О месте религии в светском обществе. Ч3. Жизнь и смерть после смерти капитализма.

30 4191

Пока в СССР советские граждане иронизировали над предсказанным Марксом концом капитализма, он подкрадывался тихо и незаметно.

Еще полтора века назад Маркс понял, что как и все в истории, капиталистический строй тоже конечен. 

Чтобы сполна раскрыть эту тему не хватит и тысячи страниц, но все же попробую выделить основное.

В основе капитализма лежит неразрешимое противоречие, возникающее из базовой мотивации участников.

Каждый капиталист должен стремиться к получению максимальной прибыли. Любые отклонения от этой мотивации ведут его к разорению конкурентами, поэтому максимизация прибыли определяет логику поведения капиталиста, пока он остается капиталистом.

Прибыль капиталист получает за счет изъятия у своих наемных работников прибавочной стоимости - разницы между выручкой от реализации произведенного ими товара и их выплаченной работникам зарплатой.

Поэтому логика получения прибыли ведет капиталистов по пути сокращения зарплат наемных работников, в замкнутой рыночной системе зарплаты неизбежно будут стремиться если ни к нулю, то к уровню обеспечения самых необходимых для выживания физиологических потребностях и ни копейкой больше.

Но поскольку наемные работники составляют в капиталистическом обществе абсолютной большинство, тотальная нищета обнуляет и платежеспособный спрос и обваливает цены, по которым капиталист реализует продукцию, и за счет этого, опять же, делает невозможным получение капиталистом прибыли. Чем лишает капиталистов смысла их деятельности. Круг замыкается, формация перестает работать, и должна смениться на какую-то другую. Но это происходит не сразу. Сначала рыночная система должна стать замкнутой. А она до недавних лет была открытой. На том и протянула так долго. Да и сейчас в ней еще креативно находятся какие-то не монетизированные ранее  крохи, но уже гораздо меньшие, чем надо для стабильности системы.

Пока избыток товара, который не могут приобрести на свои зарплаты наемные работники (или потратить на себя малочисленные капиталисты), можно сбыть на НЕ капиталистических рынках, внутри капиталистической системы сохранится дефицит, и цены на товар не обваливаются, сохраняя возможность по-прежнему получать и наращивать прибыль.

Пока есть такая возможность, капитализм живет и развивается, захватывая за пределами области с уже установившимися капиталистическими отношениями новые рынки, постепенно меняя их под себя, под свою логику развития, по сути пожирая все иные общественные формации.

Возникнув, капитализм сразу принялся пожирать феодализм в ареале своего возникновения, вводя все новых и новых людей и ресурсы в рамки рыночных отношений, обеспечивая невиданный ранее уровень концентрации средств производства.

Впоследствии этот процесс пожирания экономических систем перекинулся на страны-колонии, передел рынков в которых вверг мир в две мировые войны.

Сейчас капитализм принялся жрать сам себя.

В природе случаются и такие сбои, видео с поедающей свой хвост змеей по размышлении удалил из статьи, пожалев нервы читателей. Хватит людям и повседневной действительности.

Сам капитализм в разные периоды своей истории был разным. Так, например, после Второй Мировой Войны и предшествовавшей ей Великой Депрессии, и под влиянием социалистической альтернативы, которую обеспечивал одним своим существованием Советский Союз, капитализм в западных странах был подвержен сильнейшему государственному регулированию - прогрессивному налогообложению, ставками минимальной заработной платы, финансированию социальных программ. Которые хотя и не сделали из него социализм, но заимствовали определенные его черты, а самое главное - снизили регулированием роль прибыли, чем поставили под угрозу сами основы его существования.

В результате нерыночного регулирования наемный директор капиталистического предприятия стал на короткий период как бы даже не важнее собственника.

В то же время, высокие зарплаты создавали спрос внутри самого капиталистического рынка, чем отдаляли на неопределенную перспективу момент его краха. Чем вызывали у советских граждан за железным занавесом закономерный вопрос: Почему? Что не так с капитализмом? А "не так" было то, что капитализм в этот период с муками и риском для себя мутировал в сторону социализма.

Но капитализм не был бы капитализмом, если бы позволил каким-то левым движениям внутри каких-то стран изменить себя изнутри без революции.

На рубеже 1970-х годов началась контрреволюция капитализма, которую мы знаем как неолиберализм. 

Неолиберализм был прост и совершенен, как полицейская дубинка. Производства стали перемещать в страны третьего мира с самой дешевой рабочей силой, профсоюзы по этой причине утратили возможность влиять на капиталистов посредством забастовок (а в третьем мире рабочим и не давали бастовать многими способами) и вообще влиять на что-то кроме вопросов экологии и заботы о правах разнообразных меньшинств, часть директоров подкупили высокими зарплатами.

В общем, просто-напросто вернулись к классике марксизма.

Ах, да, забыл, неизбежный спад потребления в капиталистических странах, которые остались без производственного базиса и сокращения "соцпакета"  в результате неолиберализма, компенсировали жизнью в кредит.

Таким образом, неолиберальный капитализм вошел в свою терминальную стадию. Жаль, что советские граждане, загипнотизированные реалиями Запада 1960-х годов, не осознали произошедших с тех пор изменений, пока над ними самими не начались неолиберальные реформы. Впрочем, многие не поняли и по сию пору.

А между тем, для капитализма наступают действительно последние времена. Некапиталистические рынки сбыта закончились. Рынки труда с самой дешевой рабочей силой - закончились. Даже если заменить людей роботами, которые обеспечат полный цикл производства и логистики (и которых сейчас не существует) - роботы смогут создать самый дешевый товар, но никогда не смогут создать на него платежеспособный спрос. Создать спрос за счет кредитов невозможно - население по всему миру закредитовано за всеми разумными пределами.

Состояние мировой экономики и вслед за ней семейных экономик у большинства людей - хронический экономический кризис.

К капитализму пришел Пятиногий Пес по имени на букву "П" (не дай бог такого во дворе встретить... (С) Пелевин)

И процесс этот - всемирный, и особой русской цивилизации, которая вошла в глобальную капиталистическую систему, он касается в той же полной мере, что и всего остального населения планеты.

И встает вопрос - а что будет дальше?

Оптимисты, вслед за Марксом, предполагают, что общество поменяет экономический уклад и породит что-то новое, называемое коммунизмом - строй, использующие производственный и научный потенциал, созданный в период капитализма, но лишенный погубивших его противоречий.

Но при этом капиталистическая верхушка, которая ввергла мир в череду кризисов, неизбежно будет отстранена от власти и собственности. И им, скорее всего, придется еще и отвечать на неприятные вопросы следователям ревтрибунала.

В России, со всей присущей ей особостью, возникла действительно особая тенденция.

Взоры части правящей верхушки обратились в сторону феодализма. 

Действительно, если капиталистический период истории завершен, можно ведь попробовать вернуться к предыдущей формации? Получится или не получится - другой вопрос. Но если впереди маячит ответственность за преступления, которые совершались на протяжении 30 лет, и много-много сибирского снега, которые они забодаются чистить в расплату за содеянное, у виноватого не просто соблазн, а жизненная потребность любой ценой (особенно если платить ее будут другие) сохранить власть. Дожить свои презренные годы в комфорте присвоенного богатства. Передать его своему крысиному потомству. А для этого конвертировать богатство и административный ресурс в сословные привилегии.

Тем более, что логика реставрации способствует такому стилю мышления. Реставрировали же МЫ весной 1990 года капитализм? И у НАС получилось. Так давайте же закрепим успех, и реставрируем так же и феодализм.

Очень надеюсь, что не вся наша правящая верхушка подвержена такой "логике". Все-таки никому еще не удавалось развернуть историю вспять.

Мой прогноз - попытка реставрации феодилизма под традиционалистскими лозунгами закончится гражданской войной - внеклассовой, как на Украине. Люди будут тупо отстреливаться от раздражителя, отложив породившие его причины "на потом". Только более масштабной. И она, как и там, будет длится, пока не приобретет классовый характер и не снимет породившие ее противоречия.

Но то, что какая-то весомая часть российской правящей верхушки к этому стремится - сомнений не вызывает. И инструментом этой реставрации ими уже выбрано построение теократии под сакральным патронажем Русской Православной Церкви.

Начало О месте религии в светском обществе. Ч1. Зачем?

Продолжение О месте религии в светском обществе. Ч2. Мистика и статистика.  

Михаил Денисов, 27.05.2017

Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

Абрамович... Фсё...

Не берусь сказать сколько точно времени назад это было. Может быть   неделю-две назад к Путину пришло предложение от территории "404" - не бомбить электростанции. Взамен ...

Обсудить
  • Адекватных людей считается больше, чем неадекватных. Попробуем в это верить.
  • Тот кто часто оглядывается назад неминуемо споткнётся и разобьёт себе голову об асфальт...:)))))
  • :thumbsup: :clap: :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • Что такое витает в воздухе, некая идея монархии и дворянства...
  • Интересно. Но до теократии вряд ли дойдет. Сами же «эффективные собственники и менеджеры» не допустят. Побоятся, что Церковь, став «владычицей морскою», всё под себя подгребёт :-))