянные связи со старыми крокодильцами, находившимися на фронтах Отечественной войны и работавшими в фронтовой и армейской прессе.

Ведущий отдел журнала «Метким ударом» строился преимущественно на материалах фронтовых и армейских газет. Документальный материал лежал в основе таких отделов и рубрик, как «Короткая очередь», «Есть о чем поговорить» и др. Рубрика «С подлинным скверно» заполнялась вы держками из писем и показаний пленных немецких солдат и офицеров.

Под рубрикой «От собственного корреспондента» печатались сатирические произведения собственных корреспондентов журнала из действующей армии (В. Катаев, М. Эдель и др.)- Остроумно строилась и пользовалась большой популярностью читателей пародийная газета «Вралише Брехобахтер», регулярно печатавшаяся на страницах журнала.

Жизнь тыла страны находила отражение в отделах «Дорогой Крокодил» (письма читателей), «Таланты и поклонники», «Однажды...» и др. Интересной была рубрика «Из цикла портретов не героев нашего времени», под которой выступал со стихотворными фельетонами В. И. Лебедев-Кумач.

Закончилась Великая Отечественная война. Переход к тематике мирного времени потребовал от редакции «Крокодила» коренной перестройки всей своей работы. Но ее не произошло. Журнал сохранял свой прежний «фронтовой» вид, делался руками все того же узкого круга сотрудников, ничего не предпринимал для привлечения на свои страницы опытных литераторов и сатириков, не беспокоился о расширении связей с массами. Редакция (сохранялся ее прежний состав) не принимала серьезных мер для поднятия идейного и художественного уровня публикуемых произведений.

В постановлении ЦК партии, опубликованном в сентябре 1948 г., журнал подвергся справедливой критике. Отмечался отрыв редакции от жизни, отсутствие необходимой требовательности к идейному и художественному уровню произведений, указывалось на непривлекательный внешний вид. ««Крокодил»,— говорилось в решении,— ведется совершенно неудовлетворительно и не является боевым органом советской сатиры и юмора». Причины такого состояния дел в журнале усматривались в отсутствии коллегиальности, бесплановости в работе, в том, что делался он руками узкого круга штатных работников, что видные советские писатели и поэты, работники центральной и местной печати к участию не привлекались и т. п.

ЦК ВКП(б) утвердил новую редколлегию «Крокодила» в составе Д. Г. Беляева (ответственный редактор), С. А. Швецова, С. А. Васильева, A. Н. Васильева, Д. И. Заславского, В. П. Катаева, Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), С. Д. Нариньяни, B. И. Пророкова, Г. Е. Рыклина, И. А. Рябова.

Центральный Комитет поставил конкретные задачи перед «Крокодилом». «Журнал,— говорилось в постановлении,— должен оружием сатиры обличать расхитителей общественной собственности, рвачей, бю­рократов, проявления чванства, угодничества, пошлости; своевременно откликаться на злободневные международные события, подвергать критике буржуазную культуру Запада, показывать ее идейное ничтожество и вырождение».

Центральный Комитет обязал редколлегию шире использовать различные жанры сатиры и юмора, знакомить читателей с лучшими материалами, напечатанными в местных юмористических журналах и журналах стран народной демократии, сатирическими произведениями прогрессивных зарубежных писателей, публиковать документальные фотоснимки из иностранных газет и журналов, снабжая их политически острыми комментариями. 

 Редакции «Крокодила» поручалось также провести в декабре 1948 г. конкурс на лучший юмористический рассказ, фельетон и карикатуру. Редакция обязывалась сократить сроки прохождения журнала в производстве, улучшить художественное и полиграфическое оформление, увеличить объем, создать условия, обеспечивающие регулярный выпуск журнала 10, 20, 30-го числа каждого месяца.

Положительную роль в улучшении работы журнала сыграло совещание писателей — сатириков и фельетонистов, проведенное по указанию Центрального Комитета партии редколлегией «Крокодила» и Союзом писателей. После этого совещания в «Крокодил» вновь приходят старые сатирики, ранее отошедшие от журнала. Новые силы привлек конкурс на лучший юмористический рассказ, фельетон и карикатуру.

21 сентября 1951 г. принимается новое постановление — «О недостатках журнала «Крокодил» и мерах его улучшения». В этом постановлении вновь отмечалось, что «Крокодил» является малоинтересным журналом, ведется на недостаточно высоком идейном и художественном уровне.

«На страницах журнала «Крокодил»,— говорилось в нем,— печатается много надуманных, бессодержательных рассказов и стихов, слабых рисунков и карикатур, не имеющих серьезного общественного значения, допускаются ошибки в освещении внутренней жизни страны и международных событий. Нередко в «Крокодиле» единичные отрицательные факты выдаются за общие недостатки работы государственных, профсоюзных и других организаций, что создает у читателей неправильное представление о работе этих организаций».

Ведущая роль в расширении и упрочении связей с читателями вновь отводится отделам «Вилы в бок» и «Дорогой Крокодил». Возникают новые и расцветают старые рубрики, строившиеся исключительно на критических материалах читателей («Разрешите побеспокоить», «С подлинным скверно» и др.)- Появляется постоянная рубрика «Пестрая летопись», отражающая впечатления Крокодила от его участившихся поездок по стране для разбора жалоб читателей. Большой и серьезный разговор ведется в «открытых письмах» к работникам союзного и республиканского масштаба, повинным в тех или иных недостатках. 

Появляются забытые было рубрики — «Рейд Крокодила», «Крокодильская смесь», «Отрывки из ненаписанного», «Из напечатанного» и др. Расширяются связи журнала с сатириками братских республик, стран народной демократии, прогрессивными сатириками зарубежных стран. Много интересного появилось на страницах журнала за последние годы.

Редколлегия (редактором с конца 1958 г. стал М. Г. Семенов) возрождает лучшие традиции «Крокодила» 20—30-х годов. Неизмеримо возрастает доля участия читателей в подготовке номеров. Критические сигналы и заметки десятками печатаются в отделах и рубриках «Дорогому Крокодилу!», «Слово читателя», «Нарочно не придумаешь», «Отклики и реплики», «Просим сообщить», «Из ненапечатанного», «По прямому проводу», «Нам сообщают», «Непотребный ширпотреб», «Крокодил помог, но...», «Телеграф Крокодила» и др.

 Тысячи читателей приняли участие в конкурсах ,«Крокодила» «Самый смешной случай», на короткий рассказ, на лучшую тему для карикатуры. Возрождаются традиционные формы связи с массами. Выездные бригады журнала проникают во все области страны. Они регулярно информируют читателей о своей борьбе со вскрытыми недостатками. На ударных стройках, заводах, фабриках, в совхозах и колхозах организуются посты «Крокодила», журнал берет шефство над ними, появляются специальные рубрики «Рейд Крокодила», «Пост Крокодила», «У моих подшефных» и др.

«Крокодил» ведет борьбу за экономию государственных средств. Был выпущен специальный тематический номер «О копейке», заведены постоянные рубрики «Моя копилка», «Выставка расточительства» и др.

Много внимания уделяется вопросам быта и морали советских людей (отдел «Быт или не быт?»). Тем же проблемам подчинены и некоторые другие рубрики. Регулярно отражается культурная жизнь (отделы «Таланты и поклонники», «Листая страницы», «Среди муз и граций», рубрика «Литературные пародии» и др.). Под рубрикой «Мои интервью» и «Мой вернисаж» читатель знакомится с творчеством тех или иных замечательных деятелей литературы и искусства современности. Часто выступают в «Крокодиле» сатирики из стран социалистического лагеря, прогрессивные сатирики капиталистических стран.

Богата и многогранна международная тематика. Разоблачаются поджигатели войны, по-крокодильски остро осмеивается атомный психоз, раскрывается подлинное лицо буржуазной идеологии, политики, дипломатии. Сатирики используют разнообразные жанры, начиная с памфлета и кончая анекдотом. Большой международный резонанс получают карикатуры. Общей любовью пользуются сатирические миниатюры, печатающиеся под рубриками «Наш телетайп», «Мелкой дробью», «На шутливой волне», «Крокодильское обозрение» и т. п. Политически остро пародируется буржуазная реакционная пресса в специальных сатирических выпусках «Мейли Емейл», «Вокруг света и тьмы» и т. п.

«Крокодил» по праву занимает почетное место ведущего журнала в большой многонациональной семье сатирических изданий нашей страны. Прочными дружескими узами связан он со своими зарубежными товарищами по оружию, делится с ними своим опытом, регулярно знакомит читателей с образцами мировой сатиры и юмора. Постоянная рубрика «Что нового в сатирическом цехе» информирует о новинках сатирической литературы и графики.

Массовыми тиражами издаются книжки сатиры и юмора из «Библиотечки «Крокодила»», альбомы, посвященные творчеству крупнейших советских карикатуристов, серии сатирических плакатов на разные темы и т. п.

P.S. В 2000 году в связи с недостаточным финансированием «Крокодил» перестал издаваться. С сентября 2001 года группой крокодильцев издавался журнал «Новый Крокодил» до августа 2004 года. Издание журнала возобновилось в Москве в 2006 году. Однако, рассчитанный не на широкие массы, а на узкий круг читателей, он не смог завоевать прежней известности и окончательно закрылся в 2008 году. 


 По материалам:  С.Стыкалин и И.Кременская "Советская сатирическая печать 1917-1963"


Спасибо за просмотр! Подписывайтесь на журнал ПАТРИОТ

Злость - это состояние, в котором язык работает быстрее мозга!

    Только посмотрите на этот документ, подписанный ЧВК Вагнер 1 мая 2014-го
    • Andreas
    • Вчера 20:03
    • В топе

    Сегодня, 1 мая - день рождение ЧВК "Вагнер". Юбилей, 10 лет. Многие сейчас продолжают спорить о том самом походе Пригожина 24 июня 2023 года. Дошел бы он тогда до Кремля? Или не дошел...

    Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

    Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      «Человеческую интуицию обойти – раз плюнуть»: ученые об отношениях в эру ИИ

      «Развитие самообучающихся нейросетей может привести к появлению чего-то похожего на наши разум и волю. Если такое случится, то мы будем общаться с этим существом на равных. Это совершенно реальная история», — убежден профессор МГУ Вячеслав Дубынин. На технофоруме они с директором по маркетингу «Яндекса» Андреем Себрантом обсудили, полюбят ли люди роботов в самом буква...
      631

      Известный военкор о Часовом Яре, российских ФАБах, сдающихся украинцах и влажных мечтах Макрона

      Евгений Поддубный: «Стагнация на фронте? Мы опровергли этот тезис в Авдеевке и Марьинке» Евгений Поддубный: «Освобождения Украины от оккупации киевского режима — это процесс очень важный»Фото: Вадим Савицкий/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС «Я бы не сказал, что мы застряли»— Евгений Евгеньевич, какова ваша оценка состояния линии фронта на текущее время?...
      363
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      19 февраля 18:24

      Предателя Кузьминова расстреляли

      В Испании, предположительно, нашли мертвым россиянина Максима Кузьминова, который угнал вертолет Ми-8 для Украины. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на испанскую газету ABC. По данным издания, тело мужчины с шестью пулевыми ранениями нашли вечером 13 февраля на пандусе гаража в городе Ла-Вильяхойоса. Также утверждается, что в последние месяцы жизни Кузьми...
      4961
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      16 февраля 17:12

      Отличница боевой подготовки

      Светка всегда была в школе круглой отличницей. Когда пошла в 10-й класс, родители уехали в Германию, прихватив её с собой.В Германии пришлось идти в 8-й, но, быстро изучив язык, она "перепрыгнула" в класс постарше и была обожаема всем классом, т.к. помогала безвозмездно всем по математике и английскому (там так не принято).Летом они классом отправились на экскурсию на...
      867

      Десантник: «Есть надежда, что у ВСУ кончатся силы и мы попрем топить до Львова»

      Как работает десант в самом пекле зоны СВО, где из-за «птичек» счет в операциях идет на минуты«Ощущается ли численный перевес ВСУ? Нет. У нас лучше оборонная позиция», — рассказывает нам герой рубрики «Инсайдер» о контрнаступлении ВСУ. Он, военнослужащий ВДВ, выполняющий передовые задачи в зоне СВО, оказался в самом эпицентре неудачного контрнаступа врага. О том, как ...
      1858
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      26 декабря 2023 г. 10:29

      Ранение и 40 суток в плену: разведчик о днях заточения в лагере ВСУ с мешком на голове

      Его называли «двухсотым», но он вернулся к родным и без 8 пальцев ног готов вновь уехать на СВО.Его жена трижды получала похоронку: уверяли, что муж погиб, и даже «находили» его тело. Но в один из дней в интернете появилось видео из украинского «обменника» с этим бойцом из Набережных Челнов. Вскоре он смог вернуться домой. Экс-разведчик рассказал «БИЗНЕС Online» о спе...
      8285
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      1 декабря 2023 г. 11:31

      Антидронная безопасность для пехотинца

      Недавно, случайно набрел в Телеграмм на страничку КЦПН, где простым, доступным образом объясняется способы управления дроном, а также антидронная защита. Очень нужная и необходимая работа. Не всегда есть время читать книги, тогда на помощь приходят комиксы.Здесь, в виде наглядных рекомендаций, обобщен реальный боевой опыт фронтовиков и показано, как избежать смерти...
      2162
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      28 ноября 2023 г. 08:54

      Затонувшее у берегов Греции судно шло на Украину с подозрительным грузом.

       В воскресенье, 26 ноября, затонул корабль под название Раптор. На борту находились 14 человек. Газета Kathimerini опубликовала статью об этом. Спасателям удалось найти одного члена экипажа, 12 числятся пропавшими без вести. По бумагам корабль под флагом Коморских островов вез соль из Египта в Стамбул.  Спасенный моряк рассказал представителям ...
      3567
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      26 октября 2023 г. 12:04

      Израильский снайпер через прицел не видит ЧЕЛОВЕКА

      Исключительная нация - это народ, который таковым считают другие этносы и страны. Подобных случаев не было, поэтому и исключительных наций и народов не бывает. Если некая нация считает себя выше других из-за цветы кожи, разреза глаз, неких исторических, или религиозных мифов, а соседи с данным утверждением не согласны, то это просто нация с очень высокой...
      1650
      РамZан Саматов 9 августа 2023 г. 12:47

      Бенсонхерстовский блюз

      «Бенсонхерст Блюз» - одна из тех мелодий, которые хочется слушать и слушать. Если вдуматься в текст, песня довольно-таки грустная (по тональности это типичный классический блюз), но что удивительно - всякий раз она поднимает настроение.  Песню написали музыканты Арти Каплан и Арти Корнфилд в 1971 г. Арти Каплан стал ее первым исполнителем. В том ж...
      1448
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      31 июля 2023 г. 09:28

      Мужчина с гитарой

      Уезжая из Новой Каховки, остановился пообедать. Заведения общепита не работали: позднее время и район неблагополучный, обстреливаемый. Я заметил один шалман, возле которого сидели военные.- У нас только шашлык, - сказала тощая девица за барной стойкой. - Придется подождать.Я согласился, не ехать же голодным. С сомнением покосился на военных. Они были шумливые и, кажет...
      2535
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      28 июля 2023 г. 09:59

      США отправили в Корею подлодку, Россия – Сергея Шойгу

      Пхеньян, 25 июля, сообщение ЦТАК: по приглашению Министерства обороны КНДР военная делегация РФ во главе с министром обороны Сергеем Шойгу нанесет поздравительный визит в нашу страну по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной освободительной войне. И тут многие насторожились, перед нами впервые за новейшую историю России визит подобного уровня. Единственная стр...
      1074
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      17 июля 2023 г. 10:15

