• РЕГИСТРАЦИЯ

Религия рабов или религия свободы?

85 10350

Одним из самых распространенных обвинений против христианства является утверждение, что оно — это "религия рабов". Вообще, утверждение это, как минимум, чисто формально "шито белыми нитками". Ну, не существует ныне рабства — за исключением самых отсталых стран, да еще отдельных "маленьких, но гордых" народностей, живущих по укладу и обычаям Средневековья. Ну, а необходимость подчинения и выполнения приказов начальства — существенный элемент любой общественной организации.

Долго ли удержится на своем месте представитель какого-нибудь "офисного планктона", с пафосом рассуждающий о своей "свободе" и "непринятии религиозного рабства", если он не выполнит даже не "Десять заповедей", а банальное распоряжение своего шефа? Ровно столько, сколько потребуется времени для написания приказа о его увольнении. Ну, а потом, конечно, можно и действительно свободным побыть — пока, за отсутствием работы и денег, не окажешься в состоянии подзаборного бомжа.

Да, в церковных молитвах выражение "раб" действительно встречается очень часто. Отчасти это дань временам, когда эти молитвы создавались. Но, кстати, и во времена существования истинного рабства в Римской империи (а потом — в Византии) одинаковыми словами молились и настоящие бесправные рабы, и свободные люди, и даже сам император. При этом не видя в своей самоидентификации с "рабами Божьими" ничего зазорного. Хотя бы потому, что слов "раб" тут выступает синонимом слов "работник", "сотрудник". Последнее же звучит очень даже престижно. Наверное, многие хоть раз в жизни наблюдали за тем, как отдельные граждане с плохо скрываемым торжеством представляются "сотрудниками милиции" (Прокуратуры, Государственной Думы, Администрации Президента) и других уважаемых органов? Насколько же почетнее выглядит статус сотрудника не кого-нибудь, а самого Бога.

Тем не менее, определенная проблема с "рабством" в христианстве действительно есть. Собственно, уже в Евангелии четко выделяются три категории верующих — "рабы", "наемники", "сыны". Особенно подробно разница между ними рассматривается в святоотеческих творениях. Итак, "рабы" в собственном понимании этого слова — это те, кто верит в Бога из-за страха наказания. То ли в земной жизни — то ли уже в загробной. В основном, их вдохновение черпается в псевдо-"душеспасительных" "страшилках", описывающих посмертные видения адских мучений воскресших коммунисток и прочих граждан, фигурирующих в сборниках "Православные чудеса XX века".

Хотя, при желании, можно найти "пищу" для страха и в более серьезной литературе. Такие люди, разумеется, прилежно молятся, ходят в храмы — вот только побудительные мотивы такого поведения вызывают очень большой скепсис. Ладно там у известного остряка Дени Дидро, однажды саркастически заметившего: "Отнимите у христиан страх ада — и христианство исчезнет". Так ведь и сам Христос заметил на этот счет: "раб не пребывает в доме (Отца) вечно; сын пребывает вечно" (Ин. 8:35

Но прежде чем перейти к описанию категории "сынов" — необходимо коснуться тех, кого именуют "наемниками". Святоотеческая традиция относит к ним тех, кто уже не особо боится (или вообще не боится) каких-либо наказаний со стороны Бога. Тем более, что последние наяву чаще всего оказываются элементарным отрицательным проявлением законов природы в ответ на самоубийственные действия грешника против самого себя. Ну, например, пагубные последствия греха чревоугодия можно именовать "наказанием Божьим" — а можно и неотвратимым следствием воздействия ожирения на развитие гипертонии, ишемической болезни сердца, проблем с мозговым кровобращением и прочее.

С другой стороны, наемники уже опытным путем постигли, что Бог — это Любовь, и дары этой Любви превышают все мыслимые блага этого мира. Что, впрочем, не исключает и проявления этой Любви в даровании и земных благ. Удачи, пусть скромного — но богатства, успеха. А также — утешения в молитве, и просто чувства счастья, которое без Бога в принципе невозможно. Как писал в составленном им "Акафисте Всемогущему Богу в нашествии печали" святой Тихон Задонский "Возбранный Воеводо и Господи, радосте и веселие рабом Твоим, идеже Ты, тамо потребляется всякая печаль, идеже несть Тебе, тамо всякая радость суетна".

Разумеется, наемник, как всякий современный человек, готов "отработать" подателю вышеуказанного данные им блага. И отрабатывает, пусть порой и не без ленцы или лукавства — ходит в храм, молится, иногда даже нищим подает. А то, право, вдруг Господь возьмет — да и заберет все свои милости? Ада, конечно, такой христианин не страшится, на Земле тоже как-нибудь проживет — но хочется ж не "как-нибудь",а хорошо,правда? Лучше уж "поработать Господу" в меру своих сил.

Однако Богу такая категория своих "почитателей" тоже не очень по душе. Особенно скептически высказался о них Христос в Евангелии от Иоанна, противопоставляя Себя как "доброго пастыря" именно "наемнику". "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах." (Ин.10: 11-13)

В этом отрывке Святого Писания как раз и говорится о самой отрицательной черте наемников — в случае опасности или "задержки зарплаты" они могут запросто "бросить работу". А это, понятно, есть не самый лучший способ сотрудничества с Богом.

Увы, иного способа проверить, действительно ли человек хотя бы пытается искренне полюбить Творца, а не только "поработать" у Него "по сдельной цене", чем показать свою верность в испытаниях, просто нет. Рано или поздно даже у относительно самого благополучного праведника может возникнуть вопрос: "А даром ли богобоязнен Иов? Отними у него все, что Ты дал ему — и посмотрим, благословит ли он Тебя" — который был задан Сатаной Богу в одноименной книге Библии. После чего Князю Тьмы было попущено подвергнуть Иова невообразимым страданиям — лишению имущества, гибели детей, тяжелой болезни. Но и во всех злоключениях праведник не переставал благословлять Создателя — хотя и не считал себя заслуживающим наказания.

Слава Богу, большинству верующих не приходится для испытания веры лишаться всего нажитого, родных и заболевать проказой. Но и без этого в процессе духовной жизни, спустя некоторое время после обращения к вере, что обычно воспринимается как безмятежное счастье "первой благодати", наступает очень тягостное "духовное охлаждение". И нужно, собрав волю в кулак, прилагать очень большие силы чтобы продолжать церковную жизнь — вместо того, чтобы искать радости в других удовольствиях.

Длительность этого периода у каждого разная. Великие подвижники порой субъективно не ощущали Любовь Божью целыми годами. Например, многим известно, как преподобный Серафим Саровский три года неусыпно молился на камне. Но немногие знают, что этот подвиг он взял на себя именно потому, что "первая благодать" отступила от него после ссоры с собратом из монастыря. А практически наш современник, преподобный Силуан Афонский, перешедший в вечность в 1938 году, "держал свой ум во аде и не отчаивался" целых 20 лет! Зато после стойкого перенесения этого подвига Господь даровал святому невероятно сильную любовь к людям — произведения подвижника ей буквально проникнуты.

Явления того же рода — и подвиги мучеников за Христа. Которые доказали искренность своей любви к Нему страданиями и смертью. Поэтому Церковь практически "автоматически" причисляет их к лику святых — по слову самого Господа: "кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным." (Мф.10:32-33)

Что ж, как говорили Святые Отцы, "венца без победы, победы без подвига, подвига без брани, брани без врагов не бывает." Но только те, кто хотя бы старался бороться, пусть и с постоянными падениями, но все равно с желанием победы — могут считаться "сынами". Которые не "зарабатывают" дары Божьи — они и так живут в Божьей Любви, как дети в Отчем Доме, где отношения "купли-продажи" немыслимы. Но для сынов нет и страха наказания. "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви", — писал самый мистичный из учеников Христовых Иоанн Богослов, прозванный "апостолом любви".

В заключение можно заметить, что среди большинства верующих довольно сложно найти "чистые" типы "рабов", "наемников" и "сынов". Скорее, речь идет о типах "смешанных" — в разных долях указанных выше составляющих. Когда человек одновременно может чего-то бояться, на что-то рассчитывать — и, все-таки, хоть в чем-то бескорыстно любить. А конечной целью христианской жизни, среди прочего, и является "выдавливание из себя раба". Да, впрочем, и наемника тоже — который фактически тоже раб, только боящийся не "кнута", а "лишения пряника". И в этом истинное христианство вполне солидарно с гуманистической критикой слабо разбирающихся в сути вопроса нехристианских философов.

Юрий Носовский.

 Матерщина, оскорбления автора, оппонентов, Православия, православных, России и русских, наказываются удалением! 

brest88

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      brest88 8 октября 2021 г. 18:22

      Будь готов!

      Постепенно накапливаясь, информация из официальных источников, из СМИ, из международных открытых документальных источников и от отечественных аналитиков приводит любого думающего к определенным выводам о том, что можно ожидать в ближайшие несколько месяцев. Возможно, я ошибаюсь (и очень бы хотел ошибиться), но логика развития ситуации свидетельствует о том, что событи...
      1366
      brest88 27 декабря 2017 г. 16:39

      "Секреты" самозащиты.

       Начнем с определения. Самозащита это- индивидуальные действия по защите от нападения одного или нескольких агрессоров. Самозащита предполагает адекватный ответ на нападение. Или превентивную атаку с целью прекращения агрессии. Как сейчас говорят:" действия по принуждению к миру". К примеру, подходит к вам агрессивный молодой человек и говорит:" Ес...
      7479
      brest88 26 декабря 2017 г. 17:30

      Кто мы? Зачем мы?

      Однажды заданные самому себе, казалось бы простые вопросы: Кто мы? Зачем мы родились в этом мире? И в чем цель и смысл нашей жизни? Никак не покидают любого здравомыслящего индивида. Конечно, есть простые ответы, которые все повторяют изо дня в день: мы- люди; родились для счастья и любви; цель жизни: «…посадить дерево, родить ребенка…», и что – то еще,...
      7792
      brest88 25 декабря 2017 г. 19:37

      Смысл жизни

      Мы живем в сложное и агрессивное время. Сложность характеризуется обилием личностных выборов. То есть, хочешь так поступай, хочешь эдак. Можешь остаться в стране, можешь уехать. Можешь принять американскую модель жизни, а можешь не принять. Можешь разговаривать матом, слушать рэп, смотреть "пельмени". КВН, "вечерний Ургант ", "Универ", Дом2 и тд., а мож...
      11889
      brest88 Свет во тьме
      20 мая 2017 г. 21:28

      Фильм особого назначения как проявление политики уничтожения православия.

      Через сто лет нам уже хорошо понятно, что причинами убийства Царской Семьи в екатеринбургском «Доме особого назначения» были не какие-то внешние обстоятельства времени и места, не решение «исполкома Уралсовета», не «сложность военной обстановки», не «политический расчёт» - подавить этой жестокостью волю народа к сопротивлению, как это было сделано в 199...
      16326
      brest88 Свет во тьме
      14 мая 2017 г. 19:05

      Двоеверие на Руси. (из истории России.ХIвек)

      Славянское язычество во времена князя Владимира было религией семейной. Русский народ жил отдельными общинами, со своими племенными и кровными связями. Каждая семья имела своих совершителей религиозных обрядов в лице ее старейших членов. Жрецов почти не существовало, поэтому не было особо ревностных защитников язычества. Принимая по княжеской воле креще...
      14124
      brest88 Свет во тьме
      10 мая 2017 г. 17:27

      "Троянский конь" патриотических движений.

      На сегодняшний день различные патриотические движения являются для Православной Церкви «троянским конем». Под видом возвращения к вере наших отцов и восстановлению попранных святынь патриотически настроенные люди приходят в Православную Церковь, но приносят свою идеологию, сложившуюся вне Церкви, чаще всего оказывающейся антихристианской. И к привычному...
      9034
      brest88 Свет во тьме
      10 мая 2017 г. 16:01

      Война против Православия - война против России.

      Проблематика представляемого исследования определяется контекстной средой четырех последних лет. Содержание исторического контекста определяется разверткой активной фазы новой информационно-психологической войны против России. Русская Православная Церковь оказалась в фокусе этой информационного атаки. Необходимо понять, прежде всего, в чем причины данно...
      13060
      brest88 Свет во тьме
      8 мая 2017 г. 14:08

      Перед боем.

      Итак, все готово: оружие, боекомплект, снаряжение, экипировка, люди. Через несколько часов выдвигаемся. Все вроде как всегда, но почему то волнительно. Даже горный воздух не кружит голову. Сон не идет. Мысли крутятся вокруг завтрашней задачи. Уже в который раз делаем это, но каждый раз все по – новому: и обстоятельства, и люди, и порядок, и место, и че...
      17707
      brest88 7 мая 2017 г. 21:09

      Секреты рукопашного боя.

      «Бой – основная форма тактических действий войск…, в целях уничтожения (разгрома) противника. Рукопашный бой – форма боя, в котором противоборствующие стороны, поражают друг друга, как правило, штыками, холодным оружием, огнем из стрелкового ручного оружия и гранатами. …В современных условиях, рукопашный бой может возникать при ведении боевых действий, ...
      26020
      brest88 Свет во тьме
      5 мая 2017 г. 18:21

      Крещеный, а в церковь не ходишь. Может стоит сказать себе правду? Часть 1

      Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной.Ты – крещеный человек. Слава Богу. Но если крещеный, это не значит, что место в раю тебе обеспечено. Такой взгляд – не православный, ер...
      6604
      brest88 Свет во тьме
      4 мая 2017 г. 19:30

      Разрушители и провокаторы

      Обычная среда обитания: крупные иерархические структуры, интернет-форумы, разделы «Комментарии» на сайтах. Лезут во все дела. Критически настроены ко всем чужим идеям и проектам. На любое предложение у них всегда есть антипредложение. Любое «Да» отметается немедленным «Нет». Стоит кому-то сказать: «А давайте сделаем это вот так», ими же на...
      6227
      brest88 Свет во тьме
      2 мая 2017 г. 21:43

      Последнее слово

      Это письмо было найдено на теле расстрелянного боевиками офицера. Во вторую чеченскую. Тело было практически изрешечено пулями, но письмо, каким то образом, сохранилось в целости. Орфография немного исправлена. Так как письмо было написано карандашом, и некоторые предложения не читались, то текст письма публикуется с некоторыми сокращениями. Вот текст п...
      12044
      brest88 Свет во тьме
      2 мая 2017 г. 21:06

      Афроросияне.

      Россия суверенная страна. То есть независимая. А кто составляет коренное население России? Считается, что русские. Может быть когда – то давно, но сегодня это, к сожалению, не так. Не верите? Сейчас докажем.На западе людей из России называют русскими. Даже если ты хохол. Или еврей. Или мордвин. На западе, особенно в Америке, принято называть людей по ме...
      11594
      brest88 1 мая 2017 г. 19:43

      "Православие - опиум для народа". Из записок русского патриота. (гротеск)

      Православие – религия глупых, оболваненных, агрессивных недоумков. Православные храмы строились, вовсе не для молитв и богослужений, а как культурное наследие советского и до советского периода. Поэтому, все православные храмы надо передать государственному историческому музею. Православных священников – всех арестовать и посадить, чтобы они не ходили, ...
      11935
      brest88 25 апреля 2017 г. 19:48

      Эйфория от убийства.

      Против абортов написано очень много статей, научных исследований, книг, снято много фильмов и рекламных роликов. В подобных работах приведены доказательства того, что аборт, несомненно, является убийством не рожденного человека со всеми вытекающими последствиями. В основном затрагивается тема личной трагедии женщины, сделавшей аборт, ее искалеченная в р...
      3872
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика