Отношение коммунистов, марксистов к религии часто рассматривается сильно упрощенно. У Церкви безусловно есть основания, есть определенный счет к коммунистам. В то же время нельзя валить все грехи на одну сторону, как это часто делается сейчас. Представители церкви часто занимали вполне определенную политическую позицию, за что и отвечали в реалиях Гражданской войны.
Конечно, сложно обсуждать тему соотношения религии и коммунизма, она всегда остра, но тем не менее есть примеры, когда люди какой-либо религиозной конфессии и люди коммунистических убеждений действовали сообща и протягивали друг другу руки. Было это и в нашей стране, например, во время Великой Отечественной войны и за рубежом, тут вам хоть Фидель Кастро, хоть Мать Тереза, заявившая в 1986 году следующее: «Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. Оно не противоречит даже марксизму-ленинизму».
Сам Маркс в работе «К критике гегелевской философии права» пишет о протестантизме периода Реформации не как об «опиуме для народа» а как о революционной теории: «Революционное прошлое Германии теоретично, это — реформация. Как тогда революция началась в мозгу монаха, так теперь она начинается в мозгу философа». Думаю, понятно, что под монахом здесь подразумевается Лютер.
В продолжении этой темы я бы хотел поделиться одним найденным мною не безынтересным, эпизодом из воспоминаний Троцкого. Эпизод цитируется по статье Троцкого «Ленин и старая «Искра»»:
«В одно из воскресений я отправился с Владимиром Ильичем и Надеждой Константиновной в социалистическую лондонскую церковь, где социал-демократический митинг чередовался с пением революционно-благочестивых псалмов. Оратором выступал наборщик, вернувшийся на родину, кажется, из Австралии. Владимир Ильич переводил нам шепотом его речь, которая звучала весьма революционно, по крайней мере, по тому времени. Затем все поднимались и пели: «Всесильный боже, сделай так, чтобы не было ни королей, ни богачей»… или что-то в этом роде. «В английском пролетариате рассеяно множество элементов революционности и социализма, - говорил по этому поводу Владимир Ильич, когда мы вышли из церкви, - но все это сочетается с консерватизмом, религией, предрассудками и никак не может пробиться наружу и обобщится»…
Очень интересный эпизод, не правда ли? Ленин Троцкого в церковь водил, оказывается. Да ещё какую. Лондонскую социалистическую. Я заметил, что когда без определённых клише окунаешься в историю революционного движения, то подобных интересных эпизодов обнаруживаешь крайне много. А может навязанные нам штампы призваны скрыть парадоксальное, но вполне христианское содержание революции в том числе большевизма?
Оценил 1 человек
0 кармы