      Очередной подвиг деда с позывным "Берсерк"

      В 1986 году вся страна узнала про попытку угона самолёта Ту-134 в аэропорту города Уфа. Два срочника Внутренних Войск МВД, Мацнев и Ягмурджи, вооружённые автоматом и пулемётом, взяли в заложники около 90 человек, незадолго до этого убив двух милиционеров. Исчерпав другие возможности к освобождению заложников, был проведён штурм самолёта.Об этом я в те годы прочитал в ...
      3978
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      14 июля 2023 г. 14:59

      Забытый поэт Иосиф Джугашвили

      В канонической биографии И. В. Сталина, изданной институтом Маркса — Энгельса — Ленина при его жизни и, как утверждают, написанной и отредактированной им самим, нет и полслова о поэтическом творчестве вождя.В юности многие мечтают стать поэтами, но, растеряв запал в стремлении опубликоваться и прославиться, смиряются с поражением и в зрелые годы с улыбкой вспоминают с...
      1533
      РамZан Саматов 10 июля 2023 г. 14:27

      Путин провел встречу с Пригожиным и бойцами "Вагнер" в Кремле

      Президент РФ Владимир Путин 29 июня провел в Кремле встречу с командирами отрядов ЧВК "Вагнер". Среди приглашенных был и руководитель компании - Евгений Пригожин. Всего во встрече приняли участие 35 человек и длилась она больше трех часов. "Президент дал свою оценку действиям компании в ходе СВО и оценку событиям 24 июня", - сказал пресс-секретарь презид...
      5730
      РамZан Саматов 19 мая 2023 г. 15:58

      Высокий, ясный, достойный

      Тринадцать с четвертью авторских листов – объём довольно небольшой, хотя по нынешним временам и наиболее востребованный издателями. Однако написать в таких рамках полноценный роман, который предполагает не только много персонажей, но и несколько сюжетных линий, довольно сложно. И всё же Рамзан Саматов с этой задачей мастерски справился. Перед нами настоящий, полноценн...
      514
      РамZан Саматов 19 мая 2023 г. 14:11

      Бороться и держать удар

      Рамзан Саматов выбрал для своего исторического романа не только интересную, но и злободневную тему. Приамурье, русский Дальний Восток, граница с Китаем. Сегодня Россия по-новому осваивает эту часть страны, как осваивали в XVIII–ХIХ веках наши предки. Книга «Амурский сокол» насыщена уникальными сведениями, яркими образами, увлекательными коллизиями. Главн...
      609

      Увольнение, или новый Робин Гуд

      Комбат вышел на развод чеканя шаг, что означало: «Что-то случилось». Окинув взглядом подчиненных, он глубоко вздохнул и начал разнос.- Я вот не понимаю, товарищи, что такого сложного: сходить в увольнение? Добрался до города, пошарахался, пожрал, склеил девку с титьками, хорошо провел время, вернулся в часть. Все просто. Но не для нас… Не для нас…Остановившись, он вни...
      2728
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      14 апреля 2023 г. 13:52

      Волноваха

      Песня «Волноваха» посвящается бойцам 155-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты Тихоокеанского флота, а также всем доблестным войнам нашей Родины! Написана была 22 марта 2023 года, в дружной братской компании, в поездке с гуманитарным конвоем, в город Волноваху. "Партизан FM" - это самый крутой фольклорный ансамбль с особой энергетикой и жизнеутверждающим дра...
      1398
      РамZан Саматов ПАТРИОТ
      3 марта 2023 г. 10:06

      Описание снайперского боя в зоне СВО

      Вооруженные тяжелыми винтовками снайперские пары обеспечили наступление пехоты.Подготовленные и хорошо оснащенные снайперские пары способны обеспечить наступление подразделения на укрепленные позиции ВСУ. Об этом рассказал военный блогер Алексей Суконкин. Он привел описание недавнего боя в зоне СВО со слов его участников. Рассказ помогает сделать несколько выводов для...
      8296
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика