О месте религии в светском обществе. Ч2. Мистика и статистика.

20 2134

Целью церковных иерархов является максимальная власть в обществе - причем власть весьма специфическая, обладающая максимумом полномочий при минимуме ответственности. 

Власть интересует иерархов как в "духовном" - "они будут перед нами ползать, а мы будем на них плевать - зачем? - удовольствие получать - да какое же в этом удовольствие? - молодой еще..." (С), так и в сугубо материальном, направленном на присвоении чужого движимого и недвижимого имущества. 

Поскольку все это они осуществляют без малейших на то обоснований, просто "во имя Господа", то и пределы этой власти потенциально не ограничены ничем.

По этой причине теократическая диктатура - непримиримый антагонист светской демократии.

Но в демократическом обществе теократы скованы (пока что) его правилами, и им приходится искать источник легитимности своих действий в выражении интересов большинства граждан.

Что для них, без сомнения, очень унизительно. Поэтому свое унижение они компенсируют запредельной наглостью в манипуляциях цифрами статистики и социологических выкладок, для обозначения степени которой в русском языке даже не было слова, и это слово пришлось заимствовать из другого языка, и слово это - хуцпа.

Хотя, казалось бы, что проще? Вести прозрачную регистрацию прихожан, и снять все возникающие вопросы к их численности. Но честные результаты не удовлетворяют их жизненным интересам.

Эти манипуляции давно разобраны, но повторить их разоблачение всегда полезно.

Этому была посвящена блистательная лекция историка С.Соловьева, я ее публиковал

Руководство РПЦ настаивает на 77% процентах православных верующих граждан против 6% атеистов.

Что само по себе очень странно, поскольку всего четверть века назад ситуация была скорее обратная. Причиной такого переворота могло послужить либо божественное чудо, либо безбожное вранье.

Цифра 77% была получена ими так: 53% верующих + 24% колеблющихся.

Против 6% атеистов и 14% неверующих.

Наверное, неверующие все-таки не являются православными верующими. И уж атеисты всяко не являются верующими.

Неверующих потеряли, колеблющихся записали в сторонники. Понадобилось, вот и записали. 

Так что наиболее корректная интерпретация статистики - 53% верующих против 20% неверующих. Остальным настолько без разницы, что у них даже нет своей позиции по этому вопросу.

Уже не 77% против 6%, верно? Уже получается, что неверующие - это отнюдь не какое-то маргинальное меньшинство, интересами которых при желании можно пренебречь (хотя это и нарушение демократических принципов), а вполне весомая группа, с которой надо считаться и которая имеет весомые основания требовать к себе уважения.

Да, и еще 3% не попали ни в одну группу. Возможно, отказались отвечать.

И это не все. По данным других опросов, верующим в бога могут назвать себя 66% опрошенных, при этом в другом опросе в загробную жизнь будут верить только 31% из них. Да, это вроде бы большие цифры, но они вызывают вопрос - а во что эти люди верят на самом деле? Если они верят в бога, но не верят в загробную жизнь? Какой-то не православный у них бог тогда получается...

При этом надо понимать, что опросы показывают лишь то, что опрашиваемые посчитали нужным ответить интервьюверу. Ответы могут варьироваться от настроения, окружения, вообще названы случайным образом по принципу "лишь бы этот странный человек от меня отвязался".

Поэтому я считаю, что претендовать называться верующими вправе только те, кто разделяют и вообще знают догматы своей заявленной веры и, исполняют предписанные ритуалы. 

Ведь если они не знают основ своей якобы веры, и заявленное вероисповедание никак не проявляется в их поведении - какие же они верующие?

Еще один критерий - граждане, которые ходят в церковь. Они могут и не быть верующими, но церковь им нужна. В то же время, есть верующие в учение Христа люди, которые избегают общаться со служителями РПЦ, потому что по их мнению это днище.

Так что иерархам РПЦ корректнее говорить не о верующих вообще, а о людях, которые признают их священниками. Воцерковленных людях.

Согласно тех же социологических опросов, воцерковленных, соблюдающих ритуалы и отмечающих праздники граждан порядка 7%.

Так что социологическая картина диаметрально иная, чем рисуют лезущие в светскую власть церковные иерархи. Есть 7% граждан, которым эти иерархи зачем-то нужны. Им противостоят 6% граждан, которые активно не желают иметь никаких дел с этими иерархами. И есть абсолютное квалифицированное большинство, по совпадению тоже 77% граждан, которым эти иерархи и разборки вокруг них вообще не интересны.

По крайней мере, пока они их напрямую не касаются.

Но и это всего лишь социология.

По факту же их еще меньше, поскольку, по статистике МВД, в главные церковные праздники, на Рождество и на Пасху, церковные службы посещают менее 2% и менее 5% соответственно.

Как верно заметили товарищи, которые отслеживают и агрегируют данные о посещаемости таких мероприятий, 

Подсчет количества посещающих православные храмы на Пасху дает возможность оценить реальную численность «практикующих» православных в стране, поскольку даже те, кто называет себя православными, но не ходит в церковь регулярно, как правило, считает нужным присутствовать в храме в главный христианский праздник. Наиболее реалистичную картину дает полицейская статистика.
Однако результаты подсчетов не всегда корректно публикуются. МВД некоторых регионов вообще не предоставляют информацию о количестве посетивших храмы на Пасху. Даже если сбор такой информации ведется, то публикуется не единообразно: чаще всего речь идет только о присутствующих на ночных службах, но в ряде случаев полицейские сообщают о посетителях «религиозных мероприятий», не поясняя, что имеется в виду – только ночные богослужения, ночные и утренние пасхальные службы или субботнее освящение куличей и яиц тоже.
Результаты даже самых лояльных подсчетов свидетельствуют, что количество людей, подтверждающих свою принадлежность к Русской православной церкви хотя бы раз в год, не меняется на протяжении 2000-х годов и составляет не более 10% в самых «православных» регионах. На остальной территории страны число «практикующих» православных не выходит за рамки статистической погрешности – 2-4 % (в Москве, например, этот показатель в нынешнем году составил менее 3%, хотя ГУ МВД учитывало и участников субботних «мероприятий», т.е. зашедших освятить куличи).
Отметим также, что значительная часть населения по-прежнему предпочитает посещать на Пасху кладбища, хотя церковная традиция предписывает делать это в другой день – на Радоницу. Количество посетителей кладбищ, как правило, превосходит число участников пасхальных богослужений, иногда значительно. Например, в Рязанской области, где уровень посещаемости храмов один из самых высоких в Центральной России, число посетителей кладбищ на Пасху превысило этот показатель вдвое (81 тыс. и 193 тыс. соответственно).

Но и статистика МВД тоже может быть завышенной под давлением церковных властей. Что мы сейчас и разберем на примере нашей столицы - потому что по ней есть хотя бы какие-то регулярные данные за последние 10 лет.

Рассмотрим статистику посещения праздничных богослужений в Москве по официальным опубликованным данным.

2007

Рождество:

По данным ГУВД Москвы, в ночь с 6 на 7 января московские храмы посетили 118 тыс. человек.
Комментируя данные МВД, заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призвал использовать более точный метод. Он пояснил, что рождественские богослужения не ограничиваются ночной службой, и утром на литургию приходит людей не меньше. Кроме того, отметил представитель ОВЦС, "часто вокруг храмов верующих не меньше, чем в самих храмах".

Пасха

В Москве пасхальные богослужения посетили более 338 тыс. человек. Как заявили "Интерфаксу" в столичном ГУВД, "в субботу, в преддверии праздника, утренние и дневные богослужения посетили с 8 до 18 часов 238 700 человек, которые приходили освятить куличи. Ночную литургию посетили около 100 тысяч человек"

Отмечу, что в данном случае невозможно понять, входили и в цифру 338, составленную из 238 000 + 100 000, одни и те же люди, или разные, и сколько из 238 700 "входили и выходили" "в период с 8 до 18 часов", и сколько раз...

2008

Рождество

В Москве, по сведениям московского УВД, в рождественскую ночь храмы посетили 23 тыс. человек. Однако Утро.ру приводит другие данные: 60 тыс.
Руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский выразил несогласие с приведенными МВД данными. По его мнению, они сильно занижены, и только московские храмы на Рождество посетило около миллиона верующих.

Пасха

По данным ГУВД Москвы, в службах и освящениях куличей в субботу, а также в ночных службах в пасхальную ночь приняли участие 400 тыс. москвичей.
В Московском патриархате не согласны с данными МВД о количестве людей, посетивших храмы на Пасху. "Цифры милицейской статистики представляют интерес только для самой милиции, а отслеживать по ним динамику религиозности населения совершенно неправильно", - сказал руководитель службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко.
"В Москве сегодня действует уже более 850 храмов и часовен. Если, допустим, каждый храм в центре города посетило ночью от 500 до 1000 человек, это уже больше, чем называют уважаемые господа милиционеры. Храмы же в спальных районах посетили десятки тысяч людей", - заявил он.
Напомним, что ранее Московский патриархат выражал несогласие с данными МВД о количестве людей, посетивших рождественские богослужения.

2009

Рождество

В ГУВД Москвы сообщили, что действующие храмы города (около 260) в ночь на Рождество посетили 108,5 тысяч человек.

Пасха

В Москве богослужения прошли в 257 храмах. В крестных ходах участвовали более 137 тыс. человек.

2010

Рождество

В ночь на 7 января около 85 тыс. человек посетили рождественских богослужения в московских храмах. На ночные и утренние службы в Москве пришло 135 тыс. человек.

Пасха

По данным ГУВД Москвы, пасхальные богослужения в ночь на 4 апреля 2010 года посетили около 176 тысяч верующих.

2011

Рождество

По информации ГУВД Москвы, ночные богослужения в 265 храмах и монастырях города посетило более 80 тыс. человек.

Пасха

В Москве ночные службы собрали в храмах 292 тыс. человек.

2012

Рождество

По данным ГУВД Москвы, 282 московских храма, где проводились рождественские богослужения, посетили около 120 тыс. человек.

Пасха

По данным ГУВД Москвы, праздничные богослужения в 287 храмах и монастырях посетили около 186 тыс. человек.

2013

Рождество

В ночь с 6 на 7 января 2013 года в 348 московских храмах прошли рождественские богослужения, на которых, по данным городского ГУВД, присутствовало около 226 тыс. человек. Еще около 55 тыс. посетили храмы 7 января. Всего в Москве праздничные службы 6 и 7 января посетило около 280 тыс. человек.

Пасха

В богослужениях 4 и в ночь на 5 мая в 365 храмах Москвы приняли участие более 300 тыс. человек.

2014

По данным ГУ МВД по Москве, вечером 6 января и в ночь на 7 января 389 московских православных храмов посетили более 300 тыс. человек.

Пасха

По данным ГУ МВД по Москве, «пасхальные мероприятия» в субботу днем и ночные богослужения в воскресенье посетили около 300 тыс. человек.

2015

Рождество

По данным ГУ МВД по Москве, вечером 6 января и в ночь на 7 января 389 московских православных храмов посетили более 300 тыс. человек.

Пасха

В Москве 11 и в ночь на 12 апреля храмы посетили 440 тыс. человек. Речь идет и о тех, кто приходил только освящать пасхальную снедь, но не участвовал в ночных богослужениях.
В Московской области ночные пасхальные богослужения в 850 храмах и монастырях посетили около 210 тыс. человек.
Обращает на себя внимание заметный рост числа участников праздничных богослужений в Москве, по данным МВД, число участников праздничных богослужений в 2015 году увеличилось более чем на треть по сравнению с предыдущим годом. Тенденция к росту сохраняется с 2013 года, когда произошел еще более резкий скачок. Причина, по видимому, состоит в изменении методики подсчетов, т.к. с 2013 года ГУ МВД Москвы публикует данные не только об участниках ночных пасхальных богослужений, но и о посетивших храмы в субботу, т.е. зашедших освятить пасхальную снедь.
Безусловно, к росту числа посетивших пасхальные богослужения в Москве могли привести и теплая погода. Однако в этом случае аналогичная картина должна была бы наблюдаться и в соседних с Московской областью регионах, где погодные условия не очень отличаются, но этого не произошло. В Ивановской, Рязанской, Ярославской областях, регионах с традиционно высоким уровнем православной религиозности, количество пришедших в храмы в пасхальную ночь практически не отличается от прошлогодних, а в Брянской, Смоленской областях и Мордовии прихожан стало меньше.

2016

Рождество

В Москве ночные богослужения посетили около 230 тыс. человек.

Пасха

Храмы Москвы в субботу, 30 апреля, и в пасхальную ночь посетили 660 тыс. человек (т. е. МВД включило в это число и приходивших на освящение куличей), около 60 тыс. человек в пасхальные дни посетили московские кладбища.

2017

Рождество

В Москве, по данным ГУ МВД, ночные службы примерно в 400 храмах посетили более 600 тыс. человек.

Пасха

ГУВД Москвы сообщило об 1 млн человек, посетивших храмы в праздничную ночь и накануне, т.е. объединили данные об участниках богослужений и пришедших освятить пасхальную снедь.

Но... Черт возьми, Холмс, как?

С одной стороны, число воцерковланных граждан в Москве активно растет, что не может не радовать руководство РПЦ.

С другой стороны, каким образом на протяжении одного года могут случаться пятикратные скачки, например, провал посетивших рождественские богослужения в 2008 году? (2007 - 118, 2008 - 23, 2009 - 108.5). Это что же получается, люди веровали, потом разуверились, а потом снова стали веровать? Как-то это все очень странно...

Следующая странность - в 2007 и в 2008 годах руководство РПЦ публично выражало претензии к МВД и требования улучшить статистику. После чего претензии публично озвучиваться перестали, а рост наступил. В 2017 году его довели до требуемых значений - 1 000 000 посетителей.

Вопрос. Сколько в этой цифре правды, а сколько приписок?

Дело в том, что согласно скурпулезным подсчетам  энтузиастов церковного дела, все приходские храмы Москвы в пределах МКАД вмещают 248 тысяч человек.

Как в молельные дома, рассчитанные на 248 тысяч человек, набивалось по 300, 400, 600, 660 и 1000 тысяч человек, МВД и РПЦ умалчивают. А узнать было бы интересно.

В цифрах МВД прослеживается стремление максимально натянуть число посетителей. Например, просуммировать посетивших собственно службу с любителями освещенных куличей, которые с большой вероятностью - одни и те же люди.

Так что цифры, в которых количество участников дается "оптом", нужно делить в несколько раз. Но и это не имеет смысла, поскольку озвученные данные могут быть просто вымышленными под давлением руководства РПЦ на руководство государственного органа МВД.

В любом случае, мы можем говорить о некоей оценке сверху, максимально натянутой, понимая при этом, что реальные цифры - неизбежно и в неизвестное число раз меньше.

И сколько они составлять относительно населения Москвы, которое на 2017 год составляет 12 300 000 человек.

Смотрим на статистику праздновавших Рождество. Рождество выбрано потому, что на Пасху в цифры участников попадают посетившие дневные службе, ночную литургию, и те, кто святят куличи. И выделить из их числа тех, кто посетили все 3 мероприятия, но были посчитаны как новые участники, вообще никак невозможно.

С самыми большими приписками в 2017 году, оно не превышает 5%, а глядя на график, возникает понимание, что таковых граждан навряд ли больше 2%. 

Потому что не бывает в живой природе почти 30-кратного роста за 9 лет, как это произошло на отрезке между 2008 и 2017 годом.

Таким образом, реальная потребность населения граждан страны в деятельности РПЦ, выраженная ими через потребность посещать богослужения, находится на уровне статистической погрешности.

Церковь в своей экспансии и клерикальном наступлении на светское общество представляет не интересы граждан страны, а исключительно собственные своекорыстные интересы и интересы части руководства страны, ориентированного на изменение конституционного строя и установление теократической диктатуры.

Гражданам, которые "топят" за православную идентичность, стоит определиться, что они делают и к чему стремятся - к защите собственных интересов или к безвозмездной поддержке участников будущего антиконституционного государственного переворота.

Начало О месте религии в светском обществе. Ч1. Зачем?

Окончание О месте религии в светском обществе. Ч3. Жизнь и смерть после смерти капитализма.

Михаил Денисов, 27.05.2017.

Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

Обсудить
  • Хочу плеваться. Даже готов не получать от этого удовольствие. Просто хочу плевать в мракобесов. Слов уже нет.
  • +++
  • :thumbsup: :clap:
  • Со статистикой у служителей все по принципу "кто не против нас, тот с нами!"  В православные записывают уже всех, кто в целом не особо оспаривает, что "красть грешно и не убий", и это при массированной религиозной пропаганде. Всем без исключения поясняют, что раз они родились в России, то уже по умолчанию православные, такая "почетная обязанность", если ты не выберешь "альтернативную службу" в других конфессиях))))
  • Статистика посещений храмов в дни больших праздников не совсем корректна. В церковь могут прийти просто из любопытства (в основном молодёжь); за кампанию. Корректней будет статистика посещений воскресных служб. Вот в этой статистике и будет "засада".