Мракобес и юриспруденция

3 329

Продолжение темы, начатой тут

Есть два вида людей. Для одних истиной называется то, что всегда существует независимо от того, кто и что об этому думает и знает. Для других это просто положение, которое, там, где им выгодно, должно быть назначено таким, каким им выгодно, и никакое значение этого слова в таких вещах ими не признаётся. Когда конфликт интересов упирается в правовые вопросы, появляется необходимость в соответствующих правилах решения вопроса, подход к которым тоже оказывается для этих сторон совершенно разным.

Суть проблемы (образно) выглядит так. Допустим, изобретает учёный телескоп, направляет его на Солнце, и обнаруживает там пятна. Пишет статью в научный журнал, что сделано такое-то открытие (называется просветительская деятельность). Но оказывается, что такое открытие не всем в обществе приходится по нраву. Кому-то видите ли, оно мешает, противоречит их религиозным догмам, противоречит их морали, и вообще, видите ли, оскорбляет, и они называют это ересью, которую требуют убрать. Называется мракобесие.

Начинаются дебаты. Просветители предлагают сначала посмотреть в телескоп, а потом что-то требовать, а у мракобесов своё порядок действий. Смотреть в телескоп не нужно, потому, что этого «всё равно не может быть», а раз не может быть, значит, надо просто убрать то, что всё равно не нужно», и телескопы заодно тоже, чтоб ни у кого не было желания заниматься не нужными вещами. Тогда просветители спрашивают: «А если вы уверены, что правы, то что же вы боитесь проверить – разве так делают люди, которым нечего бояться?», а у мракобесов на это ответов нет, зато в обход этого куча бездоказательных заявлений, что такое действие навлечёт гнев божий. Тогда просветители говорят: «Ладно, пропагандируйте своё, а мы своё, и посмотрим, чьё победит». Но мракобесы не согласны: «Мы свою должны иметь право всем рассказывать, а вы нет». Как так – а очень просто: если просветители будут пропагандировать своё, а мракобесы своё, то все адекватные люди послушают просветителей, потому, что ни один адекватный человек не захочет принять сторону того, кто уклоняется от ответа на вопросы. Но поскольку мракобесы считают правыми себя, значит, этот подход чем-то неправильным, а значит, нужен другой, «правильный» подход.

Позиция просветителя проста: «Докажи мне мою неправоту, и я приму твою позицию. Не можешь – твои проблемы. А с диктатом своей неучтивости лезть не надо – я к тебе не лезу с такими условиями, и ты ко мне не лезь». Ноу мракобеса своя политика: «Нет, извини, я твоего понимать не хочу, а вот вы моё обязан понять: если вам позволять распространять вашу ересь, то наша замечательная светлая вера пострадает (а вера у нас правильная, и это не обсуждается!), поэтому мы этого терпеть не обязаны, так что мы должны иметь право на методы, которые позволят нам сохранить то, что сохранить мы имеем право!». Так мракобесие распространяется с научной в правовую область, и мракобес приходит к потребности иметь закон, который принудительно запрещает исповедовать то, то мракобесу не нравится.

Психология мракобеса – это психология ревностного законника, только с одним обязательным уточнением: закон должен быть не для всех одинаков, а в защиту его интересов, и в нападение на интересы оппонентов. Отличить таких мракобесов просто: закон у них не должен объяснять, какое право имели те, кто его писали, написать именно таким. Потому, что доказывать право диктовать такой закон всё равно, что доказывать право не смотреть в телескоп и другим не давать. Поэтому он просто есть и точка. И никому не должно хотеться выяснять, почему он есть такой, какой есть, а надо просто ему следовать. Поэтому саму постановку такого вопроса нужно, по возможности исключить, а если кто будет спрашивать, ему нужно отвечать, что этот вопрос не нужен, неправилен, греховен, и что за него надо вообще карать. И сам закон, в принципе, тоже должен быть такой, чтобы за такие вопросы предусматривал кару. Вот это идеальный закон для мракобеса – такой закон он будет блюсти и чтить, и ревностно следить за тем, чтобы его никто не нарушал.

Власть, которая сможет такой закон реализовать, и поддерживать в нужном состоянии, называется у мракобеса «сильной властью». Сильная власть у мракобеса – это власть, которая силой реализует нужный ему диктат. Называется у него сильной властью, способной навести «порядок».

Понятие порядка у мракобеса тоже своеобразное. Дело в том, что для просветителя порядок – это вещь, которая в определённой мере строится автоматически в силу действий законов природы. Есть законы природы, и их надо просто изучать. И в меру того, насколько адекватно им следовать, будет выстраиваться соответствующий порядок. Хочешь, чтобы все приняли твою позицию – предоставь доказательства. А если тебе предоставляют доказательства того, чего ты не можешь опровергнуть, изволь принимать позицию предоставляющего. И т.о., если общество будет состоять из адекватных людей, автоматически будет действовать порядок принятия положения, претендующего на истину. А если доказательств ни у кого нет, должна быть свобода гипотез и право на выражение своего мнения, которое не приведёт к беспорядкам, потому, что недоказанное мнение высказывается в формате версии, которую требуется принять к сведению, требовать себе слепо и безоговорочно следовать. которая не может, пока не будет доказана. И в принятии всех важных решений не должно быть разногласий, потому, что все они могут принимаемы только на основе доказательств.

У мракобеса ничего подобного быть не может. У него сразу идёт позиция, которая ни с никакими доказательствами не дружит. И заставить всех автоматически принять такую позицию невозможно – её можно навязать только принудительно. А без принуждающей силы вся нужная мракобесу позиция развалится, и будет либо хаос, либо постепенно начнёт выстраиваться порядок просветителя. Но поскольку свою позицию мракобес считает святой и правой, то и порядок, который навязывается силой, у него получается светлым и правильным. А значит всё противоположное у него уже светлым считаться не может. А значит, и недостойно называться одним с ним словом. И если слово «порядок» ассоциируется с чем-то нужным и полезным, значит, всё противопоставляемое мракобесному порядку должно ассоциироваться с ненужным и вредным. Т.е. хаосом, разрухой, деградацией, и т.п. Поэтому мракобес крайне не предрасположен понимать, что может быть ещё какой-то порядок, альтернативный нужному ему порядку. Этот факт ему так же мешает, как и пятна на солнце.

Единственный признаваемый мракобесом порядок – это культ веры в солнце без пятен, со всеми атрибутами и традициями, и «сильная власть», которая стоит на защите этого при помощи законов, который она применяет без доказательств своего права на такой порядок. Такой порядок у него называется светом, а всё остальное мраком, беззаконием, и очень вредными мечтами о другом порядке, который на самом деле «невозможен». Ну а доказываться естественно эта невозможность должна исключительно его отсутствием в обществе, которое реализуется «сильной властью».

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...