Лень — это вымысел?

3 2109

В детстве нас обвиняли в лени — но мы всего лишь не делали того, чего не хотели. Психотерапевт Аврум Вайс считает, что навязанное нам родителями и обществом чувство вины не просто деструктивно, но и безосновательно.

Лень — это вымысел?

огда я был ребенком, родители часто упрекали меня, называя ленивым. Сейчас я взрослый, и многие люди знают меня как трудягу, иногда доходящего до крайностей. Теперь мне со всей очевидностью ясно, что родители ошибались» — признается Аврум Вайс. Психотерапевт с сорокалетним опытом клинической практики на собственном примере описывает весьма распространенную проблему.

«Думаю, что ленью они называли отсутствие энтузиазма к работе, которую я должен был выполнять. Сегодня я уже достаточно взрослый для понимания их мотивов, но будучи мальчишкой крепко усвоил, что я ленивый. Это надолго засело у меня в голове. Не удивительно, что я с лихвой компенсировал их оценку, посвятив большую часть своей жизни убеждению себя самого в том, что я не лентяй».

В своей работе психотерапевта Вайс не устает удивляться и даже изумляться разнообразию путей, приводящих людей к суровой самокритике. «Я недостаточно умна», «все не так из-за меня», «я не справляюсь с этим» и так далее. Очень часто можно услышать осуждение себя за лень.

Мы судим других и самих себя за лень, если они или мы не делаем то, что должны делать

Лень — главное обвинительное клеймо в нашей культуре. Аврум Вайс пишет об Америке — «стране возможностей» с культом усердного труда, который вроде как может привести любого человека на должность президента или сделать миллионером. Но похожее отношение к работе сегодня распространено во многих странах.

В СССР «выполнить и перевыполнить» план и сдать «пятилетку в четыре года» было почетно. А в девяностые годы Российское общество резко разделилось на тех, кто разочаровался в своих возможностях и перспективах, и других, чья активность и работоспособность помогли им «подняться» или хотя бы удержаться на плаву.

Западный менталитет, описанный Вайсом, и нацеленность на успех быстро прижились и в нашей культуре — описанная им проблема знакома очень многим: «Если ты еще не преуспел в чем-то — то потому, что не прикладываешь должные усилия». Все это повлияло на то, что мы судим других и самих себя за лень, если они или мы не делаем то, что, по нашему мнению, должны делать.

Лень — это вымысел?

Например, убрать зимние вещи, помыть посуду или вынести мусор. И вполне понятно, почему мы осуждаем людей за то, что они этого не делают — в конце концов, мы же хотим, чтобы они это сделали! Люди — племенной вид, до сих пор живущий в некоем подобии общин. Жизнь в социуме станет лучше, если все будут готовы выполнять свои обязанности для блага других, даже через «не хочу».

Реклама

Совсем немногие хотели бы заниматься уборкой мусора или нечистот — но полезное для общины дело нужно сделать. Поэтому люди ищут ту или иную форму компенсации, чтобы кто-то взял на себя эти неприятные обязанности. Когда компенсация оказывается недостаточной или перестает действовать, мы повышаем ставки и переходим к общественному порицанию, через стыд принуждая людей делать то, что им делать совсем не хочется.

Именно так, по мнению Вайса, родители давили на него с целью усилить трудолюбие мальчика. Ребенок присваивает себе родительское осуждение и делает его своим собственным. И в обществе мы так же клеймим людей, называя их ленивыми, потому что они не делают того, чего мы от них хотим.

Потрясающая эффективность стыда в том, что он работает даже когда рядом никто не жужжит над ухом: «Ленивый! Ленивый!» Даже если никого нет рядом, люди сами будут обвинять себя в лени за то, что не делают того, что, по общему мнению, должны бы.

Мы судим других за лень, потому что считаем: не хотеть того, чего они должны хотеть, — социально неприемлемо

Вайс предлагает всерьез обдумать радикальное утверждение: «Нет такого явления — лень». То, что мы зовем ленью, — просто вполне законная объективизация людей. Они становятся объектами обвинений, их общественно стыдят за то, что они не хотят делать.

Но человек проявляется в делах — выполняя то, что хочет, и не выполняя того, чего не хочет. Если человек говорит о своем желании что-то сделать, но не делает, мы называем это ленью. А на самом деле это означает только то, что он не хочет это делать. Как мы можем это понять? Да потому, что он этого не делает. А если бы хотел — сделал бы. Все просто.

Например, кто-то утверждает, что хочет сбросить вес, а потом просит добавки десерта. Значит, он не готов худеть. Он стыдит себя или пристыжен окружающими — он же «должен» хотеть этого. Но его поведение ясно показывает, что пока он к этому не готов.

Мы судим других за лень, потому что считаем: не хотеть того, чего они должны хотеть, — социально неприемлемо. И вследствие этого люди притворяются, что хотят то, что считается правильным хотеть, и сваливают свое бездействие на лень. Круг замкнулся.

Все эти механизмы довольно прочно «вшиты» в наши головы. Но, возможно, осознание этих процессов поможет нам быть честными с самими собой, лучше понимать и уважать желания окружающих.

http://www.psychologies.ru/sta...

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Лень это двигатель прогресса.
  • «Нет такого явления — лень» Действительно - радикальное утверждение. И с точки зрения как здравого смысла, так и науки, довольно примитивное. Лень, прямо зависит от воли. Состояние, так скажем - психики, «лень», существует безотносительно социума, хотя под действием последнего, может уменьшаться или наоборот. Есть даже и патологические признаки, в не таких уж и редких случаях, что прекрасно известно профильным специалистам. Вывод прост: человеку Вайсу, нужны деньги. И слава. Ну хотя бы известность. Или он настолько глубоко погряз в избыточном анализе, что возникают сомнения в его профессионализме на сегодняшний день. Независимо от его заслуг в прошлом, если таковые были.
    • Bastet
    • 11 октября 2019 г. 07:08
    Есть такое понятие как дисциплина. И она решает.