• РЕГИСТРАЦИЯ

Артефакты Петербурга. Часть IV: Александровская колонна

anscool
4 октября 23:26 20 799

Предварительный проект установки монумента в Санкт-Петербурге был разработан Монферраном еще в 1814 году. Французский архитектор предлагал установить в центре пустующей Дворцовой площади монумент-обелиск, общая композиция которого должна была повторять Троянову колонну с барельефами на военную тематику русской истории, но в античном стиле.

Обелиск, проект монумента на Дворцовой площади

Однако от этого проекта решено было отказаться в пользу монумента - колонны. Первый проект был представлен императору в 1829 году, однако далее претерпел изменения в верхней части и был утвержден в декабре все того же 1829 года:

Первый проект АК (здесь и далее - Александровская колонна), 1829 год

Именно этот первоначальный проект, с крестом и луковкой, в 1830 году попадет в 12-ый том немецкой энциклопедии Ф. Бертуха и в наше время вызовет острое обострение в среде альтернативных товарищей, которые устроили по этому поводу очередные пляски с бубном аля "а колонна то не настоящая". Спешим их успокоить и разочаровать :) Колонна та самая, только немцы нарисовали проектный, первый вариант.

Bertuch, Friedrich Justin: Bertuch's Bilderbuch ; Zwölfter Band. - 1830
Варианты навершия колонны

Еще один факт "фальсификации": Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта, на котором в центре Дворцовой площади изображена колонна с оградой, за 6 лет до "официальной" установки. Объясняется сей факт весьма просто: желание установить что-нибудь этакое на ДП (здесь и далее - Дворцовая площадь) существовало у многих архитекторов задолго до 1834 года. Проекты В. В. Растрелли (1753 г.) и И. Е. Старова (1774 г. - 2) предлагали установку в центре ДП памятника Петру I с парком (1) и полукруглой колоннады (2) соответственно:

А вот на плане Ю. М. Фелътена  1779 года (3) и анонимном плане 1806 года (4) ДП уже ничто не украшает:

Нет АК и на плане с проектом экзерцисгауза В. П. Стасова 1819 года:

А вот  К. Росси в 1819 году на проектном плане по строительству второго корпуса Главного Штаба уже наметил основание монумента:

Потому не удивительно, что монумент появился и на плане Шуберта 1828 года.

Тот факт, что Дворцовая площадь пустовала до 1834 года, подтверждают и картины В. Качалова 1753 года, где по заросшей травой площади отрабатывают строевые навыки солдаты:

и рисунок Махаева 1750 года, с фонтаном и покатушками в каретахъ:



Еще один "аргумент": акварель Садовникова 1830 года, на которой изображена АК, которой еще быть не должно.

Как нетрудно догадаться, все дело в неверной датировке. В замечательной коллекции П. Губара имеется эскиз этой акварели Садовникова (из коллекции 18-ти акварельных рисунков Садовникова с видами Петербурга 1830—1860-х гг.), датируемый концом 1838-39 годами:



Одной из претензий альтернативных исследователей является многочисленные неточности в альбоме О. Монферрана, посвященного Александровской колонне. Однако следует помнить, что рисунок не может тягаться по точности и детализации с фотографией, более того, помимо личных чертежей и рисунков самого Монферрана, альбом содержит множество листов, выполненных его учениками и помощниками: Садовниковым, Сабатом, Кольманом, Рихтером, Молдавским, Чернецовым и другими художниками, выполнявшими работы для архитектора. Которые Монферран, ничтоже сумняшеся, подписал своим именем :)

Помимо прессы (газета Северная Пчела), 

«Северная пчела», выпуск № 149, 1832 г.
«Северная пчела», выпуск № 151, 1832 г. 

процесс изготовления и установки АК был описан многими свидетелями. Например наше все А.С. Пушкин, записавший в своем дневнике 28 ноября 1834 года:

Я ничего не записывал в течение трех месяцев. Я был в отсутствии — выехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами, — моими товарищами, — был в Москве несколько часов

А. Бенкендорф "Воспоминания 1802-1837 года", запись за 1830 год:

На одной из станций император пересел в маленькую крестьянскую телегу, я следовал за ним на другой, с тем, чтобы в нескольких верстах от большой дороги посмотреть на гранитные скалы, из которых в этом месте состоит берег Балтийского моря. Этот гранит используют для украшения Петербурга, откалывая от него колоны. Именно отсюда привезли гранит, составляющий все внутреннее величие Казанского собора, так же как и тот, что делает Исаакиевский собор самым красивым и большим сооружением современной Европы. В этом месте в данный момент занимались откалыванием от скалы огромного куска, который был предназначен для колоны памятника в честь императора Александра. Глухой шум, который сначала показался звуками грозы, оживлял эти дикие места. Шум усиливался по мере нашего приближения, вскоре мы различили резкий звук железа, вбиваемого в камень. При дальнейшем приближении наши уши оглохли от грохота, производимого более чем сотней рабочих, которые одновременно орудовали железными инструментами в два пальца толщиной. Они держали их перпендикулярно к поверхности скалы и один за другим ударяли по ним огромными молотами с целью расколоть скалу. Там мы увидели один из балтийских заливов, который омывал эти гранитные массивы и облегчал их транспортировку для украшения Петербурга. Рабочие, которые были крестьянами из внутренних губерний России, прервали свой тяжелый труд для того, чтобы криками приветствовать своего государя. Затем они продолжили колоть гранит.

Воспоминания об открытии Александровской колонны М. Каменской, дочери графа Фёдора Толстого, "Исторический вестник", 1894, т. 58:

До свадьбы я еще успела побывать на открытии Александровской колонны. Против Эрмитажа, на площади, на углу, где в настоящее время стоит здание государственного архива [ошибка автора, на самом деле здание штаба Гвардии], были тогда поставлены высокие мостки, на которых были назначены места для чинов Министерства двора, значит, и для Академии художеств. Нам надо было пробраться туда ранёхонько, потому что после на площадь никого уже не пускали. Благоразумные девицы Академии, боясь проголодаться, захватили с собой корзиночки с завтраком и уселись в первом ряду. Церемония открытия памятника, насколько я помню, не представляла ничего особенного и была очень похожа на обыкновенные майские парады, с прибавлением только духовенства и молебствий. Разглядеть то, что делалось около самой колонны, было довольно трудно, потому что мы всё-таки сидели довольно далеко от неё.

"The annual register", Лондон, 1833 год, о установке Александровской колонны
В. Жуковский, «Воспоминание о торжестве 30 августа 1834 года», 1834 год 
Отечественные записки, 1864 год, "Воспоминания барона Бургоэна, французского посланника при С-Петербургском дворе с 1828-го по 1832 год" 



Любопытно, но колонна, которая якобы уже давно стояла и пережила тысячи лет и Потоп с иными катаклизьмами, вдруг резко стала плохо себя чувствовать в во всех отношениях неблагоприятном для нее питерском климате. Не прошло и 30 лет со дня ее «изготовления и официальной установки», как на стволе монолита начали появляться трещины, которые в срочном порядке пришлось заделывать, дабы предотвратить разрушение памятника. Газета «Голос» в 1863 году подробно описала технологию ремонта. В трещины заложили раствор из части портландского цемента с полутора частями песку, затем покрыли их жидким стеклом, напитали кремне-фтористо-водородной кислотой и заполировали. Колонну пришлось реставрировать и в начале ХХ века. Вот что сообщала газета "Вечернее время" в 1912 году:

колона, в действительности, в основании своем имеющая пять аршин в диаметре, а в высоту двенадцать с половиной аршина, дала порядочно трещин. Между ними имеются и довольно широкие — до 2 вершк. Я лазил на леса осматривать колону и нахожу, что особенной опасности она теперь не представляет... Что вызвало эти повреждения? Те же климатические условия: дожди, морозы, ветры... При неосторожном обращении с камнем, в нем по являются мелкие, незаметные для глаз, трещины. В эти трещины попадает вода, и начинается процесс разрушения... Такой же процесс происходить и с колонами Исаакиевскаго собора. Минувшей осенью, правда, в вечерних сумерках, я осматривал ту часть собора, которая стоить теперь в лесах, со стороны Александровского сада, и заметил одну скверную трещину. Oна мне очень не понравилась, Еe надо будет осмотреть, как следует.

С Александровской колонной работа предстоит довольно серьезная. «Петухи», — так называем мы трещины, подлежащие исправлению, —- я буду заделывать тем же камнем, из какого сделана самая колона. Я уже подыскал такой же точно гранить -—- рапа-киве (в перевода с финского — «гнилой камень»). Камень будете резаться специальными резцами, при помощи особых моторов. Заделка будет производиться цементом,- особенным образом приготовленных. С цементом в различных его составах я произвожу теперь исследования: испытываю его на мороз, влагу, ветер,—и думаю, что мне удалось найти такую формулу приготовления, при которой цемента не будет сдавать под влиянием атмосферических условий, Ремонт колоны закончен будет к 1 августа этого года.



Объ изготовлении Александровской колонны въ подробностяхъ, достойныхъ вниманiя, сюда: https://cont.ws/@sehemhet/3819...

Ранее:

Артефакты Петербурга. Часть I: До рождества Петрова - https://cont.ws/@anscool/13262...

Артефакты Петербурга. Часть II: Свидетели дают показания - https://cont.ws/@anscool/13285...

Артефакты Петербурга. Дополнение к Части II: Шведские и русские карты устья Невы и города Санкт-Петербурга XVII- нач. XVIII вв. - https://cont.ws/@anscool/13291...

Артефакты Петербурга. Часть III: Громъ -камень- https://cont.ws/@anscool/13393...

Оставайтесъ съ нами :) 

Предтечи мировой революции

Мир протестует. Всё чаще, всё радикальнее, всё разнообразнее. Каталония, Франция, Эквадор, Гонконг… Карта протеста ширится. Одни протесты гаснут, другие разгораются всё сильнее. Одни пр...

Андрей Ожаровский. Радиоактивная Россия
  • Rusfalco
  • 16 октября 21:14
  • Промо

Первая часть интервью с Ожаровским Андреем Вячеславовичем - физиком-ядерщиком, экспертом программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза. ...

"Золотая блокада" и прочие байки сталинистов

Абсолютно не существует предела лжи, которую сочиняют так называемые сталинисты, чтобы "отмазать" обожествленного ими политического террориста Джугашвили (Сталина) от чудовищных преступлений против ро...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    anscool Здравомыслие.
    19 октября 12:05

    Артефакты Петербурга. Часть VI: Царь-ванна

    Ванна, изготовленная из "цельного отруба огромной величины гранита" (из прошения С. Суханова на имя Александра II, 5 октября 1840 года), изготавливалась с 1811 по 1818 год, а затем полировалась до 1828 года. П. Свиньин, «Отечественные записки», стр. 216-217 Схожие документы и свидетельства как той эпохи, так и наших дней показывают,...
    2305
    anscool Здравомыслие.
    12 октября 12:38

    Статьи о находках гигантских скелетов из американских газет. Доказательство?

    "Гигантские скелеты были обнаружены на всем северо-востоке страны, от Мартас-Винъярд и Массачусетс в долине Дирфилд, до Вермонта и северной части штата Нью-Йорк. Сообщения об обнаружении захоронений гигантов были также на юге, среднем западе и западном побережье... Хотя истории такого рода звучат фантастически, в «Нью-Йорк Таймс» и других авторитетных и...
    2992
    anscool Здравомыслие.
    8 октября 20:10

    Артефакты Петербурга. Часть V: Статуя Александра Суворова

    По старому доброму альтернативному сценарию, памятник Суворову , поскольку одет в "античные" доспехи, на самом деле принадлежит богу войны Марсу. Поставили его еще в античные допотопные времена, скорее всего римляне, как и статую Петра I ака "Медный всадник" (хотя альтернативные исследователи все еще никак не разобрались, была ли эта самая античнос...
    2054
    anscool Здравомыслие.
    2 октября 21:37

    НЛО на средневековых гравюрах и иконах

    В средневековье изобразительное искусство и иконография подчинялась определенным канонам.КАНОН (греч. κανών – норма, правило) – система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.В изобразительном искусстве...
    625
    anscool Здравомыслие.
    1 октября 22:02

    Запрещенная археология: Стамбульский астронавт

    Этот загадочный артефакт был найден в 1975 году при археологических раскопках в древнем городе Тушпа, столице не менее древнего государства Урарту. Артефакт долгое время был скрыт от посторонних глаз в запасниках Стамбульского Археологического Музея, пока не был найден в начале 1990-ых неутомимым исследователем древней истории и искателем правды Захарие...
    1384
    anscool Здравомыслие.
    22 сентября 16:17

    Древние пришельцы на наскальных рисунках

    По всей нашей планете разбросаны натуралистические, сюрреалистические, реалистические и абстрактные рисунки, рельефы и другие художественные произведения, создававшиеся с эпохи палеолита и до наших дней, что-то отражающие, что-то сообщающие, что-то означающие. Но что?Эрих фон Дэникен полагает, что наши «простые и примитивные предки» поклонялись внеземны...
    1518

    Невозможные гранитные чаши, Union Station, Вашингтон

    Весной 1909 года компания Rockport Granite приступила к исполнению одного из самых необычных и сложных заказов в своей истории: изготовлению двух чаш диаметром приблизительно 4 метра каждая для украшения Union Station в Вашингтоне. В качестве материала был выбран зеленый (морской) гранит. Две заготовки массой в 65 тонн были добыты в к...
    2855

    По следам древних технологий: Капитолий штата Техас

    Здание Капитолия находится в столице штата, городе Остин и является третьим по счету проектом. Первоначальное здание представляло собой небольшой деревянный домик,  который был перестроен в 1853 году в каменное здание. Однако оно было разрушено в результате сильного пожара 1881 года.  Было принято реш...
    4578

    Артефакты Петербурга. Часть III: Громъ-камень

                                                                          Нерукотворная здесь росская гора,                      ...
    4132

    Тайна ориентации пирамид

    Комментарии к результатам обмеров Пирамиды 1925 года в книге Инспектора Департамента Древностей, мистера Энгельбаха (Somers Clarke, Reginald Engelbach, Ancient Egyptian Construction and Architecture):…рассмотрим теперь, с какой точностью они могли обозначить границы храма или другого сооружения. Памятником, построенным с самой высокой точностью, являетс...
    2504

    Тартария. Как все заверте...

    Откуда буква "р"?После знакомства европейцев с монголами в XIII веке последние благодаря своей воинственности и кровожадности стали ассоциироваться с внезапно вышедшими из Тартара (Ада) демонами,  карой Божьей, посланной христианам в наказание за праздный образ жизни. Так хронограф Матвей Парижский (XIII в.) приводит сообщение константинопольского ...
    5913

    Артефакты Петербурга. Дополнение к Части II: Шведские и русские карты устья Невы и города Санкт-Петербурга XVII- нач. XVIII вв.

    Карта, изготовленная по приказу шведского полководца Понтуса де ла Гарди в 1580 году. Слева вверху (под звездочкой) обозначен русский город Невское Устье (Nyen, шв. - Невский), построенный в устье Невы под руководством И. Выродкова в 1557 году Шведская карта землемера П. Торинга, ок. 1680 года "Геометрическая карта реки Невы ...
    3148

    Артефакты Петербурга. Часть II: Свидетели дают показания

                                                                                   Прошло сто лет, и юный град,             ...
    6761

    Артефакты Петербурга. Часть I: До рождества Петрова

    На самом ли деле Санкт-Петербург, а вместе с ним и Кронштадт с его каменными фортификационными сооружениями, были построены в незапамятные допотопные времена неведомой цивилизацией? Если так, то, разумеется, о городе должны были сохраниться более ранние упоминания. Ведь история освоения людьми Невского края началась задолго до 1703 года, а потому люди...
    5057

    Испанские хронисты о строительном деле у инков

    Инка Гарсиласо де ла Вега, "История государства Инков", 1609 год《на строительство всех этих зданий и крепостей, которые инка приказывал построить в Коско и в других частях своего королевства, приходило огромнейшее число жителей из всех провинций...она [ крепость в Коско] была воздвигнута, чтобы вызывать восхищение и ни для чего другого. Они так же хотел...
    2589

    Мегалиты Индонезии. Тайна перемещения камней.

     НиасОстров Ниас - один из индонезийских островов в восточной части Индийского океана. Остров известен своей древней мегалитической культурой, сохранившейся вплоть до 1950-ых годов XX века. Такая удивительная сохранность традиции объясняется отдаленным расположением острова и воинственностью местных жителей. Благодаря этому он был колонизирован гол...
    2619

    Собор Святого Иоанна Богослова, Нью-Йорк

     Собор Святого Иоанна Богослова является пятой по величине христианской церковью в мире и занимает площадь в  11 200 м 2. Длина  собора составляет 183,2 метра, а ширина 70,7 метра. Внутренняя высота нефа составляет 37,8 метра.Строительство собора началось в 1892 году и, как и полагается для всякого уважающего себя древнего собора Европы, ...
    2785

    Еще немного о бурении

    О. Федорович, "Каменные работы", гл. 24, стр. 204, 1915 год<<Бурение скважин производится цилиндрическими плоско заточенными стальными или железными с наваренной сталью бурами (кроме плоских, применяются буры, отделанные пирамидальными зубчатыми или крестообразными наконечниками). Каменотес, наставляя рукой бур, ударяет по нему молотком и поворачи...
    4438

    Гром-камень не забыт наукой 2

    в продолжение темы: Гром-камень не забыт наукойМинеральный состав и архитектоника пьедестала "Медного всадника" в Санкт-Петербурге, Булах А. Г., Попов Г. Н., Янсон С. Ю. Платонова Н. В., Иванов М. А., 2017 годПостамент знаменитого «Медного всадника», открытого в Санкт-Петербурге 7 августа 1782 г., изготовлен, как известно, из громадного эрратического ва...
    2725

    Lizzatura

    Термином lizzatura обозначается метод, при помощи которого в течение долгого времени (с глубокой древности до шестидесятых годов двадцатого века)  мраморные блоки перемещались из карьера Каррара в долину . Термин происходит непосредственно от названия салазок, на которых блоки, связанные особым образом, скользили по деревянным балкам по дороге, вед...
    2749
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика