• РЕГИСТРАЦИЯ

Как греки живопись изобрели. часть II Истоки.

17 2978

Маленький экскурс в историю Пелопоннеса.

До появления собственно греческих племён –ионийцев, ахейцев, дорийцев населяли эти территории племена не имеющие отношения к индоарийским, за исключением пеласгов.

Но и эти ДО индоарийские племена, не были изначальным населением на полуострове. Судя по материалам раскопок, следам, оставленным в древнегреческом языке и их же ДНК жили в Пелопоннесе ещё ДО пеласгов некие племена и имели свою, интересную культуру.

Куда и как они пропали, можно представить себе глядя на карту волн вторжений на Пелопоннес протогреческих племён. Каждое из которых приходило в Грецию давая пинка под… эээ… тыл предыдущим завоевателям-грекам и тем способствуя их дальнейшему расселению по островам Средиземного моря, и побережьям Малой Азии и Италии.

Однако, поскольку эти вторжения носили поначалу достаточно локальный характер и были разнесены по времени, культура отдельных территорий куда приходили переселенцы, достаточно быстро восстанавливалась, питаясь от соседей, незатронутых вторжениями, хотя и модифицируясь под влиянием новых поселенцев. Тем более, что вторжение бывало и более мирным. Вроде вынужденного, но невоенного перехода власти от отца прекрасной Елены, спартанского царя Тиндарея к её ахейскому мужу Менелаю в обход сыновей Тиндарея - братьев Елены.

И если вторжение греков –ахейцев, для древних земледельческих культур средиземноморья прошло более мягким вариантом, когда власть зачастую просто уступалась местными элитами, хотя тоже без последствий не обошлось – искусствоведы отмечают, что изобразительное искусство стало более схематичным и упрощённым, то дорийское нашествие поставило крест на самом существовании городов-дворцов бронзового века, вместе с их утончённой и развитой культурой и ремёслами.

Культурная и экономическая катастрофа были таковы, что миф о гибели царя Крита - Миноса в ванной, от пущенного царём Сицилии вместо тёплой воды по трубам кипятка - считался фантастическим преувеличением даже в эллинистический период, поскольку в Средиземноморье только в Римское время вновь появились бассейны с трубами отдельно для горячей и холодной воды.

А тем не менее водопровод действительно был изобретён на Крите, который в инженерном отношении видимо опережал Египет, шёл он с горы Юхта и вода, попадая во дворец, распределялась по керамическим трубам в жилой зоне дворца, где  останавливался правитель на время культовых праздников. Кроме этого водопровода, в цистернах, собиралась и распределялась для стирки и кухни дождевая вода, излишки сбрасывались в канализацию, заодно очищая и промывая систему туалетных стоков в качестве смыва. Подробнее А.А.Мусатов. Дворцы Минойского крита: Жилая функция и инженерное обеспечение. https://cyberleninka.ru/articl...

Фрагмент из книги, посвящённой проблеме Гомера и времени возникновения его эпосов, очень хорошо описывает происходившее в культуре цивилизаций бронзового века эпохи их крушения: 

«…Начиная с XIII века до н. э. рушится эгейская культура, и к IX веку до н. э. она полностью стирается из памяти всех народов, населявших регион. На Пелопоннесе умирает микенская культура, на Крите – минойская, на малоазийском побережье – фригийская, митаннийская, хеттская, лувийская и т. д. Да и о какой сохранности культуры можно говорить, когда период с XIII по X век до н. э. был насыщен такими грозными событиями, что культура просто не могла выжить. Гремели войны, периодически перемещаясь с малоазийского побережья на европейское. Крупнейшие землетрясения погрузили в море часть городов малоазийского побережья и некоторые острова. После каждого землетрясения новая волна беженцев, оставшихся без земли, захлестывала Пелопоннес и Малую Азию.

Как только на землях какого-либо народа появляются пришлые группы, культура коренного населения начинает видоизменяться. Если же народ согнать с его исконных земель, сделать переселенцами, перемешав с другими народами, и в течение 100–150 лет повторить эту процедуру дважды-трижды, то самобытность культуры такого народа исчезнет навсегда». Древний мир. Ермановская Анна Эдуардовна. (фрагмент книги можно прочитать здесь: https://history.wikireading.ru... )

Население всего полуострова сократилось, вместо больших каменных зданий стали ставить скромные, из жердей и сырцового кирпича, состоящих из трёх-четырёх помещений кроме хозяйственного двора - кухни, кладовки, спальни и зала. Из того же сырцового кирпича и жердей делались и стены храмов. Правда, тогда это была лишь комнатка для статуи, с двускатной крышей и навесом у двери от палящего солнца Эллады.

Вообще, люди из крупных городов, начали перебираться в более недоступные места, на острова, полуострова, в укреплённые стенами, горами и морем городища, прячась от банд и пиратов.

Международная торговля рухнула. Ремёсла упали до примитивного натурального хозяйства, а между обособившимися посёлками бродили не сильно уважаемые крестьянами ремесленники – демиурги, искавшие сбыта своим угасавшим, за отсутствием лишних средств у населения, умениям и аналог наших офеней –мелкие торговцы.

Даже в Афинах, вовсе не затронутых захватчиками, население резко упало в численности, невзирая на беженцев из других областей Пелопоннеса. Афинский Акрополь – дворец царя с циклопической кладкой микенского образца был разрушен, растащен, а верх горы опустел и обезлюдел на несколько веков. Богослужение на Акрополе возобновилось вместе с культом Афины только в 9-8 веке до н.э. А ведь Афины первыми восстановились среди пострадавших городов.

В перерыве между бронзовым веком и Архаической культурой Пелопоннеса историки располагают «тёмные века». Темные – потому, что письменность была утрачена полностью за полной её ненадобностью в маленьких деревеньках. И что уж там происходило толком неизвестно. Археологи откопали неплохие горшки называемые «Субмикенскими» производившиеся в те «тёмные» времена и продававшиеся вдоль побережья Пелопоннеса. Они чем то напоминали Микенскую керамику. Но по технике изготовления и декора отличались.

Часть фото   взята отсюда

 https://zen.yandex.ru/media/dr...

Однако жизнь не стоит на месте, население приспособилось, начало расти и вместе с ним оживлялась торговля, требовалось всё больше тары – амфор, горшков, кратеров и пр.

Гончарное дело было на подъёме и конкуренция в нём вызвала к жизни потребность в изобразительном искусстве – красивую тару охотнее покупают, ибо её можно продать не только как тару, но и как предмет роскоши.

По этим то «предметам роскоши» вернее по их декору и начинают датировать исторические эпохи в Греции до Архаического периода.

И за субмикенским  стилем следует эпоха Протогеометрического  стиля росписей. Примерно 1150—900 гг. до н. э.

Опять таки, стиль чем то напоминал субмикенскую керамику.

Поначалу скромный, в виде полос и концентрических кругов, он усложнялся и превратился в  Геометрический стиль(геометрика). Примерно 900—700 гг. до н. э.

Этот стиль, в исполнении лучших мастеров был до того наряден, что продержался почти 300 лет даже тогда, когда в самой Греции его вытеснил ковровый стиль. Для поставок в Этрурию и для приношений на могилы покойным в виде прощального подарка, вазы геометрического стиля продолжали изготавливать большими партиями. Собственно, по большому количеству находок на древних греческих кладбищах великой Греции (на побережье Италии) и в этрусских гробницах мы его и знаем.

Именно во время формирования Геометрического стиля из среды гончаров, изготавливавших посуду выделяется слой художников посуду только  расписывавших. Видимо, они не ограничивались росписью горшков, но быстро стали мастерами «широкого профиля» занимавшимися и росписью стен. Найденные модели храмов того времени имеют расписанные в геометрическом стиле стены.

Возможно и так, что среди строителей находились талантливые люди, учившиеся у горшечников росписи и применявшие затем полученные навыки уже в монументальном искусстве.«Согласно обычаю, восходящему к тем временам, когда обтеска камня была затруднительной, камни, составляющие кладку стены, даже в лучшие периоды греческого искусства покрывались раскрашенной штукатуркой. Обнаженным оставляли только мрамор. Прекрасный травертин пестумских храмов был так же покрыт слоем штукатурки, как и грубые известняки Акраганта».  (http://antique.totalarch.com/c... ).

Окончательно отшлифовалось искусство мастеров росписи (увы, ими часто становились рабы или наёмные батраки, и потому их искусство оплачивалось ниже искусства гончара, или вовсе не оплачивалось, а потому надписи вроде «мастер Евсевий» на донышках или боках амфор вовсе не обязательно относились к художнику их расписывавшему. Это мог быть просто владелец мастерской), так вот, набили руку художники на появившемся в 8 веке в Коринфе, и подхваченном остальными греческими мастерскими к 7-6 веку  Ориентализирующем, а ещё его именовали - Коринфским или ковровом стиле росписи, возникшем то ли внутри геометрического стиля под воздействием тканей и ковров с востока покрытых грифами, львами и ланями, то ли сразу создававшегося в подражание блюдам и посуде из стран Междуречья, с которыми снова наладились торговые отношения. Поначалу в геометрический стиль стали вторгаться фигуры животных, птиц и людей, знаки стихий, ритуальные символы, и сильно схематизированные человеческие фигурки в ритуальных сценках.

Но вскоре окончательно оформился новый, полностью самостоятельный стиль росписи. И был он похож на поздний геометрический разве, что боязнью пустого пространства и ярусным расположении фризовых композиций.

Сложно сказать, когда обычай расписывать и просто как то фрагментировать цветом стены распространился настолько, что бы начал складываться класс художников, занимавшихся только росписью стен и пинак. 

Дошедший до нас фрагмент деревянной дощечки - пинаки, расписанный красками по грунтованной поверхности.

Известно только, что к моменту архаики (с 650 по 480 гг. до н.э.), греческие художники пришли уже имея сформированные навыки работы в области росписей стен, пинак (небольшие поначалу таблички с рисунком или рельефом, вотивные, то есть принесённые в храм в дар по обету. Были пинаки деревянные, мраморные, керамические и просто куски грунтованного холста с рисунком на нём). Из  табличек пинак, в следующие столетия,  выросла такая всем нам известная вещь как картина.

Освоив декоративное искусство Ближнего Востока, заодно позаимствовав там астрономию и астрологию, взоры эллинских художников, скульпторов и философов обратились к ставшему вновь доступным в результате развития торговли и судостроения Египту.

Умение египетских мастеров создавать статуи потрясающе похожие на живых людей, их школы, с разработанными, последовательными методами усвоения знаний и наглядными материалами, дидактическими трудами педагогов, широкий круг научных знаний и навыков дававшихся там, система отбора тех учеников общеобразовательных школ, которые проявляли наибольшие способности к рисованию, дальнейшее их обучение, государственная поддержка таких школ, всё производило на эллинов невероятное впечатление.

Особенно поразил их результат медицинского изучения человеческого тела воплощённый в египетском художественном каноне.

За единицу измерения, египетские учёные и художники, приняли средний палец руки. Далее они вывели закономерности в соотношениях различных частей тела и установили, сколько раз укладывается эта часть тела в длину и ширину всех прочих. Итогом стала возможность для скульпторов и художников рисовать или высекать усреднённого, канонического человека с любого места, пятки, ли, локтя, плеча, головы, зная всего лишь величину среднего пальца будущего изображения или общую высоту будущей статуи.

А что умели греки?

Сохранились свидетельства того, что самые первые статуи посвящённые богам ахейцев и дорийцев были похожи на  столпы с какими либо символами бога или богини  - ксоаны.

Со второй половины  темных веков положение начало выправляться.Столп стал понемногу превращаться в фигуру человекоподобного божества, ещё сохраняя некоторую столпообразность.

С мелкой пластикой всё было очень по разному, где то почти реалистично, где то предельно схематично, но до египетской ей было…. Однако в среде скульпторов начались всё более упорные  попытки освоить египетский канон. 

Ну, больше всего это походило на раннего Генри Мура, кстати, вдохновлявшегося именно первобытной пластикой. Угадаете, где кто?

Паралельно шло освоение реалистичного изображения человеческого тела художниками-вазописцами и мастерами фресок. Выделялись из общей массы мастера знаменитые на всю ойкумену. До нас дошла ваза в ковровом стиле, где художник подписавшийся как Нетос, то есть Никто, вышел за рамки ориентального стиля и попытался реализовать собственное видение, видимо ставшее предтечей чернофигурных ваз. Фигуры всё ещё весьма стилизованны (от этого вазопись так до конца и не избавится, что наверное и к лучшему), но движения и экспрессия переданы убедительно и пропорции тел тоже приближены к реальным. По видимому, именно это течение в искусстве и развилось в знаменитые, чернофигурные вазы архаики.

Итак, к концу тёмных веков греческие художники уверенно создавали изображения декоративного искусства высокого качества, создали крепкую материально-техническую базу, развили несколько независимых школ в разных частях Греции, где создавали керамику в разных стилях.  Они освоили иностранные рынки, ознакомились с чужими художественными достижениями и  перерабатывая чужой опыт нашли  свой собственный стиль.

До этого момента развитие живописи в Элладе ничем особо не отличалось от прочих стран. А вот всё, что произойдёт дальше - в эпоху Архаики и Классики – создаст совершенно новое искусство, ничего подобного которому не было в истории человечества до Эллинов.

Но это уже следующая статья.

Предыдущая:https://cont.ws/@annelise/1365...

Провинциальный учитель

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Отрывок из киги Маршала Салинза "Экономика каменного века".

      ОБЩЕСТВО ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ИЗОБИЛИЯ Если экономика в целом — это «мрачная наука», то изучение экономики охотников и собирателей должно быть самой мрачной ее отраслью. Почти все без исключения учебники, безоговорочно принимая априорную установку, что жизнь в палеолите была чрезвычайно тяжелой, как будто соревнуются в стремлении создать у читателя ощущение н...
      253

      Языки каменного века.

      Отрывки из статьи Дмитрия Лутова.  Написать статью об этой проблеме меня побудили несколько причин.Первая причина состоит в том, что пока я сам занимался по своей основной профессии переводчика лишь современными европейскими языками, мои представления о «языке каменного века» находились примерно на том уровне, на каком эта проблема изложена в ...
      330
      Annelise 8 июня 18:48

      Отрывки из книги Михалона Литвина (Михайло Тышкевича), литовского дворянина изданные в Базеле в 1615 году. Отрывок 2 , о москвитянах и татарах.

      Силы москвитян и татар значительно меньше литовских, но они превосходят литовцев деятельностью, умеренностью, воздержанием, храбростью и другими добродетелями, составляющими основу государственной силы. Татарам добродетели эти приносят ту выгоду, что они пользуются множеством отнятого у нас имущества и задабриваются ежегодно подарками вашего величества, получая их буд...
      745
      Annelise 8 июня 17:07

      Отрывки из книги Михалона Литвина (Михайло Тышкевича), литовского дворянина изданные в Базеле в 1615 году. Отрывок 1, о татарах.

      Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения, утверждая, что народ их происходить от Авраама и что он никогда не был никем обращен в рабство, хотя и страдал по временам от нападений Александра, Дария. Кира, Ксеркса и других могущественных царей и народов.Ныне татары ра...
      854
      Annelise 10 мая 10:55

      Белые монахи.

      Любопытные комментарии к фильму об истории ордена цистерцианцев (Бернардинцев), его роли в хозяйственно-техническом и торговом развитии Европы. Для тех, кто предпочитает короткий пересказ долгому просмотру. Утаскивать без разрешения сюда показалось неэтичным, пароль от Афтершока я потеряла, поэтому просто оставляю ссылку на статью. Современные цистерциан...
      518
      Annelise 10 мая 09:48

      Рождение археологии

      Собралась сделать статью, рассказывающую о рождении науки археологии, и с удивлением обнаружила, что это уже сделано, да ещё и так, словно я сама эту статью писала. Автор - Павел КолосницынПредлагаю его труд Вашему вниманию.«Троицкий вариант — Наука» № 15(309), 28 июля 2020 года. Раскопки храма Изиды в Помпеях. Гравюра Пьетро Фабриса (1776) Павел Колос...
      640
      Annelise 9 мая 2023 г. 01:20

      Один из наиболее распространенных русофобских мифов.

        Тюрин Александр...Кто имел дело (в полемическом плане) с индоктринированными украми, тот наверное мог заметить, как часто они употребляют расистскую фразеологию, что русские Российской федерации - это вообще, дескать, не славяне, не настоящие русские, что они-​де орда, мокша, потомки неких азиатских московитских племен. Встречалось мне и так...
      601
      Annelise Здравомыслие.
      4 мая 2023 г. 14:41

      О греко-египетских контактах.

      В.П.Яйленко. Сведения источников о греках в Египте многообразны. Поскольку эта тема имеет монографический характер и отчасти разрабатывалась в советской литературе (П. В. Ернштедт, В. Г. Борухович, К. М. Колобова и др.), в нашем синопсисе ближневосточной история греков VIII—VI вв. она рассматривается в самом общем плане.Контакты микенских греков, о...
      545
      Annelise Здравомыслие.
      4 мая 2023 г. 14:08

      ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТРИНЫ ПРЕВОСХОДСТВА ГРЕКОВ НАД ВАРВАРАМИ

      Л.П. Маринович. Реконструкция помпейской  мозаики "Бой Александра Македонского с Персидским царём Дарием" которая в свою очередь была копией с древнегреческого оригинала.Взаимоотношения античного мира и мира варваров относятся к числу кардинальных проблем в познании античной эпохи. В настоящее время, как уже отмечалось, на первый план выходит систем...
      880
      Annelise Здравомыслие.
      3 мая 2023 г. 18:41

      Как греки живопись изобрели. Часть III. Архаика

      Архаический период считают с конца 8 го по конец 6  века до нашей эры. Всего два столетия. Но каких! Для начала,  население всего большого региона Средиземного моря и Причерноморья более-менее успокоилось. Разнообразного происхождения народы с телегами, чадами и домочадцами  перестали шляться туда и сюда по Балканам и Малой Азии, снося всё...
      1360
      Annelise 30 апреля 2023 г. 16:38

      О сказочной жизни, которую нёс украинцам, белорусам, трибалтам, крымским татарам и Кавказу Великогерманский Рейх…

       Утянуто с Афтершок у   Ignotus  за крайней актуальностью темы. https://aftershock.news/?q=node/1239994 Обратимся к первоисточнику. Документ Bundesarchiv NS 19/4009, 78-127.Стенограмма выступления Генриха Гиммлера в Полевой Ставке Рейхсфюрера СС Хегевальд - «Заповедный лес» около Житом...
      2982
      Annelise Здравомыслие.
      31 октября 2022 г. 12:03

      Мировая торговля в каменном веке

      Ю.П.Воронов. Кандидат экономических наук.Стало как-то привычным, что сосуществуют, не затрагивая друг друга, два пласта знаний. Один – школьные учебники, другой – результаты научных исследований. Самый наглядный пример такого сосуществования – падежи русского языка. В академической грамматике их восемь, а в школьных учебниках – семь.Примерно такая же ситуация и с исто...
      1332
      Annelise Здравомыслие.
      31 октября 2022 г. 10:48

      Первобытная война. Тактика каменного века⁠⁠.

      Статья Алексея Козленко.В 1960-х и в начале 1970-х гг. в представлениях антропологов о войне в примитивном обществе преобладала созданная Конрадом Лоренцем концепция ритуализированной агрессии, включавшей главным образом демонстративную угрозу. Столкновения такого рода чрезвычайно редко связаны с реальным применением силы. Исследования приматов, как было показано ране...
      1109
      Annelise Здравомыслие.
      3 ноября 2021 г. 20:53

      Первые попытки урбанизации в Европе

      В учебниках истории древнего мира, между каменным веком и великолепием Египта лежит пропасть, из-за которой кажется, что цивилизация бронзового века возникла вдруг. А между тем, первые города-цивилизации несколько раз пытались возникнуть в совершенно других регионах Евразии, но в последний момент вмешивался климат и..... ставил сначала паузу, а потом жирную точку.&nbs...
      1887
      Annelise 26 августа 2021 г. 21:55

      Гонконгский грипп, вакцина и СССР

      Нынешнюю пандемию гриппа часто сравнивают с "испанкой" Начала века. Но при этом есть гораздо более близкое к нам событие, связанное с грипом и массовой пандемией. Это "гонконгский грипп". Он был третьей крупной пандемией в 20 веке. и шёл вслед за "азиатским гриппом" 57 года.  Вызывался штаммом H3N2 вируса гриппа A, мутировавшим от H2N2. Классиф...
      1904
      Annelise 7 августа 2021 г. 02:04

      Краткий список городов упомянутых в Библии и найденных археологами.

      Некоторые из этих городов дожившие до эллинистических Греков и упомянутые в трудах греческих и римских историков мы знали и по их описаниям, но часть более древней истории, как и имена забытых ко времени классической Греции городов, народов  и царств - сохранилась исключительно в Библейских рассказах.И поскольку они не были  "освящены" упоминанием в античных...
      1242
      Annelise 7 августа 2021 г. 01:43

      Археологи нашли библейские Содом и Гоморру.

      Содом и Гоморра. Стоит произнести два этих слова − и мгновенно возникает ассоциация с абсолютной сексуальной распущенностью, моральным разложением, грехом, за которые, как утверждает Библия, были разрушены эти города. Автор иллюстрации неизвестенНа самом деле достаточно взять в руки Книгу Книг, чтобы убедиться в том, что рассказываемая в ней история куда...
      4209
      Annelise 7 августа 2021 г. 00:19

      Археология подтверждает рассказ Библии о стенах Иерихона павших наружу.

      В Библии есть несколько мест, которые пользуются особой популярностью как у верующих, видящих в них проявление Божьей любви и могущества, так и у атеистов, высмеивающих их как явные антинаучные сообщения. Среди них, наряду с проблемой происхождения земли и человека, двойным днем, поражением ассирийцев под Иерусалимом и т. д. стоит, безусловно, и событие, связанное с п...
      4191
      Annelise 13 июля 2021 г. 11:55

      Является ли "испытание вакцины годами" непременным условием? Официальная страница организации ВОЗ о вакцинах.

      Итак, испытание вакцин МОЖЕТ идти годами. А МОЖЕТ и не идти. Главное - что бы они проводились со строгим соблюдением протокола одобренного ВОЗ и давали хорошие результаты. Вот и всё....
      988
      Annelise 11 июля 2021 г. 12:29

      История прививок. Какова их роль в том, что сегодня не умирают трое из четырёх не дожив и до 55 лет от заразных болезней.

      Масштабные антипрививочные кампании, к которым присоединяется все больше молодых родителей, массовая антипрививочная истерия в СМИ на фоне изредка раздающихся голосов защитников вакцинации побудили меня к написанию цикла статей о прививках. И первый материал посвящен тому, что же изменилось в мире с появлением вакцин.Допрививочная эра: дифтерияПротивники вакцинации, г...
      2236
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика