Впечатлённый идеями Юнга, Фаулз написал роман, основой сюжета которого является психологический эксперимент. Идею эксперимента нетрудно угадать – это проба человека на роль бога, вершителя судьбы. Роль «бога» и руководителя исследования примеряет на себя пожилой психолог Кончис, его подопытным выступает молодой человек Эрфе, не нашедший своё место в жизни. В ходе эксперимента испытуемый находится в созданных руководителем и его “марионетками” обстоятельствах и не подозревает о проведении эксперимента, но может самостоятельно выбирать возможные варианты развития событий. Но настолько ли самостоятельно? Ибо, используя следующие психологические догмы и принципы, экспериментатор плавно подводит испытуемого к своей цели:
Только получая жизненный опыт человек меняет своё поведение. Кончис ставит перед собой цель помочь подопытному разобраться в самом себе и наставить на путь истинный. И при этом он прекрасно понимает, что словами и нравоучениями воспитать зрелого человека невозможно. Нельзя отругать или наказать взрослого. Ибо перевоспитать человека, у которого уже сформировалось мировоззрение не может никто. Никто кроме «бога»! А точнее обстоятельств, которые происходят по воле... ведь из таких обстоятельств выносится жизненный опыт, а с ним приходит и осознание. Исходя из этого, Кончис моделируя различные ситуации меняет мировоззрение человека, так сказать снабжает человека «искусственным опытом».
Каждый сам выбирает свой путь, никто не может заставить измениться. Бог не всемогущ, он не может заставить что-то делать, но он может создать некоторую жизненную ситуацию, однако конечный выбор из множества решений всегда остаётся за человеком. И наши упущенные возможности - это следствие неправильного выбранного решения. Кончис пытался направить подопытного чтобы он понял, что его главная женщина - это стюардесса, но Эрфе упорно идёт другим путём и выбирает совершенно незнакомую даму. И получает наказание в виде предательства. Так что на бога надейся, а сам не плошай! И только получив известие о смерти стюардессы он осознаёт свою глубокую ошибку из которой вытекает следующая догма:
Только после утраты, человек осознаёт настоящую ценность. Стараниями «бога», пропущенный через жернова предательств и психологических манипуляций, Эрфе понимает, что стюардесса была его главной женщиной и поиск встречи с ней отныне становится главное его целью.
Отождествление оказывает большое влияние на поведение человека. Используя этот принцип Кончис рассказал историю о греке, которого немцы заставили стать палачом. Случай неописуемо омерзительный для любого. В конце эксперимента Кончис проверил силу воздействия, дав возможность Эрфе отомстить своей возлюбленной за измены и за то, что она водила его за нос. И Эрфе, отождествляя себя с омерзительным палачом отказывается от мести - вот оно влияние психологической науки.
Применяя эти принципы, «бог» создаёт зависимость главного героя от своего «театра», и тут раскрывается ещё одна идея романа - смысл свободы и её невозможность, ибо даже намёка на свободу в реальности не бывает. Человек всегда зависим от других людей. И психолог, который в романе разыгрывает главного героя своим «театром марионеток», всё равно полностью не свободен и зависим от поступков подопытного. Эрфе как наркоман жаждал этой зависимости от «бога», он жаждал посмотреть новое представление, которое ему приготовит Кончис хотя и ощущал себя щепкой, вынужденной плыть по течению. Тут мы подходим к выводу, который говорит автор в предисловии: «Бог и свобода - это понятия полярно противоположные». Получается, что истинная свобода - это не бог и не дьявол, это баланс между тем и другим, свобода достижима только в диалектической взаимосвязи инь и янь. Главный герой жаждал свободы, но по итогу понял, что в свободе от отношений и людей нет счастья, счастье только в зависимости тебя от другого и наоборот, и целью жизни является найти такого человека от которого с радостью будешь зависеть.
Подытожив можно сказать что произведение написано графоманом и размазано по древу на 700 страниц то, что вполне можно было уложить на 200-300. Если не прочитать предисловия трудно понять всю полноту и замысел заложенный автором. Так как весь смысл распластан на большом количестве страниц поэтому очень сложно уловить мысль и пронести её от начала до конца. Некоторые сцены выбиваются из общей канвы, автор даже сам пишет, что не знает зачем он их создал. Также он говорит, что этот роман не раскрывает никакого аспекта - для каждого он свой, идея романа - «это отклик который он будит в читателе, а заданных заранее верных реакций, насколько я знаю, не бывает». Получается, что во многом это как американские горки где сюжетные картины сменяют друг друга так стремительно, что читатель вовлекается в аттракцион эмоций, с резкими виражами бессмысленных событий. Основная мысль кроме воспитания взрослых людей заключается в ответе на вопрос: Что делает людей сильнее мудрее и успешнее? - негативный опыт! Приобретая его, мы можем делать правильный выбор и подниматься по ступенькам к мудрости пока не растворимся в бесконечности. И только пройдя через негативный опыт видна прямая дорога в солнечное будущее.
в своём блоге изучаю человека и человеческие общества по средствам книг и людей умней меня, подписывайтесь на мой твич для обсуждения https://www.twitch.tv/bookertravel
ещё статьи по данной теме:
1.Ошибки Фрейда или что будет если в теории Фрейда заменить одно слово.
2.Психология. Как реклама ловит нас в ловушку подсознания
3.«Скотный двор» - ошибки и пророчество Оруэлла
4.Самая важная борьба в жизни человека.
5.Психология личности. Как случай из жизни Бенджамина Франклина показал, что прав не тот кто прав…
Оценили 7 человек
7 кармы