• РЕГИСТРАЦИЯ

Русская деревня — исчезающее наследие-2. Кострома.

7 2190

Дорогой длинною

Путь из Москвы в Кострому лежит через Ярославскую землю. Уже при въезде в Ярославль обращает на себя внимание герб города – медведь с секирой. По преданию, князь Ярослав Мудрый зарубил здесь в стародавние времена атаковавшую его медведицу. И вполне объяснимо, что медведь – символ этих мест. Он изображён на эмблеме местного футбольного клуба, является талисманом хоккейной команды, его можно видеть на пивных бутылках местного производства. Однако в настоящее время медведей в этих краях не так много – не сравнить с соседней Костромской областью, куда мы и направляемся.

А в Костроме такой же культ косолапого, если не пуще. Магазин, отель, деловой центр или ночной клуб с названием «Медведь» – это здесь обычное дело. Куда ни кинешь взгляд – обязательно наткнёшься на что-то, так или иначе связанное с хозяином лесов. Продвигаясь вглубь Костромской области, можно видеть вдоль дорог деревянные истуканы медведей – как старые, потемневшие, так и поставленные совсем недавно, ещё отсвечивающие краской. Кто их ставит? То ли администрация таким образом заботится об имидже региона, благо больших затрат это не требует, то ли сами люди устанавливают – для красоты и в виде оберегов.

…Закупаемся с другом в небольшом сельском магазинчике, перед съездом с асфальтовой трассы. Глянув на московские номера внедорожника и безошибочно определив в нас охотников, продавщица приветливо заводит разговор:

– На медведя едете? Ну, дай бог, дай бог. Чтоб не промахнуться... А то развелось их тут – житья не дают. Народу-то мало осталось по деревням, никто мишек особо не стреляет, вот они и плодятся. Иной раз вечером из дома выйти страшно…

Удовлетворённо переглядываемся с другом – приехали туда, куда нужно.

Минут через сорок добираемся до крохотной деревеньки, которую едва можно найти на карте. Метрах в пятистах от неё – добротно построенная двухэтажная бревенчатая заимка, где нам и предстоит прожить несколько дней, выезжая на вечерне-ночные дежурства на овсяные поля. Нас встречает хозяин заимки, он же местный егерь, он же руководитель охотхозяйства Михалыч:

– Эх, поздновато вы… Видите, погода какая? Каждый день дождь льёт, ветер опять же, да и холодать стало, овсов уже мало осталось. Недельки три назад точно был бы результат, а сейчас ничего не могу гарантировать, нестабильно михи на поля ходят. Ну дак вы располагайтесь, сейчас подкрепиться нужно, а через часок и на вышки вас забросим.

Честно говоря, после восьмичасовой дороги ничего уже не хочется – ни охоты, ни угощения. Тут бы полежать, вздремнуть. Но это нас, изнеженных столичных жителей, наглотавшихся кислорода, клонит в сон. Другие бодры и веселы. В эти дни на заимке живут несколько охотников из Костромы – приятели Михалыча. Нам сразу накладывают в тарелки свежего плова, заправленного бобрятиной, угощают самогоном, явно не дотягивающим до 40 градусов, но при этом практически не имеющим того резкого специфического запаха, к которому нужно долго привыкать. Охотник Степан подливает всем в стопочки настойку из медвежьей желчи – для тонуса и… «мужского здоровья».

Охота пуще неволи

Вскоре мы уже едем на уазике по лесной дороге. Собственно, это с трудом можно назвать дорогой. Ямы, лужи, бугры… Уазик бросает из стороны в сторону, он буксует, ревёт, делает рывки; водитель Антон выкручивает баранку, клонясь корпусом то в одну, то в другую сторону, мы с приятелем на заднем сиденье бьёмся о двери, о потолок, друг о друга. Хорошо ещё, что поели не так обильно. Неожиданно в окне возникает фантастическая картина. Прямо среди леса – чёрное строение с башенками, то ли замок, то ли… Да ведь это церковь! Старая деревянная церковь! А на одной из маковок даже сохранился православный крест.

Не дожидаясь наших восклицаний, водитель говорит:

– Вот все, кто сюда приезжает, удивляются этой церкви. А ведь она не одна – глядите, напротив неё кирпичная стоит.

Уазик продвигается чуть вперёд, и нам из-за деревьев открывается ещё и кирпичная церковь, такая же заброшенная и печальная.

– Думаете, какой это дурак в лесу церкви ставил? – снова опережает нас Антон. – Так раньше-то леса тут не было! Поля были, луга, тракт пролегал. Три деревеньки неподалёку стояли, а вот тут – видите? – кладбище…

Мы просим его рассказать поподробнее, и дорога уже не кажется такой однообразно-утомительной. Водитель – простой деревенский парень – передаёт то, что слышал от других. Конечно, это не доклад дипломированного краеведа, вполне возможно, что-то напутано и приврано, но ведь церкви-то действительно стоят, вот они!

По словам водителя, в исчезнувших деревнях жили пасечники, охотники и ремесленники. Не жировали, но и не бедствовали. Молились в той самой деревянной церкви. Когда же она стала ветшать, народ решил поставить кирпичную, чтоб всё как у людей. Скинулись всем миром и построили новую, прямо напротив старой. Но и деревянная продолжала действовать, когда в праздники кирпичная не могла вместить всех желающих. А затем случилась революция. Обе церкви были со временем закрыты, людей согнали в колхозы и переселили, а деревни запустели, и их поглотил лес. Если полазить по дебрям, то ещё можно обнаружить чёрные, поросшие мхом и кустами срубы. Только кто будет лазить? Раньше стариков, умиравших в округе, хоронили на этом самом кладбище у церквей. Но в последние годы перестали – свежую могилу сразу же раскапывают медведи. Людей здесь больше нет, природа отвоёвывает территорию.

Мы подъезжаем к развилке, к первому овсяному полю, где по уговору должен сидеть я. Вылезаю из машины, беру рюкзак, карабин в чехле и ковыляю по грязи до вышки. Из головы не выходит образ заброшенной деревянной церкви. Это ж надо! Значит, ещё до революции она была старой, но до сих пор стоит, и ведь не развалилась, без ухода, без ремонта, умели же строить! Оставляю в памяти зарубку, что завтра, когда под вечер нас снова повезут на вышки, нужно обязательно взять с собой фотоаппарат и сделать несколько снимков.

…Прав был Михалыч – погода не та. Моросит холодный дождь, ветрено. С грустью смотрю в ночной прицел на пустое поле. Вдруг издалека доносятся несколько выстрелов. Гадаю, кто стрелял. То ли мой приятель, то ли кто-то из костромских охотников, которые передвигаются по угодьям на квадроциклах. И снова тишина и бесцельное сканирование поля аппаратом ночного видения... Через семь часов неподвижного сидения чувствую, что страшно затекли ноги, а сам я основательно продрог. Да и время подошло сниматься с вышки, судя по часам. Сую в рюкзак прицел, зачехляю оружие, начинаю спускаться, включив налобный фонарь. Нижняя перекладина лестницы обледенела, так что я, поскользнувшись, чуть не падаю, громко ругаясь. За вышкой со стороны леса раздаётся какое-то пыхтение, сопение и громкий треск сучьев. Что там?! Мог быть кабан. А мог и медведь. Поскольку карабин был у меня уже в чехле, вряд ли я успел бы постоять за себя, вздумай этот зверь напасть. Но всё успокаивается. Тихо. Вдоль заиндевевшего поля бреду к развилке, где меня должен ждать уазик.

Но на развилке никого нет. Стою пять минут, десять, пятнадцать. Холодно и жутковато. На небе – ни луны, ни звёзд. Тьма кромешная. Прекратившийся было дождь снова начинает моросить. Мобильная связь здесь недоступна. На вышке ещё как-то можно поймать сигнал, но не тащиться же обратно… Решаю ещё подождать. Вдалеке раздаётся стрекот, и вскоре я вижу прыгающий огонёк. Начинаю вертеть головой с таким расчётом, чтоб луч от моего налобного фонаря попал на таинственного ездока. Это мне удаётся – вскоре подъезжает на квадроцикле костромской охотник Георгий, с которым мы уже успели познакомиться на заимке.

– Ты чего здесь стоишь? – произносит он дежурную фразу, прекрасно понимая, что я тут делаю.

– Антона жду, не едет чего-то.

– И не приедет, налакался твой Антон.

– Так он же…

– Вот после того как вас двоих отвёз, и налакался. Кореша твоего другой квадрик заберёт, а ты садись ко мне.

Если путешествие по бездорожью на уазике – не из приятных, то на квадроцикле – тем более. Георгий слывёт лихачом; там, где отечественный джип буксовал, его квадроцикл пролетал подобно породистому жеребцу. Не исключено, что костромчанин хотел произвести на меня впечатление. Что ж, у него получилось. Пару раз я чуть не вылетел с заднего сиденья, получил шальной веткой по глазам, а ещё пребольно бился лицом о плотный рюкзак водителя. После этого я понял, что уазик был далеко не самым экстремальным средством передвижения…

А на заимке что-то вроде комсомольского собрания. Проспавшемуся и погрустневшему Антону охотники во главе с Михалычем устраивают выволочку с занесением в личное дело. Говорят прямым текстом, что, если подобное хоть раз повторится, гостей на вышки будет развозить другой водитель, а он может катиться к чёрту… Для деревенского мужика потерять такую не пыльную, в общем, работу – настоящая катастрофа. Видно, что Антон испуган, он извиняется и клятвенно обещает, что «никогда больше», однако при этом вожделенно посматривает на большую бутыль самогона, стоящую на столе. Постепенно о нём забывают, вспоминая только, когда нужно наполнить стопочки. Его стопку демонстративно не наполняют. Он сидит на краю стола, боясь сказать лишнее слово. Мне становится его жалко, но тут же я вспоминаю, как ждал его на холодной тёмной развилке и мог бы прождать ещё неизвестно сколько. Жалость моя улетучивается.

О чём говорят на охотничьей базе? Разумеется, об охоте. Трещат дрова в печи, шкворчит на сковородке мясо, байки следуют за байками. Чучела и шкуры зверей, развешанные по стенам, год за годом обречённо выслушивают одни и те же откровения добытчиков.

Заходит разговор о выстрелах, которые я слышал. Оказалось, это стрелял Георгий. Медведь, как он поведал, был средним, даже небольшим, но на овсы не выходил, а всё лазил по краю поля. В итоге потерявший терпение охотник решил наказать его с дальней дистанции. Но промахнулся – крови на земле не обнаружилось. За беседами не замечаем, как наступает глубокая ночь. Поднимаемся с приятелем на второй этаж заимки, падаем в кровати и мгновенно отключаемся.

Спонтанная экскурсия

– Дрыхнете?! – это будит нас с утра местный мужик Юрик. – А пойдёмте, я вам деревню покажу.

Мой друг не изъявляет такого желания, намереваясь поспать ещё, а мне интересно. Юрик – не охотник, но он всегда тут, на заимке или возле неё, всегда на подхвате. Идём с ним смотреть деревню. Сую ноги в первые попавшиеся калоши в предбаннике, но через пару минут понимаю, что допустил оплошность – одна из них пропускает воду, и я чувствую неприятный холодок под ступнёй. Но вернуться за своими утеплёнными сапогами мне уже лень. Иду, стараясь не наступать хотя бы в лужи. Юрик рассказывает об обитателях деревни. Их немного. С десяток жителей, столько же домов, поставленных ещё при царе Горохе.

– Вот там, – куда-то неопределённо показывает Юрик, – мужик в избе угорел.

– Если угорел, то где же изба? Тогда сгорел.

– Может, и сгорел, – пожимает плечами он, – какая разница? Давно было. А там – вот та изба – там мужика током убило. Сам его вытаскивал, всё лицо синее, представляешь?

Я представляю. Я вижу эту депрессивную реальность и внутренне содрогаюсь. Не о детях рассказы, не о любви, не о праздниках – только о смерти. Конечно, интересно приехать сюда в качестве охотника-спортсмена, но жить здесь?! Нет магазина, мед-пункта, библиотеки, да ничего нет… Когда-то вокруг стояли деревни, текла жизнь, игрались свадьбы, шумели ярмарки. Ныне всё запущено и заброшено. Люди не столько живут, сколько доживают свой век. Проходим мимо избы с проваливающейся крышей, Юрик сообщает, что живёт там древняя старушка, на улицу почти не выходит. Изредка стучат ей в окно, чтоб услышать: «Да жива я, жива!» Но когда-нибудь она не ответит.

Юрик спрашивает, не собираюсь ли я пройтись по окрестностям и набрать грибов – поздние рыжики, оказывается, полезли. Отвечаю, что не горю желанием, поскольку этих сусанинских лесов не знаю и боюсь заплутать, да и силы ещё не восстановил после вчерашнего утомительного дня. Спутник понимающе кивает, добавляя, что в ближайшем лесу не так давно медведица напала на одного из егерей, который успел её смертельно ранить, но получил такие повреждения, что несколько месяцев потом провалялся в районной больнице. Охота собирать грибы у меня пропадает окончательно.

Вдалеке видим странного человека, он разговаривает сам с собой, что-то выкрикивает, смеётся. Юрик предупреждает меня, что тот не совсем здоров:

– Ты не бойся, он добрый, просто… вот такой. Инфекция какая-то была, родители не поняли сразу, тут же врачей нет, ну так потом и перекинулось на голову. Но брат – настоящий мужик. Не сдал его в дом инвалидов, смотрит за ним, ухаживает сколько лет. Так вдвоём и живут.

Человек удаляется в сторону избы на отшибе. Рядом с избой на пригорке – странного вида башня, понять назначение которой я не могу. Спрашиваю своего спутника, тот тоже не знает:

– Сколько помню – столько сам спросить хочу… А пойдём вместе спросим!

Идём к той самой избе, где живёт настоящий мужик, не бросивший больного брата, добровольно взваливший на себя такое бремя. Внезапно он сам появляется у калитки. По словам Юрика, у мужика этого на привязи волк, и его можно посмотреть. Но я не хочу смотреть волка. Меня интересует башня. Юрик кричит, спрашивает о башне. В ответ слышим:

– Это мельница. Хотел когда-то сделать, чтоб лопасти крутились. Не муку молоть, а так, для души. Но теперь уж вряд ли доделаю… Дел много, да и остыл к этой затее.

И досадливо машет рукой.

Сразу вспоминаются шукшинские чудики. Ведь понадобилось же этому аборигену таскать камни, укреплять фундамент, сбивать доски, потеть, лезть куда-то наверх, рискуя свернуть себе шею. И ради чего? А вот ради души. Требовала его душа чего-то такого. Захотелось ей какой-то новизны, волшебства. Может быть, думал он, что брату мельница понравится. Да кто его знает, что он думал. Мечта осталась неосуществлённой, так и стоит недостроенная, и лопастей никаких нет…

– А теперь пошли в гости к Царю! – тащит меня за рукав Юрик.

Так местные зовут Михалыча. Иногда его зовут ещё и Кулаком. Но чаще Царём. Дом его, в котором он живёт с женой, совсем не похож на царский. Одна большая комната разделена перегородками на кухню и спальню-гостиную. В центре – большая печь. Вокруг дома – аккуратный железный забор, грядки с овощами, летнее бунгало для детей, приезжающих иногда из города, мангал, летняя беседка. Никаких излишеств, ничего такого, что говорило бы о серьёзном достатке.

Царь предельно скромен:

– Денег мне не нужно, я не молод, лишь бы мужикам дать заработать. Вот помру – тяжко им будет…

Между прочим, в деревне всё зависит от него. Он занимается лесом, заготовкой сена, устраивает охоты для таких, как мы с другом, гостей из далёких мест. Даёт местным работу, лишь бы не бездельничали и не пили. Именно он проложил к деревне гравийную дорогу, заплатив за это, как говорят, целый миллион. Городским это вряд ли будет понятно – зачем тратить такие бешеные, по местным меркам, деньги на умирающую деревню? А вот для этих людей всё имеет свой смысл. И дорога, и бутафорская мельница. И если вокруг – медвежье царство, то здесь, в деревне – царство Михалыча Первого. Будет ли такой же царь после него? Едва ли.

Кому повем печаль мою?

Экскурсия завершена, смотреть больше нечего. Мимо нас быстро проходит озабоченного вида пенсионер в обшарпанной куртке. Он не из этой деревни, приехал по делам, спешит к Царю. Юрик здоровается с ним, представляет меня. Тот оценивающе смотрит, потом зло бросает:

– Постреляйте этих медведей проклятых. Какого увидите – такого и валите! Хоть большого, хоть маленького. Пока они нас тут всех не сожрали...

Я задумываюсь. Почему эти люди не уезжают отсюда? На кого надеются, на государство? На себя? Или вот на такого Михалыча, который в одиночку будет поднимать родную деревню, не давать ей умереть? Но одного такого Михалыча мало, да и не в каждой деревне он имеется. Пока нам рассказывают о победах на всех фронтах и хитрых планах, о растущем престиже страны за рубежом, об успешно завершённых космических программах, народ в глубинке живёт своей жизнью. Тихой и неприметной, бедной и трагичной. Визитная карточка современной России – это на самом деле не Олимпиада или чемпионат мира по футболу, а вот та заброшенная деревянная церковь в лесу, которая давно должна бы развалиться, но стоит себе и стоит. Наперекор природе, вопреки логике.

Возвращаюсь на заимку. Здесь давно все проснулись, вкусно пахнет мясом со специями, на столе – самогон (его, кстати, тоже производит Царь), костромские охотники травят очередные байки, мой приятель хохочет. Меня приветствуют и сразу наливают стопочку, Степан снова капает туда медвежью желчь, и я выпиваю, хотя с утра и маковой росинки во рту не было. Интересно начинается день... Но до заброса на вышку достаточно времени. Успею ещё и закусить, и снова выпить, и поболтать, и отдохнуть. Уверен, что водитель Антон сделал правильные выводы из вчерашних событий и мне не придётся снова ждать его в темноте. Впрочем, внезапно я осознаю, что думаю даже не столько о предстоящей охоте, сколько о чёрной церкви, вид и история которой так меня растрогали. Не забыть бы фотоаппарат.

Октябрь 2018 г.

Игорь Панин

http://www.lgz.ru/article/-47-...

    Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

    Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

    Беспредел вместо законов войны

    Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Арина Русский вопрос
      10 сентября 2022 г. 14:13

      Не говори - "Напрасна битва!

      Не говори – «Напрасна битва!Нам полчищ вражьих не разбить!Наш труд и раны позабыты,Как было, так всему и быть!»Надежды легковерны, страхи - лживы.Гляди, твои друзья огонь ведут,И держат линию, покуда живы,И твоего удара ждут!Так волны тщетно-терпеливоБьют в берег, но, на помощь званЛуной, подходит в час прилива,Все затопляя, Океан!Так солнце, шествуя с...
      364
      Арина 9 мая 2022 г. 08:48

      .

      ...
      157
      Арина Русский вопрос
      7 апреля 2022 г. 13:17

      Пришла беда откуда не просили - Уехала Россия из России.

      Пришла беда откуда не просили -Уехала Россия из России.Теперь она — что твой бродячий котВ Израиле и Турции живет.С балкона взяв с пакетами пакетНа ключ закрыла двери — и привет.Лишив Россию песен и стиховОставила Россия мудаков.Теперь всем станет не до санкций с пандемиейКак жить теперь России без России?Как нам сказать последнее «Прости» России, что в России не...
      517
      Арина 28 декабря 2021 г. 19:53

      .

      ...
      257
      Арина Русский вопрос
      6 июля 2021 г. 10:32

      800-летие со дня рождения великого князя Александра Невского отмечается в этом году.

      В истории нашей страны немало успешных полководцев. Нo пo-настоящему выдающихся военачальников, кoтopыe не проиграли ни одного своего сражения – единицы.К их числу относится и великий князь Александр Невский, чьё 800-летие со дня рождения отмечается в этом году. ...
      435
      Арина 3 мая 2021 г. 11:55

      Край непуганых педофилов: чему учит скандал вокруг Елены Прокловой

      Виктимблейминг, по-русски осуждение и обвинение жертв насилия, главная причина развития насилия. Основная причина.Негативная реакция российского общества на откровения актрисы лучше всего характеризует его истинный моральный облик.История, которой поделилась знаменитая актриса и телеведущая Елена Проклова в прямом эфире телеканала НТВ вызвала острейшую ...
      879
      Арина Русский вопрос
      26 ноября 2020 г. 10:51

      Оказалось, Россия может обойтись без гастарбайтеров

      Знаменитый питомник, созданный бывшим экономическим обозревателем "КП" Ириной Савватеевой, вообще не берет на работу мигрантов. И успешно работает 15 лет. Дмитрий Стешин выяснил - как 15 лет здесь работают только местные жители. Фото предоставлено «Питомником Савватеевых».Один из крупнейших питомников декоративных растений в России не нанимает трудовых м...
      836
      Арина Русский вопрос
      23 ноября 2020 г. 21:20

      Советская нация — от возникновения к распаду (к 29 годовщине распада СССР)

      Трагедия, причины которой не осмыслены26 декабря 1991 г. СССР распался на пятнадцать независимых республик. Для большинства населения страны это было полной неожиданностью. Между тем, распад государства подготовил длительный процесс разложения советской нации, который проходил под руководством части правящей коммунистической элиты.Аннигиляция советской нации стала для...
      324
      Арина Русский вопрос
      23 ноября 2020 г. 17:35

      Умер Геннадий Борисович Зданович, великий Зданович, тот, что открыл Аркаим, эту сказочную «страну городов», расположенную на Южном Урале, прародину ариев

      Умер Геннадий Борисович Зданович, великий Зданович, тот, что открыл Аркаим, эту сказочную «страну городов», расположенную на Южном Урале, прародину ариев. Они построили здесь фантастические чертоги, создали обсерваторию и ждали момента, когда двумя могучими потоками выйдут из Аркаима и направятся: один поток в Иран, о чём повествует иранский эпос «Авест...
      501
      Арина 16 октября 2020 г. 17:16

      США испытывают у себя оружие, которое применят против России

      Федеральная власть приступила к увольнениям инакомыслящих. Сотни тысяч людей с высшим образованием, востребованной специальностью и активной гражданской позицией остаются без работы по идеологическим причинам.На эту трагедию у нас никто не обратил внимания, поскольку она разыгрывается в эти минуты не у нас, а в Соединенных Штатах. Но есть все основания полагать, что в...
      465
      Арина Русский вопрос
      24 августа 2020 г. 17:38

      Рюрик или Свенельд – кто основал великокняжескую династию?

      Несколько веков в нашей истории и нашей культуре длится спор норманистов и антинорманистов. Норманисты говорят, что русская государственность началась с варягов, призванных на Русь, с пресловутого Рюрика, который пришел с Синеусом и Трувором. Антинорманисты утверждают, что русы, если и были северянами, то не германцами и норманнами, а балтийскими славян...
      409
      Арина Русский вопрос
      17 июля 2020 г. 18:11

      Omnia contra omnes, или С природой не спорят

      О том, как глубоко заложено именно ощущение иноэтничности в самую основу этнических конфликтов (война есть лишь высшая форма их проявления), о том, насколько сам факт иноэтничности является, помимо всех рациональных и иррациональных мотивов, САМОДОСТАТОЧНЫМ поводом для конфликта, свидетельствует масса любопытнейших материалов.Возьмем в качестве примера наблюдения В.А....
      307
      Арина 8 июля 2020 г. 15:28

      Рукопись, найденная в «Барбароссе»

      «Великую цивилизацию не завоевать извне, пока она сама не разрушит себя изнутри» Уилл Дюран Давайте сразу начистоту: насильственное изменение мирового порядка, наконец, опробовало последние достижения психологических манипуляций и перешло к решающей стадии физического потеснения.Н...
      708
      Арина 24 мая 2020 г. 17:30

      Бесогон. Без цензуры...

      ...
      443
      Арина 24 мая 2020 г. 17:29

      Запрещённый Бесогон.

      ...
      581
      Арина 11 мая 2020 г. 15:23

      «Битва за Россию» (англ. The Battle of Russia) — пятый эпизод из семисерийного американского пропагандистского документального фильма «Почему мы сражаемся», вышедший на экраны в 1943 году.

      «Битва за Россию» (англ. The Battle of Russia) — пятый эпизод из семисерийного пропагандистского документального фильма «Почему мы сражаемся» американского режиссёра Фрэнка Капры, вышедший на экраны в 1943 году. Самый длинный фильм из всего сериала. Лента получила премию Национального совета кинокритиков США за лучший документальный фильм и специальную премию Нью-Йорк...
      442
      Арина 27 февраля 2020 г. 11:40

      Про людей и конфетки

      Самое точное описание того, о чём я хочу сегодня рассказать я недавно прочла в собственной ленте фейсбука. Теперь и не вспомню, у какого точно талантливого автора, но не суть. Суть в том, что лучше не скажешь.В предельно лаконичном посте, автор увещевал сам себя прекратить делать людям приятное, не дожидаясь, пока их изначальная радость перерастёт в при...
      445
      Арина Русский вопрос
      27 января 2020 г. 10:02

      Член команды переписи населения заявил, что русских не существует

      Модератор паблика Всероссийской переписи населения заявил, что русские – не этнос.«Русские (славяне) – не этнос, а языковая семья, одна из крупнейших в Европе», — написал модератор в ответ на вопрос пользователя, какая статистика по русским. К 25 января под постом набралось 350 гневных комментариев.SMM-команда проекта диалог удалила, принесла извинения ...
      865
      Арина Русский вопрос
      26 января 2020 г. 11:21

      Конституция: русский взгляд. Могут ли русские изменить Основной закон?

      Российские власти показали, что Конституция – не священная корова, в нее можно вносить поправки. Эти поправки предложили националисты на круглом столе «Конституционная реформа: русский взгляд», который прошел в Москве 23 января.Как отметили на встрече, оппозиция “слилась”, отказавшись защищать ельцинскую Конституцию. И, с одной стороны, она права. С др...
      727
      Арина Русский вопрос
      22 января 2020 г. 10:43

      «Злой» русский, «добрый» русский

      Мой хороший знакомый подписывается такими словами: «Злой русский человек». И мне это очень нравится, потому что слишком долго мы, русские, были «добрыми». И «всемирно отзывчивыми». Более того, все народы мира в определенный период своей истории были «злыми». И большое несчастье, что они со временем «подобрели».«Русский европеец» недавно опубликовал стат...
      677
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика