• РЕГИСТРАЦИЯ

Вот такие огромные деньги зарабатывали, снимая советское кино

7 2462

 В 1993 году в московском Доме кино устроили вечер по случаю 20-летия фильма “Семнадцать мгновений весны”. Неожиданно один из зрителей в зале задал вопрос, который разозлил режиссера Татьяну Лиознову. “Почему на встречу не пригласили автора сценария — писателя Юлиана Семенова?"

 Посвященные люди знали, что режиссер и писатель долгое время даже не здоровались. Оказалось, что раздор был вызван финансовым вопросом. Семенов не уступил Лиозновой часть гонорара как соавтору сценария.

В советском кино всегда крутились очень большие деньги, и хорошие режиссеры были довольно богатыми. О том, сколько стоили любимые советские фильмы и сколько зарабатывали их создатели, говорить было не принято.

Но рядом с большими деньгами всегда шли большие соблазны, предательства и зависть.

«Интердевочка»

В 1989 году работники Мосфильма были потрясены размером гонорара, который выплатили режиссеру Петру Тодоровскому за картину “Интердевочка”. Это была немыслимая сумма — 550 среднемесячных зарплат в те годы.

Такого за 70-летнюю историю Мосфильма еще не бывало. Мосфильм бурлил, ведь огромный гонорар получил не только режиссер.

“Я получил на Мосфильме 120 тысяч. Директор группы — 80 тысяч, Оператор — 90 тысяч. Актеры получили хорошие гонорары. И все, вплоть до уборщицы получили достойные выплаты”.

Петр Тодоровский.

Регламент

В то время не было контрактов и коммерческой тайны. Деньги получали в общей кассе и в ведомость мог заглянуть любой. Слабонервные не выдерживали. От зависти рушились дружеские связи.

До перестроечных времен оплата режиссерского труда была строго и четко регламентированной. После просмотра готового фильма худсоветом картине присуждалась категория, в соответствии с которой оценивался труд режиссера. Категорий было 4.

Первая. Режиссеру такого фильма выплачивали 6000 рублей.

Вторая — 4000 рублей.

Третья, самая низкая категория, это антисоветчина или слабая картина, за такой фильм выплачивали 2000 рублей.

Реже остальных картине присуждали высшую категорию. При этом высшая категория вовсе не означала, что фильм — безусловный шедевр. Высшая категория составляла 8000 — 10000 рублей.

Иногда фильм получал одну категорию, а в прокате собирал огромное количество зрителей. Тогда принималось решение повысить категорию, а режиссеру доплатить.

Например, картине “Экипаж” дали первую категорию, а когда ее пересмотрело 80 миллионов зрителей, повысили до высшей.

К этой системе все привыкли и менять ее никто не собирался. Пока группа Тодоровского после перестройки не воспользовалась предоставленным хозрасчетом.

Впервые в истории кино в титрах фильма “Интердевочка” появилось слово “Продюсер”. Впервые в истории советского кино фильму не присваивалась категория, а авторы зарабатывали с проката своей картины. А в прокате фильм имел оглушительный успех.

Герасимов

В 70-е годы на киностудии Мосфильм числилось 160 режиссеров. А фильмов в год выпускалось около 60. Основной доход в разные годы приносили картин десять, но руководство студии это не смущало.

На первом месте всегда стоял тематический план: несколько фильмов о революции, несколько фильмов о рабочем классе, несколько фильмов о крестьянстве. Тот, кто удачно попадал в тематический план, и при этом сумел угодить и зрителю, и руководству страны, получал главный приз — стабильность.

Режиссеры — Лауреаты Государственных премий, орденоносцы за свое будущее были спокойны.

В 70-е годы были режиссеры, которые были “приклеены” к высшей ставке. Например, что бы не делал Сергей Герасимов, у него всегда была высшая ставка.

Когда в 1974 году на экраны вышел фильм “Дочки-матери”, у автора сценария Володина была к режиссеру Герасимову претензия: не могли герои его истории, московские педагоги, жить в такой роскошной по советским меркам квартире. Дело в том, что Герасимов снимал домашние сцены в собственной квартире на Кутузовском проспекте, где он жил с женой Тамарой Макаровой, которая тоже снималась в этом фильме.

Все знали, что уровень советских преподавателей, в том числе и московских, был совсем другим. Они жили в хрущевках, или даже в коммуналках.

“Дочки-матери” провалились в прокате, но Герасимов, как обычно, без проблем получил гонорар по самой высшей ставке. Дело в том, что в состав худсовета входили корифеи, в числе которых был и Герасимов.

Бондарчук

Одним из тех, кто числился постоянным членом худсовета был Сергей Бондарчук. В режиссуру он пришел поздно, был профессиональным актером. После успеха своей дебютной картины “Судьба человека”, Бондарчуку поручили выполнить Госзаказ: снять “Войну и мир”.

За право снять эту картину он боролся с классиком советского кино Иваном Пырьевым, который, потерпев фиаско, до конца жизни не здоровался с Бондарчуком. Съемки эпопеи заняли шесть лет.

На производство фильма работало несколько десятков советских предприятий, армия. Бюджет фильма составил около 100 миллионов долларов по ценам 1967 года.

В 1969 году “Войне и миру” Бондарчука американская киноакадемия присудила Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Награду получила Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову.

А у Бондарчука прибавилось завистников. В коридорах Мосфильма стали шептаться о его неслыханных доходах. Ведь он был чуть ли не единственным режиссером, которому позволяли работать за границей.

На него писали анонимки, пытались разоблачить тайного миллионера. Но Бондарчук был осторожен и законопослушен. Часть денег, заработанных за границей, поступала в Госкино, а его гонорар переводился в чеки, которые заменяли в СССР валюту. Ими можно было расплачиваться в специализированных магазинах.

Конечно, это были очень большие деньги. Только хороших квартир у Бондарчука было три. И, по советским меркам он действительно был миллионером. Но за этим стоял баснословный, гигантский труд, на котором режиссеры надрывались, получали инфаркты, лежали в больницах.

При всей его привлекательности, это очень сложная профессия. Многие коллеги по цеху тяжело переживали успехи Бондарчука, но сколько бы не копали под него завистники, он был неуязвим.

Тысячи рублей

В 70-х годах зрители посещали кинотеатры четыре миллиарда раз в год. Рентабельность советского кинематографа составляла 900% годовых. По сравнению с доходами государства рядовые работники киноиндустрии получали сущие копейки.

Меньше всех зарабатывали актеры. Кроме гонорара они ни на что не претендовали, поэтому жили от фильма до фильма.

А вот сценаристы могли зарабатывать больше режиссеров, так как им полагались потиражные выплаты, независимо от категории картины. Например Александр Бородянский, автор сценария “Афони”, получил 21 тысячу рублей как сценарист. Это при средней зарплате в 120 рублей.

“Тогда я купил квартиру за 3400 рублей. Это достижение было как раз из этого гонорара”.

Александр Бородянский.

А Виктор Мережко привык откладывать книги на сберкнижке, сам не понимая, для чего он копит деньги. “У меня

на книжке сгорело 152 тысячи рублей. Я ни дачи не купил, хотя мог купить 15 Волг”.

Александров

Первый фильм с Голливудским размахом в 1934 году поставил Григорий Александров после стажировки в Голливуде. Правительство тех лет щедро одаривало Орлову и Александрова. И не только гонорарами: зарубежные поездки, элитная жилплощадь, премии — все это было частью договора.

Вы нам кино про красивую жизнь в СССР, мы вам — эту самую красивую жизнь.

Об их богатой, не советской жизни говорили много. В их доме появился первый холодильник “Роллс-Ройс”. Советских тогда еще не выпускали.

А по столице Александров возил свою красавицу-жену на единственном тогда в СССР Мерседесе. Советское правительство выделило своим любимцам гектар земли недалеко от Внуково. Свой дом Александров и Орлова построили впечатлившись виллой Чарли Чаплина, куда однажды были приглашены.

Молодая советская власть очень быстро поняла пользу кинематографа и денег на нее не жалела.Композиторы

Успешный фильм кормил не только режиссера и сценариста. Долгие годы самым богатым человеком советского кино был композитор Исаак Дунаевский. Его песни из кинофильмов ежедневно исполняли на концертах, печатали на пластинках, они звучали на радио. И за каждое исполнение на банковский счет Дунаевского “капала копеечка”.

Наверно многие задавали себе вопрос: почему в советских фильмах так много песен? Ответ прост. Если обычный фильм стоил две с половиной тысячи, то за музыкальный композитор получал уже 4 тысячи. Наравне с композиторами зарабатывали и авторы текстов песен.

Лиознова

На протяжении десятилетий режиссеры фильмов обижались на то, что они, в отличие от сценаристов и композиторов, не получали деньги с проката своих картин. Ведь именно режиссер был создателем и хозяином фильма.

Когда награждали создателей фильма “Семнадцать мгновений весны” Государственными наградами, самой низкой оказалась оценка работы Татьяны Лиозновой. Ей вручили орден меньшего значения, чем у Тихонова. А на Почетной грамоте было указано, за что награждают Лиознову: За активное участие в создании фильма.

Лиознова давно искала достойный материал. Однажды, прочитав роман Юлиана Семенова о разведчике Исаеве, она позвонила автору с предложением написать сценарий. Семенов ответил:

— Поздно Таня. Сценарий продан на “Ленфильм”.

— Верни аванс. Этот фильм буду ставить я.

Спорить с Лиозновой было трудно. И Семенов принялся за работу для Лиозновой. Лиознова контролировала каждый его шаг, придумывала новых героев, вместо двух серий она сняла двенадцать. Гонорар Лиозновой увеличился в десять раз. Она заявила Семенову, что их имена будут стоять вместе, как соавторов сценария. Это означало, что половину своего гонорара Семенов должен будет отдать Лиозновой. Но тот не отдал, а Лиознова больше почти не разговаривала с Семеновым. Знаменитую сцену встречи Штирлица с женой Лиознова придумала без участия Семенова, но тот, раскусив ее характер, пошел на хитрость. Спустя неделю в газете появился рассказ Юлиана Семенова “Встреча Штирлица с женой, посвященная Вячеславу Тихонову”. Он вдогонку обосновал свое авторство. После грандиозного успеха фильма, когда составляли список на получение премии, Семенова в нем не оказалось. Лиознова и Семенов так и не простили друг друга, но их имена на протяжении десятков лет стоят рядом в конце каждой части любимого миллионами многосерийного фильма. Финальные титры фильмов мирят всех со всеми, ведь степень таланта не измеряется деньгами.

Источник (FB) Ⓒ Клуб любителей советского кино


蝸牛そろそろ登れ富士の山

    Заря новой эры

    Эра лицемерия и розовых иллюзий заканчивается, начинается эра реалполитик. Пора выкинуть на свалку весь этот неоромантизм, «право наций на самоопределение», «одна страна один голо...

    Одесса: какое-то зло

    «Французский бульвар... Санаторный переулок... Он всегда перекрывался, когда в нашу любимую Одессу приезжала какая-то высокопоставленная срань. Там находится территория санатория Чкалов...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Русский Робинзон: потрясающая история 1847 года

       В 1847 году 24-летний дерзкий столичный хлыщ, потомственный дворянин, отставной гусар Сергей Лисицын ступил на палубу корабля под Андреевским флагом, стремясь попасть в Америку.  Был принят в офицерской кают-компании дружелюбно, но в пьяном виде наговорил дерзостей командиру корабля и стал подбивать матросов на мятеж. Капитан приказал скрутит...
      223

      Творят, когда есть вкус и руки из плеч

      ...
      175

      Пьете разливное пиво? Не знаете куда девать бутылки? - Креативные идеи с пластиковыми бутылками

      ...
      179

      Праздники, Народные приметы и События - 15 Января

      ...
      118

      Ваши ассоциации пишите в комментах

      ...
      154

      ... вот и вечер

      ...
      322

      ПРОЩАНИЕ... с актрисой ЕВГЕНИЕЙ ДОБРОВОЛЬСКОЙ

       Сегодня в Москве в театре МХАТ им. А.П. Чехова состоялось прощание с актрисой ЕВГЕНИЕЙ ДОБРОВОЛЬСКОЙ, которой не стало 10 января 2025 года. Актриса умерла в возрасте 60 лет от тяжелого заболевания. Не стало настоящей БОЛЬШОЙ АКТРИСЫ. Коллеги Фёдор Бондарчук, Юлия Пересильд, Мария Аронова, Юлия Снигирь, Кирилл Серебренников, Иван Охлобыстин, Игорь Золотовицкий, С...
      353

      Илья Ефимович Репин (1844-1930) – художник-реалист.

       Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств. С 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств.  Профессор — руководитель мастерской (1894—1907) и ректор (1898—1899) Акаде...
      259

      Из шишек.

      ...
      305

      Художник Alan Maley.

      ...
      260

      «Самый живописный живописец» Пьер Боннар: прожил полвека с женщиной, о которой ничего не знал, и любил рисовать котиков

       Вам приходилось когда-нибудь зрительные ощущения воспринимать на вкус? Глядя на сгущающиеся синие сумерки, слышать, как поют в ветвях засыпающие птицы? Ощущать бархатистость округлых боков спелого винограда и чувствовать аромат садовой клубники?  Пьер Боннар, которого называют величайшим колористом XX века, через сложные цветовы...
      1364

      Из дерева.

      ...
      218

      Александр Викторович Шевелев

       Александр Викторович Шевелев родился в 1964 году в селе Шереховичи Новгородской области. В 1984 году закончил Ярославское художественное училище.  В 1992 г.- Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1992 года художник живет и работает в городе Рыбинск. С 1996 года является членом Союза Художников Рос...
      187

      Тьерри Дюваль

       Тьерри Дюваль родился 19 октября 1957 года в Париже. Начал рисовать ещё будучи совсем ребёнком. Сначала рисовал для себя комиксы, которые были популярно в то время, потом стал рассылать их в разные журналы. Дюваль смело экспериментировал с разными жанрами и разными стилями, однако когда итальянский ресторан в Париже под названием «Raffaelo» попросил у художника ...
      205

      Художник Гладкая Галина Сергеевна

       Художник Гладкая Галина Сергеевна родилась в 1973 в г. Кокчетав, Казахской ССР, позднее их семья переехала в Хабаровск. В 1991 году прошла курс обучения по специальности художник-оформитель в экспериментальной группе профессионального училища №22 г. Хабаровска.  В 1996 получила диплом Художественно-графического факультета Хабаровского гос...
      167

      Street Art

      ...
      235

      Валентин Гафт

       У лживой тайны нет секрета, Нельзя искусственно страдать. Нет, просто так не стать поэтом. Нет, просто так никем не стать… Кто нас рассудит, Боже правый, Чего ты медлишь, что ты ждешь, Когда кричат безумцы: «Браво!» — Чтоб спели им вторично ложь. И есть ли истина в рожденьи, А может, это опыт твой, ...
      219

      Как снимали фильм «Завещание профессора Доуэля» (История советского кино)

       41 год назад на экраны вышел фильм режиссера Леонида Менакера «Завещание профессора Доуэля». Картина была снята по мотивам романа Александра Беляева.  По сюжету профессор Доуэль много лет пытался решить проблему бессмертия и охотно делился с коллегами результатами своих экспериментов. Перед смертью ученый завещал, чтобы, используя его методики...
      161

      84 года назад, 14 января 1942 года, стихотворение Константина Симонова «Жди меня» вышло в печать на страницах газеты «Правда».

       "Жди меня" было написано в июле 1941 года, на даче Льва Кассиля в Переделкине. Написанное стихотворения Константин Симонов отправляет Валентине Серовой, ведь именно ей посвящены знаменитые строки.  - У стихотворения "Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в...
      150

      Анна Самохина. 14 января 1963 - 8 февраля 2010

       Советская и российская актриса театра и кино, телеведущая и певица  В пятнадцать лет Анна поступила в Ярославское театральное училище, во время учёбы в котором вышла замуж за однокурсника Александра Самохина. По окончании училища в 1982 году их распределили на работу в ТЮЗ Ростова-на-Дону. 1 ноября 1983 года у молодых супругов р...
      253
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика