Украина подошла к пределу своих мобилизационных возможностей, в Курской области \"Камаз\" ВС РФ предположительно подорвался на противотанковой мине

Мое отношение к РПЦ.

31 1949

Я не очень хотел этот текст писать, так как это довольно специальная тема, и приходится использовать много плохо определенных понятий. Определить же их все в рамках одной заметки невозможно - просто по объему. А я стремлюсь к строгим формулировкам. Пришлось писать вкратце и второпях - получилось довольно коряво, прошу прощения. Но раз уж я влез в целый ряд дискуссий на эту тему - я обязан по-возможности внятно объяснить свою позицию. А то я получил уже с десяток реплик в духе "а твое какое дело".

Сразу скажу - я атеист. Поэтому обсуждать теологические вопросы я не буду - для этого я просто не достаточно компетентен.

Отправной точкой в моем отношении является тот факт, что я патриот - в том простом смысле, что я не противлюсь собственной природе, а наоборот сознательно ей следую. Воспроизводство социокультурной общности - я воспринимаю как свою личную задачу, как свой безусловный шкурный интерес если хотите. Можно назвать это более высокопарно - Русский Мир.

Социокультурная общность - это люди, объединенные не только родством и общей историей, но что самое важное - общим социокультурным кодом. Собственно, этот код и есть основная ценность, именно он - и еще, разумеется, язык - делает нас - русскими, при чем вне зависимости от генетических признаков. Это передаваемые из поколения в поколения представления о себе и обществе, о шкале ценностей, о правоте, совести, отношении к богатству и бедности, силе и слабости, о фатализме и еще тысячах разных явлений. Эти представления непросто заметить в самом себе - они естественны, как воздух, но вот при встрече с носителем иного культурного кода - диссонанс очень даже заметен. Культурный код передается в семье, и за счет этого очень медленно меняется - скажем, написанное десять поколений назад воспринимается как написанное носителем того-же культурного кода.

Русский культурный код почти тысячелетие формировался в рамках православной традиции. Они настолько взаимосвязаны, что я бы даже сказал что наш культурный код на 90% состоит из православной этики. Да, некоторые элементы сохранились с дохристианских времен, кое-что успело закрепиться за последний век, но основная часть - именно эта.

И большую часть этого тысячелетия, русский народ, православная вера и православная церковь были не просто связанными вещами - это были три разных проявления одной и той же сущности. Принадлежность к православию была фактически тождественна русскости - вернее, само понятие русскости произошло из общей веры. Еще пару столетий назад большинство населения РИ воспринимало себя как "костромских", "псковских", "тверских" и так далее - а объединяющим началом было именно - "православные". (Я не говорю, что не существовало понятия "славяне", но на сколько мне известно, оно для большинства людей играло гораздо меньшую роль).

Церковь была средоточием духовной жизни любой общины - конечно, государство так или иначе контролировало этот институт, но само существование старообрядцев - как церковной структуры не просто не поддерживаемой, а прямо гонимой государством в течении веков - доказывает, что церковь не нуждалась в обязательной поддержке государства. Строительство храмов, соблюдение ритуалов - это было проявление духовной жизни народа, более того ритуальная и этическая компонента были неразделимы - они и сейчас-то для многих разделимы разве что умозрительно, судя по всему.

И разумеется, роль церкви в воспроизводстве социокультурной общности была столь-же гигантской, как и во всех остальных аспектах.

Массовому атеизму, на самом деле, очень мало лет, по историческим меркам. Мы всего-то в среднем третье поколение атеистов.

После массового распространения атеизма - с началом советской эпохи - основные центры, вокруг которых строилась общественная и духовная жизнь изменились. Собственно, это было неизбежным следствием урбанизации, но советская власть усугубила это явление агрессивным неприятием вообще какой-либо религии.

В результате, традиция прервалась. По-крайней мере так это видится по моей личной статистике - я вообще знаю очень мало людей, ходящих в церковь, и ни одного не знаю человека, который бы эту традицию воспринял от своих предков - все, как это, кажется, называется, новообращенные.

При этом практически все, что было славного в русской истории, почти все свершения, то чем мы гордимся, с чем хотели бы сохранить преемственность - все было сделано либо традиционно верующими людьми, либо их прямыми потомками - т.е. людьми, сформированными в рамках православной этики - не столь важно, верующими или нет. Собственно, именно на примере этого одного-двух поколений можно доказать, что определяющим свойством для русского мира является именно православная этика, а не вера. У этого поколения атеистов были ничуть не менее значимые достижения.

И вот именно это меня, как патриота, крайне беспокоит - вопрос сохранения православной этики. При этом, что такое православная вера - содержательно - я понимаю очень смутно. Я использую скорее функциональное определение - это то, что сформировало и веками поддерживало православную этику. Я не знаю, насколько сама РПЦ сохранила преемственность с той церковью, но в ней, во-всяком случае, произносят те-же самые слова. И мне очень хочется видеть в церкви естественного союзника в этом вопросе. Поэтому мне каждый раз крайне тревожно и к тому же обидно, когда значимые фигуры из РПЦ проявляют себя абсолютно не допустимым в рамках православной этики образом.

Это первая, самая глобальная причина, по которой мне есть дело до церкви.

Как мне тут подсказали, в провинции церковь зачастую по сей день продолжает играть объединяющую роль, роль центра социальной активности. И этой очень хорошо и крайне важно - потому что атомизация, гипертрофированный индивидуализм - это крайне разрушительная вещь для любого общества и абсолютно не укладывающаяся в православную этику. Ну и, видимо, это означает что хотя-бы где-то православная этика и православие продолжают оставаться связанными воедино.

Есть еще несколько, не столь глобальных вещей.

Во-первых, надо понимать, что есть огромное количество людей, нуждающихся в духовном руководстве. Это не обязательно те, кто ищут, на кого бы переложить ответственность за собственную жизнь - гораздо чаще бывает, что людям требуется совет и участие в какой-то кризисный момент. Человек в таком состоянии представляет собой легкую добычу - в первую очередь для разнообразных самозваных гуру, учителей жизни, деструктивных сект и радикальных культов. Большинство сект к тому-же плотно курируются спецслужбами - и хорошо, если отечественными.

Поэтому, существование православной церкви - где священник строго ограничен в своих советах и традицией и иерархией - это великое благо. Более того, именно наследование многовековой традиции дает ему гораздо больший авторитет, чем любому самозванцу. А сама традиция гарантирует что результаты его духовного руководства в любом случае не будут деструктивны. По этому поводу у меня есть в том числе и личные наблюдения.

Во-вторых, есть одна традиционная религия, в которой преемственность нарушена не была - или, (на территории СССР) - в значительно меньшей степени. Ислам называется. И речь идет не о радикальных течениях - радикалы сами по себе не жизнеспособны и всегда являются инструментом в чьих-то умелых руках. Речь идет о том исламе, который настоящая мировая религия, отдельный, самодостаточный взгляд на жизнь. Каждый из которых может сказать про себя - "я - мусульманин, и нас таких больше миллиарда".. Пока православие было в силе, в расцвете - православная этика исподволь, постепенно влияла и на последователей любых других религий - собственно, это одно из важнейших свойств русского мира - умение взаимодействовать с другими этносами и традициями объединяясь и взаимно обогащая - а не завоевывая или ассимилируя...

Кстати, коммунистическая идеология обладала тем-же самым свойством - она вообще имеет гораздо больше общего с православной этикой, чем может показаться на поверхностный взгляд. Собственно, если бы это было не так - она бы не была принята массами. Но это отдельная тема.

А что мы можем ответить мусульманам теперь, когда мы сами не всегда понимаем, кто мы и что, какая идея, нас объединяет?

Православная этика? Так и тут - РПЦ является на данный момент единственной организацией, которая могла бы водрузить православную этику на свое знамя и быть духовным центром, точкой притяжения..

Ну и для порядку - по сравнению с перечисленными мной вопросами, проблема финансирования РПЦ представляется мне малозначимой. Да, мне не очень понятно ни откуда РПЦ берет средства, ни куда и зачем тратит. Но если при этом будут хотя-бы частично достигаться упомянутые мной цели - я буду совершенно доволен. Другой вопрос, что само по себе распоряжение крупными финансовыми потоками - с точки зрения православной этики ситуация крайне рискованная, и, возможно, ограничение возможностей хозяйственной деятельности для церкви в целом могло бы сильно улучшить духовный климат и эффективность. Но это вопрос открытый и я его могу только задать - искать ответ на него я не компетентен. Возможно, если бы РПЦ публиковала статистику - сколько всего паствы, сколько в день посещает службы, сколько приходится на один храм и т.п. - можно было-бы сказать хоть что-то. Но я не смог найти даже внятного ответа на, казалось бы, простейший вопрос - сколько в России православных? Так что эта тема подвисает в воздухе из-за недостатка информации.

Запад ждет неприятный сюрприз
  • pretty
  • Сегодня 08:40
  • В топе

Автор:  Андрей КолесникСтранное время мы переживаем прямо сейчас. Время парадоксов, небывалых сочетаний реальности. И время опасных иллюзий для тех, кто эту реальность неправильно понимает.С...

Как молодой инженер отстаивал своё изобретение перед Сталиным и сумел его убедить? И это изменило ход войны
  • sam88
  • Сегодня 03:22
  • В топе

В 1934 году на руководство Центральной лабораторией Ижорского завода Ленинграда был поставлен молодой инженер Андрей Завьялов. Здесь разрабатывали новую броню для танков. Благодаря разработкам Завьяло...

Вот новый поворот... и Макаревич опять ноет и ревёт

Европа устами тёти Каллас возвестила о запрете въезда и ограничениях в выдаче виз для всех россиян, назвав посещение Европы привилегией. Хех, привилегия посетить разрушающуюся и дегради...

Обсудить
  • РПЦ похожа на КПСС в последние годы ее существования. Полное расхождение слов и дел.
  • Во многом согласен,кроме ислама.Отношение к религии было примерно одинаковым в центральной России и на Северном Кавказе.Это там,где я видел.Ислам активно насаждался с конца 80х начала 90х!Спонсировался Турцией,Эмиратами,Катаром и т.д.,как противовес и антагонист русским.Во многом они добились целей.Нам стало значительно сложнее понимать друг друга.
  • Возможно вы искренны. Но по факту ваших изречений вывод неутешителен. Вы атеист. Это ваше право. Но с какой целью вы начинаете давать советы Русской Церквьи? Учить что да как ей делать? На том основании, что вы решили, что вы - ПАТРИОТ? И у вас душа болит за Россию? Спасибо за советы :)) Ваша позиция по меньшей мере странная. Покажу в чем, на примере. Заменим РПЦ - АРМИЕЙ некого ДУХОВНОГО ГОСУДАРСТВА Армия разбита, пленена, офицеры и генералы расстрелены, солдаты дезертировали. Армия капитулировала, но получила от победителей унизительные условия контроля территория части этого духовного государства. Победители на большей части территории стани строить НОВОЕ ДУХОВНОЕ ГОСУДАРСТВО. Через некоторое время победители сдохли от болезни так и не построив НОВОЕ ДУХОВНОЕ ГОСУДАРСТВО. И тут опять на это государство напали новые завоеватели. И остатки армии старого государства опять пытаются защитить его всю территорию. Армия слаба, командиров нет, а кто есть большая половина не годные, да и солдат маловато. Успехов в духовной войне почти нет. И тут появляетесь Вы - ПАТРИОТ., но с белым билетом и не вояка. И начинаете давать советы, что да как той Армии делать, по ходу критикуя воинский состав. Возможно пример не годиться. Но я всё же спрошу ; "Вы действительно считаете, что вы в своем уме?" А я считаю, что нет. Какими благими бы вы мыслями не прикрывались .
  • >>«А сама традиция гарантирует что результаты его духовного руководства в любом случае не будут деструктивны.» К сожалению, никто не гарантирует на 100%, что традиция будет аккуратно соблюдаться. Есть способы повысить эту защищенность, но они затратные, и несут другие риски. В том числе это те самые крупные храмы-соборы, которые я не очень люблю, но признаю необходимыми. Ни один человек не должен замыкаться 100%-но на одного духовного руководителя, это опасно. Должно быть перекрестное общение, хотя бы эпизодическое или случайное, для возможности заметить признаки серьезных искажений. В том же старообрядчестве бывали деструктивные вывихи, из-за его изолированности.
  • Тут, пожалуй, все больше на уровне интуиции. Для серьезного исследования, действительно, не хватает данных. (В России сейчас по приблизительным прикидкам — лишь от 1% до 3% населения имеют серьезный актуальный церковный опыт. Эту грубую оценку разделяет большинство известных мне внутрицерковных наблюдателей, получается она простым вычислением соотношения числа активных прихожан любого прихода и общей численности населения его территории. Еще эмпирические данные - для устойчивого самообеспечения прихода нужно население около 5000 чел. - если настоятель семейный, если монах — можно меньше. Неплохую социологию дает исследовательская служба «Среда», но ее результаты интересны скорее для компетентных в религии, т.к. в них детализируется реальная воцерковленность номинально-православных и известность некоторых положений вероучения среди населения в целом.) Как внятно оценить косвенный опыт, залежи которого растворены в русской культуре, и численность «сочувствующих» и «сотрудничающих» я тоже не знаю. По моим ощущениям, люди сочувствуют и сотрудничают тоже чисто интуитивно. Причем часто делают это настороженно и на ощупь. И это хорошо, потому что тут главное не разочароваться сокрушительно. И агрессивная антицерковная пропаганда (наверно тоже интуитивно) бьет именно в эту точку — разочарование. Агрессивная церковная бьет туда же, но видимо, по глупости. Однако защитные механизмы, похоже, все же сильнее, и многие находят (интуитивно) верную стратегию - иметь дело с лично известными лицами и первичными организациями, продолжая осторожно приглядываться.