Субэдэй — потомок "тех, кто составляет стратегии"

4 513

Полководческие и стратегические таланты Субэдэя (1176 - 1248) были у него в крови. По крайней мере, так можно подумать, если внимательно изучить его генеалогию. Здесь я размещу облегченную версию моей недавней статьи, опубликованной в материалах Пашутинских чтений прошлого года.

К вопросу генеалогии рода монгольского полководца Субэдэя (1176–1248)

Генеалогия Субэдэя в его 1-м жизнеописании в цзюани 121 «Юань ши» (далее – ЮШ) не совпадает с используемыми в литературе сведениями из «Сокровенного сказания» (далее – СС). Это расхождение обычно или игнорируется, или предпочтение отдается СС, что не может быть принято без фундированного объяснения, какового ранее не было дано. Тем не менее уже имеется объяснение вышеупомянутого противоречия и впервые оно было представлено автором в 2011 г. (см. Храпачевский 2011).

Оно сводится к тому, что имеющаяся в СС генеалогия принадлежит не известному полководцу Субэдэю, а его дальнему родственнику – Чаурхан-Субеетай-Баатуру: ведь его имя, состоящее из 3-х формантов, использовалось по тексту СС также и частично, то есть и как «Субеетай», и как «Чаурхан». Это было обычным явлением для СС – так, соратник Чингисхана барулас Хубилай, тоже имел двойное имя Хубилай-Худус, но чаще всего в СС использовался только первый формант, т.е. просто Хубилай.

То же касается и отца Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатура – его полное имя Чжарчиудай-Евген, но чаще в СС используется просто Чжарчиудай. Появление Чаурхан-Субеетай-Баатура у Чингисхана датируется событиями после ухода последнего от Чжамухи, т.е. ок. 1186 г. – так, в §120 СС сказано, что после этого ухода к Чингисхану пришли люди из разных родов, в т.ч. и урянхайцы «Чжельме, младший его брат, Чаурхан-Субеетай-Баатур». Еще это показывает, что при первом сообщении о нем в СС, он назван именно полным именем, состоящим из всех 3-х формантов. Но тот Субэдэй, что из ЮШ, родился в 1176 г. и в 1186 г. никак не мог быть этим Чаурхан-Субеетай-Баатуром (он не мог иметь уже в 10 лет звание батура, т.е. «великого воина»), не говоря уже о полном расхождении его родословия, известного авторам ЮШ до 5 поколений его предков и потомков, с тем, что о Чаурхан-Субеетай-Баатуре сообщает СС. Ведь Чаурхан-Субеетай-Баатур пропадает из описаний событий в СС около 1203/04 г. (не считая ретроспективных сообщений). Поэтому дальнейшие сообщения СС о «Субеетае» касаются не Чаурхан-Субеетай-Баатура, а уже другого Субэдэя, что по времени примерно совпадает и с ЮШ – там первое датированное сообщение его официального послужного списка относится как раз к 1212 г.

Остается рассмотреть вопросы точности передачи авторами ЮШ юаньских первоисточников и аутентичности последних, т.к. в работе 2011 г. не затрагивался вопрос достоверности сообщений ЮШ о генеалогии Субэдэя. Это сделано сейчас, когда стал известен юаньский текст 1295 г. – первоисточник сведений авторов ЮШ о Субэдэе. Степень его достоверности и аутентичности рассмотрен в специальной работе автора, см. (ДГ-2021). Если коротко, то юаньские авторы конца XIII – первой трети XIV в. имели доступ к содержанию документов монгольской каанской канцелярии XIII в. и семейных архивов крупных сановников Юань, а потому достаточно точно воспроизводили их в мемориальных текстах, созданных по приказам императоров Юань. Именно таким и был текст стелы храма предков рода Субэдэя, созданный в 1295 г. официальным юаньским историографом Ван Юнем (1227–1304) по приказу императора Тэмура. Так, Буралгидай, сын Ачжу (1234–1287), внука Субэдэя, просил Тэмура приказать историографам создать данный мемориальный текст, на что и последовал соответствующий высочайший указ последнего как высшим правительственным чинам Юань, так и лично Ван Юню.

В тексте Ван Юня сообщена вся генеалогия рода Субэдэя: перечислены 4 поколения его предков и 2-х его потомков, а также подробные жизнеописания как его самого, так и его единственного сына Урянхатая (1200–1271) с внуком (т.е. Ачжу), с точными датами их смерти и количества прожитых лет. С учетом того, что это писалось для храма предков (что требовало точности в датах смерти – как по соображениям почитания культа предков, так и по требованиям астрологии и для гороскопов потомков) и на основе как архивных данных, так и семейных документов этих высокопоставленных лиц империи (причем относительно вскоре после их смерти – через 47, 24 и 8 лет, соответственно), а также и со слов их потомка Буралгидая, то поэтому их достоверность и аутентичность следует признать весьма высокими.

Генеалогия эта начата с их первопредка Нельбе, имевшего прозвище духулан (т.е. «лучший певец» по-монгольски), у которого был сын Бохудук-батур по прозвищу чжэлима, а у его сына Хачиун-батура были сыновья Хабал и Хабул; именно Хабал был отцом Хулухура и его младшего брата Субэдэя (Ван Юнь С.383). Эти сведения Ван Юня были почти целиком взяты авторами жизнеописаний Субэдэя в ЮШ, но использованы с сокращениями (не упомянут Хабул и прозвище духулан). То же касается и использования авторами ЮШ сообщений Ван Юня в его жизнеописаниях Субэдэя (1176–1248), Урянхатая и Ачжу – основные даты их жизни приведены полностью, а вот сведения из их послужных списков (т.е. взятых Ван Юнем из архивов монгольских и юаньских канцелярий каанов и использованных им в тексте 1295 г.) приведены почти целиком, хотя и с некоторыми сокращениями, редактированиями и переделками.

Таким образом, урянхайцы Чжарчиудай-Евген с сыновьями Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатуром из первой части СС (до 1206 г.) представляют иную родословную ветвь, чем у того урянхайского Субэдэя, что жил в 1176 – 1248 гг. При этом весьма вероятна реконструкция их генеалогии и родственных связей с той родословной схемой, которую сообщает текст Ван Юня. Дело в редком слове чжэльмэ (в китайской передаче – чжэлима), зафиксированного для урянхайского обока, общего и для Чжарчиудай-Евгена с сыновьями, и для потомков Нельбе. Т.е. более чем вероятно, что Чжэльмэ (известный сподвижник Чингисхана и полководец) был назван в честь Бохудук-батура, еще известного как чжэлима, т.е. слова, означавшего «человек, составляющий сложные планы и стратегии» (Ван Юнь С.383).

Такое в монгольских традициях имянаречения возможно для внука (реже правнука), когда имя/прозвище знаменитого предка повторяется в 3-м (или 4-м) поколении. Скорее всего Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатур были внуками Бохудук-батура, он же чжэлима (точнее Чжэльмэ – как равнозначное прозвищу имя, о чем см. ниже). Тогда Чжарчиудай-Евген является младшим (или сводным) братом Хачиун-батура, а его сыновья Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатур приходятся кузенами Хабалу и Хабулу, и, соответственно, двоюродными дядями Хулухуру и Субэдэю. А все они вместе имели общего первопредка – Бохудук-батура, сына Нельбе.

Вышеприведенные результаты подтверждаются и уточняются недавно обнаруженным мемориальным текстом юаньского историографа Хуан Цзиня (1277–1357), который в начале 1349 г. получил указ императора Тогон-Тэмура – написать текст стелы при могиле урянхайца Есудара (1298 – 19.02.1348), внука того Хулухура, что был старшим братом Субэдэя, для чего провести необходимые исследования по истории его рода и послужных списков предков. В этом тексте, независимо от Ван Юня (что видно по иной транскрипции этнонима урянхай, другой записи имени Хачиуна, причем без титула батур, прочим вариациям иероглифов в транскрипциях etc), тем не менее приводится та же родословная схема: Чжэлима (у Хуан Цзиня Бохудук-батур назван только по прозвищу) родил Хачиуна, Хачиун родил Хабала; Хабал имел двух сыновей, по именам Хулухур и Субэдэй; далее приводятся жизнеописания Хабала и Хулухура (более расширенные, чем у Ван Юня), потом большой рассказ о сыне Хулухура Хадане, отце Есудара; при этом сказано, что Хадан служил под началом своего родственника Ачжу, внука Субэдэя (там же). А в преамбуле Хуан Цзинь прямо указывает на основной источник своих сведений – архив семьи Есудара и его предков, который хранился в Шанду, в резиденции его внука, высокопоставленного юаньского сановника и военного наместника этой второй столицы Юань.

Таким образом, текст Хуан Цзиня, основанный на другом корпусе источников, независимом от первоисточников Ван Юня, подтверждает генеалогию Субэдэя в вариантах Ван Юня и ЮШ во-первых, а во-вторых – показывает, что прозвище чжэлима равноправно использовалось и как имя «Чжэльмэ». Ввиду всего вышеизложенного, можно считать вполне установленными два момента: 

1. генеалогия рода Субэдэя в ее наиболее полной и аутентичной форме приведена в тексте Ван Юня начала 1295 г.; 

2. доказано наличие двух разных «Субэдэев» в тексте СС – т.е. Чаурхан-Субеетай-Баатура (умершего до 1206 г.) и его двоюродного племянника, знаменитого полководца Субэдэя (1176–1248).

Китайский рисунок, изображающий монгольского полководца

Уезжайте: Главу Мытищ выгоняют из России после вручения сертификата на квартиру многодетной семье

Глава администрации Мытищ Юлия Купецкая вместе с пресс-службой прямо сейчас активно чистят соцсети от негативных комментариев, которые обрушились на чиновницу после того, как она вручила сертификат на...

ГЕНЕРАЛЫ, ПОЛКОВНИКИ МЕРТВЫ: УНИЧТОЖЕН ШТАБ КОМАНДОВАНИЯ КУРСКОЙ ОПЕРАЦИЕЙ. ЭШЕЛОНЫ СКОРЫХ. РУССКИЕ В СУМЩИНЕ. МОЩНАЯ ОПЕРАЦИЯ БЕЛОУСОВА

Спустя два дня после новостей о прорыве русской армии в Сумскую область подоспели не менее впечатляющие новости. Ракетным ударом уничтожен штаб командования Курской операцией ВСУ в Сума...

Обсудить
  • Спасибо!
  • Здесь еще важно указать, что неверно отождествлять урянхайцев времен Чингисхана и тувинцев, что стало модным сегодня. Урянхайцы - это монгольский отог, в имперские и постимперские времена - тумен, осколки которого до сих пор сохраняются среди всех монголов - южных, халхасцев, ойратов, бурятов. Шойгу не является потомком Субэдэя, как бы это кое-кому ни хотелось.