• РЕГИСТРАЦИЯ

И всё таки, "Почему социализм провалился"

42 744

Страшно сознавать, насколько точно сбылись предсказания Бориса Чичерина по поводу социализма. Представьте: 1882 год. Володя Ульянов ходит в гимназию и ещё, вероятно, даже не думает про революцию. Его старший брат, террорист, будет арестован только через пять лет. До известных событий октября 1917 года остаётся несколько десятилетий.

И вот в этот самый момент, когда аббревиатуры СССР не существовало ещё даже в проекте, философ Борис Чичерин пишет книгу «Собственность и государство», в которой он прозревает реалии развитого социализма столь узнаваемо, будто писал книгу на 100 лет позже, при Брежневе, а не при Александре III.

Цитирую архилюбопытный фрагмент:

https://www.rulit.me/books/sob...

Понятно, какая нестерпимая тирания должна водвориться при таком общественном устройстве. По-видимому, цель социализма состоит в том, чтобы поднять достоинство человека: всякая частная зависимость прекращается, и остается одно служение обществу. Но в действительности эта перемена состоит лишь в замене свободных частных отношений подчинением правительственной регламентации и произволу бюрократии. В частном договоре работник является одною из договаривающихся сторон, равною с другою. Он сам заявляет о своих условиях и нередко в состоянии на них настоять; если он недоволен, он может отойти и искать себе работы у другого хозяина. Здесь же нет другого предпринимателя, кроме государства; поэтому у работника нет выбора: он должен поступить рабочим в казенное предприятие на тех условиях, какие ему будут положены. Частный предприниматель сам в значительной степени зависит от рабочих, ибо если у него не будет рабочих, то он разорится; государство же никогда не разорится и может спокойно ожидать, чтобы голодающие рабочие приняли его условия. Высота заработной платы зависит здесь не от обоюдной сделки, а от того, что остается за удовлетворением этих общественных потребностей. Частный предприниматель сначала удовлетворяет рабочих, а затем уже, за вычетом издержек, получает свой доход; государство, напротив, сначала берет себе то, что нужно для возмещения издержек и для умножения капитала, и затем уже остальное распределяет между рабочими. И это распределение производится исключительно по его усмотрению. Оценка труда по его качеству зависит либо от решения чиновников, вовсе не заинтересованных в выгодах предприятия, либо, что еще хуже, от голоса рабочих, заинтересованных в том, чтобы другой не получал большей платы в ущерб им самим. Недовольному закрыта всякая возможность протеста. Он не может ни искать себе другого хозяина, ибо другого хозяина нет, ни сам сделаться предпринимателем, ибо это ему воспрещено. Единственный исход для рабочего, единственная для него возможность выйти из подчиненного положения, это вступить в разряд чиновников. Поэтому в противоположность тому, что происходит при существовании частной предприимчивости, интерес рабочего класса будет состоять в безмерном размножении чиновничества. За это будут стоять все, чувствующие в себе какие-нибудь способности, и только сознающие себя совершенно неспособными будут против. А это опять же не может не отразиться пагубно на производстве, тем более что именно на этом поле будут разыгрываться все человеческие страсти.

Какое же значение может иметь при таком порядке свобода в выборе занятий, которая будто бы предоставляется отдельным лицам, а равно и заработок, который присваивается им как собственность? Человек может выбирать себе какое угодно занятие, но от единственного хозяина, государства, зависит принимать его или нет. Государство определяет, какое количество рабочих ему нужно в каждой отрасли, а так как рабочие находятся совершенно в его руках, то и распределение зависит вполне от него. Если в известной отрасли есть лишние, то оно просто перемещает их в другую, где недостает рабочих сил. При частной предприимчивости рабочие сами стремятся туда, где есть недостаток, ибо там им предлагаются более выгодные условия; но при социалистическом производстве условия везде одинаковы, и перемещение зависит не от воли или выгоды рабочих, а исключительно от усмотрения государства. Рабочий волею или неволею должен подчиняться, ибо у него нет иного исхода; государство же с своей стороны имеет не только право, но и обязанность распоряжаться работою по своему усмотрению, ибо, сделавшись единственным предпринимателем, оно взяло на себя обязанность всем давать работу и устроить эту работу так, чтобы все потребности были удовлетворены. Таким образом, все находится в его руках. Свободный выбор занятий при такой монополии обращается в фикцию. Рабочий имеет право требовать, чтобы ему давали работу и притом на одинаковых с другими условиях; но какую работу ему дадут, это зависит от воли государства.

К уничтожению свободы труда ведет и самый способ определения заработной платы. В социалистическом производстве заработок определяется не частною сделкою между хозяином и работником, а долею участия каждого в совокупном производстве. Из народного дохода выделяется то, что нужно для общих потребностей, и затем остальное распределяется между рабочими. Следовательно, доля каждого зависит от работы всех других. А потому каждый имеет право требовать, чтобы все другие работали так, чтобы он мог удовлетворить своим потребностям. Но как скоро возникает подобное требование, так работа необходимо становится принудительною. Социалистическим производством установляется всеобщая солидарность, а всеобщая солидарность влечет за собою всеобщее принуждение, ибо тут возникают юридические требования всех на каждого и каждого на всех. Свобода лица исчезает совершенно. А так как свободный труд производительнее невольного, то и с этой стороны неизбежно происходит уменьшение производства.

Не все социалисты решаются признать эти последствия своей теории. Шеффле, например, возмущается против всемогущества государства и объявляет социализм, подавляющий свободу, "безумием и убийством в отношении к цивилизации". Из стремления сочетать свободу с социализмом возникают изложенные выше учения анархистов и поборников самоуправления. Но самая несостоятельность этих попыток указывает на несовместимость обоих начал. Более последовательные социалисты не обманывают себя на этот счет. Вместо идиллических изображений свободы они свой идеальный быт прямо приравнивают к деспотизму. Так например, Родбертус, желая показать характер социалистического производства, начинает с изображения восточного деспота, "собственника земли и людей", распоряжающегося тем и другим по своему произволу. На место "этой единой собственности единого деспота", говорит он, представьте себе землю и произведения, принадлежащие совокупно народу, который руководит производством совершенно так же, как делает восточный деспот через своих слуг, и так же полновластно распоряжается всеми производительными средствами, как органы старо-персидского монарха в силу его права собственности. Очевидно, что при такой системе о свободе не может быть речи. Люди, равно как земля, принадлежат новому деспоту – народу. И чем меньше лицу предоставляется простора, тем, по этой теории, лучше. "Чем централизованнее организм, – говорит Родбертус, – тем он совершеннее".

К чему же служит заработок при таком порядке? Единственная его цель заключается в удовлетворении потребностей, ибо сбережение тут неуместно, капитализация воспрещена. Собственник остается исключительно потребителем. Но каково положение потребителя при социалистическом устройстве? В частном производстве потребитель является судьею производителя: он предъявляет свои требования, он предлагает свою цену. Вся задача производителя состоит в том, чтобы угодить потребителю; если он не умеет этого сделать, он разоряется. Конкуренция производителей и преимущество одних перед другими основаны единственно на том, что одни лучше других умеют достигнуть этой цели. При социалистическом производстве, напротив, потребитель становится в полную зависимость от производителя. Государство не разорится оттого, что оно не умеет угодить потребителям. Самое потребление, так же как и производство, находится в его руках. Оно определяет, что потребителям нужно и по какой цене должны брать произведения. Выбора у них нет; они имеют перед собою монополиста, который заставляет их делать из полученного ими заработка то употребление, которое нравится не им, а ему. Вспомним приведенные выше слова Шеффле: "дело идет, – говорит он, – не о том, чтобы просто свести к общему итогу личное, то есть часто в высшей степени неразумные и вредные для общества потребности, и признать их, не заботясь об общественных интересах. Некоторые потребности следует отчасти исключить, отчасти затруднить. Другие надобно ввести и облегчить. Личной свободе потребностей должно положить границы, узду и побуждения в интересах сохранения целого". Шеффле прямо даже признает потребление общественным делом. "Цель потребления, – говорит он, – состоит в получении социально употребимой силы и в извлечении социальной пользы из персонала и из имущества".

Но если лицо, относительно удовлетворения своих нужд вполне зависит от общества, то, с другой стороны, в силу самого этого начала оно обращается к обществу с требованием, чтобы оно удовлетворяло этим нуждам. При всеобщей солидарности заработок, как мы видели, зависит не от работы лица, а от работы всех. Он получается из общего дохода от совокупного, руководимого государством производства. Заработок представляет не только участие каждого в этой совокупной работе, но и требование, обращенное к государству, чтобы работа всех была достаточная для удовлетворения нужд. Мало того: требования лица идут еще далее. Кроме платы за работу государство обязано ему и помощью, на него падает все, что при свободном устройстве совершается благотворительностью, человеколюбием, милосердием, дружбою. Сделавшись единственным предпринимателем, снявши с граждан попечение о будущем, оно взяло на себя обязанность удовлетворять всем их потребностям, а потому они имеют право требовать, чтобы оно исполняло эту обязанность вполне. Вследствие этого общий фонд становится источником для удовлетворения всех возможных нужд, и заработная плата перестает быть мерилом этого удовлетворения. Каждый работает для государства по его указаниям, а взамен того получает от государства все для него потребное. Социалистическое производство последовательно влечет за собою социалистическое потребление. Социализм становится коммунизмом.

Значительная часть социалистов отрекается от коммунизма. С социалистическим производством они хотят совместить свободу и собственность. Некоторые считают даже клеветою, когда социалистов обвиняют в отрицании этих начал. Но мы видели уже, что при социалистическом производстве свобода и собственность обращаются в призрак. Государство берет себе все: и землю, и капитал, и предприятие, оставляя человеку один личный труд, которым оно же располагает по произволу. Самое потребление и деторождение ограничиваются государством. При таких условиях одно, что может сделать человек, – это обратиться к нему с требованием, чтобы оно взяло на себя и удовлетворение всех его нужд. Человек сделался рабом общества; оно обязано его кормить. В этом и состоит коммунизм, который составляет крайнее, но последовательное приложение социалистических начал.

Нет сомнения однако, что коммунизм не что иное, как высшее выражение того внутреннего противоречия, которое лежит в основании всех социалистических стремлений. Коммунизм ставит себе целью возвеличение человека, и обращает его в раба; он провозглашает высшее нравственное начало, братство, и делает это начало принудительным, то есть лишает его нравственного характера; он хочет удовлетворить всем человеческим потребностям, и уничтожает всякое побуждение к труду, следовательно, делает невозможным сколько-нибудь широкое удовлетворение потребностей. Всякое одностороннее начало заключает в себе внутреннее противоречие, ибо оно пытается частью заменить целое, сохранить полноту жизни, выкинувши из нее одну половину. Но одностороннее развитие начала, уже самого по себе ложного, ведет к крайнему противоречию. Коммунизм есть отрицание всей личной половины человеческой природы, то есть именно того, что делает человека единичным существом. Но так как природу уничтожить невозможно, то насильственно подавленная личность неизбежно проявится иным путем: она выразится в стремлении каждого пользоваться как можно более общественным достоянием, внося в него как можно менее с своей стороны. Чем недобросовестнее человек, тем легче это сделать. Тут внакладе будут не худшие, а лучшие элементы. Коммунизм, по меткому выражению Прудона, есть эксплуатация сильного слабым, и не в материальном только смысле, а также и в нравственном: это эксплуатация добросовестного недобросовестным. Только высшее религиозное одушевление, доводящее человека до полного самоотречения, может противодействовать этому злу. Поэтому коммунистические общества встречаются лишь между людьми, отрекающимися от всяких мирских помыслов во имя целей загробных. Но непременное условие для существования таких обществ состоит в том, чтобы они были добровольные. К государственным учреждениям такое устройство неприложимо. Как скоро вводится юридическое начало, так коммунизм обращается в рабство.

https://zen.yandex.ru/media/makarenko/pochemu-socializm-provalilsia-5f48ac86bde1b7679f80a5db?&utm_campaign=dbr

Могут ли нынешние апологеты коммунизма возразить русскому философу? Ведь он предугадал всё, с чем столкнулся Советский Союз на своем пути.

Не в силе Бог, а в Правде!

    Просто новости - 183

    Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

    Для закономерности не хватает третьего. Два этих события фактически подтверждают догадки об атаках в "глубине страны"
    • pretty
    • Сегодня 08:40
    • В топе

    ДМИТРИЙ  МАТВЕЕВПомните эти обсуждения, когда первые БПЛА атаковали Москву и Петербург? Пока привыкшие во всëм сразу винить власти (а военное руководство это тоже одна из ветвей) не стеснялись в ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Боржов(Россия, МО) 24 апреля 19:04

      О России, Украине, Путине и не только.

      Дмитрий Выдрин: «Я Путину при личной встрече сказал: «Вы нас обманули: вы не политик, а разведчик» Советник четырех президентов Украины о шароварах Ющенко, автобазе Януковича и окончании СВО«Меня всегда удивляет, когда говорят, что это Запад управляет Украиной. Нет, это скорее Украина управляет Западом и является его духовным лидером. Еще во времена Ющен...
      265
      Боржов(Россия, МО) 24 апреля 11:12

      Такое вот лицо нашей нынешней философии: Александр Дугин

      Александра Гельевича Дугина называют идеологом нынешнего режима, философом, политологом и социологом. Он действительно кандидат философских наук и доктор как политических, так и социологических наук. Его активность на поприще общественного познания изумляет, Дугин очень плодотворный автор, он написал и издал большое количество трудов. Одна только серия "Ноомахия" чего...
      226
      Боржов(Россия, МО) 21 апреля 12:00

      На смерть байкера.

                           Как говаривал классик, "Смерть одного - трагедия, смерть миллионов - это статистика", поэтому, если показать эту смерть в прямом эфире и с подробностями, то тебе больше лайков поставят. И это я только про сетевых балбесов, которые на этом бабки банчат. А есть ведь и откровенные н...
      176
      Боржов(Россия, МО) 20 апреля 12:39

      Судебная статистика по иностранной преступности в России за 2023 год.

      Сколько приговоров в России вынесли иностранцам и по каким статьямВ России в 2023 году суды вынесли приговоры 22,3 тыс. иностранцев. Их чаще всего судили за подделку документов, кражи и наркоторговлю. В лидерах по приросту осужденных — преступления, связанные с наркотиками, и убийства По каким статьям чаще всего судили иностранцевВ России в 2023 году чис...
      125

      Завидуй молча!

         Что же твои хозяева вменяемых байденов не наделают. Рукожопые и всё время не то получается? Или головожопые и ума не хватает? ...
      212

      Доигрался .уй на скрипке: Найда сушит сухари и пишет завещания. Витюше Челышевой приготовиться?

          Кто ж тут не знает старичка с фамилиёй клички су...амки собаки и с картинкой лечащего врача на аватарке! Клиент, похоже, всё...Определенные государственные органы по достоинству оценили его творчество и...теперь он пишет тут своё завещание под говорящим ником. Очень надеюсь, что и судебные инстанции по достоинству оценят его усилия по спасе...
      2411

      Запомните этих фейкометов, сплетников и агентов чужого влияния.

             Два дня наблюдаю за всем этим зверинцем и скотным двором. ...
      2628

      На фото террористов из «Крокуса» нашлась деталь, выдавшая заказчиков

      Муфтий Яббясов указал на сомнительную деталь на фото террористов из «Крокуса»В Сети обсуждают предполагаемое фото террористов, устроивших бойню в «Крокус Сити Холле»: четыре человека в такой же одежде, как у нападавших, с закрытыми лицами, вздымают вверх левые руки на фоне символики ИГИЛ*. Это якобы «доказывает их плотную связь» с этой группировкой. Но есть нюанс, кот...
      8827

      ИИ разоблачил заказчиков теракта в «Крокусе»: так работают британские и американские спецслужбы, а вовсе не ИГИЛ*

      Ответственность за это беспрецедентное по жестокости нападение, якобы, взяла на себя запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ* — так, во всяком случае пишут Reuters (Великобритания) и New York Times (США). Однако у многих политиков и аналитиков, причем, не только в России, это вызывает сомнения. Вот что сообщила на своей странице в соцсети ...
      3589

      Специалист по лжи оценила видео с допросами террористов, устроивших кровавое нападение на "Крокус": "Вопросы понимают, уходят от ответа"

      В интернете появились видео с первыми допросами пойманных террористов, устроивших стрельбу в «Крокус сити холле». Понятное дело, полноценно колоть их станут позже. Но мы решили уже сейчас оценить искренность этих преступников. А помогла нам Ирина Куршакова, психолог, профайлер или по-простому, специалист по лжи. СМОТРИТ В ЗОНУ ПАМЯТИ И УХОДИТ ОТ ОТВЕТАПе...
      3667

      Хренке, который пулос, и прочим марксистам.

      Не то вы, товарищи, социализмом называете и не к тому призываете. Почему? Смотрите сюда. Пишет ваш просветленный товарищ.Социализм не существует. Кто этого не понимает, тот вообще ничего не знает о социализме и капитализмеСоциализма как способа производства нет в природе. Это миф. Снежный человек. Незнание факта несуществования социализма сгубило Союз, а теперь и Росс...
      286

      Других мраксистов у меня для вас нет...

      Ну, кто еще тут не знает бертунька дыркина, ой, простите, robertа trubinа. Этот мощный старик отечественного мраксизьма сегодня задвинул по конспирологии https://cont.ws/@torotoro/2759938И с ленинской хитрецой на бровях так пошутил:"Президент Владимир Путин на следующей неделе будет участвовать в коллегии ФСБ.." - чё за спойлер неоконченного пока се...
      184
      Боржов(Россия, МО) 17 февраля 19:49

      Экономика СССР 1970-1980-х гг.: ставим диагноз болезни

      В 1990 году СССР занимал второе место в мире по объему ВВП. А вот по объему ВВП на душу населения Союз занимал лишь 31-е место.Причиной такого странного несовпадения двух важнейших показателей экономической деятельности было, как известно, то, что в экономике СССР слишком большое развитие получил военно-промышленный комплекс и смежные с ним отрасли. В 1...
      164
      Боржов(Россия, МО) 10 февраля 18:25

      Методичка кремлебота: Как не запутаться в нынешних патриотах?

          Поговорим, друзья мои, сегодня о патриотах. С началом спецоперации и открытого противостояния с КЗ их у нас развелось и расплодилось столько, что уже порой и не разобраться, где патриот, а где выдающий за него наймит того самого КЗ.    Не открою секрета, сказав, что в последний год особо активно  тему патриотизма окучивает малофеевская сет...
      468
      Боржов(Россия, МО) 10 февраля 13:25

      Как антиваксер, так дурак.

      Сначала этот акадэмик фейковой Акадэмии не верил в существование вируса КОВИДа, теперь не верит в существование Путина. А это уже не диагноз?  Ждем теперь признания редьков, шафалинских и прочих манек...как их?...а, меньшиковых....
      209
      Боржов(Россия, МО) 6 февраля 21:21

      Политолог: Зеленскому не простят того, что произошло в Киеве с Нуланд

      Евстафьев: итоги визита Нуланд в Киев будут иметь последствия для Зеленского Визит в Киев заместителя госсекретаря США по политическим делам Виктории Нуланд прокомментировал в своей авторской программе на радио Sputnik политолог, кандидат политических наук Дмитрий Евстафьев.Заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд приезжала в Ки...
      7736
      Боржов(Россия, МО) 1 февраля 21:24

      Подарите Вите календарь или выведите его из запоя.

      Витюшка опять залудил протухшую новость https://cont.ws/@fybcbvjd/2726780Читаем с витиной помойки:Московский муфтий Рамазанов идёт в президенты РФ. В предвыборной гонке его кандидатуру поддерживает партия «Российский общенародный союз». Эта новость была заявлена лидером Российского общенародного союза Сергеем Бабуриным ещё в конце декабря 2023 года.На се...
      253
      Боржов(Россия, МО) 24 января 22:27

      Как стать Иудой на старости лет.

             Как известно, имя Иуды стало нарицательным и символом гнусного предательства. Некоторые исследователи допускают то, что Иуда пошел на предательство Учителя из благих побуждений, желая добра Христу, но потом после его убийства не вынес угрызений совести и повесился с горя, ужаснувшись тому, что он совершил.      Увы, но библейс...
      376

      Говорят – ВЧК, а погоны – явно ЦРУшные: «патриотический» ТГ-канал оказался «засланным казачком»

      Успех Telegram ставит в тупик даже матерых медиатехнологов. Как такой популярности смогла добиться площадка, в которой даже нет необходимого для раскрутки функционала? Telegram был и остается мессенджером, в котором роль алгоритмов, подкидывающих потенциально любопытные материалы взяли на себя сами пользователи.Ответ лежит прежде всего в политической пл...
      1287
      Боржов(Россия, МО) 23 января 20:06

      Тут читатели интересуются, о чем речь в статьях идет? Даю пояснения на подумать.

         Читатели в комментариях спрашивают, о чем речь идет в статьях https://cont.ws/@borziy/2721227 и https://cont.ws/@borziy/2721169? А это, друзья мои, всё продолжение  темы https://cont.ws/@borziy/2713026.А чтобы совсем понятно было предлагаю вам ознакомиться со статьей на КОНТе аж от от далекого уже 2015 года. Речь здесь идет ни мно...
      131
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика