• РЕГИСТРАЦИЯ

Продолжая тему "великих поэтов, художников" и прочих антисоветчиков. (Взгляд изнутри)

2 839

Небольшая исповедь от человека выросшего в среде "великих поэтов и художников".

Я родился в семье художников, что само по себе почти неизбежно вело к возникновению династии. Согласно семейным легендам, карандаш был первым предметом, к которому я начал проявлять интерес. А первая моя персональная выставка - вольные "копии" с Пьеро делла Франческа - состоялась в доме творчества "Сенеж", когда мне было четыре года. Мои первые воспоминания неотторжимы от запахов офортных мастерских (отец был одним из лучших художников-граверов своей эпохи), и в моем сознании как данность всегда присутствовала неизбежность того, что я могу быть только художником. Это было состояние человека, родившегося в монастыре и изначально знающего, что его жизнь принесена в жертву Богу, в данном случае богу искусства. Как само собой разумеющееся, считалось, что я представляю собой некий феномен, данный свыше.

Причем такой точки зрения придерживались не только непосредственные служители культа, то есть мои родители, но и многие окружающие.

В домах творчества, где проходили мои первые годы, взрослые художники вставали, когда я входил в комнату, а один из них как-то сказал, что, рисуй он так, как я, он перестал бы здороваться с окружающими.

Таким образом, вопрос о какой-то школе, о каком-то строгом образовании мог показаться еретическим. Меня боялись "испортить". Это неудивительно, если вспомнить, в какое время и в какой среде я жил. Эпоха 60-х, 70-х - это время, когда сообщество, в дальнейшем получившее название "левый МОСХ", высшими ценностями считало свободу, спонтанность и интуицию. Именно в это время пика достиг интерес к примитиву, и многие профессионалы начинали старательно имитировать наивность.

Всякая школа воспринималась как кандалы системы, а стремление рисовать правильно - как конформизм. Даже в академической среде вызревали вполне еретические относительно классической точки зрения мнения. Так, уже значительно позже академик Бисти в ответ на мою жалобу об отсутствии правильной школы возразил: "Отсутствие школы - это тоже школа". Поэтому неудивительно, что, находясь чуть ли не в эпицентре профессиональной жизни, я так и не получил систематического образования.

Зато куда более важной становилась позиция этическая. Сам культ искусства был уже антисистемным относительно Советской власти. Художник воспринимался прежде всего не как профессионал, а как борец и герой. Кстати, думаю, это печально сказалось на представителях того поколения, именно на "настоящих художниках" - они так и не смогли провести грань между собственным бытием и профессией.

Вероятно, именно тогда я и усвоил принцип, который сумел осознать и сформулировать много лет спустя, - "жизнь художника и есть его искусство".

И хотя мне пришлось немало учиться, и среди моих учителей были выдающиеся педагоги и художники - Николай Попов, Дмитрий Бисти, Владимир Сальников, Юрий Соболев, и хотя они, несомненно, передали мне пресловутые "секреты мастерства", для меня главным в профессии оставалась сама личность художника, его жизнь и судьба. Поэтому в тексте, который должен быть посвящен проблеме образования, происходит неизбежный реверс и возникает тема биографии.

Рассматривание биографии, в том числе и собственной, сродни детективному розыску. Детали, на первый взгляд совершенно незначительные, оказывают решающее влияние на "закручивание" сюжета судьбы. Обыкновенно эти мелкие черты, эти незаметные механизмы таятся в самом раннем детстве, так что, как правило, бывает трудно различить их под позднейшими поворотами фабулы и таким образом "преступление" остается нераскрытым.

Однако мне в этом отношении несколько повезло, если, конечно, можно назвать везением знание того, что уже невозможно поправить. Поскольку в своей среде я считался вундеркиндом и будущим гением, все перипетии биографии, каждый мой жест "слагался в сердце" воспитателей и мне впоследствии было нетрудно обнаружить необходимые улики.

Как мне представляется, для моей судьбы определяющими стали два обстоятельства, целиком связанные с той средой, которая меня окружала.

Особенность ситуации здесь в том, что одно из обстоятельств, повлиявших на мой художнический и человеческий опыт, имело место еще до моего рождения.

Когда я еще был в материнской утробе, мои родители зачислили меня в художники, причем в художники-абстракционисты, подобно тому, как пушкинский Гринев, еще не родившись, стал уже сержантом Семеновского полка. Сам по себе этот факт не может удивлять, правда, был 1964 год и большинство хотело стать космонавтами.

Но мои родители принадлежали как-никак к левым.

Оставим на время этот факт и перенесемся на четыре года вперед, в знаменитый 68-й.

Мне было четыре года, и я был счастливым обладателем большого пластмассового красного танка с желтыми колесами. Это был превосходный представитель того типа советской игрушки, которая граничила в своей монструозности с сюрреалистическими объектами.

Еще несколько лет назад в "Детском мире" сохранялась секция "Отечественная игрушка", где можно было встретить чудовищных чебурашек и матрешек, сделанных из жести и заводившихся ключом. Потом отдел закрыли, но помню, как Барбара Вандерлинден - куратор той самой Манифесты, где не оказалось русских, зайдя со мной в этот отдел, с безумным восторгом закупала пластмассовых чудовищ... В конечном счете игрушки заменили для нее художников, что и не странно - они были аутентичнее. Но я отвлекся.

В один из дней той памятной весны 68-го я, не подозревая, современником каких событий окажусь, спокойно играл на полу нашей комнаты своим красно-желтым танком.

Вдруг дверь распахнулась и в комнату, воспользуюсь штампом, "как ураган" влетел мой отец. Взор его, как сказали бы романтики XIX века, блуждал. Заметив в моих руках танк, он вырвал злосчастную игрушку у меня из рук и, распахнув фрамугу, метнул дорогое мне чудовище в окно. Вслед за танком в окно должен был проследовать телевизор, но набежавшие родные его отстояли. Так началась для меня Пражская весна.

Тем не менее, отец не смирился и на другой день продал телевизор, так что следующие восемь лет наша семья прожила без "окна в мир", в атмосфере специфической информационной аскезы. И лишь в 1976 году отец, большой любитель хоккея, не устоял перед искушением посмотреть Олимпиаду. Примечательно, что тогда в решающей встрече сошлись именно наши с чехами. Мы с отцом, как и многие тогда, страстно болели за последних, но победа вновь осталась за "советскими" - 4:3.

* * *

Как соотносится тот факт, что я был зачислен в абстракционисты, с моей внутренней Пражской весной? Можно сказать, никак. Но уничтожение танка, а подобных игрушек мне больше не покупали, многое говорит о характере моего отца. Не имея возможности активного протеста (отец хотел идти на Красную площадь, но, боясь последствий для семьи, отказался от этой затеи), он вряд ли мог удовлетвориться своей позицией "неучастия". И он, и мать нуждались в тайном оружие против Советов, и этим оружием стал... я.

Воспитать меня художником, и не просто, а художником абстрактным, стало тогда главным делом семьи, делом не просто искусства, а политической задачей. Впрочем, отец всегда был крайне аполитичен, верно считая, что истинное искусство и есть истинная политика.

Некоторое время назад в Англии появилась книга, сегодня многим известная. Автор, британская писательница Френсис Стонор Сондерс, ссылаясь на секретные материалы Центрального разведывательного управления, ставшие к тому времени доступными, рассказала, как эта милая организация способствовала продвижению абстрактного экспрессионизма в Европе. Впрочем, еще раньше, в 1974 году, другая дама - писательница Ива Кокфорт выдвинула предположение, что между ЦРУ, МОМА и абстрактным экспрессионизмом существовала связь. Промоушн направления, не слишком популярного в "широких массах" американского населения, невозможно было осуществить слишком открыто. Вливания происходили не без участия семьи Ротшильдов.

Этот штрих добавляет истории пикантности, ведь в еврейской традиции существует запрет на образ, и весьма любопытно, что в основании американского абстракционизма оказывается влиятельная еврейская семья. Впрочем, стоп! Я чувствую, что так можно начать видеть всюду "еврейский заговор".

Как утверждает Сондерс, ЦРУ использовало американское современное искусство, в том числе таких художников, как Поллок, Ротко, Де Кунинг, как оружие в холодной войне. Разумеется, художники не знали, под чьим патронажем они находятся. Более того, Джексон Поллок - ученик Сикейроса - был вынужден посещать кабинеты ФБР в связи со своими коммунистическими симпатиями, а в это же время его выставки крутились в европейских столицах на денежки ЦРУ.

Самое смешное, что советские партийные "искусствоведы", критикуя абстракцию, в своих аргументах были очень не далеки от истины. Думаю, они были неплохо информированы, вот только кто бы их стал слушать. В конце концов, человек слышит то, что он хочет слышать. Искусствоведы из ЦРУ рассчитали все верно, что говорит об их незаурядных качествах. Например по словам Дональда Джеймсона- опытныного разведчика, специалиста по СССР: "Западное искусство было опасно для коммунистов, потому что это было спонтанное искусство, а коммунисты не доверяли тому, что нельзя было поставить под контроль". Но ведь и наоборот, "тракторное" искусство, как его называет Джеймсон, представляло опасность для идеологии Америки, и, может быть еще большую. Понятное и доступное широкому зрителю, оно должно было нравиться. Естественно, не только советскому пролетарию, но и американскому буржуа. В пропагандистском отношении фигурация была не в пример заманчивее. (Заметим в скобках, что сегодня она и победила. Мне лично современная реклама, будь то русская или американская, в своих самых отвратительных проявлениях очень напоминает именно соцреализм.) Но на тот момент необходимо было что-либо противопоставить советской картине. Американский экспрессионизм как раз на эту роль подходил как нельзя лучше. Он постулировал принцип крайней индивидуальности, индивидуальности, доведенной до предела. Если у соцреалистов личность растворялась в партийном каноне, то у того же Джексона Поллока - в принципе автоматизма. Поллок не зря любил коммунизм, он создал как бы канон наоборот, причем такой, чтобы каждый мог повторить его, что и проделывали впоследствии советские эпигоны вроде Казарина.

Но важно было не это, а то, как интерпретировали картины Поллока его "кураторы". А им важно было настаивать на крайнем индивидуализме абстракции. Ведь это было то, что Америка не согласилась бы потерять ни за какие деньги.

Итак, мы выяснили, что абстракция была оружием, мощным оружием, которое работало, как тайный вирус. Сегодня приходится слышать, что интеллигенция ничего не сделала для падения Советов. Конечно, судьба России решалась не на баррикадах в 91-м, и уж тем более не в выставочных залах "Грузинки" и не на пресловутых кухнях. Но и поверить, что экономные американцы стали бы переводить деньги, не рассчитывая на идеологический эффект, значит тоже упрощать ситуацию.

Советские неофициальные художники превосходно заглотили наживку "индивидуальности" и создали новый канон, еще менее оригинальный, чем искусство соцреализма. Сегодня, отрешившись от всех идеологических противостояний и рассматривая экспозицию в Третьяковке, можно констатировать - в официозе интересных вещей, пожалуй, побольше. Впрочем, тут все понятно. Большое искусство делается на большие деньги, как это ни цинично звучит.

Что касается меня, то я не стал абстрактным художником. Возможно, потому, что Советская власть рухнула и мне не в кого стало больше стрелять.

Конечно, я не питаю иллюзий, зла сегодня не меньше, а лжи, как иногда мне кажется, еще больше. Но моя система была рассчитана на другие цели - более крупные, менее подвижные и, уж во всяком случае, видимые. Сегодня власть куда более "нонспектакулярна", чем искусство группы "Радек", для нее нужно изобретать новое оружие. Моя система была предназначена для больших мишеней, но зато она могла стрелять долго. Помню, как в 1983 году мой отец уверял меня, что Советы - это минимум лет на сто.

Недавно московский художник Анатолий Осмоловский, еще один партизан, родившийся слишком поздно, предлагал мне совместно заняться абстракцией. Это напомнило мне фильм "Брат-2", где герои применяют в мафиозных разборках пулемет "Максим".

Мы слишком много знаем, а о том, что не знаем, можем догадываться. Мне бы хотелось вернуть себе наивность моей молодости, наивность тех, кто меня окружал. Но мой затвор заржавел, патроны сняли с производства...

Источник: https://aftershock.news/?q=nod...


    "Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

    Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

    Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

    Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

    "ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

    "Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ирина Лоскутова 7 октября 2019 г. 11:52

      Дурацкая привычка анализировать услышанные лозунги.

      1) Одним из главных (уже чуть ли не религиозных) постулатов оппозиции является утверждение про несменяемость власти в современной России. При том, что любой человек, для которого русский язык является родным, и который, и вот тут важное условие, хоть на пару секунд задумываться над тем, что ему "втирают", заметил бы явную нестыковку. И оборвал бы "обличител...
      988
      Ирина Лоскутова 2 октября 2019 г. 10:09

      Логомахия: слово и дело ("исправление имён". Для тех, кто любит слово)

      ЛОГОМАХИЯ – «война языков», процесс навязывания группировками друг другу выгодных только одной группипровке смыслов слов. Феномен честности заключается в том, что человеку не безразлично – соответствует ли записанное им на бумаге объективной реальности.Сегодня честность не в моде, как и вообще все традиционные положительные качества человека в «экономик...
      593
      Ирина Лоскутова 28 сентября 2019 г. 15:07

      Game over. (Реквием от папаши Мюллера)

      Уходят великие.Марк Захаров, спасибо за все. Если театральная Москва 65-75 - это Таганка и Современник, то Москва 75-85 это, безусловно, Ленком.Причем, после конца 70-х, когда "Современник" пал жертвою единомыслия, Любимов забронзовел и вошел в творческое пике, разосрался с властями и частью собственных артистов и оказался за границей (подробности опускаем) - Захаров ...
      900
      Ирина Лоскутова 28 сентября 2019 г. 12:34

      «Мне за ворот сорочки было засыпано от 500 до 700 вшей»: опыты над людьми в оккупированной нацистами Латвии

      Известный историк Ю.Кантор пишет:Еще одна чудовищная страница периода оккупации Латвии — опыты над людьми.В Риге были созданы Зоологический и Гигиенический институты СС, где объектами «экспериментов» были евреи и военнопленные.Из свидетельских показаний, приобщенных к материалам Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захват...
      734
      Ирина Лоскутова 27 сентября 2019 г. 14:29

      Изгоняющие Дьявола в ООН

      Постоянный представитель Святого престола в ООН монсеньор Себастьяно Колонна совместно с епископами РПЦЗ и Православной церкви Канады провели в зале Генассамблеи ООН обряд экзорцизма после выступления 16-летней шведской эко-активистки Греты Турнберг.Священнослужитель объяснил свои действия неадекватным и злобным поведением девушки, которое могло быть следствием одержи...
      857
      Ирина Лоскутова 30 августа 2019 г. 13:16

      Свобода воли и денежная мотивация (Люди не меняются просто так. И не просто так, - тоже не особенно меняются, и всегда на это требуется много времени и исключительные обстоятельства.)

      Когда мы говорим о воле, корректнее было бы говорить о стеничности, как общей характеристике психики. Противоположный термин, - «астения» как «общая слабость» распространен гораздо шире, он чаще звучит, так как это самый общий и частный симптом практически при любом заболевании либо просто при хронической усталости. «Стеничность» же малопонятна широкой публике.Между т...
      854
      Ирина Лоскутова 9 июля 2019 г. 14:31

      Глупый Ковтун робко прячет тело жирное в утесах... (папаша Мюллер жжёт. Кто не спрятался...)

      Желаю всем здравствовать, партайгеноссе. Что новенького на голубых экранах нашего с вами Мордора за время моей вынужденной командировки?Как у англичан есть Брекзит, так у нас есть Украина. Которую хочется обсуждать по всем каналам, включая Дом-2, в режиме 7х24. Что именно сказал дурачок Зеленский - и что там, не дай бог, он будет делать - это, как говор...
      900
      Ирина Лоскутова 23 июня 2019 г. 14:57

      О бесах, токсичном долларе и вирусе цветных революций

      Директор Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин сделал ряд важных заявлений на международной встрече по вопросам безопасности в Уфе; форум проходит под эгидой Совета безопасности РФ, в нём участвуют высокопоставленные представители спецслужб 119 государств.Нарышкин уверен, что под предлогом "раскрепощения людей" силы нового мирового порядка ведут...
      1072
      Ирина Лоскутова 23 апреля 2019 г. 13:34

      Зачем пришел Зеленский? Вот реально, зачем? (Вернуть деньги Коломойскому)

      «Я пришел на один срок. Через 5 лет я уйду.»Чего так? И зачем тогда пришел? Поднять уровень жизни украинцев? Для этого ресурсов нет. Интеграция в Европу? Это словоблудие. Есть возможность – хоть сейчас переезжай хоть в Польшу. Вернуть долги? Но как? И главное зачем? Вернуть деньги Коломойскому? Отчасти да. Дограбить недограбленное? Да. Деньги, деньги, деньги…Толь...
      1249
      Ирина Лоскутова 23 апреля 2019 г. 13:17

      Китай вступился за Сталина - Западу предложено закрыть окна Овертона и не пинать мёртвого льва

      Китайская делегация заблокировала в ООН проект резолюции Генассамблеи «Об осуждении сталинских репрессий и принятии мер по увековечению памяти их жертв». Пекин продолжает отстаивать на международном уровне память о "вожде народов".Антисоветский документ вынесли на обсуждение представители США, Германии, Канады и некоторых восточноевропейских стран. Россия заняла нейтр...
      1094
      Ирина Лоскутова 23 апреля 2019 г. 12:39

      Мне это не показалось или я зря сгущаю краски? (Сходите на лекцию по ссылке - я в шоке!)

      Хороший знакомый прислал вопросы с просьбой на помощь, типа не ответит не получит сертификат о прохождении ... не получит сертификат о прохождении... не пустят на следующий курс заочного обучения в ВУЗе (Алтайском)... я как бы интересуюсь..очень.. но с ходу как то не могу ответить... сказала, что мне надо будет кучу материала перелопатить.. и что одним днем вряд ли ус...
      1093
      Ирина Лоскутова 14 апреля 2019 г. 18:06

      "Эх, как бы зажили Курилы, если...". Фото ближайшего японопосёлка. (Что ж ты врёшь? Что ж ты врёшь? @из методички русофоба)

      В начале о мотивах публикации. Захотелось взглянуть на всем известный "курильский вопрос" не с точки зрения морали, исторической справедливости, юридических оснований, здесь всё и так довольно очевидно. А попробовать "принять вызов" (самих японцев и российских "общечеловеков") и посмотреть на проблему, погрузившись в "колбасный" дискурс. Давай...
      1565
      Ирина Лоскутова 8 апреля 2019 г. 18:18

      Союзное государство будет таким, каким его видит Россия. Иначе его не будет (Юрий Баранчик)

      Претензии к «золотой рыбке» всегда заканчиваются разбитым корытомЗа всем калейдоскопом событий, которые происходят в строительстве Союзного государства в последнее время, на мой взгляд, многие белорусские политики и эксперты, а также их коллеги с российской стороны, работающие в рамках «Минской парадигмы», упускают из вида главное – Союзное государство в том виде, в к...
      1428
      Ирина Лоскутова 8 апреля 2019 г. 17:24

      Американские эксперты раскрыли "трансконтинентальную империю Путина" Красивая статья на статью "Time" о фанере над Парижем.)))

      Американский журнал Time, заручившись поддержкой американских экспертов по международной политике, сумел сделать серьезное открытие: оказывается, Россия — это уже империя, причем империя нового типа — она присутствует почти на всех континентах и построена буквально под носом у официального Вашингтона, который ничего не смог ей противопоставить.Тезисы американских эксп...
      1072
      Ирина Лоскутова 29 марта 2019 г. 12:18

      Секреты мироздания, часть I (О поляках, прибалтах "и прочей сволочи". Можно без ковычек...)

      (К очередному процессу с осуждением рижских десантников в Латвии, а равно и ССовским маршам ветеранов, и т.д., вкупе с применением буквально того же сценария на украине, требованиям репараций за "оккупацию", издевательствам над памятниками наших солдат и многому иному)О поляках, прибалтах "и прочей сволочи".Эти люди якобы имеют свои исторические страхи - хотя с чего б...
      1231
      Ирина Лоскутова 9 марта 2019 г. 23:45

      Пушилин решил: интеграция с Россией отменяется!

      Конец февраля и начало марта стали продуктивным периодом для Дениса Пушилина. Он то организовывал Общественную палату, то заботился о молодежной политике, а в итоге появилась… концепция внешней политики. Если кратко, то освобождать остальную часть Донбасса мы не будем, интегрироваться с ЛНР и стремиться в состав РФ — тоже.Можно было бы подумать, что разработка докумен...
      1389
      Ирина Лоскутова 5 марта 2019 г. 11:49

      Листая желтые (- прежелтые) страницы. Ржака...

      Британская Mail провозгласила нашего посла в Лондоне офицером КГБ и придумала ему историю высылки из Америки при Рейгане. Нужно понимать старушку бриташку, чтоб оценить все значение этого факта. Это SUNDAY Mail, камрады. Желтый листок, ВОСКРЕСНЫЙ выпуск.Ну понимаете, все идет как обычно, тяжелая рабочая неделя. В пятницу - на радостях ее окончания нажраться в пабе до ...
      949
      Ирина Лоскутова 13 февраля 2019 г. 17:50

      США не смогли построить завод для утилизации оружейного плутония (Ну, нешмогла...)

      Америка не сможет реализовать Соглашение об утилизации плутония (СОУП), которое заключила с нашей страной в 2000-м году. За много лет «хайтех-держава» не осилила постройку соответствующего завода.В эпоху, когда гегемония США казалась незыблемой, а потому Вашингтон не опасался возрождения мощи Москвы, между двумя ядерными державами было заключено соглашение, регламенти...
      1269
      Ирина Лоскутова 13 февраля 2019 г. 17:40

      Иностранцы бросились скупать российские ценные бумаги

      На днях произошли 2 примечательных события: иностранцы бросились скупать российские ценные бумаги, и США вместе со своими европейскими прихлебателями попытались купировать этот процесс. Давайте посмотрим, как именно они действовали.В отечественных либеральных СМИ принято раздувать любые происходящие в экономике России события в том ключе, что «нувотивсё, Этой Стране н...
      1193
      Ирина Лоскутова 7 февраля 2019 г. 17:15

      В Японии в ходе съезда по Курилам отказались от термина «незаконная оккупация»

      На съезде в Токио в связи с Днём «северных территорий», как в Японии называют четыре острова Южных Курил Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи, не будет использоваться фраза о «незаконной оккупации» островов Россией.Об этом информирует Kyodo.Как сообщает РИА Новости, японский премьер-министр Синдзо Абэ в ходе выступления на съезде заявил, что Япония намерена продолжить п...
      858
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика