• РЕГИСТРАЦИЯ

"Мы для китайцев все на одно лицо"

7 267

Многие наверное знают такой стереотип. Резон в нем, конечно, имеется. Он вспомнился мне при рассмотрении серии рисунков турецких художников XVI в. Вот портрет молодого европейца, вероятнее всего француза или итальянца. Как видим, лицо его в изображении турецкого художника несет вполне различимые монголоидные черты:

Как такое может быть? А вот как... Дело в том, что эти художники учились у представителей персидской, т.н. "табризской (тебризской) школы". А основана была эта школа во времена монгольского владычества в Иране, т.е. во времена ильханата Хулагуидов. При этом у истоков этой школы стояли китайские художники, которые прибыли в ильханат ко двору монгольского ильхана из другого улуса мировой Монгольской империи, т.е. из Центрального улуса, куда входил Китай. А было это во второй половине XIII в.

И вот что тут по настоящему интересно - картины турецких художников середины-конца XVI в. содержат те характерные особенности изображений людей неханьского происхождения, которые имели рисунки китайцев - основателей табризской школы. Задумайтесь - китайцы прибыли в Иран в середине XIII в., обучили тогда местных мастеров, которые затем почти 100 лет рисовали монгольских ханов, их придворных, прочую монгольскую аристократию ильханата в том стиле и с теми характерными для китайцев приемами, что были заложены их учителями времен Хулагу. Казалось бы, с падением ильханата в середине XIV в. все объекты их творчества должны пропасть, а с ними и искусство персидских мастеров должно было измениться радикально. Но как видим, ничего подобного - они сохраняют все это и даже учат тому же турецких художников. Вот и получаются у последних такие изображения местных красавиц как ниже:

Это молодая турчанка в их изображении. Спору нет, турчанки имеют не вполне европейский типаж, но тут же практически монголка!

Или вот изображение пери (мифическая красавица в Иране):

Тоже явно не персиянка.

И вот какой вывод - эти наблюдения подтверждают мнение о высокой степени консервативности в изобразительном искусстве средневековья. Проще говоря - заданный канон продолжался очень долго, порой столетиями. Поэтому картины, написанные в определенной школе, могли и 100 и 200 и даже 300 лет спустя повторять детали и характерные шаблоны времен, отстоящих от художника на указанные годы. В связи с этим не могу не вспомнить замечательную работу Алексея Мартынюка, исследовавшего традиции изображений монголов XIII в. в восточных, западноевропейских и русских изобразительных школах XIV-XVI вв. И тут я вношу эти свои наблюдения в качестве вклада в тот набор аргументов, которыми опровергаются возникающие иногда возражения по поводу выводов его исследования (т.е. по возражениям, основанных на факте позднего происхождения изображений). А книгу Алексея всячески рекомендую:

Aleksey Martyniouk Die Mongolen im Bild: orientalische, westeuropäische und russische Bildquellen zur Geschichte des Mongolischen Weltreiches und seiner Nachfolgestaaten im 13.-16. Jahrhundert, Hamburg 2002

Историк-востоковед

    Нарвались: табу на уничтожение киевской верхушки снято
    • pretty
    • Сегодня 08:20
    • В топе

    Кирилл СтрельниковВчерашнее убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника ставит большую и ...

    Обращение к Президенту РФ от Граждан России...

    Вся Россия чуть не плачет:"Милый, добрый Президент,Разозлись уже, ..дай сдачи!Лучше не найти момент... Выпей виски, лучше водки,Для мужского куража,И лупи прямой наводкой,Мразь фашистску...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Еще раз об осаде русских городов монголами при Батыевом нашествии

      Решил разместить тут облегченную версию (без ссылочного аппарата т.е.) своей статьи сколько-то летней давности. Отсюда и такое название заметки. Ниже приводится практически неизменный текст этой статьи.К вопросу об осаде русских городов монголами при Батыевом нашествии (1237-1240)На основании письменных источников (русских и восточных) рассматриваются случаи осад древ...
      1058

      Пайцза или бадж...

      ...то есть верительная бирка или жетон? Такой вопрос пришлось разбирать санкт-петербургским востоковедам из Азиатского музея касательного присланного из Сибири артефакта с непонятными письменами на нем. А было это в 1881 году.Вся история изложена в отдельном оттиске из тома XXXIX "Записок Императорской Академии Наук" (СПб. 1881) со статьей А.М. Позднеева (крупног...
      253
      Роман Храпачевский 16 декабря 08:19

      Как не горят рукописи, которые горят...

      Избитая цитата из Михаила Афанасьевича Булгакова, как ее только не использовали. Вот и я ее перефразировал. Не мог иначе, ведь рукописям и их хранилищам была посвящена (как главной теме) одна из главных  конференций по Древней Руси.  Называется она «Международная конференция Комплексный подход в изучении Древней Руси» и проходит один раз в два года. Сра...
      280

      Монголы и маньчжуры — близнецы-братья (ч.1)

      По крайней мере так считали китайские книжники времен Чингисхана. Конечно, тогда они не знали про маньчжуров, ведь это название появилось значительно позже, когда чжурчжэньский род Айсинь Гиоро сумел в XVI в. стать гегемоном среди прочих родов чжурчжэньского происхождения и племен, говоривших на родственных им наречиях. Вот тогда богдыханы Айсинь Гиоро и приказали наз...
      284
      Роман Храпачевский 13 декабря 09:21

      Чингисов камень

      Чертов, пардон Чингисов, камень — это редкостный артефакт и очень ценный памятник культуры монголов. И хранится он в соответствующем месте — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ведь найден он был в Забайкалье, на территории России (тогда — Российской империи).О так называемом "чингисовом камне" я уже упоминал в большой статье про внедрение монголь...
      379
      Роман Храпачевский 12 декабря 19:37

      Интересная последовательность

      Интересную последовательность обнаружил. Имеет прямое отношение к бредням "окраинцев" насчет их извечной арийскости и прочего мифического первородного славянства.Имеет касательство к знаменитому "козаку Мамаю". Если кто не в курсе - это такое каноническое изображение "лыцарей запорожских" ака икона украинствующих.Ниже эта последовательность дана в виде картинок. Турок...
      331
      Роман Храпачевский 11 декабря 16:24

      Абстрактная китайская лошадь

      Для того, чтобы сообщить что-либо про лошадь (и вообще, все связанное с конями), китайцы используют (понятное дело) соответствующий иероглиф. Т.е. идеограмму, поскольку китайская письменность относится к идеографическим. А идеограмма — это графический знак (символ), обозначающий понятие (идею). Т.е. абстракция по большому счету.Считается, что китайская письменнос...
      276
      Роман Храпачевский 10 декабря 14:24

      Съесть каменных львов...

      ...или Почему китайцы не бросят свои иероглифы. И не перейдут на алфавитное письмо.Объяснить это проще всего на примере, который придумал китайско-американский лингвист Чжао Юань-жэнь (1892 - 1982). Он написал шуточный текст на вэньяне (классический язык литературы старого Китая). Текст сообщает, как поэт по фамилии Ши (в переводах его почему-то называют "Ши Ши",...
      1477
      Роман Храпачевский 9 декабря 18:20

      Какие интересные имена были у вождей племен, которые подчинял Темучжин!

      Сделал полный комментированный перевод текста юаньского автора Янь Фу «Надпись стелы императорского зятя вана Гаотан [с посмертным почетным именем] “Верный и мудрый”». Речь в ней идет об онгутском князе, из рода вождей "белых татар" (самоназвание их — онгуты), который стал родом-брачным партнером для "золотого рода" (т.е. рода Чингисхана). При Юань эти онгутски...
      955

      Как тюрки и монголы снабжали китайцев сведениями о Руси и прочих "западных варварах" (часть вторая)

      Продолжение с окончанием. Начало см. тут — https://cont.ws/@bohun1/2934259 .Источниками другого вида, давшими материал для сообщений о далеких западных странах (куда дошли монголы) являются упомянутые ранее мемориальные тексты, созданные юаньскими историографами. Таковых мне удалось найти шесть — то есть шесть текстов с более менее крупными данными по теме. Почти...
      365

      Как тюрки и монголы снабжали китайцев сведениями о Руси и прочих "западных варварах" (часть первая)

      В предыдущем цикле заметок на данную тему уже отмечалось, что после эпохи Тан (618 - 907), весь свой домонгольский период, Китай не имел достоверных сведений о Восточной Европе и Руси. Это изменилось с возникновением Монгольской империи, частью которой стал и Китай. От монголов, из канцелярии монгольских каанов, сведения о странах Восточной Европы и Руси, которые...
      366
      Роман Храпачевский 6 декабря 14:26

      Кинотварьцы сваяли новую вампуку

      Про осаду и гибель Козельска в 1238 году. Назвали ее непритязательно — "Злой город". Разумеется, я не мог это смотреть. Но есть такие специальные люди со стальными нервами и крепким рассудком, которые смогли. Вот и Иван Кошкин написал в своем неподражаемом стиле рецензию на это очередное твАрение "гениев" отечественного говнокино. Прочесть можно в его ЖЖ тут...
      351
      Роман Храпачевский 5 декабря 12:56

      Собака не только друг человека, но и носитель информации. Секретной

      Это не шутка (ну почти). Просто в разведывательном донесении южнокитайских посланников (по совместительству разведчиков) к монголам во времена каана Угэдэя встретилось очень любопытное сообщение, связанное с собаками на специальной службе у монголов.Речь идет о сообщении из своеобразного абстракта тех сведений, которые они собрали в ходе нескольких миссий в ханские ст...
      434
      Роман Храпачевский 4 декабря 12:05

      Либерея Айвена Террибла

      Занятно работает ассоциативное мышление — когда писал цикл про историографическую традицию древнего и средневекового Китая, то упомянул государственные и частные библиотеки, ставшие важными центрами поддержания и развития системы историописания и тиражирования исторических сочинений; а потом написал про времена Ивана III Великого и его государственное строительст...
      463
      Роман Храпачевский 3 декабря 10:35

      "Совпадение? Не думаю" (с)

      Продолжу тему совпадений в истории между событиями, культурными и прочими явлениями у разных культур/цивилизаций. Ну то есть "совпадениями" они тут названы условно — вполне возможны просто еще не отслеженные или непонятые пока еще связи между ними.Так вот, прочел у В.В. Мавродина, что главой каждого из приказов, созданных при Иване III Великом, был судья.Сразу вс...
      561

      Добыча крупинок сведений о Восточной Европе и Руси из китайских источников (часть вторая)

      Продолжение. Начало см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2930565 . «Цзинь ши (Официальная история династии Цзинь)» (далее — ЦШ), подготовленная и опубликованная коллективом Токто в 1344–1345 г., была пятой попыткой создания при Юань династийной истории империи Цзинь. Первая из них была предпринята почти сразу после падения этого государства чжурчжэней в 1234 г....
      308

      Добыча крупинок сведений о Восточной Европе и Руси из китайских источников (часть первая)

      Речь тут пойдет о тех китайских источниках, где они есть. Но за вычетом династийной истории Юань ши, о которой уже приводились сведения в предыдущей заметке (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2929973 ). В основном это, как и Юань ши, чжэнши, т.е. нормативные, официальные, истории (о древней и средневековой китайской историографии, см. другие мои заметки тут -&nbs...
      309

      Громадная энциклопедия по Монгольской империи, которую надо знать

      Сложность для историков, занимающихся державой Чингисхана и вообще Монгольской империей, заключается в необходимости знать множество языков. Ведь собственно на монгольском языке источников относительно мало. Значительно больше источников на других языках, то есть на тех языках, на которые в канцеляриях монгольских властителей переводили большинство оригинальных монгол...
      427

      От гаданий на костях до династийных историй (часть вторая)

      Продолжение. Первую часть см. тут — https://cont.ws/@bohun1/2928682 . В ней остановились на появлении новых чжэнши, уже после того, как первые нормативные истории (Ши цзи и Хань шу то есть), стали каноническими образцами для династийных историй, а их составление стало важнейшим государственным делом во всех империях на территории Китая.В результате этого про...
      312

      Пакт Келлога v.2.0

      Забавные бывают случаи совпадений нынешних событий с давно прошедшими и ушедшими в историю. Например с подписанным 96 лет назад так называемым "Пактом Келлога-Бриана". Он же Парижский пакт. Так назвали международный коллективный договор об отказе от войны в качестве орудия внешней политики.Он получил свое название по именам инициаторов — министра иностранных дел Франц...
      219
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика