Кто-нибудь знает, что такое медиевист? Вот и я не знал пока не прочитал этот роман, ведь он написан историком-медиевистом. Медиевист, как оказалось, - это специалист по истории средних веков и это значит, что автор поселяет своих героев не просто в пустой несуществующий мир типа Марвела или Толкиена, а в реальный мир с реальными историческими персонажами и событиями. Действие разворачивается в 14 веке в пучине борьбы за власть Людовика и Папы Иоанна. Роман интересен не только событиями, происходящими непосредственно с главными героями, а ещё колоритом и политической жизнью той эпохи.
Религиозная жизнь представлялась самым главным течением Европы - это католической верой и Папой Римским. Религия тогда была основой политики и имела огромное влияние на жизнь всех людей. Неискушённый историей человек конечно подумает, что католики были едины в своём толковании и в борьбе против еретиков. Но среди самих католиков шли горячие споры и битвы за истину толкования священного писания. И так как Папа Римский мог единственно правильно толковать библию, то все течения, которые вступали в конфликт с ним уничтожались и назывались еретиками. Однако различные монашеские ордена не переставали выступать на стороне тех или иных политических фигур добавляя им веса. Так и в книге разворачивается противостояние ордена францисканцев (миноритов) с доминиканцами. Орден доминиканцев под руководством папы защищал права на частную собственность, но францисканцы были несогласны с этим. Они говорили, что Христос был беден и не мог поддерживать частную собственность - на фоне этого разворачивается конфликт мнений. На самом же деле, это была борьба за влияние Папы Римского и императора Людовика, францисканцы своим толкованием ограничивали влияние церкви на жизнь мирскую и тем самым расширяли права императора. А так как папа Иоанн имел в своём составе инквизиторов, то у него было непреодолимое желание поскорей расправиться уже с этими еретиками. Представитель францисканцев не принял приглашение папы для замирения так как понял, что его скорее всего в резиденции папы ждёт яркий костёр в его честь, но его это не радовало и поэтому он назначил встречу в нейтральном монастыре бенедиктинцев. А папа, который не хотел считаться с мнениями отступников послал туда, как выразился главный герой, «главного молота еретиков». В общем договариваться с еретиками, ограничивающими власть Папы, никто не собирался, что и случилось.
Католическая церковь предстаёт нам в виде папы Иоанна и «молота еретиков» инквизитора Бернарда Ги. Автор хорошо характеризует папу как ловкача, который хитро пролез на тёплое место: «сорока-воровка, еврейский ростовщик, в Авиньоне заключает больше сделок чем во Флоренции» «всякий раз, когда я заходил к нему в покои там было полно банкиров, менял на столах было навалено золото». Папа отгрохал себе резиденцию и живёт в своё удовольствие объясняя это своей верой, также он создал распятье где Христос одной рукой держится за кошель - типа разрешает церкви тратить свои деньги на благо веры! «Молот еретиков» Бернард Ги тоже не бельмеса не понимал в религии, толковании священного писания и был далёк от всего этого, зато обладал всеми качествами хорошего детектива и беспринципного борца против еретиков, то есть против тех, кто против богатств папы. По сути встреча в этом монастыре должна была защитить богатства и влияние Папы от нападения монахов францисканцев, защищавших бедность и простой народ.
А что простой народ? А простой народ был на грани выживания, питался объедками монастыря и был готов на всё ради еды. Монахи жили очень хорошо, а поселенья которые располагались возле монастыря беднели от церковной десятины и выживали с трудом. Простой необразованный народ автор называет – простецами, которых пытаются использовать каждый в своих целях. Множество всевозможных идеологических течений организовывались и пытались защитить интересы простого народа, попадали в еретики и заканчивали там свою историю. Так самым большим течением было течение Дольчина - они грабили и убивали богатых аббатов и делил всё между бедными и имели большую славу и поддержку народа пока папа не снарядил туда крестовый поход и не разбил их. Ибо на каждого Дольчина у церкви есть свой инквизитор и защитник веры Бернард Ги. А простецы не понимают почему же они так плохо живут хотя церковь обещает им защиту господа и достойное существование.
Знание сила! И вокруг знаний библиотеки закручивается главная интрига детективного сюжета. Библиотека представлена в виде лабиринта секреты которого знают только посвящённые. Однако, аббат - глава монастыря и его библиотекарь тоже были не очень-то учёные люди, попавшие на эти места скорей за счёт хитрости и лести, чем по заслугам и даже они не были посвящены во все тайны библиотеки, а управлял ими тот, кто имел тайные знания. Ибо знания опаснейшая вещь – нельзя открывать научные тайны любому, так как некоторые способны дурно использовано их. А некоторые знания могут разрушить религиозные догмы и нанести урон церкви – вот вокруг этих знаний и закручивается интрига. Поэтому Хорхе - главной «теневой» управляющий монастыря, не хочет давать книгу Аристотеля, которая противопоставляет серьёзности церковного учения шутки и остроумия для познания истин: «У Аристотеля говорится о шутках и словесных играх как о средстве наилучшего познания истин и что, следовательно, смех не может быть дурным делом, если способствует откровению истин». Хорхе считает, что это неминуемо приведёт к краху религиозной машины, но как мы видим в современном мире Аристотель в свободном доступе, а простецов и религии меньше не стало.
Ещё публикации по разбору книг:
1.Чего хочет женщина ответ из книги "Мадам Бовари".
2."Убить пересмешника" - американский менталитет глазами детей.
Оценили 12 человек
19 кармы