Предварительный проект установки монумента в Санкт-Петербурге был разработан Монферраном еще в 1814 году. Французский архитектор предлагал установить в центре пустующей Дворцовой площади монумент-обелиск, общая композиция которого должна была повторять Троянову колонну с барельефами на военную тематику русской истории, но в античном стиле.
Однако от этого проекта решено было отказаться в пользу монумента - колонны. Первый проект был представлен императору в 1829 году, однако далее претерпел изменения в верхней части и был утвержден в декабре все того же 1829 года:
Именно этот первоначальный проект, с крестом и луковкой, в 1830 году попадет в 12-ый том немецкой энциклопедии Ф. Бертуха и в наше время вызовет острое обострение в среде альтернативных товарищей, которые устроили по этому поводу очередные пляски с бубном аля "а колонна то не настоящая". Спешим их успокоить и разочаровать :) Колонна та самая, только немцы нарисовали проектный, первый вариант.
Еще один факт "фальсификации": Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта, на котором в центре Дворцовой площади изображена колонна с оградой, за 6 лет до "официальной" установки. Объясняется сей факт весьма просто: желание установить что-нибудь этакое на ДП (здесь и далее - Дворцовая площадь) существовало у многих архитекторов задолго до 1834 года. Проекты В. В. Растрелли (1753 г.) и И. Е. Старова (1774 г. - 2) предлагали установку в центре ДП памятника Петру I с парком (1) и полукруглой колоннады (2) соответственно:
А вот на плане Ю. М. Фелътена 1779 года (3) и анонимном плане 1806 года (4) ДП уже ничто не украшает:
Нет АК и на плане с проектом экзерцисгауза В. П. Стасова 1819 года:
А вот К. Росси в 1819 году на проектном плане по строительству второго корпуса Главного Штаба уже наметил основание монумента:
Потому не удивительно, что монумент появился и на плане Шуберта 1828 года.
Тот факт, что Дворцовая площадь пустовала до 1834 года, подтверждают и картины В. Качалова 1753 года, где по заросшей травой площади отрабатывают строевые навыки солдаты:
и рисунок Махаева 1750 года, с фонтаном и покатушками в каретахъ:
Еще один "аргумент": акварель Садовникова 1830 года, на которой изображена АК, которой еще быть не должно.
Как нетрудно догадаться, все дело в неверной датировке. В замечательной коллекции П. Губара имеется эскиз этой акварели Садовникова (из коллекции 18-ти акварельных рисунков Садовникова с видами Петербурга 1830—1860-х гг.), датируемый концом 1838-39 годами:
Одной из претензий альтернативных исследователей является многочисленные неточности в альбоме О. Монферрана, посвященного Александровской колонне. Однако следует помнить, что рисунок не может тягаться по точности и детализации с фотографией, более того, помимо личных чертежей и рисунков самого Монферрана, альбом содержит множество листов, выполненных его учениками и помощниками: Садовниковым, Сабатом, Кольманом, Рихтером, Молдавским, Чернецовым и другими художниками, выполнявшими работы для архитектора. Которые Монферран, ничтоже сумняшеся, подписал своим именем :)
Помимо прессы (газета Северная Пчела),
процесс изготовления и установки АК был описан многими свидетелями. Например наше все А.С. Пушкин, записавший в своем дневнике 28 ноября 1834 года:
Я ничего не записывал в течение трех месяцев. Я был в отсутствии — выехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами, — моими товарищами, — был в Москве несколько часов
А. Бенкендорф "Воспоминания 1802-1837 года", запись за 1830 год:
На одной из станций император пересел в маленькую крестьянскую телегу, я следовал за ним на другой, с тем, чтобы в нескольких верстах от большой дороги посмотреть на гранитные скалы, из которых в этом месте состоит берег Балтийского моря. Этот гранит используют для украшения Петербурга, откалывая от него колоны. Именно отсюда привезли гранит, составляющий все внутреннее величие Казанского собора, так же как и тот, что делает Исаакиевский собор самым красивым и большим сооружением современной Европы. В этом месте в данный момент занимались откалыванием от скалы огромного куска, который был предназначен для колоны памятника в честь императора Александра. Глухой шум, который сначала показался звуками грозы, оживлял эти дикие места. Шум усиливался по мере нашего приближения, вскоре мы различили резкий звук железа, вбиваемого в камень. При дальнейшем приближении наши уши оглохли от грохота, производимого более чем сотней рабочих, которые одновременно орудовали железными инструментами в два пальца толщиной. Они держали их перпендикулярно к поверхности скалы и один за другим ударяли по ним огромными молотами с целью расколоть скалу. Там мы увидели один из балтийских заливов, который омывал эти гранитные массивы и облегчал их транспортировку для украшения Петербурга. Рабочие, которые были крестьянами из внутренних губерний России, прервали свой тяжелый труд для того, чтобы криками приветствовать своего государя. Затем они продолжили колоть гранит.
Воспоминания об открытии Александровской колонны М. Каменской, дочери графа Фёдора Толстого, "Исторический вестник", 1894, т. 58:
До свадьбы я еще успела побывать на открытии Александровской колонны. Против Эрмитажа, на площади, на углу, где в настоящее время стоит здание государственного архива [ошибка автора, на самом деле здание штаба Гвардии], были тогда поставлены высокие мостки, на которых были назначены места для чинов Министерства двора, значит, и для Академии художеств. Нам надо было пробраться туда ранёхонько, потому что после на площадь никого уже не пускали. Благоразумные девицы Академии, боясь проголодаться, захватили с собой корзиночки с завтраком и уселись в первом ряду. Церемония открытия памятника, насколько я помню, не представляла ничего особенного и была очень похожа на обыкновенные майские парады, с прибавлением только духовенства и молебствий. Разглядеть то, что делалось около самой колонны, было довольно трудно, потому что мы всё-таки сидели довольно далеко от неё.
Любопытно, но колонна, которая якобы уже давно стояла и пережила тысячи лет и Потоп с иными катаклизьмами, вдруг резко стала плохо себя чувствовать в во всех отношениях неблагоприятном для нее питерском климате. Не прошло и 30 лет со дня ее «изготовления и официальной установки», как на стволе монолита начали появляться трещины, которые в срочном порядке пришлось заделывать, дабы предотвратить разрушение памятника. Газета «Голос» в 1863 году подробно описала технологию ремонта. В трещины заложили раствор из части портландского цемента с полутора частями песку, затем покрыли их жидким стеклом, напитали кремне-фтористо-водородной кислотой и заполировали. Колонну пришлось реставрировать и в начале ХХ века. Вот что сообщала газета "Вечернее время" в 1912 году:
колона, в действительности, в основании своем имеющая пять аршин в диаметре, а в высоту двенадцать с половиной аршина, дала порядочно трещин. Между ними имеются и довольно широкие — до 2 вершк. Я лазил на леса осматривать колону и нахожу, что особенной опасности она теперь не представляет... Что вызвало эти повреждения? Те же климатические условия: дожди, морозы, ветры... При неосторожном обращении с камнем, в нем по являются мелкие, незаметные для глаз, трещины. В эти трещины попадает вода, и начинается процесс разрушения... Такой же процесс происходить и с колонами Исаакиевскаго собора. Минувшей осенью, правда, в вечерних сумерках, я осматривал ту часть собора, которая стоить теперь в лесах, со стороны Александровского сада, и заметил одну скверную трещину. Oна мне очень не понравилась, Еe надо будет осмотреть, как следует.
С Александровской колонной работа предстоит довольно серьезная. «Петухи», — так называем мы трещины, подлежащие исправлению, —- я буду заделывать тем же камнем, из какого сделана самая колона. Я уже подыскал такой же точно гранить -—- рапа-киве (в перевода с финского — «гнилой камень»). Камень будете резаться специальными резцами, при помощи особых моторов. Заделка будет производиться цементом,- особенным образом приготовленных. С цементом в различных его составах я произвожу теперь исследования: испытываю его на мороз, влагу, ветер,—и думаю, что мне удалось найти такую формулу приготовления, при которой цемента не будет сдавать под влиянием атмосферических условий, Ремонт колоны закончен будет к 1 августа этого года.
Объ изготовлении Александровской колонны въ подробностяхъ, достойныхъ вниманiя, сюда: https://cont.ws/@sehemhet/3819...
Ранее:
Артефакты Петербурга. Часть I: До рождества Петрова - https://cont.ws/@anscool/13262...
Артефакты Петербурга. Часть II: Свидетели дают показания - https://cont.ws/@anscool/13285...
Артефакты Петербурга. Дополнение к Части II: Шведские и русские карты устья Невы и города Санкт-Петербурга XVII- нач. XVIII вв. - https://cont.ws/@anscool/13291...
Артефакты Петербурга. Часть III: Громъ -камень- https://cont.ws/@anscool/13393...
Оставайтесъ съ нами :)
Оценили 22 человека
47 кармы