• РЕГИСТРАЦИЯ

Не слишком известный Маркс: 13 интересных фактов

11 1144

5 мая исполняется 200 лет со дня рождения Карла Маркса – философа и революционера, самого известного критика капитализма. При коммунистическом правлении от имени Маркса Россия прожила более 70 лет в XX веке. В советское время из Маркса создали культовую фигуру вождя: его образ сильно подретушировали, а кое-какие факты замалчивали или старались особо не афишировать. Мы решили рассказать нашим читателям не слишком известные факты о Карле Марксе.

1. Карл Маркс происходил из древней еврейской священнической семьи немецкого города Трир. Все его предки-мужчины как со стороны отца, Генриха Маркса, так и со стороны матери, Генриетты Маркс, вплоть до XVI века были раввинами. Предки по отцу носили фамилию Мордухай, и лишь дедушка будущего вождя мирового пролетариата изменил ее на Маркс.

2. Отец Карла Маркса был юристом. По убеждениям он был типичным сыном века Просвещения, поклонником французских философов-просветителей. Генрих Маркс первый в семье порвал с синагогой, но крестился и перешел из иудейства в лютеранство, только чтобы не лишиться адвокатского звания и чтобы его карьере не чинили препятствий. Ведь вскоре после победы над Наполеоном – в 1815 году – Трир и всю Рейнскую область отобрали у прогрессивной Франции, и эти земли вновь отошли полуфеодальной Пруссии. Прусский король издал указ, чтобы в бывших французских областях всех евреев отстранили от государственных должностей. Генриху Марксу поэтому и пришлось пойти на такой экстраординарный шаг как перемена вероисповедания.

Вслед за ним в 1824 году крестились и его дети, в том числе и шестилетний Карл (он был третьим ребенком в семье, а всего их было девять). А мать Карла приняла христианство еще позже, после смерти своих родителей, которые, как семья раввинов, были против такого шага.

3. Несмотря на свое происхождение, Карл Маркс крайне критически относился к евреям и иудаизму. За это его даже нередко считают антисемитом. В работе «К еврейскому вопросу» Маркс, например, писал:

«Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги».

4. Впрочем, радикальным атеистом и борцом с религией Карл Маркс стал не сразу. В 1835 году при окончании гимназии, когда будущему основателю «научного коммунизма» и «научного атеизма» было 17 лет, он пишет выпускное сочинение на тему «Единение верующих с Христом. По Евангелию от Иоанна». И там, например, есть такие строки:

«Единение с Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним, в том, что мы всегда имеем Его перед глазами и в сердце своем и, проникнутые величайшей любовью к Нему, обращаем в то же самое время сердце наше к нашим братьям, которых Он теснее связал с нами, за которых Он также принес Себя в жертву… Таким образом, единение с Христом дает радость, которую эпикуреец напрасно стал бы искать в своей поверхностной философии».

5. В юности Маркс увлекался поэтическим сочинительством и какое-то время даже хотел стать поэтом. Он написал множество стихов и собрал их в три книжки, которые назвал «Книга любви 1», «Книга любви 2» и «Книга песен». Однако ни одну из них не приняли к печати, потому что стихи были очень слабыми. Некоторые из них, написанные, кстати, вскоре после его гимназического сочинения о Евангелии от Иоанна, носили откровенно мрачный, инфернальный характер. В них упоминались диавол и ад. Вот, например, стихотворение «Скрипач», опубликованное в 40-м томе советского Полного собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса:

Скрипка яростно хохочет,

Кудри падают на очи,

Сабля на боку висит,

В складках черный плащ лежит.

«Что поешь на скрипке дикой,

Вкруг глядя с тоской великой?

Кровь в тебе, огня ль поток?

Стой! Не выдержит смычок».

«Что пою? Спроси, что к скалам

Волны мчатся, вал за валом!

Чтобы разорвалась грудь,

Чтобы душу в ад метнуть».

«Не кощунствуй! Кто поет,

Светлым богом избран тот.

Возносись на крыльях песни

К хору звезд, к лазурной бездне».

«Ты о чем? О песнях рая?

Саблей зарублю тебя я.

Бог не знает песен – нет.

Песни – это адский бред,

Что ведет к безумью души.

Мне напел их дьявол в уши,

Дьявол такт мне отбивает,

Он – смычок мой направляет.

Сердце, струны и смычок!

Разорваться – вот ваш рок».

6. Впрочем, Маркс писал стихи и о любви, которые посвящал своей будущей жене Женни, урожденной баронессе фон Вестфален. Та до конца своих дней находила их замечательными.

Жена Маркса была старше его на 4 года и слыла первой красавицей в городе, царицей балов Трира. «Женни фон Вестфален, – писала ее дочь Элеонора Маркс, – выделялась из тысяч своей необычайной красотой – красотой, которой Маркс всегда восхищался и гордился и которая приводила в восторг таких людей, как Гейне, Гервег и Лассаль, – своим умом и остроумием, столь же блестящим, как и ее красота».

За нее сватались многие блестящие молодые люди, но она выбрала Маркса, хотя была, в отличие от своего мужа, из высшего общества. Ее отец был крупным прусским чиновником, а сводный брат Фердинанд фон Вестфален – министром внутренних дел Пруссии в 1850–1858 годах. Их брак и любовь стали излюбленным сюжетом в советской литературе о жизни Маркса. Они прожили вместе почти 40 лет и родили семь детей, четверо из которых умерли во младенчестве.

Однако судьба выживших детей – трех дочерей: Женни, Лауры и Элеоноры – тоже оказалась трагической, особенно последних двух. Все они стали видными деятельницами социалистического движения, но Женни умерла от рака в 39 лет. А Лаура и Элеонора покончили жизнь самоубийством. Элеонора – из-за постоянных измен мужа и ссор с ним, а Лаура совершила самоубийство в старости вместе со своим мужем – видным французским социалистом Полем Лафаргом. Когда они посчитали, что уже ничем не могут помочь своему движению и рабочему делу из-за старческого бессилия, то приняли цианистый калий, написав прощальную записку товарищам по политической борьбе.

7. Коммунистами и материалистами Маркс и Энгельс стали не сразу. Сначала они принадлежали к левым младогегельянцам – последователям философии Гегеля, которые сделали из учения немецкого философа радикальные политические и антирелигиозные выводы. Тем не менее довольно долго, даже уже являясь атеистами и революционными демократами, они оставались идеалистами.

8. Маркс был радикальный противник религии, противопоставлял ее философии как воплощению разума. В своей докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» 23-летний Маркс пылко говорит во «Введении»:

«Философия, пока в ее покоряющем весь мир, абсолютно свободном сердце бьется хоть одна еще капля крови, всегда будет заявлять – вместе с Эпикуром – своим противникам: “Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто присоединяется к мнению толпы о богах”. Философия этого не скрывает. Признание Прометея: “По правде, всех богов я ненавижу” – есть ее собственное признание, ее собственное изречение, направленное против всех небесных и земных богов, которые не признают человеческое самосознание высшим божеством. Рядом с ним не должно быть никакого божества… Прометей – самый благородный святой и мученик в философском календаре».

Тем не менее знаменитое выражение Маркса: «Религия есть опиум для народа» – признает за религией роль утешительницы и обезболивающего средства, правда наркотического свойства. Вот полный контекст этой знаменитой атеистической фразы, где Маркс пишет о религии как о «сердце бессердечного мира»:

«Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум для народа». («К критике гегелевской философии права. Введение»).

Однако в целом крайне негативное отношение Маркса и к религии в целом, и к христианству в особенности как опоре и следствию несправедливых земных порядков («саморазорванной земной основы», как писал он) осталось ему свойственно до конца его дней. Понятие «христианское государство» было для него не только описанием исторической реальности, но и ругательством.

9. В советское время старательно скрывали, что по отношению к России и ее истории Маркс был настоящим русофобом. Он ненавидел Россию как «отсталую страну» и «жандарма Европы», «оплот европейской реакции», подозревал ее в желании завоевать весь мир. Вот что он, например, писал в работе «Разоблачения дипломатической истории XVIII века» (из-за ее откровенно русофобских пассажей она была полностью опубликована в СССР лишь в конце 1980-х годов, на волне перестройки):

«Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso (виртуозной. – итал.) в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира».

10. Тем не менее на Россию Маркс к концу своей жизни стал парадоксальным образом возлагать особые «надежды». Например, в предисловии к русскому изданию «Манифеста» Маркс и Энгельс в 1882 году (за год до смерти Маркса) пишут:

«Теперь он [царь] – содержащийся в Гатчине военнопленный революции, и Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе».

Когда знаменитая русская революционерка и террористка Вера Засулич (та самая, что стреляла в генерала Трепова, но была оправдана судом присяжных) написала Марксу письмо с вопросом, повторит ли Россия в точности развитие Западной Европы или у нее может быть свой путь к революции, Маркс в своем ответе ей высказался за второй вариант. Своеобразие России и ее особую близость к антибуржуазной революции он видел в русской крестьянской общине. Если она устоит и не будет разрушена специальной политикой правительства, пишет Маркс, то сможет послужить «точкой опоры социального возрождения России» и «исходным пунктом коммунистического развития». «В “Капитале”, – пишет он Вере Засулич, – я анализировал лишь процессы, происходящие в странах Западной Европы. Для России содержащиеся там выводы не подходят».

11. Последний пример показывает, что Маркс обладал умом, способным освободиться от некоторых своих же схем, и что он не был совершенным догматиком. Неслучайно однажды он сказал своему зятю Полю Лафаргу, указывая на своих не в меру ретивых последователей: «Если они марксисты, то я не марксист». В советское время эту фразу опять-таки замалчивали, потому что она могла бросить нежелательный свет уже на советских последователей Маркса. Впрочем, в своих главных чертах Ленин и Сталин были вполне правоверными марксистами, творчески приспособившими учение Маркса к новым историческим реалиям – в полном согласии с классиками марксизма, сказавшими: «Марксизм не догма, а руководство к действию».

12. По поводу научности главного сочинения Маркса – «Капитала» – и марксизма в целом до сих пор идут споры. Нельзя не признать, что Маркс был блестящим и глубоким знатоком экономики и политэкономии той эпохи. Но большинство предсказаний Маркса не сбылось: ни скорое окончательное обнищание рабочих и неминуемая пролетарская революция во всемирном масштабе, ни неизбежное наступление коммунизма. Он явно преуменьшил живучесть капитализма. В то же время он предсказал наступление глобализации как неизбежного следствия капитализма и грядущей роли науки как «непосредственной общественной силы» в производстве.

В целом «Капитал» как сочинение производит впечатление очень сложной, даже грандиозной теоретической постройки, которая… все равно остается гипотезой. Маркс абсолютно все экономические явления хочет вывести из анализа первичной клеточки товарного хозяйства – товара. Якобы товар путем развития внутренне присущих ему противоречий порождает деньги, деньги – капитал, и так далее строится вся остальная картина современной Марксу экономической действительности.

Стоимость товара в «Капитале» определяется общественно необходимым для его производства временем – в этом суть трудовой теории стоимости, которую Маркс позаимствовал из английской политэкономии, сильно ее переработав. Однако эта теория отнюдь не стала общепринятой в политэкономии, и с ней оправданно спорят многие экономисты.

13. В 2013 году в России по-прежнему 1343 улиц, площадей и переулков носили имя Карла Маркса.

http://www.pravoslavie.ru/1127...

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Уже мои внуки будут знать про Сталина правду, а не тот насквозь лживый миф, основы которого заложил трусливый предатель Хрущёв ©

    Важнейшая памятная дата в нашей истории, подлинный смысл и величие которой будут раскрываться для нас постепенно.  Уже мои внуки будут знать про Сталина правду, а не тот насквозь лж...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Svetlana Chernyshova Свет Христов
      6 февраля 2019 г. 11:05

      Что нас отличает от блаженной Ксении Петербургской?

      О самой сути подвига юродства на примере святой Ксении Петербургской, чью память ныне отмечаем, рассуждает духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич).«Как себя»Сегодня, 24 января / 6 февраля, мы отмечаем память святой блаженной Ксении Петербургской, пользующейся в нашем церковном народе сугубым почитанием. И, тем не менее, только недавно, уже в самом...
      3365
      Svetlana Chernyshova Свет Христов
      2 января 2019 г. 15:04

      «ЗА СВЯТУЮ РУСЬ» ИЕРОДИАКОН ФЕОФИЛ (БОГОЛЮБОВ)

      Иеродиакон Феофил, в миру Андрей БоголюбовРодился в Абхазии, городе Сухуми. В 10 лет монахиней Сергией (Чочус) духовной дочерью схиигумена Саввы (Остапенко) был приведен в алтарь, где и начался духовной путь будущего автора и исполнителя. Духовно оформлялся у великих отцов-пустынников того времени.Полученное музыкальное образование дало возможность выражать свои чувст...
      4133
      Svetlana Chernyshova Свет Христов
      3 декабря 2018 г. 12:29

      Нас сегодня пытаются бить, как избил в свое время инока Исайю заблудившийся в лесу правитель Кипра

      Викарий Киевской Митрополии архиепископ Боярский Феодосий в день празднования Киккской иконы Пресвятой Богородицы 25 ноября 2018 года во время слова прихожанам Кресто-Воздвиженского храма в г.Киеве провел духовные аналогии событий явления иконы на Кипре в ХІІ веке и общественных событий в Украинском Православии в веке ХХІ. Дорогие братья и сестры сердечно поздравляю в...
      2723
      Svetlana Chernyshova 30 октября 2018 г. 18:11

      Репутация конторы Грефа упала «ниже плинтуса»

      В Сбербанке подтвердили утечку данных нескольких сотен тысяч сотрудников …29 октября 2018 года «Коммерсантъ» опубликовал знаменательную статью «Сотрудники Сбербанка утекли в сеть».Крупнейший транснациональный и универсальный банк России, Центральной и Восточной Европы, который, по словам председателя его правления Германа Грефа, является лучшим в сфере информационной ...
      2150
      Svetlana Chernyshova Свет Христов
      30 октября 2018 г. 10:38

      Прот. Андрей Ткачев о Константинопольском расколе, Афоне и «афонозамещении»

      В традиционной рубрике "Святая правда" протоиерей Андрей Ткачев поговорит о сакрализации Афона как географического места, а также о том, как быть чаду Русской Православной Церкви, оказавшемуся на Святой горе. ...
      1602
      Svetlana Chernyshova 26 сентября 2018 г. 12:10

      Готовится покушение на митрополита Онуфрия!

      ГОТОВИТСЯ ПОКУШЕНИЕ! СРОЧНО! ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ! https://www.youtube.com/watch?v=vXHAbHXYe6I...
      2221
      Svetlana Chernyshova 26 сентября 2018 г. 12:02

      Пенсионная реформа: необходимость или ошибка?

      Сумеет ли Президент восстановить пошатнувшееся доверие народа … 6 сентября наш постоянный автор священник Александр Шумский опубликовал на «Русской народной линии» статью «Пенсионная реформа: не ошибка, а необходимость», в которой в неявной форме полемизировал с моей статьей «Путин совершил ошибку». Я был в это время в краткосрочном отпуске и не смог сра...
      971
      Svetlana Chernyshova РУССКИЙ КРЕСТ
      10 сентября 2018 г. 22:35

      Русская национальная идея

      О русской национальной идее рассказывает протоиерей Евгений Соколов,  руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии. ...
      1299
      Svetlana Chernyshova РУССКИЙ КРЕСТ
      8 сентября 2018 г. 19:03

      Миссия России

      Документальный остро-социальный христианский фильм о современной России. Прошло уже больше 25 лет со времени крушения Советского Союза. Все эти годы страна идёт по западному капиталистическому пути развития. Это достаточно долгий срок, который даёт основание ответить на самый главный вопрос: страна возродилась или нет? Пора подвести итоги и назвать вещи своими именами...
      1173
      Svetlana Chernyshova Свет Христов
      20 августа 2018 г. 11:01

      Заведующий садом

      Разговор с епископом Можайским Леонидом, новым наместником Оптиной пустыниВоронье карканье, настырное и громкое, встречает нас с владыкой, едва мы заходим на братскую – закрытую – половину монастыря. Сетую, что под такой гомон не записать хороший звук: предполагается, что мы будем снимать разговор на камеры. Наместник тут же реагирует: «У нас от этих птиц одни проблем...
      1850
      Svetlana Chernyshova 3 августа 2018 г. 18:55

      Духовное измерение пенсионной реформы

      Наступила пора людям Церкви выступить против этого беззакония …Дорогой читатель, если Вы думаете, что пенсионная реформа затевается только для того, чтобы заткнуть дыры в отечественном пенсионном фонде, то Вы горько ошибаетесь. Это действо (другие скажут - афера) обладает международным характером. О пенсионной реформе было объявлено после визита в Россию директора-рас...
      1059
      Svetlana Chernyshova 1 августа 2018 г. 15:10

      Прощание с социальной справедливостью

      На примере пенсионной реформы мы видим завершение процесса, начатого в 1991 и 1993 годах – окончательный демонтаж социализма и его завоеваний …                                      ...
      1030
      Svetlana Chernyshova Свет Христов
      24 апреля 2018 г. 10:34

      Первый вопрос после выхода из наркоза, или Как я пришел к Богу

      Вот как в старом веселом фильме: «Поскользнулся, упал, очнулся – гипс». Почти так и со мной. Только где «поскользнулся» с этой онкологией, где подхватил ее, непонятно. Но после операции очнулся. Очнулся точно – в реанимации.С трубкой в трахее, под пиканье какого-то аппарата, отсчитывавшего удары сердца. Потом пиканье прекратилось, а сердце продолжало биться. Как метк...
      1378
      Svetlana Chernyshova 15 февраля 2018 г. 17:25

      «Вдруг я почувствовал Бога так близко…»

      Рассказ десантника-«афганца» Виктор Емолкин родился и вырос в глухой мордовской деревне. До армии с трудом закончил школу, работал трактористом в колхозе, токарем на заводе. Казалось, что он пойдет по стопам многих одноклассников, в большинстве своем спившихся в молодом возрасте.Но срочная служба в ВДВ и война в Афганистане полностью изменили его жизнь. Полтора долгих...
      1360
      Svetlana Chernyshova Свет Христов
      8 февраля 2018 г. 10:56

      Брак как путь к спасению человека.

                                                Беседа о семейной жизни.  Брак – это путь к спасению человека. Если мы посмотрим на него в духе Церкви, тогда надо при...
      1612
      Svetlana Chernyshova РУССКИЙ КРЕСТ
      23 января 2018 г. 11:22

      "Всего" два пути спасения - мученичество и преподобничество

      Епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин) рассуждает с молодыми собеседниками – священником и публицистом – о значении для нас, живущих сегодня, подвига новомучеников и исповедников Российских, об истоках духовной и материальной катастрофы, поставившей Отечество на колени, о необъяснимом желании ненавидеть Отчизну, о том, что многим «записным» православным оч...
      1650
      Svetlana Chernyshova Свет Христов
      3 ноября 2017 г. 12:11

      4 ноября 2017 года — день Всемирной молитвы за Россию!

      Схиархимандрит Илий (Ноздрин) (репост со страницы Вконтакте).сегодня в 1:06Здравствуйте, дорогие братья и сестры!Просьба переслать по всем вашим каналам. Со Святой Земли пришло сообщение. Батюшка Илий благословил распространить эту информацию.4 ноября 2017 года — день Всемирной молитвы за Россию!Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанская», 21:00 по московс...
      3002
      Svetlana Chernyshova 31 октября 2017 г. 20:09

      "Государь - наш Отец". Песня.

      «Государь — наш Отец», исп. Александр Величко Музыка, слова, исполнение — полковник Александр Величко. Сопровождение: солисты хора Сретенского монастыря, руководитель Александр Амерханов. Партия сопрано — Вероника Ромодина. ...
      1366
      Svetlana Chernyshova РУССКИЙ КРЕСТ
      23 октября 2017 г. 11:05

      Для украинцев Православие – вера предков и верность Богу

      Как Истина сама себя доказует, а отступление от нее оборачивается бедами и революциями – рассказывает настоятель храма святаго великомученика Георгия Победоносца города Надворная Ивано-Франковской области Западной Украины, протоиерей Владимир Болдин.                    &nbs...
      1443
      Svetlana Chernyshova Свет Христов
      16 октября 2017 г. 12:44

      Как жить? Когда не на что становится надеяться…

      Война на Ближнем Востоке, «бойни» в США, теракты в мировых столицах… Кажется, нас уже не пугают экстренные включения в эфире информационных телеканалов – мы лишь деловито выясняем, где на этот раз и сколько жертв. Вникаем в подробности, версии – как будто в них можно отыскать чудодейственный рецепт, как со всем этим жить дальше. Но рецепта нет – есть только понимание...
      1304
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика