"Мы для китайцев все на одно лицо"

7 244

Многие наверное знают такой стереотип. Резон в нем, конечно, имеется. Он вспомнился мне при рассмотрении серии рисунков турецких художников XVI в. Вот портрет молодого европейца, вероятнее всего француза или итальянца. Как видим, лицо его в изображении турецкого художника несет вполне различимые монголоидные черты:

Как такое может быть? А вот как... Дело в том, что эти художники учились у представителей персидской, т.н. "табризской (тебризской) школы". А основана была эта школа во времена монгольского владычества в Иране, т.е. во времена ильханата Хулагуидов. При этом у истоков этой школы стояли китайские художники, которые прибыли в ильханат ко двору монгольского ильхана из другого улуса мировой Монгольской империи, т.е. из Центрального улуса, куда входил Китай. А было это во второй половине XIII в.

И вот что тут по настоящему интересно - картины турецких художников середины-конца XVI в. содержат те характерные особенности изображений людей неханьского происхождения, которые имели рисунки китайцев - основателей табризской школы. Задумайтесь - китайцы прибыли в Иран в середине XIII в., обучили тогда местных мастеров, которые затем почти 100 лет рисовали монгольских ханов, их придворных, прочую монгольскую аристократию ильханата в том стиле и с теми характерными для китайцев приемами, что были заложены их учителями времен Хулагу. Казалось бы, с падением ильханата в середине XIV в. все объекты их творчества должны пропасть, а с ними и искусство персидских мастеров должно было измениться радикально. Но как видим, ничего подобного - они сохраняют все это и даже учат тому же турецких художников. Вот и получаются у последних такие изображения местных красавиц как ниже:

Это молодая турчанка в их изображении. Спору нет, турчанки имеют не вполне европейский типаж, но тут же практически монголка!

Или вот изображение пери (мифическая красавица в Иране):

Тоже явно не персиянка.

И вот какой вывод - эти наблюдения подтверждают мнение о высокой степени консервативности в изобразительном искусстве средневековья. Проще говоря - заданный канон продолжался очень долго, порой столетиями. Поэтому картины, написанные в определенной школе, могли и 100 и 200 и даже 300 лет спустя повторять детали и характерные шаблоны времен, отстоящих от художника на указанные годы. В связи с этим не могу не вспомнить замечательную работу Алексея Мартынюка, исследовавшего традиции изображений монголов XIII в. в восточных, западноевропейских и русских изобразительных школах XIV-XVI вв. И тут я вношу эти свои наблюдения в качестве вклада в тот набор аргументов, которыми опровергаются возникающие иногда возражения по поводу выводов его исследования (т.е. по возражениям, основанных на факте позднего происхождения изображений). А книгу Алексея всячески рекомендую:

Aleksey Martyniouk Die Mongolen im Bild: orientalische, westeuropäische und russische Bildquellen zur Geschichte des Mongolischen Weltreiches und seiner Nachfolgestaaten im 13.-16. Jahrhundert, Hamburg 2002

Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Проблема добивания

В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

«Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

Обсудить
  • Вы даже представить не можете, как представители альтернативной истории буквально сожрали мозг "европейскими монголами" на картинах и скульптурах европейских художников. Некоторые даже динозавров нашли.. :sweat_smile:
  • Ха, да достаточно просто посмотреть портреты Ленина в разных республиках СССР. В каждой республике, Ленин приобретал черты местной национальности.
  • А книга Матртынюка - она только на немецком?
  • Общее влияние китайской традиции в иранском искусстве - да, явно чувствуется. Но конкретно в изображении лиц - как сказать... есть домонгольские примеры внешности подобного типа. Рельеф и чаша 12-13 в. (сельджукский период)