Маленький экскурс в историю Пелопоннеса.
До появления собственно греческих племён –ионийцев, ахейцев, дорийцев населяли эти территории племена не имеющие отношения к индоарийским, за исключением пеласгов.
Но и эти ДО индоарийские племена, не были изначальным населением на полуострове. Судя по материалам раскопок, следам, оставленным в древнегреческом языке и их же ДНК жили в Пелопоннесе ещё ДО пеласгов некие племена и имели свою, интересную культуру.
Куда и как они пропали, можно представить себе глядя на карту волн вторжений на Пелопоннес протогреческих племён. Каждое из которых приходило в Грецию давая пинка под… эээ… тыл предыдущим завоевателям-грекам и тем способствуя их дальнейшему расселению по островам Средиземного моря, и побережьям Малой Азии и Италии.
Однако, поскольку эти вторжения носили поначалу достаточно локальный характер и были разнесены по времени, культура отдельных территорий куда приходили переселенцы, достаточно быстро восстанавливалась, питаясь от соседей, незатронутых вторжениями, хотя и модифицируясь под влиянием новых поселенцев. Тем более, что вторжение бывало и более мирным. Вроде вынужденного, но невоенного перехода власти от отца прекрасной Елены, спартанского царя Тиндарея к её ахейскому мужу Менелаю в обход сыновей Тиндарея - братьев Елены.
И если вторжение греков –ахейцев, для древних земледельческих культур средиземноморья прошло более мягким вариантом, когда власть зачастую просто уступалась местными элитами, хотя тоже без последствий не обошлось – искусствоведы отмечают, что изобразительное искусство стало более схематичным и упрощённым, то дорийское нашествие поставило крест на самом существовании городов-дворцов бронзового века, вместе с их утончённой и развитой культурой и ремёслами.
Культурная и экономическая катастрофа были таковы, что миф о гибели царя Крита - Миноса в ванной, от пущенного царём Сицилии вместо тёплой воды по трубам кипятка - считался фантастическим преувеличением даже в эллинистический период, поскольку в Средиземноморье только в Римское время вновь появились бассейны с трубами отдельно для горячей и холодной воды.
А тем не менее водопровод действительно был изобретён на Крите, который в инженерном отношении видимо опережал Египет, шёл он с горы Юхта и вода, попадая во дворец, распределялась по керамическим трубам в жилой зоне дворца, где останавливался правитель на время культовых праздников. Кроме этого водопровода, в цистернах, собиралась и распределялась для стирки и кухни дождевая вода, излишки сбрасывались в канализацию, заодно очищая и промывая систему туалетных стоков в качестве смыва. Подробнее А.А.Мусатов. Дворцы Минойского крита: Жилая функция и инженерное обеспечение. https://cyberleninka.ru/articl...
Фрагмент из книги, посвящённой проблеме Гомера и времени возникновения его эпосов, очень хорошо описывает происходившее в культуре цивилизаций бронзового века эпохи их крушения:
«…Начиная с XIII века до н. э. рушится эгейская культура, и к IX веку до н. э. она полностью стирается из памяти всех народов, населявших регион. На Пелопоннесе умирает микенская культура, на Крите – минойская, на малоазийском побережье – фригийская, митаннийская, хеттская, лувийская и т. д. Да и о какой сохранности культуры можно говорить, когда период с XIII по X век до н. э. был насыщен такими грозными событиями, что культура просто не могла выжить. Гремели войны, периодически перемещаясь с малоазийского побережья на европейское. Крупнейшие землетрясения погрузили в море часть городов малоазийского побережья и некоторые острова. После каждого землетрясения новая волна беженцев, оставшихся без земли, захлестывала Пелопоннес и Малую Азию.
Как только на землях какого-либо народа появляются пришлые группы, культура коренного населения начинает видоизменяться. Если же народ согнать с его исконных земель, сделать переселенцами, перемешав с другими народами, и в течение 100–150 лет повторить эту процедуру дважды-трижды, то самобытность культуры такого народа исчезнет навсегда». Древний мир. Ермановская Анна Эдуардовна. (фрагмент книги можно прочитать здесь: https://history.wikireading.ru... )
Население всего полуострова сократилось, вместо больших каменных зданий стали ставить скромные, из жердей и сырцового кирпича, состоящих из трёх-четырёх помещений кроме хозяйственного двора - кухни, кладовки, спальни и зала. Из того же сырцового кирпича и жердей делались и стены храмов. Правда, тогда это была лишь комнатка для статуи, с двускатной крышей и навесом у двери от палящего солнца Эллады.
Вообще, люди из крупных городов, начали перебираться в более недоступные места, на острова, полуострова, в укреплённые стенами, горами и морем городища, прячась от банд и пиратов.
Международная торговля рухнула. Ремёсла упали до примитивного натурального хозяйства, а между обособившимися посёлками бродили не сильно уважаемые крестьянами ремесленники – демиурги, искавшие сбыта своим угасавшим, за отсутствием лишних средств у населения, умениям и аналог наших офеней –мелкие торговцы.
Даже в Афинах, вовсе не затронутых захватчиками, население резко упало в численности, невзирая на беженцев из других областей Пелопоннеса. Афинский Акрополь – дворец царя с циклопической кладкой микенского образца был разрушен, растащен, а верх горы опустел и обезлюдел на несколько веков. Богослужение на Акрополе возобновилось вместе с культом Афины только в 9-8 веке до н.э. А ведь Афины первыми восстановились среди пострадавших городов.
В перерыве между бронзовым веком и Архаической культурой Пелопоннеса историки располагают «тёмные века». Темные – потому, что письменность была утрачена полностью за полной её ненадобностью в маленьких деревеньках. И что уж там происходило толком неизвестно. Археологи откопали неплохие горшки называемые «Субмикенскими» производившиеся в те «тёмные» времена и продававшиеся вдоль побережья Пелопоннеса. Они чем то напоминали Микенскую керамику. Но по технике изготовления и декора отличались.
Часть фото взята отсюда:
https://zen.yandex.ru/media/dr...
Однако жизнь не стоит на месте, население приспособилось, начало расти и вместе с ним оживлялась торговля, требовалось всё больше тары – амфор, горшков, кратеров и пр.
Гончарное дело было на подъёме и конкуренция в нём вызвала к жизни потребность в изобразительном искусстве – красивую тару охотнее покупают, ибо её можно продать не только как тару, но и как предмет роскоши.
По этим то «предметам роскоши» вернее по их декору и начинают датировать исторические эпохи в Греции до Архаического периода.
И за субмикенским стилем следует эпоха Протогеометрического стиля росписей. Примерно 1150—900 гг. до н. э.
Опять таки, стиль чем то напоминал субмикенскую керамику.
Поначалу скромный, в виде полос и концентрических кругов, он усложнялся и превратился в Геометрический стиль(геометрика). Примерно 900—700 гг. до н. э.
Этот стиль, в исполнении лучших мастеров был до того наряден, что продержался почти 300 лет даже тогда, когда в самой Греции его вытеснил ковровый стиль. Для поставок в Этрурию и для приношений на могилы покойным в виде прощального подарка, вазы геометрического стиля продолжали изготавливать большими партиями. Собственно, по большому количеству находок на древних греческих кладбищах великой Греции (на побережье Италии) и в этрусских гробницах мы его и знаем.
Именно во время формирования Геометрического стиля из среды гончаров, изготавливавших посуду выделяется слой художников посуду только расписывавших. Видимо, они не ограничивались росписью горшков, но быстро стали мастерами «широкого профиля» занимавшимися и росписью стен. Найденные модели храмов того времени имеют расписанные в геометрическом стиле стены.
Возможно и так, что среди строителей находились талантливые люди, учившиеся у горшечников росписи и применявшие затем полученные навыки уже в монументальном искусстве.«Согласно обычаю, восходящему к тем временам, когда обтеска камня была затруднительной, камни, составляющие кладку стены, даже в лучшие периоды греческого искусства покрывались раскрашенной штукатуркой. Обнаженным оставляли только мрамор. Прекрасный травертин пестумских храмов был так же покрыт слоем штукатурки, как и грубые известняки Акраганта». (http://antique.totalarch.com/c... ).
Окончательно отшлифовалось искусство мастеров росписи (увы, ими часто становились рабы или наёмные батраки, и потому их искусство оплачивалось ниже искусства гончара, или вовсе не оплачивалось, а потому надписи вроде «мастер Евсевий» на донышках или боках амфор вовсе не обязательно относились к художнику их расписывавшему. Это мог быть просто владелец мастерской), так вот, набили руку художники на появившемся в 8 веке в Коринфе, и подхваченном остальными греческими мастерскими к 7-6 веку Ориентализирующем, а ещё его именовали - Коринфским или ковровом стиле росписи, возникшем то ли внутри геометрического стиля под воздействием тканей и ковров с востока покрытых грифами, львами и ланями, то ли сразу создававшегося в подражание блюдам и посуде из стран Междуречья, с которыми снова наладились торговые отношения. Поначалу в геометрический стиль стали вторгаться фигуры животных, птиц и людей, знаки стихий, ритуальные символы, и сильно схематизированные человеческие фигурки в ритуальных сценках.
Но вскоре окончательно оформился новый, полностью самостоятельный стиль росписи. И был он похож на поздний геометрический разве, что боязнью пустого пространства и ярусным расположении фризовых композиций.
Сложно сказать, когда обычай расписывать и просто как то фрагментировать цветом стены распространился настолько, что бы начал складываться класс художников, занимавшихся только росписью стен и пинак.
Известно только, что к моменту архаики (с 650 по 480 гг. до н.э.), греческие художники пришли уже имея сформированные навыки работы в области росписей стен, пинак (небольшие поначалу таблички с рисунком или рельефом, вотивные, то есть принесённые в храм в дар по обету. Были пинаки деревянные, мраморные, керамические и просто куски грунтованного холста с рисунком на нём). Из табличек пинак, в следующие столетия, выросла такая всем нам известная вещь как картина.
Освоив декоративное искусство Ближнего Востока, заодно позаимствовав там астрономию и астрологию, взоры эллинских художников, скульпторов и философов обратились к ставшему вновь доступным в результате развития торговли и судостроения Египту.
Умение египетских мастеров создавать статуи потрясающе похожие на живых людей, их школы, с разработанными, последовательными методами усвоения знаний и наглядными материалами, дидактическими трудами педагогов, широкий круг научных знаний и навыков дававшихся там, система отбора тех учеников общеобразовательных школ, которые проявляли наибольшие способности к рисованию, дальнейшее их обучение, государственная поддержка таких школ, всё производило на эллинов невероятное впечатление.
Особенно поразил их результат медицинского изучения человеческого тела воплощённый в египетском художественном каноне.
За единицу измерения, египетские учёные и художники, приняли средний палец руки. Далее они вывели закономерности в соотношениях различных частей тела и установили, сколько раз укладывается эта часть тела в длину и ширину всех прочих. Итогом стала возможность для скульпторов и художников рисовать или высекать усреднённого, канонического человека с любого места, пятки, ли, локтя, плеча, головы, зная всего лишь величину среднего пальца будущего изображения или общую высоту будущей статуи.
А что умели греки?
Сохранились свидетельства того, что самые первые статуи посвящённые богам ахейцев и дорийцев были похожи на столпы с какими либо символами бога или богини - ксоаны.
Со второй половины темных веков положение начало выправляться.Столп стал понемногу превращаться в фигуру человекоподобного божества, ещё сохраняя некоторую столпообразность.
С мелкой пластикой всё было очень по разному, где то почти реалистично, где то предельно схематично, но до египетской ей было…. Однако в среде скульпторов начались всё более упорные попытки освоить египетский канон.
Ну, больше всего это походило на раннего Генри Мура, кстати, вдохновлявшегося именно первобытной пластикой. Угадаете, где кто?
Паралельно шло освоение реалистичного изображения человеческого тела художниками-вазописцами и мастерами фресок. Выделялись из общей массы мастера знаменитые на всю ойкумену. До нас дошла ваза в ковровом стиле, где художник подписавшийся как Нетос, то есть Никто, вышел за рамки ориентального стиля и попытался реализовать собственное видение, видимо ставшее предтечей чернофигурных ваз. Фигуры всё ещё весьма стилизованны (от этого вазопись так до конца и не избавится, что наверное и к лучшему), но движения и экспрессия переданы убедительно и пропорции тел тоже приближены к реальным. По видимому, именно это течение в искусстве и развилось в знаменитые, чернофигурные вазы архаики.
Итак, к концу тёмных веков греческие художники уверенно создавали изображения декоративного искусства высокого качества, создали крепкую материально-техническую базу, развили несколько независимых школ в разных частях Греции, где создавали керамику в разных стилях. Они освоили иностранные рынки, ознакомились с чужими художественными достижениями и перерабатывая чужой опыт нашли свой собственный стиль.
До этого момента развитие живописи в Элладе ничем особо не отличалось от прочих стран. А вот всё, что произойдёт дальше - в эпоху Архаики и Классики – создаст совершенно новое искусство, ничего подобного которому не было в истории человечества до Эллинов.
Но это уже следующая статья.
Предыдущая:https://cont.ws/@annelise/1365...
Оценили 23 человека
46 кармы