• РЕГИСТРАЦИЯ

Каменные страницы уйгуров и монголов, сохраняющие нам их летописи чингизовой эпохи и даже ранее

7 1000

Я много раз ссылался на юаньские первоисточники – тексты из книг, собраний разных юаньских текстов. В крайне редких случаях такие книги дошли до нас в их юаньском оригинале. А чаще всего они сохранились в перепечатках или переписанных рукописях периода Мин (1368 –1644 гг.). Но часть из них сохранилась на века в виде каменных их копий, созданных одновременно с написанием юаньскими авторами данных текстов.

И речь тут пойдет о сохранившихся до ныне таких каменных страницах юаньских летописей. Поэтому здесь я расскажу про каменные стелы-эпитафии уйгурских князей, потомственных вассалов Чингисхана и его преемников, где сохранены сведения из монгольских и уйгурских документов соответствующих периодов. 

Эпитафии уйгурских князей Синин-вана (или вана Синин) и Гаочан-вана (или вана Гаочан) находятся в пригороде Юнчан адм. района Лянчжоу города Увэй (провинция Ганьсу в КНР) и являются надгробными текстами периода династии Юань. В 2013 году они были объявлены седьмой коллекцией объектов на территории КНР, которые охраняются законом как значимые памятники национальной культуры.

Территория этих родовых кладбищ сейчас не закрыта, а все они являются семейными гробницами и одновременно охраняемыми памятниками истории и культуры. На них есть или были (часть перенесена в музей) важнейшие памятники с текстами. Такие как «Стела заслуг рода (шисюньбэй) идикута, вана Гаочан» (сокращенно «Стела Гаочан-вана») и «Стела на пути духа (шэньдаобэй) господина Хинду, вана Синин» (сокращенно «Стела Синин-вана»).

В 1990 г. в могильном комплексе Гаочан-вана была обнаружена каменная гробница, в которой были найдены такие реликвии, как бронзовое зеркало времен династии Тан с изображениями морских животных и винограда и юаньского времени 4 жертвенные чаши (доу) из белого фарфора и бронзовый колокол. А стела на могиле вана Гаочан находилась на дороге, ведущей к самой могиле, так как эта стела относилась к разряду «стел на пути духа».

Сама же «Стела Гаочан-вана» сделана из голубоватого камня, с поврежденным навершием в виде свернувшегося безрогого дракона высотой около 1,3 метра, шириной 1,9 метра и толщиной 0,52 метра. Высота собственно стелы – 1,82 метра, ширина – 1,73 метра, и толщина – 0,47 метра. На ее лицевой стороне китайский текст стилем кайшу из 36 строк, в этих строках нечитаемых (испорченных) иероглифов – 41. Текст стелы на оборотной стороне написан уйгурским письмом. В их содержании подробно описаны генеалогия и происхождение 8 поколений уйгурских князей-правителей идикутов с титулом «ван Гаочан», от Барчука-Арт-тегина до Тайпинну, и их деяния; а также происхождение и возникновение уйгуров, их миграции, переселение на запад и прочее другое.

Стела Гаочан-вана в музее г. Увэй (лицевая сторона с китайским текстом)

В преамбуле текста стелы говорится:

«Член академии Ханьлинь (ханьлинь чэнчжи), член императорской палаты высокой литературы и искусств (куйчжангэ) (название общества ученых, каллиграфов/художников, поэтов и писателей при императорах Юань – Р.Х.) Чжао Ши-янь начертал стилем чжуань заглавие, Юй Цзи (известный ученый и поэт периода династии Юань – Р.Х.) составил текст эпитафии, а великий каллиграф, начальник Приказа ритуалов (либу шаншу) Куэйкуэй нанес киноварью на стеле ее текст, что был почтительно принят им по указу императора». 

Также там сообщается, что ван Гаочан по имени Тимур-Буга на 2-ом году девиза правления Юань-тун (1334 г.) установил стелу на кладбище своего отца – Нюрын-тегина. Отмечу здесь, что текст данной эпитафии, написанный Юй Цзи (1272 – 1348), сохранился в собрании сочинений этого юаньского историка и писателя, дошедшего до нас в минских и цинских перепечатках. Сравнение этих печатных текстов с оригинальным текстом на самой каменной стеле Гаочан-вана показывает их идентичность, а значит и большую добросовестность минских и цинских издателей.

В музейном провенансе стелы сообщается, что в «22-м году Китайской Республики (1933 г.) она была перенесена в храм Конфуция в городе Увэй для сохранения». Теперь же она находится в музее этого города.

А «Стела Синин-вана» все еще на месте – на родовом кладбище уйгурских князей. Она из голубоватого камня, с подставкой в виде черепахи и плоским навершием, имеет высоту 5,8 метра, ширину 1,6 метра и толщину 0,45 метра. Лицевая и оборотная стороны стелы с вырезанными с обеих сторон текстами, лицевая сторона со строками на китайском языке стилем кайшу, а оборотная сторона – с уйгурским текстом. Они фиксируют заслуги при династии Юань юаньского министра (пинчжан) Олуна и его предков, а также деяния его отца, «господина Хинду», который был возведен в ранг (владетельного князя) и стал «ваном Синин», а также еще и историю и деятельность уйгуров, проживавших в Хэси.

Как обычно, в преамбуле текста сообщается о том кто и как создал текст и саму стелу: 

 «советник центрального имперского секретариата (чжуншу цаньчжи чжэнши) и заведующий императорским учебным кабинетом (цзин-янь ши) Вэй Су составил текст эпитафии, первый вице-канцлер (чжуншу ю-чэн) и заместитель заведующего императорским учебным кабинетом (тунчжи цзин-янь) Чэнь Цзин-бо начертал стилем чжуань ее заглавие, а [ученый-каллиграф] Чжан Ци, с титулом гун Тэнго, нанес [все это] киноварью на стеле. Была установлена в 22-ом году [юаньского девиза правления] Чжи-чжэн (1362 г.)».

Уйгурский текст на оборотной стороне стелы (фрагмент)

«Стела Гаочан-вана» и «Стела Синин-вана» описывают историю проживания и распространения уйгуров в Хэси и Ганьсу, заполняя пробелы в «Юань ши» и «Синь Юань ши». Эти ценные документальные и культурные реликвии для изучения родов Тимур-Буги и Олона, а также общей истории уйгуров и истории многих этнических групп в ганьсуйском проходе (он также называется Ордоским коридором, соединяющем Ганьсу/Хэси с Синьцзяном).

«Стела Гаочан-вана» и «Стела Синин-вана» – самые крупные из существующих надписей на китайском и уйгурском, а также на китайском и монгольском языках. Они используются для изучения происхождения уйгуров и их миграций, взаимоотношений между ханьцами, монголами и уйгурами. А равно имеют важное значение для изучения литературы, каллиграфии, скульптуры и других искусств периода династии Юань.

Историк-востоковед

    Невоенный анализ-77. 8 января 2025

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Тбилиси ответил на хамство Макрона оплеухой: Как Грузия не дала Украине случиться у себя
    • Artemon
    • Вчера 13:43
    • В топе

    Экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили покинула Грузию и направила свои стопы в США, где ей приготовили место стипендиатки «Института Маккейна»*. А как же ее обещания быть с протестую...

    Почему в СССР не было зимней резины. Объясняю просто и развенчиваю миф

    Существует  весьма  распространенный  (спасибо девочкам-копирайтерам 2000-го года рождения) миф о том, что советские водители мол, гоняли круглый год на летней резине. А ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Поляки хорошо отслеживали ордынские дела — иной раз лучше соседей...

      ...в частности лучше венгров. Хотя казалось бы... Ведь и венгры и поляки попадали под удары монголов и ордынцев несколько раз в XIII в. Причем в первом их нашествии (т.е. Батыя и других чингизидов в 1241-1242 гг.) Венгерское королевство пострадало намного сильнее, а подданные венгерского короля собрали (а главное — записали) намного больше сведений о монголах и с...
      841

      Каноник Ян Длугош многое знал про татар

      В предыдущей заметке я ссылался на "отца польской историографии" (на многих польских ресурсах он так и называется — ojciec polskiej historiografii), т.е. на Яна Длугоша. Думаю надо о нем рассказать подробнее, особенно в связи с историей Золотой Орды и татар.Ян Длугош (01.12.1415 – 19.05.1480 г.), польский историк и церковный деятель. Его главное историческое сочи...
      1268

      Недооцененный погром Киева татарами

      Взятие Киева в 1240 г. армией Батыя наиболее известное событие. Хотя на самом деле Киев татары еще дважды брали, подвергая его тотальному погрому. И если нашествие Менгли-Гирея в 1482 г. еще как-то упоминается в рамках изложения русской истории (хотя бы по ходу изложения дипломатической подготовки освобождения от ордынского ига, см. фундаментальную монографию К.В. Баз...
      1054

      "Слепой корабль" или "потаенное судно"?

      В предыдущей заметке про национального героя Страны утренней свежести (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2952795  ) упомянул про его проект блиндированного корабля, который его прославил. Подробнее писать про это не стал, поскольку про них много чего уже написано. И вообще эти кобуксоны вещь довольно известная. Кобуксоны в бою (как их представл...
      361

      Кое-что о национальном герое страны Чосон...

      ...она же Страна утренней свежести, более известная у нас как Корея. Кстати, "страной утренней свежести" ее называют из-за игры слов, точнее смыслов китайских иероглифов, которыми записывается название Чосон — 朝鮮 (по китайски это Чаосянь, а Чосон — это в их корейском чтении). Дело в том, что выбор данного названия основателем династии Чосон (1392 - 1897) был связан с ...
      755

      Русский фельдмаршал, немец и визионер

      И это все о нем... Христофор Антонович Миних, он же граф Бурхард Христоф фон Миних, в оригинале Burkhard Christoph von Münnich (1683 - 1767), с 1732 г. - генерал-фельдмаршал Российской империи. Сподвижник (с) к/ф "О бедном гусаре..." - у разных русских царей, начиная с Петра Великого.А еще визионер: ...
      682
      Роман Храпачевский 31 декабря 2024 г. 18:54

      Новогодние крылья

      Иоанн. Так это, стало быть, ты такую машину сделал?.. Ох-хо-хо!.. У меня тоже один был такой... крылья сделал... Тимофеев. Нуте-с?.. Иоанн. Я его посадил на бочку с порохом, пущай полетает!.. Тимофеев. Ну зачем же вы так круто?(Михаил Афанасьевич Булгаков "Иван Васильевич", пьеса) Иллюстрация к книге Шильдкрета "Крылья холопа"ЗЫ: Традицио...
      331
      Роман Храпачевский 30 декабря 2024 г. 18:14

      Этот верблюд, кого надо верблюд!

      О значении печатей в культурах Китая и ее ойкумены (включая монголов и других соседей по Поднебесной) я уже писал несколько ранее. Правда, это касалось темы даруг (они же баскаки). Желающие могут полностью прочесть тут — https://cont.ws/@bohun1/2942123Здесь же напишу об юаньских печатях, которые соединяют и китайские и монгольские традиции. Это печати, котор...
      453
      Роман Храпачевский 29 декабря 2024 г. 17:17

      Об "озабоченных" на тронах

      То есть на троне китайского императора и на сидении (кошме?) степного повелителя. Дело в том, что где-то мне встретилось весьма вольное, а точнее игриво-скабрёзное, толкование знаменитого обмена письмами между двумя владыками двух империй, оседлой китайской и кочевой (хунну).А дело было в 192 г. до н.э., когда сюнну (хунну) правил Маодунь (Модэ, Модун, и еще разные ва...
      782
      Роман Храпачевский 28 декабря 2024 г. 17:44

      Китайский император династии Тан с привычками кочевника

      Китайская династия Тан (618 - 907) считается эталонной китайской (ханьской) династией — наряду с первым и главным эталоном, т.е. династией Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), по названию которой, собственно и принято этническое самоназвание китайцев (ханьцы). Род императоров Тан носил фамилию Ли, самую обычную для ханьцев. Но не все так просто.Сомнения в эталонн...
      878
      Роман Храпачевский 27 декабря 2024 г. 14:38

      Самозванцы и "либерально мыслящие" как непременные маяки любой русской смуты

      И появились они с самой первой Смуты. Именно во множественном числе, ибо самозванчество суть все качества всплывающей наверх субстанции в такие времена. Иначе говоря, чем ничтожнее личность такого амбициозного "либерально мыслящего", тем более у него претензий быть "властителем". Пусть хотя бы и дум... Следует процитировать  характеристику первого Самозванца...
      363

      «Кипчакский поход» монголов (часть вторая)

      Окончание, начало тут  — https://cont.ws/@bohun1/2946849 . Оно завершается контурным изложением кампаний Батыева нашествия на Русь. Тут же об этом несколько подробнее.Первая кампания началась с разорения пограничного со степью Рязанского княжества и взятия самой Рязани (21 декабря 1237 г.) и продолжилась уничтожением почти всего Владимиро-Суздальского к...
      366

      «Кипчакский поход» монголов (часть первая)

      У нас принято считать поход Бату и других чингизидов на запад нашествием на Русь, иногда добавляя "и на Восточную Европу". Но сами монголы называли этот поход, начатый в 1235 г., «Кипчакским». Так он назван в единственном монгольском источнике, синхронном событиям, то есть в «Сокровенном сказании» (1240 г.). Дам тут описание событий этого похода, за вычетом его кампан...
      366
      Роман Храпачевский 24 декабря 2024 г. 13:52

      Диагноз прото-новохронологам

      Случилось это в 1920-х. Воистину, нет ничего нового под солнцем..."Когда, начитавшись Морозова, я с апломбом заявил критику Дмитрию Мирскому, что древнего мира не было, этот сын князя, изысканно вежливый человек, проживший долгое время в Лондоне, добряк, ударил меня тростью по спине.– Вы говорите это мне, историку? Вы… вы…Он побледнел, черная борода его ушла в рот. Вс...
      421
      Роман Храпачевский 23 декабря 2024 г. 17:26

      Сколько было нашествий монголов на запад

      Кажется странным такой вопрос, ведь все в курсе про Чингисхана, Батыя и их нашествия. Но вот имеется деталь, которую нам подкидывают лингвисты — они утверждают, что такие слова как телега или хоругвь, это все давние заимствования из монгольских языков. Проблема в том, что эти слова зафиксированы в древнерусских текстах домонгольского периода.С этими словами вопрос был...
      737
      Роман Храпачевский 22 декабря 2024 г. 14:27

      Пошто животину тиранишь?!

      У китайцев довольно странное отношение к кошкам как к домашним любимцам. Собственно, только в этом столетии, с ростом благосостояния населения КНР и его ориентации на западную культуру, кошки начали занимать похожую нишу в китайских семьях. Ранее же, в старом императорском Китае, т.е. в огромной крестьянской (на 90%) стране, кошки как любимцы были привилегией очень не...
      539

      Монголы и маньчжуры — близнецы-братья (ч.2)

      Окончание. Начало тут - https://cont.ws/@bohun1/2938808Как было сказано в конце первой части, все же имелось рациональное зерно в изысканиях Ли Синь-чуаня и других китайских авторов XII-XIII вв. касательно тезиса, вынесенного в заголовок статьи. Дело в том, что действительно имелись тесные исторические связи между племенами протомонголов (будем так называть те др...
      644
      Роман Храпачевский 20 декабря 2024 г. 10:27

      О крысах...

      ...и об осажденных монголами городах. Собственно, больше тут именно про осадные технологии монголов и о том, как они получались, создавались и развивались. И только потом о роли крыс в этом деле.Для начала напомню, что монголы почти 30 лет последовательно осваивали искусство брать крепости и хорошо укрепленные города крупных государств оседлых народов — тангутов,...
      413
      Роман Храпачевский 19 декабря 2024 г. 10:40

      Как дорога относится к баскаку

      Вопрос не без подвоха. Просто он относится к золотоордынскому периоду нашей истории. И даже несколько позднее, вплоть до XVII в. Точнее к официальной лексике и документообороту московских приказов и прочих государственных присутствий.Про баскаков же вроде бы все понятно, еще в школе учили про них. Но вот о чем точно не учили там, так это о том, что в указанном выше см...
      731
      Роман Храпачевский 18 декабря 2024 г. 09:22

      Еще раз об осаде русских городов монголами при Батыевом нашествии

      Решил разместить тут облегченную версию (без ссылочного аппарата т.е.) своей статьи сколько-то летней давности. Отсюда и такое название заметки. Ниже приводится практически неизменный текст этой статьи.К вопросу об осаде русских городов монголами при Батыевом нашествии (1237-1240)На основании письменных источников (русских и восточных) рассматриваются случаи осад древ...
      1348
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика