Читать "X и Y хромосомы"
"...для самого Спинозы не существовало никаких проблем. В этом смысле он проявил себя истинным евреем. В противном случае он не выбрал бы «математического метода», который рассчитан на то, чтобы представить все простым и очевидным."
Отто Вейнингер "Пол и характер"
Накануне мы говорили о хромосомах, теперь поговорим о числах, но это будет напрямую связано с предыдущей статьёй.
Как-то довелось посмотреть короткометражку Колина Леви "Тайное число" ("The Secret Number"), а перед этим фильм конца XX века знаменитого Дарена Араноффски "Пи", и захотелось увязать это с непомерной тягой еврейского мира к числам, и, возможно, найти этому объяснение в биологии.
"Под еврейством в самом широком смысле следует понимать то направление, которое в науке прежде всего видит средство к определенной цели – изгнать все трансцендентальное… Антифилософская (но не афилософская) наука есть в основе своей еврейская наука."
Отто Вейнингер "Пол и характер".
Вернёмся к фильму упомянутого Колина Леви. Сюжет хотя и изобилует тайными знаками, но, в сущности, незамысловат. Выдающийся математик, профессор Эршеим, обладатель Филдсовской премии – высшей награды в математическом мире, * проходит лечение в психиатрической клинике. Судя по всему, он туда попал по причине своего маниакального желания найти "тайное число", располагающееся между числами 3 и 4. Хотя прямого указания на это нет, но в сюжете прямо сказано, что у него "психические расстройства и эмоциональные травмы в прошлом отсутствовали". То есть, он психически здоров. Большая часть этого короткого фильма – диалог математика (профессора) и лечащего врача (доктора), который пытается убедить математика в тщетности его поисков тайного числа "bleem".
На бумаге четыре раза записанный натуральный ряд чисел от 1 до 10.
Почему до десяти – скажем чуть позже, а пока несколько скринов с диалогами:
По поводу семи измерений мы поговорим как-нибудь в другой раз, на мой взгляд, их бесконечное множество.
В конце концов доктор оказывается в пустой палате математика с исписанными формулами стенами, а санитар оправдывается в том, что он не знает как исчез из палаты больной.
И очень замечательный номер палаты, в которой находился профессор.
Кстати, с повторением этого числа посредством азбуки Бройля.
Для слепых, Ватсон!
Сразу оговорюсь – это не разбор фильма, это разбор еврейской стратегии познания этого мира.
Посредством чисел.
Вторая, а точнее самая первая и самая важная идея фикс еврейского мира – вычисление числа бога.
Дарен Араноффски в фильме "Пи", который тоже, кстати, о гениальном математике вплотную подходит к этой теме.
Но Араноффски сам же утверждает бессмысленность бездуховного, лишь посредством чисел, изучения мира.
– Макс, ты должен назвать нам это число.
– Что это?
– Талмуд гласит, что всё началось две тысячи лет назад, когда римляне разрушили второй храм...
– Что это?
– Макс, ты всё поймёшь если выслушаешь меня. Римляне также уничтожили наше духовенство. Вместе с ним погибла наша величайшая тайна.
В центре храма покоилось сердце еврейской жизни. Святая святых. Земная обитель нашего бога. Единого бога. В ней находился ковчег, где хранились десять заповедей, которые господь дал Моисею. Лишь одному человеку было дозволено вступить в святая святых, в единственный святейший день в году. В праздник Йом Киппур. В праздник кущей все израильтяне приходили в Иерусалим, чтобы увидеть, как верховный священнослужитель Коэн Годул вступает в святая святых. Если верховный священнослужитель был чист, то он вскоре возвращался, и мы знали, что следующий год проживём благополучно. Это означало, что мы на год приблизились к наступлению мессианской эры. Но если он не был чист, то он тотчас же умирал. И это означало, что мы обречены. В святая святых священнослужитель выполнял единственный ритуал. Он произносил нараспев одно слово. Это слово было истинным именем бога.
– И что?
– Истинное имя, известное лишь коханиму, состояло из двухсот шестнадцати букв.
– Вы хотите сказать, что у меня в голове истинное имя бога?
– Да, это ключ к мессианской эре. Он ещё на шаг приблизит нас к райским садам.
Талмуд гласит, что, когда римляне подожгли храм, верховный священнослужитель шагнул в огонь. Он отнёс ключ на крышу пылающего храма. Небеса разверзлись и приняли ключ из протянутой руки священника. С тех пор мы ищем этот ключ. И ты, возможно, нашёл его.
– Так вот что это было... Я видел бога?
– Нет, ты не чист. Увидеть бога можно только если ты чист.
– Я видел всё.
– Ты ничего не видел. Лишь отблеск. Но есть ещё столько всего! Этим ключом мы откроем дверь, покажем богу, что мы снова чисты.
– Вы не чисты! Как вы можете? Я нашёл его!
– Кем ты себя возомнил? Ты всего лишь божий сосуд! Ты содержишь послание, предназначенное для нас!
– Но его вручили мне. Оно внутри меня. Оно изменяет меня.
– Оно убивает тебя. Потому что ты не был готов получить его.
– Это всего лишь число. Я знаю, вы уже перебрали все стодвадцатишестизначные числа, вы их перевели и произнесли нараспев. Не так ли? И что вы получили? Число ничего не значит. Важен смысл. Синтаксис. То, что между цифрами. А раз вы это не поняли, то, значит, это число не для вас. Я его нашёл! Я его нашёл! И я его понимаю. И я всё увижу.
Рабби, я был избран.
В следующий раз поговорим о геометрических фигурах.
Николай Диковицкий
Продолжение см. здесь.
_______________________________
* Эта же премия была присвоена Михаилу Перельману в 2006 году.
Оценил 1 человек
3 кармы