Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Шуруппак... IV

8 154

Возможно, именно поэтому, когда в её мир пришёл Нергал, всё изменилось. Нергал не всегда был владыкой смерти. В прошлом он был богом войны, разрушения и чумы, обитавшим на границе между миром живых и миром мёртвых. Он нес смерть, но сам не принадлежал царству Эрешкигаль, пока не случилась одна из самых загадочных историй в шумерской мифологии.

Однажды на небесах проходил великий пир богов. Все божества собрались, чтобы воздать дань Ану, Владыке Небес. Все, кроме Эрешкигаль. Она не могла покинуть свой мрачный трон. Тогда на пир отправили демона Нергала, её посланника, чтобы он представил её на празднике.

Но когда Нергал вошёл в зал, все боги встали, чтобы поприветствовать посланника царицы мёртвых, все, кроме Нергала. Он отказался склониться перед тем, кто пришёл из мира мёртвых. Оскорблённая Эрешкигаль потребовала, чтобы Нергал лично явился в её царство и принёс извинения.

И он отправился в путь. Когда Нергал спустился в Кур, перед ним предстала Эрешкигаль — могущественная, холодная и прекрасная в своей мрачной силе. Она приняла его, но не как пленника. Между ними возникла странная, первобытная связь.

В некоторых версиях мифа говорится, что Эрешкигаль влюбилась в Нергала, но между ними разгорелась борьба за власть. Она предложила ему остаться в Кур и стать её супругом. Однако Нергал был богом войны и не собирался становиться пленником мёртвых. Он выждал момент, напал на Эрешкигаль и сбежал обратно в мир живых, оставив её в ярости и одиночестве.

После побега Нергал вернулся на небеса, но его радость была недолгой. Эрешкигаль не могла покинуть Кур, но её гнев достиг богов. Она заявила, что если Нергал не вернётся к ней, она уничтожит весь мир живых. Боги испугались. Они не могли позволить Кур поглотить весь мир, поэтому они приказали Нергалу вернуться. Но на этот раз он пришёл не как пленник, а как завоеватель. 

Нергал снова отправился в подземный мир, но на этот раз он не просил прощения. Вооруженный, он ворвался в тронный зал Эрешкигаль, разбил врата Кур и уничтожил ее стражей. Как гласят мифы, когда он добрался до нее, то схватил ее за волосы, сбросил с трона и приготовился к убийству.

Однако в этот момент Эрешкигаль заплакала. Она не молила о пощаде, но призналась, что больше всего на свете хочет перестать быть одинокой. Пока другие боги наслаждались миром живых, она правила в Кур в одиночестве. Но теперь она встретила того, кто мог бы стать ей равным.

Нергал, пораженный ее словами, посмотрел на нее и, вместо того чтобы причинить ей вред, поцеловал. Он осознал, что смерть нельзя победить, но с ней можно заключить союз. Так он стал царем подземного мира, разделив трон с Эрешкигаль. 

Он больше не мог вернуться в мир живых. Теперь он был не просто богом войны, но и богом смерти. Шумеры боялись Кур, но в то же время старались умилостивить его владык.

В храмах приносили жертвы не только богам жизни, но и Нергалу, чтобы он не насылал болезни и разрушения, и Эрешкигаль, чтобы она не забирала души слишком рано. Поминальные ритуалы играли важную роль. Родственники приносили подношения духам умерших, чтобы их тени не голодали в подземном мире. Чем больше уважения получала душа от потомков, тем лучше ей жилось в Кур.

Цари, жрецы и маги пытались предсказать, как избежать преждевременной смерти. Многие шумеры даже оставляли заклинания на своих могилах, чтобы защитить себя после смерти и не попасть в вечное забвение. Но как бы они ни старались, ни один человек не мог избежать Кур.

Все дороги вели туда.

Теперь, когда мы познакомились с богами шумер, давайте перейдем к не менее загадочной части шумерской мифологии, а именно к ануннакам. В шумерских текстах ануннаки появляются как загадочные существа, связанные с небом, землей и подземным миром. Они никогда не действуют в одиночку, их невозможно представить как отдельных личностей, потому что они всегда упоминаются вместе, как некий коллектив, принимающий важные решения.

В самых древних текстах упоминается, что они являются потомками Анна, Бога Неба, что свидетельствует об их высоком статусе. Однако, несмотря на это, они не выступают в роли главных богов, как, например, Энлиль или Сенки, мудрый Бог воды.

Анунаки скорее похожи на Совет Богов, который определяет, как устроен мир. Они собираются, обсуждают и утверждают решения, но не участвуют в мифах так активно, как другие божества.

В Шумере каждый великий город имел своего покровителя. В Нипуре правит Энлиль, в Уре — Нанна, а в Уруке — Нанна, но за этими могущественными богами скрываются Анунаки. Они незримо присутствуют в религиозных текстах, определяя, какие города будут процветать, а какие придут в упадок. Именно их воля дает царям власть. Считалось, что шумерский царь правит с благословения Анунаков, и если они отвернутся от него, государство окажется в руинах.

Самое известное вмешательство Анунаков в судьбы людей связано с Великим Потопом. По одной из версий шумерских мифов, они собрались на Небесный Совет и постановили, что люди должны исчезнуть. Энлиль утвердил это решение, но Энки нарушил его, предупредив праведного царя Зеосудру.

Однако, несмотря на их могущество, с течением времени их статус изменился. Если в ранних текстах они связаны с Небесным Советом, то в более поздних мифах они оказываются в подземном мире. Теперь они уже не Небесные Судьи, а духи, решающие судьбы умерших. Они уже не управляют городами и не влияют на царей, а распределяют участь душ в Кур, темном царстве Эрешкигаль.

Что же это были за существа? Они никогда не спускались к людям, не вступали в открытые диалоги с царями и не учили ремеслам, как это делал Энки. Они решали, но действовали через других богов. Они не были отдельными личностями, и у них нет мифов, в которых они проявляют характер или совершают подвиги. Они были судьями, силами, стоящими за великими событиями, но не вмешивающимися напрямую. Они создали мир, а затем ушли в тень, оставив править более активным богам.

Если шумеры и верили, что боги движимы страстями, любовью и гневом, то Анунаки были лишены этих эмоций. Они были законом, который нельзя увидеть, но который управляет всем. Они могли поднять город до небес, а потом стереть его с лица земли. Но при этом их нельзя назвать ни добрыми, ни злыми. Они просто следовали своему предназначению.

Люди не могли напрямую обратиться к Анунакам, этим занимались жрицы, которые служили связующим звеном между миром смертных и небожителями. В крупных городах шумеров существовали храмовые комплексы, где жрицы пытались понять волю богов. Они совершали гадания, изучали движение звезд и читали предзнаменование по печени животных. Всё это было частью системы, с помощью которой можно было выяснить, довольны ли Анунаки тем, как устроен мир.

В шумерской традиции Анунаки часто упоминаются в текстах, связанных с жертвоприношениями. Люди приносили хлеб, вино, масло и скот, всё это предназначалось для богов. Считалось, что если Анунаки примут дары, значит мир останется в равновесии.

Люди шумерской цивилизации никогда не видели Анунаков, но были убеждены, что их присутствие оказывает огромное влияние на все аспекты жизни. Они не участвовали в войнах, не вмешивались в любовные истории и не строили города, но именно от них зависело, какие из них будут процветать, а какие — разрушены.

Анунаки были богами порядка и неизбежности, силами, которые определяли ход истории. Люди могли лишь догадываться, довольны ли они миром, и пытались заслужить их благосклонность через жертвоприношения и ритуалы.

В последние десятилетия образ Анунаков обрел новую жизнь. Они стали героями множества теорий, связывающих их с пришельцами, древними цивилизациями и даже с генно-инженерными экспериментами. Говорят, что они прибыли с далекой планеты, создали людей в лаборатории и использовали их как рабочих.

Однако, действительно ли шумеры верили в подобные вещи? И насколько эти гипотезы соответствуют реальной истории?

Все современные теории о пришельцах-Анунаках основаны не на шумерских текстах, а на интерпретациях, сделанных в XX веке. Согласно этим версиям, Анунаки были не божествами, а внеземными существами, прибывшими на Землю с таинственной планеты Нибиру. Эта планета, по утверждению исследователей, движется по вытянутой орбите и появляется в Солнечной системе раз в 3600 лет. Когда Анунаки прилетели на Землю, они обнаружили богатые залежи золота, которые были жизненно необходимы для их существования.Они использовали золото для создания защитной атмосферы на своей умирающей планете, но разработка месторождений оказалась непростой задачей. Тогда ануннаки решили создать рабов, которые будут добывать для них этот ценный металл. Они вмешались в ДНК приматов, добавили в них свои гены и таким образом создали первых людей, чтобы использовать их как рабочую силу в золотых шахтах.

Однако ни в одном шумерском тексте нет подобных утверждений. В реальности шумеры никогда не описывали ануннаков как пришельцев и не упоминали о создании людей ради добычи золота. Всё это — фантазия, не имеющая научных доказательств.

Археологи и астрофизики говорят, что ни в одном шумерском тексте Нибиру не упоминается как физическая планета. В шумерской астрономии это слово использовалось, но обозначало яркую звезду. В Вавилонии же использовали это название для Юпитера. Современные астрономические наблюдения не обнаружили никакой Нибиру. Более того, планета с такой орбитой не смогла бы стабильно существовать в солнечной системе, так как её гравитация разрушила бы орбиты других планет.

В итоге вся теория о Нибиру основана не на реальных данных, а на вольных домыслах, которые никак не подтверждаются наукой. Ануннаки, как божественные существа, не были учеными или конструкторами. Они не строили звездолеты и не использовали сложные механизмы. Их власть заключалась не в технологиях, а в управлении судьбой и балансом мира.

Ни один шумерский текст не описывает пришельцев, звездолеты, лаборатории или добычу золота для ануннаков. Всё, что мы знаем об их роли, связано с решением судеб царей, распределением власти и правлением в подземном мире.

Но если всё это выдумка, то почему эти идеи продолжают захватывать воображения людей?

Теории о древних пришельцах очень привлекательны, потому что они дают простое объяснение сложным явлениям. Многие люди, глядя на величественные постройки древности, такие как египетские пирамиды или зиккураты Шумера, задаются вопросом, как люди могли создать это без помощи высшего разума. Историческая правда заключается в том, что шумеры сами построили свою цивилизацию. Их достижения — это результат человеческого разума, знаний и тысячелетий развития, а не подарки с далеких звезд. Шумерская мифология не оставляла людям сомнений, они не были главными в мире. Всё существование человека подчинялось божественной воле, а его главная цель была служить богам, поддерживать порядок и гармонию во Вселенной. В отличие от поздних религий, где человек мог надеяться на награду после смерти, в шумерском мировоззрении всё вращалось вокруг земной жизни. Чтобы боги не отворачивались, люди должны были непрерывно заботиться о них, строить храмы, совершать ритуалы, приносить дары и жертвоприношения. Но как шумеры представляли свое происхождение? И зачем, по их мнению, боги их вообще создали? По шумерскому мифу, люди появились не по доброй воле богов, а из необходимости. В начале времен младшие боги сами работали, добывая пищу, копая иригационные каналы и выполняя тяжелую работу. Но со временем они устали и восстали против старших богов. На Совете богов решили найти выход, создать существ, которые возьмут на себя трудные обязанности. Тогда Нинмах, богиня рождения и созидания, взяла глину, смешала ее с божественной кровью и слепила первых людей.

Однако первые попытки были неудачными. В некоторых мифах Нинмах экспериментирует с различными формами, создавая слабых, больных или уродливых существ, пока не находит идеальную форму человека, способного работать.

Люди с самого начала существовали не ради себя, а ради богов. Им не даровали бессмертия и не наделили великими целями. Их предназначение было простым — строить, пахать, возводить храмы, приносить дары и следить за тем, чтобы порядок богов сохранялся.

В шумерском мировоззрении люди не обладали божественной искрой и не были избранными. Их роль можно сравнить с работой на огромной плантации, принадлежащей богам. Мир требовал заботы, но сами боги не хотели тратить силы на поддержание порядка. Они наслаждались вечностью, пиршествами и правлением, но не собирались копать землю, выращивать пшеницу или собирать урожай. Это было делом смертных.

В некоторых текстах прямо говорится, что боги освободились от труда благодаря людям. Это означало, что любые земные катастрофы, засухи, войны и эпидемии воспринимались как гнев богов, недовольных тем, как выполняются их приказы.

Чтобы поддерживать порядок, люди должны были постоянно ублажать богов. Самый эффективный способ — жертвоприношения и ритуалы. Каждый день жрицы поднимались на вершины зиккуратов, чтобы совершать ритуалы, зажигать курильницы и предлагать богам пищу. 

Но одних молитв было недостаточно.

Они верили, что боги, хоть и бессмертны, тоже нуждаются в заботе. Им требовалась еда, напитки и дары. На алтарях возносили хлеб, вино, масло и мёд, а аромат свежего мяса поднимался в небо. Считалось, что боги питаются именно запахом пищи. Скот приносили в жертву так, чтобы кровь текла на специальный жертвенный камень, а затем мясо использовалось в храме. Хотя в Шумере не было массовых человеческих жертвоприношений, археологи нашли следы ритуальных убийств в захоронениях знати. В некоторых гробницах, особенно в городе Ур, были обнаружены останки слуг и жрецов, которые, возможно, добровольно умирали или приносились в жертву, чтобы сопровождать правителя в загробный мир. Иногда богам посвящали золото, драгоценные ткани, оружие, оставляя их в светилищах. Люди верили, что Божественная Сила проникает в эти вещи, делая их сокральными. Но самой важной жертвой была работа. Строительство храмов, отчистка каналов, выпекание хлеба для храмовых пиршеств — всё это тоже считалось жертвой. В этом мире никто не был сам по себе. Любой человек, от царя до земледельца, трудился не только ради себя, но и ради великого Божественного порядка. Главные храмы Шумера были огромными зиккуратами, гигантскими ступенчатыми башнями, возвышавшимися над городами. Они служили домами богов, местами, где жрецы совершали обряды, а люди могли приносить подношения. Жизнь каждого шумера была связана с этими ритуалами. Все понимали, что их судьба зависит от благосклонности богов. Каждый храм, каждый зиккурат, каждая жертва приношения напоминала им. Люди были созданы для служения, и от них зависит, будет ли мир в гармонии. Каждый народ оставляет после себя легенды. Но шумеры создали не просто рассказы, они оставили первые в истории человечества Эпосы, которые говорили как о богах, так и о самом человеке. Эти мифы объясняли происхождение мира, судьбы богов, смысл жизни и смерти. Среди всех историй, созданных в Месопотамии, особняком стоит Эпос о Гильгамеше, древнейшее литературное произведение, которое можно назвать первым романом о поиске бессмертия. Это не просто сказание о подвигах, а история о том, что значит быть человеком. Эта легенда родилась примерно 4000 лет назад. Она прошла путь от устных преданий до клинописных табличек и продолжает вдохновлять людей даже в наше время. В Шумере цари считались поставленными богами, но Гильгамеш был уникальным. Он был рожден от смертного отца, но его мать — богиня Нинсун. Из-за этого две трети его сущности принадлежали богам, а одна треть — людям.

Он был сильнее, мудрее и могущественнее любого человека, но не обладал главным — вечной жизнью. Гильгамеш правил великим городом Урук и возвел его знаменитые стены, которые считались непреодолимыми. Однако его характер был суров: он брал всё, что хотел, угнетал народ, отнимал женщин и не знал границ своей власти.

Люди страдали и молили богов о помощи. Боги услышали их и решили, что Гильгамешу нужен противник, равный ему. Они создали Энкиду — дикого человека, который жил среди зверей в степях. Он пил воду из рек, питался травой и не знал человеческих забот. Животные считали его своим. Но судьба распорядилась иначе.

Шамхат, жрица богини любви Иштар, пришла к нему и показала, что значит быть человеком. Он пил вино, ел хлеб и познал радости любви. После этого звери отвернулись от него, и он стал другим — человеком.

Он пришёл в Урук, и Гильгамеш встретил его как врага. Они схватились в жестокой борьбе, их удары сотрясали стены города, но никто не мог одолеть другого. В тот момент, когда они могли убить друг друга, они вдруг поняли, что стали братьями. С того дня они были неразлучны. Их дружба стала началом великих подвигов.

Гильгамеш стремился к вечной славе. Он хотел, чтобы его имя осталось в веках. Ради этого он решил совершить невероятное: отправиться в кедровый лес, где жил страшный великан Хумбаба, охранявший священные деревья. Они отправились в долгий путь, преодолев многие дни и ночи, пока не достигли леса. Хумбаба был гигантским существом, наделённым семью аурами силы, и смертные не могли его одолеть. Но Гильгамешу помог бог Солнца Уту. Он ослепил Хумбабу, и тогда герои бросились в бой. С великой яростью они поразили великана и убили его. Перед смертью Хумбаба проклял их. Он сказал, что за их деяния кто-то из них умрет раньше, чем успеет насладиться победой. Гильгамеш не придал этому значения. Он праздновал.

Но судьба уже начала свою игру. После победы Гильгамеша заметила богиня Иштар. Она предложила ему стать её мужем, обещая власть, богатство и защиту. Но Гильгамеш отказался. Он знал, что её любовь — это проклятие. Каждый её возлюбленный становился несчастным. Она превращала мужчин в животных, насылала на них бедствие. Оскорблённая богиня взмолилась к богам. Она попросила отца Ана и великого Энлиля наказать его. Тогда на Урук был послан небесный бык, чудовище, которое не мог победить ни один смертный. Но Гильгамеш и Энкиду снова вышли победителями. Они убили быка, бросили его тушу перед богами. Но это было последней победой. Боги решили, что кто-то должен заплатить за брошенный им вызов. Они вынесли свой приговор: Энкиду должен умереть.

Гильгамеш не мог поверить. Его друг заболел, его тело слабело с каждым днём. Перед смертью он видел странные сны о загробном мире, холодном, мрачном месте, где мёртвые скитаются в тенях. Гильгамеш впервые осознал ужас смерти. И тогда он отправился на поиски бессмертия. Он покинул свой город и отправился на край Земли, где жил Утнапиштим, единственный человек, который пережил великий потоп и получил вечную жизнь. Путь был тяжёлым. Гильгамеш прошёл Землю вечной тьмы, встретил богиню Сидури, которая сказала ему: «Ты человек, радуйся жизни, забудь о бессмертии». Но он не послушал. Он переплыл воды смерти, достиг жилища Утнапиштима и спросил: «Как мне стать бессмертным?» Но ответ был суров: «Человек не может жить вечно». Только боги бессмертны.

Гильгамеш вернулся в Урук, но уже не был прежним. Он осознал, что не бессмертие делает человека великим, а его деяния. Глядя на стены своего города, он понял, что именно эти стены будут стоять века, и они станут памятью о нем.

Шумеры, исчезнувшие тысячи лет назад, оставили свой след в истории. Их города превратились в руины, а язык стал достоянием истории. Однако их мифология не исчезла бесследно. Она стала основой для вавилонских мифов, оказала влияние на Библию и оставила свой след в античных легендах. Даже сегодня мы можем встретить ее мотивы в книгах, фильмах и компьютерных играх.

Шумерское культурное наследие стало основой для вавилонян, ассирийцев и греков. Вместо того чтобы отвергнуть старых богов, Вавилон переосмыслил их, сделав частью своей религии. Энлиль превратился в Эллиля, Анну — в Ану, Нам — в Иштар, а Энки — в Эа. Их характеры немного изменились, но суть осталась прежней.

Однако самым важным было не просто сохранить богов, а переписать ключевые мифы. Одним из таких мифов стала история сотворения мира, которая изначально принадлежала шумерам, но в Вавилоне превратилась в новый миф Энума Эллиж. В шумерских текстах божественный порядок возникал из первозданного хаоса. В Вавилоне эту идею развили: теперь боги сражаются с древними чудовищами, и победитель становится властителем мира.

Мардук, верховное божество Вавилона, убивает чудовище Теомат, расщепляет ее тело и из него создаёт небо и землю. Идея слияния с хаосом ради создания мира стала одной из главных в мифологии Ближнего Востока. Её можно встретить даже в библейском описании сотворения мира, где Бог разделяет воды и устанавливает порядок.

В шумерской мифологии первый человек — Адапа. Он был мудр, но смертен. Его создал бог Энки, но сознательно не дал ему бессмертия. В одной из версий мифа Адапа отправляется к Богу неба Ану, и тот предлагает ему пищу и воду вечной жизни. Однако Энки предупреждает его, что это ловушка. Адапа отказывается и упускает свой шанс.

В библии Адам и Ева тоже лишаются бессмертия, только по другой причине. Они ослушались Бога, съев плод древа познания. Разница в деталях, но суть схожа: человек мог стать вечным, но упустил возможность.

Шумерская идея о создании человека из глины нашла своё отражение и в Библии. Бог сотворил Адама из праха земного, подобно тому, как шумерская богиня Нинмах создавала людей из глины, смешанной с кровью Бога.

Греки, хотя и жили далеко от Шумера, также не остались в стороне от его влияния. Через Вавилон и Финикию их мифология впитала в себя образы древних шумеров. Прометей, подаривший людям огонь и восставший против богов, напоминает Энки, который помогает людям вопреки воле Небесного Совета. Геракл, совершающий 12 подвигов, напоминает Гильгамеша, отправившегося в поход, чтобы оставить свой след в истории. Адиссей, путешествующий по морям и спускающийся в подземный мир, повторяет путь Гильгамеша, искавшего вечную жизнь. Даже греческий Тартар, куда отправляются грешники, похож на шумерский Кур — мрачное царство теней, где души мертвых питаются прахом.

Шумеры давно исчезли с лица земли, но их истории продолжают жить. Они стали основой для последующих цивилизаций, вдохновили религии и создали архетипы, которые до сих пор звучат в мифах и легендах. Но, пожалуй, главный урок, который они оставили нам, — это осознание того, что человек смертен, но его истории живут вечно.

Первая часть                   Вторая часть                   Третья часть

И не говорите, что я не предупреждал

Итак, констатируем: заявленная цель Трампа & Со – разрушить глубинное государство. Тему, что есть это глубинное, о котором все знают, но никто его не видел, оставляю в стороне....

Обсудить
  • 47ml.
  • ...Шумеры боялись Кур Поэтому птицефабрики строили не шумеры...и отправляли мертвых кур в мир теней и мертвых в магазины- мавзолеи тоже не они... :blush: ...Тогда ануннаки решили создать рабов, которые будут добывать для них этот ценный металл. Они вмешались в ДНК приматов, добавили в них свои гены и таким образом создали первых людей, чтобы использовать их как рабочую силу в золотых шахтах... Первые приматы с ДНК аннунаков тут же стали их посылать по имени, идти самим в шахту добывать золото, так и появились "ану...нах..." эти шахты, и обратно забрались на деревья. :blush: Собственно называние аннунаков пошло от их приматов :blush: Настоящее название аннунаков никто не знает по причине ненависти и искажений от приматов, которые они загоняли в шахты...
  • Случайно сделал замыкание в генераторе в Японии снег и град а в Узбекистане зимой хлопок зацвел