КОНЦЕПЦИЯ «РАБСТВА У БОГА»

13 679

«Мой Бог меня рабом не называл!» - говорят разного рода словоблуды, осуждая христианскую концепцию человека - «Раба Божьего». Неоязычники при этом поклоняются «богам» классического рабовладельческого общества с развитой работорговлей. Эти «боги» и их жрецы очень бы удивились, если бы им сказали, что они «рабом никого не называют»… Атеисты – вообще не поклоняются никому. Ну, кроме, конечно, начальника, мешка с деньгами, кнута, палки, страстей и похотей, а порой и попросту бесов…


На современный слух выражение «раб Божий» звучит несколько архаично. Современность заменила слово «раб» на слово «рабочий», т.е. сотрудник, подчинённый.

Но священные тексты формировались в недрах рабовладельческой древности. В философии того времени не было, да и не могло быть противопоставления рабства свободе. Вопрос ставился совершенно иначе: рабство у одного лица противостояло рабству у другого лица.

Царедворец был рабом царя, какой-нибудь водонос – рабом царедворца, римский патриций, имея рабов – был рабом императора Рима (и тот в любой момент мог его без суда и следствия начать пытать, умертвить самым зверским способом и т.п.).

Представители низших каст восточных обществ были рабами высших каст. Представители высших каст были рабами своей касты. Египетский фараон был абсолютным рабом ритуала – он ни сесть, ни встать не имел права без соблюдения обязательных церемоний.

В этом типе общества (а другого типа дохристианские и нехристианские цивилизации не знают) – движение к свободе было движением в рабство у более высокопоставленного лица. Раб царя находился выше раба вельможи, а раб вельможи – выше раба у торговца. Объявление себя «рабом Божиим» в том контексте означало весьма вольнодумное и свободолюбивое заявление, на грани революционного восстания.

-Я не твой раб, Клавдий, и не твой, Квинт, и не твой, Гней, и не твой, Марк! И даже не великого цезаря раб! Берите выше – я раб самого Первоначала, высшего из начал!

Идея рабства у Бога служила не рабовладению, а освобождению рабов. Все свободные общества на Земле, если помните, построены именно «рабами божьими»; ни в одном из других обществ рабовладение так и не отменено по сей день!

Христиане противопоставили рабство у Бога рабству у человека. Тут лежало и достаточно наивное древнее представление «мой хозяин круче твоего, а потому твой мне ничего не посмеет сделать». И в то же время достаточно глубокая философская идея о том, что равенство разных может быть только перед лицом Бесконечно Превосходящего Всех. Ведь само по себе равенство невозможно: один выше, другой ниже, один толстый, другой худой, один сильнее, другой слабее и т.п. Если же мы признаём судью, перед мощью которого все наши отличия ничтожны и ими можно пренебречь – только в этом случае можно говорить о реальности равенства.

Не желающий быть рабом Бога – оказывался и оказывается рабом у человеков, причем зачастую самых недостойных и скверных. Так было в старину, так есть и сегодня. Ведь и свобода не бывает сама по себе: свободный от одного несвободен от другого!

Таким образом, исторически концепция «Раб Божий» восходит к освободительному движению и свободолюбию в древневосточном обществе. Оно связано не с желанием стать рабом, а НАОБОРОТ - с нежеланием быть рабом у какого-то конкретного и тебе подобного рабовладельца.

Но это трактовка историка философии. Нас, конечно, болье исторических нюансов интересует суть. В чем суть концепции «Раб Божий», которая едина и для седой древности и для наших дней? Поговорим и об этом…

***

«Бог» - это ведь только слово. У разных народов оно разное. Важнее не звукосочетание, а стоящий за словом смысл. Согласны?

В частности, «Бог» - это Истина, Разум, которые (как верят религиозные люди) господствуют над безмозглостью. А не выводятся из неё (ведь выведенное – подчинённо).

Сказать про себя «Я раб Истины, раб Ума» - мне не кажется странным и унизительным. А вам? Ну, допустим, я не раб Ума. А кто тогда? Дружбан? Получается, иногда я с Умом заодно, а иногда – если настроение плохое – могу его и «послать»? То есть – я периодически впадаю в безумие?! Ну, это же простая логика: если я не раб Ума, то не все его приказы выполняю, а если не все и не всегда – значит, я порой бываю безумным…

С другой стороны, смысл, который русские люди вкладывают в слово «Бог» (а другие в слова God, 上帝 и т.п.) - это Нравственность, Высший эталон Морали. Тут совсем не звукосочетания важны, а то, признаёте ли вы мораль, или отрицаете, как химеру…

Сказать «я раб Морали» - тоже, на мой взгляд, ничуть не странно, хотя и заносчиво. Более странно, мне кажется, сказать, что я ей не раб. А кто тогда? Человек, который иногда делает нравственные поступки, когда настроение хорошее, а иногда – плевать хотел на все моральные нормы? Мораль ведь существует, ИМЕННО ПОРАБОЩАЯ ЧЕЛОВЕКА. Если она носит необязательно-рекомендательный характер, то её, считай, и нет вовсе. Не быть рабом Морали – значит, быть аморальным человеком, и всё…

В философской идее Бога отражены представления человека о торжестве справедливости, о том, что жизнь важнее и первичнее смерти (в атеизме – наоборот). Если я не раб Справедливости – то кто тогда? И если я не раб Жизни – убийца я, что ли, или самоубийца, или кто?!

В неискажённом мировоззрении, это выражение должно пониматься как - человек принадлежащий Божьей(высшей) Морали, он послушен Разуму, Нравственности, Справедливости и служит Жизни. Это и есть главное в концепции «раба Божьего», и я не знаю, как можно без этого остаться в рамках человечности – освободив себя от вышеперечисленных качеств, да и самой жажды Жизни?

Совсем другое дело, когда мораль Божья подменяется моралью человеческой, а ещё хуже, когда безбожнической. Тут таится главная путаница и главная опасность непонимания истинного смысла концепции «раба Божьего», так как на этом моменте разыгрывается стратегия под названием «Разделяй, Стравливай и Властвуй».

Путаница исчезает, если убрать знак = между «Верой» и «Религией» и наконец понять, что данные слова несут разную смысловую нагрузку.

Вера - есть методология постижение Бога (Истины) через природные механизмы, заложенные в человеке с рождения самим Божественным мирозданием. Такие как Совесть, Ответственность, жажда Познания, чувство Меры. Но, для обладания такими качествами нужно в себе их развивать и совершенствовать. У многих они находятся в зачаточном состоянии.

Религия же – это методология постижение Бога через ритуалы и священные писания.

Недостатком такого метода является СУБЬЕКТИВНОЕ целеполагание (достижение наивысшей точки благости), разнящееся от особенностей вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Вот и получается, что: Вера – объективна. Религия – субъективна.

В заключении хочется сказать: Каждый в праве для себя решить сам, через какие механизмы ему познавать мир и вести диалог с Богом. Не нужно обижаться или гневаться, когда вас называют «рабом Божьим» люди, выбравшие отличный от вашего путь для своего движения по жизни.

Отличия, не повод для вражды и ненависти, не стоит на них зацикливаться.

Абсолютно не важно, как понимает концепцию «раба Божьего» человек, вас так назвавший. Важно, как понимаете эту концепцию лично Вы!

Рабство Совести, Истины и Справедливости ещё никого не угнетало!


__________________________________________________

Источник

«Возможна в любое время». Чем опасна гражданская война в США?

Политолог Ищенко прокомментировал опасность гражданской войны в СШАПолитолог, историк и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и объяснил опаснос...

Обсудить
  • Как рабы падали ниц перед хозяином, так и верующие бьются лбом в церквях, ради удовольствия хозяев из РПЦ Р - рясы П - пуза Ц - цепи золотые
  • У меня складывается ощущение, что писал сие буддист, стало быть, изложенное в статье только на первый взгляд верно, на самом деле далеко отстоит от Истины.
  • Согласитесь, - "сын божий" - звучит совсем по-другому... Хотя, это тоже только слова. Раз называют бога - "Отче наш", предпочел бы быть сыном, а не рабом.