• РЕГИСТРАЦИЯ

Субэдэй — потомок "тех, кто составляет стратегии"

4 517

Полководческие и стратегические таланты Субэдэя (1176 - 1248) были у него в крови. По крайней мере, так можно подумать, если внимательно изучить его генеалогию. Здесь я размещу облегченную версию моей недавней статьи, опубликованной в материалах Пашутинских чтений прошлого года.

К вопросу генеалогии рода монгольского полководца Субэдэя (1176–1248)

Генеалогия Субэдэя в его 1-м жизнеописании в цзюани 121 «Юань ши» (далее – ЮШ) не совпадает с используемыми в литературе сведениями из «Сокровенного сказания» (далее – СС). Это расхождение обычно или игнорируется, или предпочтение отдается СС, что не может быть принято без фундированного объяснения, какового ранее не было дано. Тем не менее уже имеется объяснение вышеупомянутого противоречия и впервые оно было представлено автором в 2011 г. (см. Храпачевский 2011).

Оно сводится к тому, что имеющаяся в СС генеалогия принадлежит не известному полководцу Субэдэю, а его дальнему родственнику – Чаурхан-Субеетай-Баатуру: ведь его имя, состоящее из 3-х формантов, использовалось по тексту СС также и частично, то есть и как «Субеетай», и как «Чаурхан». Это было обычным явлением для СС – так, соратник Чингисхана барулас Хубилай, тоже имел двойное имя Хубилай-Худус, но чаще всего в СС использовался только первый формант, т.е. просто Хубилай.

То же касается и отца Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатура – его полное имя Чжарчиудай-Евген, но чаще в СС используется просто Чжарчиудай. Появление Чаурхан-Субеетай-Баатура у Чингисхана датируется событиями после ухода последнего от Чжамухи, т.е. ок. 1186 г. – так, в §120 СС сказано, что после этого ухода к Чингисхану пришли люди из разных родов, в т.ч. и урянхайцы «Чжельме, младший его брат, Чаурхан-Субеетай-Баатур». Еще это показывает, что при первом сообщении о нем в СС, он назван именно полным именем, состоящим из всех 3-х формантов. Но тот Субэдэй, что из ЮШ, родился в 1176 г. и в 1186 г. никак не мог быть этим Чаурхан-Субеетай-Баатуром (он не мог иметь уже в 10 лет звание батура, т.е. «великого воина»), не говоря уже о полном расхождении его родословия, известного авторам ЮШ до 5 поколений его предков и потомков, с тем, что о Чаурхан-Субеетай-Баатуре сообщает СС. Ведь Чаурхан-Субеетай-Баатур пропадает из описаний событий в СС около 1203/04 г. (не считая ретроспективных сообщений). Поэтому дальнейшие сообщения СС о «Субеетае» касаются не Чаурхан-Субеетай-Баатура, а уже другого Субэдэя, что по времени примерно совпадает и с ЮШ – там первое датированное сообщение его официального послужного списка относится как раз к 1212 г.

Остается рассмотреть вопросы точности передачи авторами ЮШ юаньских первоисточников и аутентичности последних, т.к. в работе 2011 г. не затрагивался вопрос достоверности сообщений ЮШ о генеалогии Субэдэя. Это сделано сейчас, когда стал известен юаньский текст 1295 г. – первоисточник сведений авторов ЮШ о Субэдэе. Степень его достоверности и аутентичности рассмотрен в специальной работе автора, см. (ДГ-2021). Если коротко, то юаньские авторы конца XIII – первой трети XIV в. имели доступ к содержанию документов монгольской каанской канцелярии XIII в. и семейных архивов крупных сановников Юань, а потому достаточно точно воспроизводили их в мемориальных текстах, созданных по приказам императоров Юань. Именно таким и был текст стелы храма предков рода Субэдэя, созданный в 1295 г. официальным юаньским историографом Ван Юнем (1227–1304) по приказу императора Тэмура. Так, Буралгидай, сын Ачжу (1234–1287), внука Субэдэя, просил Тэмура приказать историографам создать данный мемориальный текст, на что и последовал соответствующий высочайший указ последнего как высшим правительственным чинам Юань, так и лично Ван Юню.

В тексте Ван Юня сообщена вся генеалогия рода Субэдэя: перечислены 4 поколения его предков и 2-х его потомков, а также подробные жизнеописания как его самого, так и его единственного сына Урянхатая (1200–1271) с внуком (т.е. Ачжу), с точными датами их смерти и количества прожитых лет. С учетом того, что это писалось для храма предков (что требовало точности в датах смерти – как по соображениям почитания культа предков, так и по требованиям астрологии и для гороскопов потомков) и на основе как архивных данных, так и семейных документов этих высокопоставленных лиц империи (причем относительно вскоре после их смерти – через 47, 24 и 8 лет, соответственно), а также и со слов их потомка Буралгидая, то поэтому их достоверность и аутентичность следует признать весьма высокими.

Генеалогия эта начата с их первопредка Нельбе, имевшего прозвище духулан (т.е. «лучший певец» по-монгольски), у которого был сын Бохудук-батур по прозвищу чжэлима, а у его сына Хачиун-батура были сыновья Хабал и Хабул; именно Хабал был отцом Хулухура и его младшего брата Субэдэя (Ван Юнь С.383). Эти сведения Ван Юня были почти целиком взяты авторами жизнеописаний Субэдэя в ЮШ, но использованы с сокращениями (не упомянут Хабул и прозвище духулан). То же касается и использования авторами ЮШ сообщений Ван Юня в его жизнеописаниях Субэдэя (1176–1248), Урянхатая и Ачжу – основные даты их жизни приведены полностью, а вот сведения из их послужных списков (т.е. взятых Ван Юнем из архивов монгольских и юаньских канцелярий каанов и использованных им в тексте 1295 г.) приведены почти целиком, хотя и с некоторыми сокращениями, редактированиями и переделками.

Таким образом, урянхайцы Чжарчиудай-Евген с сыновьями Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатуром из первой части СС (до 1206 г.) представляют иную родословную ветвь, чем у того урянхайского Субэдэя, что жил в 1176 – 1248 гг. При этом весьма вероятна реконструкция их генеалогии и родственных связей с той родословной схемой, которую сообщает текст Ван Юня. Дело в редком слове чжэльмэ (в китайской передаче – чжэлима), зафиксированного для урянхайского обока, общего и для Чжарчиудай-Евгена с сыновьями, и для потомков Нельбе. Т.е. более чем вероятно, что Чжэльмэ (известный сподвижник Чингисхана и полководец) был назван в честь Бохудук-батура, еще известного как чжэлима, т.е. слова, означавшего «человек, составляющий сложные планы и стратегии» (Ван Юнь С.383).

Такое в монгольских традициях имянаречения возможно для внука (реже правнука), когда имя/прозвище знаменитого предка повторяется в 3-м (или 4-м) поколении. Скорее всего Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатур были внуками Бохудук-батура, он же чжэлима (точнее Чжэльмэ – как равнозначное прозвищу имя, о чем см. ниже). Тогда Чжарчиудай-Евген является младшим (или сводным) братом Хачиун-батура, а его сыновья Чжэльмэ и Чаурхан-Субеетай-Баатур приходятся кузенами Хабалу и Хабулу, и, соответственно, двоюродными дядями Хулухуру и Субэдэю. А все они вместе имели общего первопредка – Бохудук-батура, сына Нельбе.

Вышеприведенные результаты подтверждаются и уточняются недавно обнаруженным мемориальным текстом юаньского историографа Хуан Цзиня (1277–1357), который в начале 1349 г. получил указ императора Тогон-Тэмура – написать текст стелы при могиле урянхайца Есудара (1298 – 19.02.1348), внука того Хулухура, что был старшим братом Субэдэя, для чего провести необходимые исследования по истории его рода и послужных списков предков. В этом тексте, независимо от Ван Юня (что видно по иной транскрипции этнонима урянхай, другой записи имени Хачиуна, причем без титула батур, прочим вариациям иероглифов в транскрипциях etc), тем не менее приводится та же родословная схема: Чжэлима (у Хуан Цзиня Бохудук-батур назван только по прозвищу) родил Хачиуна, Хачиун родил Хабала; Хабал имел двух сыновей, по именам Хулухур и Субэдэй; далее приводятся жизнеописания Хабала и Хулухура (более расширенные, чем у Ван Юня), потом большой рассказ о сыне Хулухура Хадане, отце Есудара; при этом сказано, что Хадан служил под началом своего родственника Ачжу, внука Субэдэя (там же). А в преамбуле Хуан Цзинь прямо указывает на основной источник своих сведений – архив семьи Есудара и его предков, который хранился в Шанду, в резиденции его внука, высокопоставленного юаньского сановника и военного наместника этой второй столицы Юань.

Таким образом, текст Хуан Цзиня, основанный на другом корпусе источников, независимом от первоисточников Ван Юня, подтверждает генеалогию Субэдэя в вариантах Ван Юня и ЮШ во-первых, а во-вторых – показывает, что прозвище чжэлима равноправно использовалось и как имя «Чжэльмэ». Ввиду всего вышеизложенного, можно считать вполне установленными два момента: 

1. генеалогия рода Субэдэя в ее наиболее полной и аутентичной форме приведена в тексте Ван Юня начала 1295 г.; 

2. доказано наличие двух разных «Субэдэев» в тексте СС – т.е. Чаурхан-Субеетай-Баатура (умершего до 1206 г.) и его двоюродного племянника, знаменитого полководца Субэдэя (1176–1248).

Китайский рисунок, изображающий монгольского полководца

Историк-востоковед

    Конец СВО имени Трампа?

    Так говорит Господь: не обманывайте себя, говоря: «непременно отойдут от нас Халдеи»; ибо они не отойдут. (Библия. Книга Иеремии. 37:9).Важно понимать, что он не пытается что-то отдать ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Неизвестная судьба русских при начале династии Мин в Китае

      Про появление и бытование русских воинов и их колоний в империи Юань я уже писал. Сначала про историю их появления в качестве гвардии юаньских императоров (об этом см. здесь — https://cont.ws/@bohun1/2858103 ), а потом про их укоренение в системе власти этой монгольской династии, вплоть до их участия в дворцовых переворотах (подробнее см. тут —  https:/...
      147

      Запретный город

      "Запретным городом" обычно называют дворцовый комплекс в Пекине, ассоциируя его с династией Цин, правившей в Китае в 1644 - 1911 гг. Этот комплекс был отгорожен мощной, фактически крепостной, стеной от остального Пекина. Поэтому он так называется (а "запретным" он назван по другой причине — находиться в нем могли только те, кто был связан с императорским двором, ...
      531

      Кое-что о творцах украинства

      Из закромов всплывают интересные подробности. Как говорится, в архивах найдется всё и о всех.Прекрасный документ об вкраиньских инженерах человеческих душ, причем написанный ими самими: ...
      955

      Проблема всем известных цитат в том, что они придуманные

      Про это есть известный мем рунета — "проблема в том, что цитаты Ленина/Сталина/... (нужное подставить), ему не принадлежат". Так случилось и с самой знаменитой цитатой, касающейся Чингисхана и его советника, знаменитого Елюй Чуцая. Речь идет об его фразе (адресованной Чингисхану), что дескать "нельзя управлять миром с коня".Всякий, кто прочел книгу В. Яна "Чингиз...
      320

      Кидани — первопроходцы полноценного синтеза китайской и кочевой культур

      Они первыми этого достигли, за ними были чжурчжэни и монголы. Конечно, всё это произошло не на пустом месте, ведь до них были уже многие северные завоеватели/находники на оседлые китайские земли. Но в основном их истории кончались ассимиляцией пришельцев китайской цивилизацией. Кидани были первые, кто, впитав многое от китайской культуры, не ассимилировались, а создал...
      325

      Китайские "цивилизаторы" и степные "варвары" — кто на ком стоял?

      Известно, что китайцы мастера стратагем, особенно в области политики в отношении к так называемой "варварской периферии". Начиная с самой глубокой древности различные "царства" древнего Китая постоянно имели дело с различными народами на своих границах. Я уже писал про это тут — https://cont.ws/@bohun1/2862864К временам Хань этим отношениям уже исполнилось м...
      664

      Поляки хорошо отслеживали ордынские дела — иной раз лучше соседей...

      ...в частности лучше венгров. Хотя казалось бы... Ведь и венгры и поляки попадали под удары монголов и ордынцев несколько раз в XIII в. Причем в первом их нашествии (т.е. Батыя и других чингизидов в 1241-1242 гг.) Венгерское королевство пострадало намного сильнее, а подданные венгерского короля собрали (а главное — записали) намного больше сведений о монголах и с...
      1100

      Каноник Ян Длугош многое знал про татар

      В предыдущей заметке я ссылался на "отца польской историографии" (на многих польских ресурсах он так и называется — ojciec polskiej historiografii), т.е. на Яна Длугоша. Думаю надо о нем рассказать подробнее, особенно в связи с историей Золотой Орды и татар.Ян Длугош (01.12.1415 – 19.05.1480 г.), польский историк и церковный деятель. Его главное историческое сочи...
      1378

      Недооцененный погром Киева татарами

      Взятие Киева в 1240 г. армией Батыя наиболее известное событие. Хотя на самом деле Киев татары еще дважды брали, подвергая его тотальному погрому. И если нашествие Менгли-Гирея в 1482 г. еще как-то упоминается в рамках изложения русской истории (хотя бы по ходу изложения дипломатической подготовки освобождения от ордынского ига, см. фундаментальную монографию К.В. Баз...
      1288

      "Слепой корабль" или "потаенное судно"?

      В предыдущей заметке про национального героя Страны утренней свежести (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2952795  ) упомянул про его проект блиндированного корабля, который его прославил. Подробнее писать про это не стал, поскольку про них много чего уже написано. И вообще эти кобуксоны вещь довольно известная. Кобуксоны в бою (как их представл...
      395

      Кое-что о национальном герое страны Чосон...

      ...она же Страна утренней свежести, более известная у нас как Корея. Кстати, "страной утренней свежести" ее называют из-за игры слов, точнее смыслов китайских иероглифов, которыми записывается название Чосон — 朝鮮 (по китайски это Чаосянь, а Чосон — это в их корейском чтении). Дело в том, что выбор данного названия основателем династии Чосон (1392 - 1897) был связан с ...
      773

      Русский фельдмаршал, немец и визионер

      И это все о нем... Христофор Антонович Миних, он же граф Бурхард Христоф фон Миних, в оригинале Burkhard Christoph von Münnich (1683 - 1767), с 1732 г. - генерал-фельдмаршал Российской империи. Сподвижник (с) к/ф "О бедном гусаре..." - у разных русских царей, начиная с Петра Великого.А еще визионер: ...
      713
      Роман Храпачевский 31 декабря 2024 г. 18:54

      Новогодние крылья

      Иоанн. Так это, стало быть, ты такую машину сделал?.. Ох-хо-хо!.. У меня тоже один был такой... крылья сделал... Тимофеев. Нуте-с?.. Иоанн. Я его посадил на бочку с порохом, пущай полетает!.. Тимофеев. Ну зачем же вы так круто?(Михаил Афанасьевич Булгаков "Иван Васильевич", пьеса) Иллюстрация к книге Шильдкрета "Крылья холопа"ЗЫ: Традицио...
      365
      Роман Храпачевский 30 декабря 2024 г. 18:14

      Этот верблюд, кого надо верблюд!

      О значении печатей в культурах Китая и ее ойкумены (включая монголов и других соседей по Поднебесной) я уже писал несколько ранее. Правда, это касалось темы даруг (они же баскаки). Желающие могут полностью прочесть тут — https://cont.ws/@bohun1/2942123Здесь же напишу об юаньских печатях, которые соединяют и китайские и монгольские традиции. Это печати, котор...
      519
      Роман Храпачевский 29 декабря 2024 г. 17:17

      Об "озабоченных" на тронах

      То есть на троне китайского императора и на сидении (кошме?) степного повелителя. Дело в том, что где-то мне встретилось весьма вольное, а точнее игриво-скабрёзное, толкование знаменитого обмена письмами между двумя владыками двух империй, оседлой китайской и кочевой (хунну).А дело было в 192 г. до н.э., когда сюнну (хунну) правил Маодунь (Модэ, Модун, и еще разные ва...
      848
      Роман Храпачевский 28 декабря 2024 г. 17:44

      Китайский император династии Тан с привычками кочевника

      Китайская династия Тан (618 - 907) считается эталонной китайской (ханьской) династией — наряду с первым и главным эталоном, т.е. династией Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), по названию которой, собственно и принято этническое самоназвание китайцев (ханьцы). Род императоров Тан носил фамилию Ли, самую обычную для ханьцев. Но не все так просто.Сомнения в эталонн...
      1000
      Роман Храпачевский 27 декабря 2024 г. 14:38

      Самозванцы и "либерально мыслящие" как непременные маяки любой русской смуты

      И появились они с самой первой Смуты. Именно во множественном числе, ибо самозванчество суть все качества всплывающей наверх субстанции в такие времена. Иначе говоря, чем ничтожнее личность такого амбициозного "либерально мыслящего", тем более у него претензий быть "властителем". Пусть хотя бы и дум... Следует процитировать  характеристику первого Самозванца...
      391

      «Кипчакский поход» монголов (часть вторая)

      Окончание, начало тут  — https://cont.ws/@bohun1/2946849 . Оно завершается контурным изложением кампаний Батыева нашествия на Русь. Тут же об этом несколько подробнее.Первая кампания началась с разорения пограничного со степью Рязанского княжества и взятия самой Рязани (21 декабря 1237 г.) и продолжилась уничтожением почти всего Владимиро-Суздальского к...
      407

      «Кипчакский поход» монголов (часть первая)

      У нас принято считать поход Бату и других чингизидов на запад нашествием на Русь, иногда добавляя "и на Восточную Европу". Но сами монголы называли этот поход, начатый в 1235 г., «Кипчакским». Так он назван в единственном монгольском источнике, синхронном событиям, то есть в «Сокровенном сказании» (1240 г.). Дам тут описание событий этого похода, за вычетом его кампан...
      407
      Роман Храпачевский 24 декабря 2024 г. 13:52

      Диагноз прото-новохронологам

      Случилось это в 1920-х. Воистину, нет ничего нового под солнцем..."Когда, начитавшись Морозова, я с апломбом заявил критику Дмитрию Мирскому, что древнего мира не было, этот сын князя, изысканно вежливый человек, проживший долгое время в Лондоне, добряк, ударил меня тростью по спине.– Вы говорите это мне, историку? Вы… вы…Он побледнел, черная борода его ушла в рот. Вс...
      443
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика