Я много раз ссылался на юаньские первоисточники – тексты из книг, собраний разных юаньских текстов. В крайне редких случаях такие книги дошли до нас в их юаньском оригинале. А чаще всего они сохранились в перепечатках или переписанных рукописях периода Мин (1368 –1644 гг.). Но часть из них сохранилась на века в виде каменных их копий, созданных одновременно с написанием юаньскими авторами данных текстов.
И речь тут пойдет о сохранившихся до ныне таких каменных страницах юаньских летописей. Поэтому здесь я расскажу про каменные стелы-эпитафии уйгурских князей, потомственных вассалов Чингисхана и его преемников, где сохранены сведения из монгольских и уйгурских документов соответствующих периодов.
Эпитафии уйгурских князей Синин-вана (или вана Синин) и Гаочан-вана (или вана Гаочан) находятся в пригороде Юнчан адм. района Лянчжоу города Увэй (провинция Ганьсу в КНР) и являются надгробными текстами периода династии Юань. В 2013 году они были объявлены седьмой коллекцией объектов на территории КНР, которые охраняются законом как значимые памятники национальной культуры.
Территория этих родовых кладбищ сейчас не закрыта, а все они являются семейными гробницами и одновременно охраняемыми памятниками истории и культуры. На них есть или были (часть перенесена в музей) важнейшие памятники с текстами. Такие как «Стела заслуг рода (шисюньбэй) идикута, вана Гаочан» (сокращенно «Стела Гаочан-вана») и «Стела на пути духа (шэньдаобэй) господина Хинду, вана Синин» (сокращенно «Стела Синин-вана»).
В 1990 г. в могильном комплексе Гаочан-вана была обнаружена каменная гробница, в которой были найдены такие реликвии, как бронзовое зеркало времен династии Тан с изображениями морских животных и винограда и юаньского времени 4 жертвенные чаши (доу) из белого фарфора и бронзовый колокол. А стела на могиле вана Гаочан находилась на дороге, ведущей к самой могиле, так как эта стела относилась к разряду «стел на пути духа».
Сама же «Стела Гаочан-вана» сделана из голубоватого камня, с поврежденным навершием в виде свернувшегося безрогого дракона высотой около 1,3 метра, шириной 1,9 метра и толщиной 0,52 метра. Высота собственно стелы – 1,82 метра, ширина – 1,73 метра, и толщина – 0,47 метра. На ее лицевой стороне китайский текст стилем кайшу из 36 строк, в этих строках нечитаемых (испорченных) иероглифов – 41. Текст стелы на оборотной стороне написан уйгурским письмом. В их содержании подробно описаны генеалогия и происхождение 8 поколений уйгурских князей-правителей идикутов с титулом «ван Гаочан», от Барчука-Арт-тегина до Тайпинну, и их деяния; а также происхождение и возникновение уйгуров, их миграции, переселение на запад и прочее другое.
Стела Гаочан-вана в музее г. Увэй (лицевая сторона с китайским текстом)
В преамбуле текста стелы говорится:
«Член академии Ханьлинь (ханьлинь чэнчжи), член императорской палаты высокой литературы и искусств (куйчжангэ) (название общества ученых, каллиграфов/художников, поэтов и писателей при императорах Юань – Р.Х.) Чжао Ши-янь начертал стилем чжуань заглавие, Юй Цзи (известный ученый и поэт периода династии Юань – Р.Х.) составил текст эпитафии, а великий каллиграф, начальник Приказа ритуалов (либу шаншу) Куэйкуэй нанес киноварью на стеле ее текст, что был почтительно принят им по указу императора».
Также там сообщается, что ван Гаочан по имени Тимур-Буга на 2-ом году девиза правления Юань-тун (1334 г.) установил стелу на кладбище своего отца – Нюрын-тегина. Отмечу здесь, что текст данной эпитафии, написанный Юй Цзи (1272 – 1348), сохранился в собрании сочинений этого юаньского историка и писателя, дошедшего до нас в минских и цинских перепечатках. Сравнение этих печатных текстов с оригинальным текстом на самой каменной стеле Гаочан-вана показывает их идентичность, а значит и большую добросовестность минских и цинских издателей.
В музейном провенансе стелы сообщается, что в «22-м году Китайской Республики (1933 г.) она была перенесена в храм Конфуция в городе Увэй для сохранения». Теперь же она находится в музее этого города.
А «Стела Синин-вана» все еще на месте – на родовом кладбище уйгурских князей. Она из голубоватого камня, с подставкой в виде черепахи и плоским навершием, имеет высоту 5,8 метра, ширину 1,6 метра и толщину 0,45 метра. Лицевая и оборотная стороны стелы с вырезанными с обеих сторон текстами, лицевая сторона со строками на китайском языке стилем кайшу, а оборотная сторона – с уйгурским текстом. Они фиксируют заслуги при династии Юань юаньского министра (пинчжан) Олуна и его предков, а также деяния его отца, «господина Хинду», который был возведен в ранг (владетельного князя) и стал «ваном Синин», а также еще и историю и деятельность уйгуров, проживавших в Хэси.
Как обычно, в преамбуле текста сообщается о том кто и как создал текст и саму стелу:
«советник центрального имперского секретариата (чжуншу цаньчжи чжэнши) и заведующий императорским учебным кабинетом (цзин-янь ши) Вэй Су составил текст эпитафии, первый вице-канцлер (чжуншу ю-чэн) и заместитель заведующего императорским учебным кабинетом (тунчжи цзин-янь) Чэнь Цзин-бо начертал стилем чжуань ее заглавие, а [ученый-каллиграф] Чжан Ци, с титулом гун Тэнго, нанес [все это] киноварью на стеле. Была установлена в 22-ом году [юаньского девиза правления] Чжи-чжэн (1362 г.)».
Уйгурский текст на оборотной стороне стелы (фрагмент)
«Стела Гаочан-вана» и «Стела Синин-вана» описывают историю проживания и распространения уйгуров в Хэси и Ганьсу, заполняя пробелы в «Юань ши» и «Синь Юань ши». Эти ценные документальные и культурные реликвии для изучения родов Тимур-Буги и Олона, а также общей истории уйгуров и истории многих этнических групп в ганьсуйском проходе (он также называется Ордоским коридором, соединяющем Ганьсу/Хэси с Синьцзяном).
«Стела Гаочан-вана» и «Стела Синин-вана» – самые крупные из существующих надписей на китайском и уйгурском, а также на китайском и монгольском языках. Они используются для изучения происхождения уйгуров и их миграций, взаимоотношений между ханьцами, монголами и уйгурами. А равно имеют важное значение для изучения литературы, каллиграфии, скульптуры и других искусств периода династии Юань.
Оценили 13 человек
21 кармы