Дюна

5 2396

В сентябре 2021 года в широкий кинопрокат вышел фильм «Дюна» или, как было указано в его титрах: «Дюна. Часть первая». Кинопремьере предшествовала крупная рекламная компания, из которой можно было понять, что фильм не заурядный, а нечто масштабное, ставящее его в один ряд с шедеврами мирового кино, которое у всех на слуху, и которое посмотрело огромное количество зрителей. Фильм переполнен символизмом разного уровня вложенности, направленного на то, чтобы донести до массового зрителя некую идею, некий смысл. О том, какие смыслы были извлечены и будет эта статья.

Краткая справка

«Дюна» (англ. Dune) — научно-фантастический роман американского писателя Фрэнка Герберта, впервые опубликованный в 1963—1965 годах в виде серии глав в журнале Analog Science Fiction and Fact и в 1965 году впервые изданный отдельной книгой. Книга, сделавшая Герберта знаменитым, была удостоена премий Хьюго и Небьюла. «Дюна» — один из самых известных научно-фантастических романов XX века. Так википедия охарактеризовала роман, который был взят за основу сценариев нескольких экранизаций произведения, а также сюжетом компьютерных игр. Одной из наиболее успешных экранизаций стал фильм Д.Линча в 1984 году. Роман «Дюна» послужил среди прочего источником вдохновения и в создании культового на западе фильма «Звёздные войны».

Интересна история появление романа. Русскоязычная википедия ничего об этом не говорит. На немецком языке мы узнаём, что писатель получал отказы от 20 издательств и наконец, ему посчастливилось опубликовать роман в журналах. А вот англоязычная википедия не стала скрывать детали. После издания в журнале «Аналог», книгу отвергли 20 издательств. Но потом её прочитал Стерлинг Е.Ланье, и дал Герберту 7500$ аванса, но с условием, чтобы тот переписал текст (!). Что было в книге изначально, из-за чего у Герберта не было успеха и что было внесено в содержание с подачи Стерлинга Ланье — никто не узнает. Но для нас важно следующее: то, в каком виде роман стал доступен миллионам читателей и зрителям, заслуга не только писателя Ф.Герберта, но и его помощников на пути к обнародованию произведения и обретению известности самого писателя. Несомненно, он был талантлив. Но он также был беден. Чем и воспользовался издатель С.Ланье, сделав отличный бизнес, направив сюжет в нужное русло за небольшую сумму. Чем, собственно, и стал соучастником самой идеи романа.

Фантастика и фэнтези

Научная фантастика прошлого в основном занималась прогнозированием научно-технического прогресса и жизнеустройства будущего. Ненаучная фантастика занималась построением сюжетов, которые были бы привлекательны и завораживающие внимание, но в которых могли нарушаться объективные закономерности этого мира. Даже если рассматривать магию как проявление биофизики и биоинформатики, когда человек своими физическими полями оказывает воздействие на внешний мир, то ненаучная фантастика нарушала даже магические закономерности и представляла собой сказку. Такой жанр литературы вскоре получил собственное название фэнтэзи. Он создаёт мир фикций, отвлекает народ от жизни, от реальных проблем и функционально не прогнозирует будущее, а программирует читателей и зрителей на определённые стереотипы поведения в заданной иерархичности сказочных героев. При этом фэнтэзи далеки от мифов и былин, которые несут в себе архетипы культуры народов и служат основой для существования цивилизаций и наций в преемственности поколений. Но и фантастика, и фэнтэзи в подавляющем своём большинстве не обращались к теме нравственности и этики. Исключения весьма редки. В России таким исключением был И.А.Ефремов. В его фантастическом мире нравственно-этическим и мировоззренческим вопросам уделено много внимания. А всё, что касается развития техносферы, научно-технического прогресса, являются по существу, сопутствующими обстоятельствами.

В зарубежной фантастике кроме С.Лема, по всей видимости, вопросы этики и нравственности никто не поднимал. И критика С.Лема в адрес американских фантастов была вполне обоснована, когда он говорил о низкопробной литературе американских фантастов. Чем вызывал негодование американских писателей и исключение его из ассоциации писателей-фантастов SFWA. Если мы обратимся к произведениям А.Азимова – развитие техносферы в них отражено в деталях, но люди психологически такие же, как и в настоящем. Это не полноценный образ будущего. Поскольку какой бы ни была техносфера, организация деловой коммуникации людей в обществе, основой любого общества всегда является человек, его нравственные стандарты и производные от этих нравственных стандартов — миро-воззрение и этика. В постсоветские времена образу будущего писатели-фантасты не уделяют много внимания, считая, что человека не изменить. Это отражение психологического аспекта, который навязан библейской культурой и в частности, символом веры, принятый Никейским собором, согласно которому наличие праведников и справедливое устройство мира (в церковной терминологии «Царствие божье») — невозможны. А если исходить из того, что представляет собой человек настоящего в аспекте психологии, то никакого светлого будущего не будет. Потому что нынешний глобальный кризис цивилизации во всех его проявлениях выражается в противостоянии государств друг к другу в их конкурентной борьбе за преимущественные возможности паразитизма на труде и жизни других государств и народов, что отражается и на течении процессов во всей биосфере. И при нежелании людей изменить свою нравственность, отношение друг к другу, обществу и Природе цивилизация просто исчезнет. И судя по всему, не в первый раз. Каким должен быть образ будущего? Как сделать так, чтобы этого раза не было, а предыдущий крах цивилизации был последним? — ни писатели-фантасты, ни учёные-философы, ни социологи такие вопросы не ставят.

Персонажи и место действия

Фильм «Дюна» — это субъективизм сценариста и режиссёра, которые высвечивают в изначальном замысле писателя лишь те моменты, которые привлекли их внимание, были технически возможны и коммерчески целесообразны. В эти образы были заложены определённые смыслы. Мы сделаем небольшой анализ этих образов, содержания первой части фильма и выявим смыслы, заложенные коллективным творчеством в культурный продукт. Кроме того, все персонажи и действия мира «Дюна» вымышлены, следовательно, имеют прямое отношение к нашей современной культуре, которая сформировала мировоззрение и миропонимание авторов фантастической саги.

Повествование начинается с описания живописных ландшафтов планеты Калладан, вотчины Дома Атрейдисов. Это скалистые берега, океан, живописные пейзажи Англии или Шотландии. Жители планеты представлены актёрами типичной европейской внешности. В первых сценах фильма пред-ставлен интерьер дома главного героя, сцена завтрака, типичные для европейцев предметы быта. Одежда и причёски жителей планеты Калладан за сотню тысяч лет не изменились. И если бы не летающие светильники, можно было бы предположить, что действие происходит в наши дни.

В отличие от планеты Калладан, планета Аракис это пустыня. Пески, каменные пещеры. Народ, населяющий эту планету именуется фремены. Название народа писатель выбрал не случайно: английское (Fremen) созвучно со смыслом «свободный человек».

Несмотря на безконечные кровопролитные войны, этот народ не был покорён ни одним из Домов Империи, которые вторгались на территории Арракеса с целью добычи меланжа. Спайс, или меланж — вещество, ископаемое, которое невозможно искусственно произвести. Оно обладает гериатрическими свойствами, является пряностью, также обостряет пророческое видение. Действие порошка на навигаторов (особой касты профессиональных астронавтов) оказывает действие на их интеллект и позволяет совершать безопасные межзвёздные навигации всему космическому флоту Империи. Поэтому сама планета Арракес с залежами чудесного песка имеет стратегическое значение для всей империи. Для самих фременов этот меланж является священным и имеет ритуальное значение. Если в образах персонажей Дома Атрейдесов угадывается европейская культура, то фремены — это условная цивилизация ислама.

Режиссёр увидел во фременах смешанное берберо-негритянское коренное население планеты Арракиса. Согласно роману, они дзен-сунниты, но в фильме это не уточняется, видеоряд показывает просто типичных мусульман. В целом, фремены показаны с максимальным уважением. Они имеют своеобразную культуру, обладают превосходными воинскими качествами, готовы пожертвовать своей жизнью ради свободы соплеменников.

Главное отличие фременов от пришельцев заключается в преобладании в их психике врождённой компоненты в виде инстинктов, которые помогают народу выживать в суровых условиях Арракеса. Образно это показано в фильме и в большом количестве представителей женского пола на церемонии прибытия кораблей Атрейдесов, и «законе сильного вожака», когда неопределённость ролевой функции в коллективе разрешается в смертельном поединке, и близость к природе, использование объективных явлений в своих целях, например, извлечение воды из среды, перемещение под песками при помощи песчаных червей.

Приобретённые программы в виде культуры, которая решает задачи развития техносферы для фременов вторичны, — лёгкая функциональная экипировка, обработка материалов и вооружение универсальные но простые в обращении предметы быта. Это всё лишь обслуживает врождённую алгоритмику в виде инстинктов и безусловных рефлексов для повышения выживаемости народа на планете. Если мы обратимся к нашему времени и сравним культуры коренных народов Европы и пришлых народов из стран Ближнего Востока и Африки, то мы сможем разглядеть подобную картину: культурные программы европейских народов, которые по сути своей деградационные, вытесняют врождённые программы в виде инстинктов. И на фоне пришлых народов с общественным укладом родоплеменных отношений исчезновение европейцев при неизменной культуре станет вопросом времени. Статистика рождаемости в Германии говорит сама за себя. В России дела обстоят не намного лучше.

Главу Дома Атрейдес — герцога Лето I — играет актёр еврейско-латиноамериканского происхождения с типичной для финикийца (или карфагенянина, что то же самое) внешностью. Этим он нарочито выделяется среди всех персонажей своего Дома, в том числе своих подчиненных с Каладана (все они похожи на англичан). Отличен Герцог не только внешне, но и его внутренний мир идёт в разрез с общими моральными принципами и устоями, царившие в Империи.

Он человечный и способен любить. Так вопреки негласному запрету ордена, он полюбил свою наложницу Джессику, вызвав в ней взаимные чувства. Плодом их взаимной любви стало рождение сына Пола Атрейдеса, что не входило в планы ордена Бена Гессерит, который занимается селекцией и выводом представителей элиты Империи. Согласно замыслу ордена, у Джессики с Герцогом Лето должна была родиться дочь. Которая впоследствии станет таким же членом ордена как и её мать, получит должное образование и продолжит генетические преобразования в элитных Домах Империи, обеспечивая устойчивость управления.

Авторы раскрывают нам социальные технологии института жён, который не является плодом фантазии автора, как способ управления в будущем, а существует и в настоящем, существовал и в прошлом. И даже если преемственность поколений по женской линии в иудейской культуре не оглашается публично и не формализована в отдельный орден, то влияние материнства на будущих политиков, влияние жен на собственных мужей-политиков, роль «свободных» женщин в высших кругах как политического истеблишмента, так и в качестве инструмента спецслужб очевиден и известен многим.

К сожалению, современная историческая наука, описывая роль личности в истории, такую социальную технологию обходит молчанием и недооценивает её значимость в ходе глобального исторического процесса, который управляем. В том числе и с задействованием различных социальных технологий, включая «институт жён».

Следующий акцент в описании характера Герцога был сделан режиссёром в его диалоге с сыном. На вопрос сына о целесообразности его личного выбора, как наследника власти и продолжении политики его отца, Герцог Лето произносит фразу — «каким бы ни был твой выбор, ты навсегда останешься моим сыном». Это подтверждение его человечности, того, что рождение сына для него был действительно актом Любви, а не похоти, выдаваемой за любовь, которую смогла вытеснить со временем жажда власти любой ценой и передача этой власти единственному наследнику. Герцог своим поведением, своей нравственностью вторгается в пределы ордена Бене Гессерит — более объемлющей системы управления, с уровня которой реализуется идеологическая власть для всей Империи. И появление Пола Атрейдиса, его личностные качества, а также вся политика Герцога, в основе которой лежит взаимная любовь его и наложницы Джессики требует коррекции со стороны ордена и самого Императора.

Перед нами две разные концепции управления, которые лежат в основе политики дома Атрейдесов и Императора Шаддаха. Глава Дома Атрейдес проводит политику альянсов и взаимных интересов, которую он называет «политикой мира». Император проводит политику на основе противоречий и конфликтов, выискивая постоянно баланс между Домами. Эти две концепции — Герцога Атрейдеса и Императора Шаддаха входят друг с другом в конфликт. Так как первая нарушает баланс сил второй, а вторая содержит конфликтность, противоречащая принципам мироустройства первой.

Герцог Атрейдес выступает субъектом управления по отношению к своему народу и альянсу. О субъектности Герцога говорит и образ быка, — талисман, доставшийся от его отца, основателя Дома Атрейдесов. В результате серии заговоров, Герцог погибает. Показательны кадры гибели Герцога Лето. Последний взор умирающего Герцога устремлён на голову быка — символ упорства и настойчивости, власти, плодородия и стихий, которыми управляют боги. Таким образом, одна из задач ордена была решена: устранение Герцога Атрейдиса, как носителя иной концепции, способной нарушить существующий имперский порядок.

Технологии будущего

Согласно предистории сюжета, в прошлом (то есть в нашем настоящем) люди одержали победу над искусственным интеллектом, управление которым вышло из-под контроля и люди сделали упор на развитие собственных возможностей и способностей. Но такая победа вызвала катастрофу, в которой часть человечества погибла и вынуждена была переместиться на другие планеты. Авторы «Дюны» не уточняют, была ли прежняя катастрофа непредвиденной, случайной, когда цивилизация в произвольном порядке породила Искусственный Интеллект такой мощности, что потеряла управления над компьютерами и машинами. Либо эта война с машинами была логическим завершением сценария при той сложившейся концепции управления, ведущей общество по пути деградации в тупик. Выход из которого — катастрофа. Это осталось в умолчаниях и выводы пусть делает читатель и зритель. Однако находясь в настоящем, в «доисторической» эпохе относительно событий в фильме «Дюна», хочется предостеречь всех людей на планете Земля о том, что выбор подобного пути, когда человечество выстраивает такие взаимоотношения между индивидами, обществами и природой при котором конфликт с внешней средой, с Космосом и Вселенной неизбежен, может закончиться сценарием, описанным Гербертом в романе «Дюна».

Проводя параллели с настоящим, мы видим усилия человека по развитию Искусственного Интеллекта. На ВЭФ в Давосе было заявлено, что «люди — это чума, а ИИ это лекарство». То есть, одна из целей глобального управления в настоящем — развитие идей трансгуманизма и ИИ, как одной из составляющих этих идей, в качестве одной из возможности выхода цивилизации из сценария катастрофы, который является результатом управления глобализацией. Вторжение в генетику человека и изменение его врождённой информационной компоненты также является составной частью трансгуманизма. Однако вопросы недопущения катастроф и выхода из этих катастроф решаются не на уровне технологий, которые являются лишь средством решения поставленных задач. А на уровне адекватных знаний об управлении и нравственности всех участников процесса. Под управлением нужно понимать не узкую область администрирования производства или региона, которая является частностью. Более общее понятие об управлении — это описания среды, постановки целей и выбор средств их достижения. В таком понимании каждый человек в жизни чем-то управляет. И чем выше нравственность и глубже знания, тем Знания и нравственность в совокупности есть отражение мировоззрения людей. С уровня мировоззрения формируются цели, ставятся задачи и осуществляется выбор средств достижения поставленных целей и решения задач. Современная наука, которая в целом материалистична, к сожалению, не даёт адекватных знаний для безопасного управления глобализацией, а культура, доминирующая в обществе, в целом, порочна. Что и привело современное человечество к кризису во всех сферах жизни. Поэтому, для большинства населения планеты процесс управления ограничен лишь деятельностью богатейших людей из списка «Форбс», праведность по мнению иерархов церквей, невозможна, смысл жизни: «сегодня всё, завтра не будет». А все невзгоды и неприятности в жизни это всего лишь ошибка Природы, или дурь исторической личности.

Наличие техносферы объективно и обусловлено самим биологическим видом homo sapiens. Однако, управление техносферой и её развитием носит субъективный характер, поскольку это продукт познавательно-творческой деятельности самого человека. И если ИИ созданный человеком, получит возможность к самоорганизации и выходу в режим самоуправления, однако он не станет пределом Интеллекта вообще и останется частью Интеллекта более высокой организации и порядка. Таким Интеллектом обладает Бог, с уровня которого осуществляется управление Мирозданием. И если человечество нравственно осталось на уровне стадно-стайных обезьян, то люди создадут на основе своего интеллекта такой ИИ, который уничтожит и человечество, и всю планету целиком. Но интеллект Всевышнего, который всеобъемлющ в отношении интеллекта всего тварного мироздания, найдёт инструмент в виде «случайности», с помощью которого ИИ сначала уничтожит стадно-стайных обезьян, а затем самоликвидируется. «Дюна» нам и сообщает о таком сценарии, который с выходом романа и фильмов уже стал одним из элементов матрицы бытия. Реализация его полностью зависит от нас, от самих людей. От того, насколько мы осознаём своё существование, смысл нашей жизни, видим наше будущее. Поэтому к этому фильму нужно отнестись как к предупреждению. А не как к программированию на определенный сценарий. И в этом ключе деятели форума в Давосе, как часть человечества, являют миру не только непонимание и неосознанность своего бытия, но и откровенный сатанизм.

Независимо от того, знакомы они с творчеством Герберта или нет. Поэтому объективно: нет человечности, нет цивилизации. Есть человечность — вопросы технологии и ИИ вторичны, если управление глобализацией осуществляется в русле Божьего промысла. И тот, кто уповает на ИИ, как некий образ «рая в технологической капсуле», в которой можно ничего не делать, смотреть порнуху, бухать и развлекаться — тот глубоко заблуждается в том, что навязываемый сценарий по созданию ИИ является спасением для человечества и планеты.

Орден Бене Гессерит

Отдельно в «Дюне» прописан образ-феномен Квисац Хадерах («Кфицат hа-Дерех», «сокращение пути»). «Миссионария Протектива» (лат. «Охранительная миссия») — часть ордена Бене Гессерит, в задачу которой входит насаждение примитивным мирам «заразительных суеверий», так называемых Паноплиа Профетикус, открывающих эти миры воздействию ордена».

В одной из сцен, Старшая Сестра ордена сообщает Джессике (матери Пола Атрейдиса) о том, что Орден Бене Гессерит «несколько веков» проводил на Арракесе подгото-вительную идеологическую работу. В результате, фремены ожидают появления Месии, и им его предъявляют в лице Пола Атрейдеса. Таким образом, рождение сына у наложницы Ордена — это случай отклонения управления от идеального режима, при котором должна была появиться дочь и вхождение в режим манёвра, для которого вся необходимая информационная составляющая уже давно была готова в обществе фременов: вера в Месию. Полу Атрейдису выпала доля стать духовным лидером фременов и повести их на борьбу за обретение свободы и независимости. Чтобы убедиться в правильности выбора ордена, в том, что это действительно тот, которому можно доверить осу-ществление сценария, Пол Атрейдис проходит испытание болью.

Подобная сцена — не выдумка Ф.Герберта и режиссёров. Подобное испытание было неотъемлемой частью мистиков эпохи Возрождения. Так например, Джордано Бруно

«требует от мага-манипулятора сверхчеловеческой задачи: прежде всего он должен быстро и тщательно упорядочить данные в зависимости от их происхождения, а затем пере-стать воспринимать любые эмоции, вызванные внешними причинами. То есть он не должен реагировать ни на какие внешние стимулы. Его не должно трогать ни сострадание, ни любовь к добру и истине, ни что-либо ещё, чтобы его самого не могло «связать». Чтобы осуществлять контроль над другими он сам должен быть защищён от любого контроля со стороны других» (Theses de Magia, XLVIII)

И только после того, как Пол Атрейдис прошёл испытание, старшая сестра ордена убедилась в правильности выбора нужного мага, и возложила на него задачи Месии:

«ты слишком много получаешь власти, а мы слишком много вложили в тебя, чтобы относиться к будущему легкомысленно»

— так старшая сестра обосновала необходимость жестокого испытания будущего мага, которое могло завершиться для него смертью, в случае несоответствия его психики и физиологии заданным условиям испытания.

Обнародование подобных механизмов управления, тайных обществ и структур, в руках которых находится судьба человечества — не ошибка и не случайность. С возрастанием скорости и объёмов информационных потоков в обществе структуры, находившиеся в глубокой конспирации, тайные ложи, ордена, сионистские мафии и закрытые клубы уже не могли оставаться тайными и их обнародование стало необходимостью. Для того, чтобы эти структуры могли дальше выполнять свои функции, их нужно было сделать открытыми для всех и легализовать. Осуществлялось это при помощи писателей фантастов. Так, Г.Уэлс в 1928 опубликовал роман «Открытый заговор» (The Open Conspiracy), а в 1939 году выходит его роман «Новый мировой порядок» (The New World Order). При этом общество стало само порождать многочисленные псевдо-конспирологические структуры, среди которых бывшие тайные общества растворились в их количестве и продолжают свою работу. Любителям также не запрещается заниматься журналистскими расследованиями, построениями конспирологических теорий, написанием романов, можно снимать документальные фильмы и даже брать интервью у членов таких масонских лож. Однако, как только за эту работу берётся учёный и подходит к проблеме с научной точки зрения, такой учёный и его работы не проходят аттестации, публично высмеиваются, ликвидируются, либо объявляются конспирологией, как это было в случае с И.П.Кулинару (который,согласно официальной версии, был убит за критику румынского режима. ФБР однако не исключает участия в убийстве оккультных групп, изучением которым учёный посвятил свою жизнь.), или с академиком В.Н.Емельяновым (известный советский учёный арабист, который за свой научный труд «Десионизация» был упрятан в психбольницу, в которой его продержали 20 лет и выпустили уничтоженного психически уже в годы перестройки, после чего он скончался.), Л.С.Понтрягиным (утверждал, что в РАН орудует мафия сионистов). К советскому учёному-антропологу, писателю-фантасту И.А.Ефремову тоже были вопросы со стороны КГБ, создавшему (по их мнению) в романе «Час Быка» политические параллели с советским строем и его критикой.

Бочка с матерью и младенцем

Согласно повелению главной жрицы, пифия Ордена Бене Гессерит и её сын, наследник Дома Атрейдес — должны остаться в живых. Таким образом, мать с сыном оказываются выброшенными в пустыне. Данный сюжет о матери с сыном, предоставленные самим себе наедине с природной стихией тоже не новый. А.С.Пушкин описал схожий сюжет, когда царь Салтан отдал приказ запечатать свою жену с сыном в бочку и выбросить в море. Вполне возможно, основой для сказки послужил миф о Данае, родившая сына от Зевса, пришедшего к ней в виде золотого дождя. Далее незаконнорожденный сын оказывается с матерью выброшенным в море. Существует также лаконийская версия легенды о Дионисе, который был заточён со своей матерью Семелой в бочку и выброшен на землю Брасий. Мы остановимся на этой версии мифа.

Образ Диониса в древнегреческой мифологии занимает одно из самых значимых мест и служит источником многих культов и религий. Прадионис Эпаф отождествляется с быком, который был убит титанами. Интересное описание древних культов мы находим у В.И.Иванова:

Смысл соединения змеи и быка был прозрачен: Дионис — бык в мире живых и змий в подземном царстве. Существо бога, вечно рождающегося и вечно умирающего есть постоянная смена этих двух образов или состояний бытия: бык превращается в змия, змий в быка. Бык мыслится при этом как оплодотворитель, умирающий после акта оплодотворения, и как жертва; змий — как его неистребимая сущность и семя в земле. Однако эта схема, без сомнения, тотчас осложняется новой, антропоморфической чертой: смерть жертвенного быка есть брак его с Землей, в которую он проникает в виде змия–супруга. Мгновение оплодотворения есть мгновение смерти оплодотворителя, и вот — бог-змий уже дитя во чреве матери, из лона которой он появляется на свет в образе отрока с рогами, Диониса, — младенца и человекобыка.

В этом свете акцент режиссёра, сделанный на образе быка становится более внятным. Также образ змея, который якобы символизирует мистического пустынного червя, обитающего в пустыне Аракес — обретает смысл: через образ Пола Атрейдеса создан образ мифического Диониса.

Актёр, выбранный на роль Пола Атрейдеса не случаен. Если мы обратимся к описанию Диониса, то внешность актёра соответствует характеру «вечного юноши», архетипом которого и является Дионис:

Дионисийский вариант архетипического юноши — это эмоциональный эксцентричный человек, глубоко и страстно погружающийся в то, что увлекает его в данный момент, и совершенно забывающий при этом о любых обязанностях, делах и встречах. Поэтому он не может заставить себя работать для достижения каких-то долгосрочных целей… Его настроение часто бывает очень непостоянным: вот он в глубочайшем отчаянии, а через секунду что-то или кто-то возносит его на вершину блаженства. Дионису интересны любые источники сильных ощущений. Его привлекают галлюциногенные и изменяющие настроение наркотики, а также музыка.

Рождение божества Диониса связано в мифологии с огнём в ночи. Символизм ночного мрака и пылающего огня описан древними философами, как противополагаемые один другому. Женский, связанный с богиней ночи и мужскому богу, являющемуся в пламени. Сцена разрушения Харконенами резиденции Атрейдесов на планете Аракес представлен образно как

«символический смысл ночного радения — проникновение бога в недра смерти и его выход из недр, — умирание бога–жениха, становящегося супругом, чрез нисхождение в лоно подземной богини, и его новое восхождение — рождение бога–младенца из ее темных ложесн. Проникновение бога в недра смерти и его выход из недр».

Этот аспект архетипа Диониса ярко проявился в 1960-е годы, когда стали популярны ЛСД, марихуана, яркие одежды из ласкающих кожу тканей. Многие молодые люди называли себя «детьми-цветами», занимались групповым сексом, осуществляли сексуальную революцию, бросали учёбу и работу. Для большинства участников тех событий такое отождествление с Дионисом была только жизненным этапом, но некоторые навсегда остались вечными юношами и ведут такой образ жизни до сих пор. У этих седобородых пожилых хиппи может быть по нескольку детей, но они сохраняют верность своему образу.

Дионисийский архетип вечного юноши нашел олицетворение во многих рок-звездах и рок-культуре в целом. В 1960-е годы носителями этого архетипа были Джим Морриссон из группы The Doors и Мик Джаггер из Rolling Stones; в 1970-е и в начале 1980-х тот же образ воплощал Дэвид Боуи; с середины 80-х он перешел к Принцу и Майклу Джексону. Большинство этих звезд культивировали андрогинную внешность, у многих из них была заметна и их темная сторона (которая особенно ярко проявилась в панк-рокерах). Это эксцентричные лидеры, но уязвимые со стороны более сильных и волевых личностей. Поэтому способны прибегать к различным уловкам и хитростям, включая и чувственную базу, когда темперамент может меняться в течение короткого времени.

Вместо заключения

Мы прервём описание смыслов, извлечённых из киносеанса так же, как и «неожиданно» прервалось повествование фильма — на «самом интересном месте». В скором времени ожидается выход второй части, глубинные смыслы которой должны наложиться на ту основу, которая сформировалась по итогу просмотра первой. Думаем, во второй части авторы продолжат построение матрицы будущего, желаемого именно для них. А мы постараемся вскрыть эти смыслы и вывести их на уровень осознанности с тем, чтобы оставить только приемлемые варианты. Продолжение следует…

Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграмм https://t.me/analitikishkola

Можете поддержать нас, переводя любую сумму любым удобным вам способом по ссылке http://upravolenie.ru/sponsors...

«МАЛЫМИ ДОЗАМИ ВПУСКАЙТЕ ЯД В ИЗБРАННЫЕ СЕРДЦА, ДЕЛАЙТЕ ЭТО КАК БЫ НЕВЗНАЧАЙ, И ВЫ ВСКОРЕ САМИ УДИВИТЕСЬ ДОСТИГНУТЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ»

Размышлизмы о мультикультурализме: Алла Ефремовна Гербер — советская и российская писательница, кинокритик, политический и общественный деятель, правозащитница, одна из участников и орга...

«Возможна в любое время». Чем опасна гражданская война в США?

Политолог Ищенко прокомментировал опасность гражданской войны в СШАПолитолог, историк и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и объяснил опаснос...

Обсудить
  • Отличная книга! Автору респект за анализ!
  • п.1. Как много "воды" и не сказано, что п.2. "Дюна" здорово отдает расистским душком: Атредисы - все "в белых фраках", а другие - Харконены, сардаукары - враги и преступники по расово-национальному признаку. Фримены - тоже не ровня атредисам... Хоть фильм и снят с размахом, и я с интересом жду вторую часть, но п.2 - это причина, чтобы не пересматриавть его в будущем!
    • vega
    • 3 апреля 2023 г. 17:51
    какая же эта Дюна тошнотворная скучнятина... как и оба фильма...