Иоанн, 5 глава. Купель Вифезда. Давайте попробуем разобраться, о чём здесь речь. И давайте сразу наперёд оговоримся. Сакральный (да и любой) текст не понять путём толкований. Читателей много — и никто не удовлетворится простым переводом смыслового облака в проекцию логики. Услышать же «голос из облака» можно только самостоятельно: озарением, мгновенным вспоминанием, замыканием контактов. Невозможно предугадать, на каком слове это случится и какие из множества контактов дадут искру. Мысль изречённая есть ложь, а карта не равна территории. Трактовки могут разниться, и никакую из них нельзя назвать неправильной — за исключением корыстных и держащих в уме последующие цели. Цель может быть только конечная и только одна — помочь человеку встретиться с собственным озарением. Поэтому как бы подробно мы ни проникли в текст, нашу с вами трактовку нельзя будет назвать исчерпывающей. Предлагаю просто перебросить к облаку ещё один мост: в конце концов встреча может случиться и на мосту. Ну что, попробуем?
Читаем Иоанна:
1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда (дом милости), при которой было пять крытых ходов.
:Как правило, овца указывает на человека. Можно ли рассматривать «Овечьи ворота» как вход в пределы человеческого естества? Думаю, можем, поскольку пятёрка также отсылает к человеку — по числу чувств, или — каналов восприятия окружающего мира. Но органы чувств способны лишь снабдить информацией демиургический ум, так называемого Иалдабаофа; к душе и тем более дальше они не ведут. Исцеление на этом уровне происходит изнутри, однако необходима инициация — встреча с Богом в лице человека. Обратим внимание, что ходы-каналы крытые. Важно: закрытыми они так и останутся.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
:Интересная фраза. В них — это в чём? В воротах или в ходах? Оба варианта, и оба важны именно как дуальность. В воротах лежат те, кто не отваживается войти внутрь себя; в ходах — все те, кого мы воспринимаем через чувства, не пуская дальше ума. Вода — также неизбежимая дуальность. Покоящаяся вода символизирует смерть, упокоение. А люди ждут движения воды.
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
:Возмущённая вода — это уже рождающая материя, бурлящий бульон, из которого выйдет жизнь. Здесь нам в очередной раз показывают, что смерть и рождение суть одно и то же. Нельзя человеку переродиться, пока не умрёт его прежнее представление о себе.
А Ангел — это вестник Бога, Его Промысл и Его Свет. Который сходит «по временам» — то есть всегда.
Пока размышлял об этом, замкнулась ещё одна пара контактов: вспомнилась фраза «Затопленный свет жизни». Так переводится имя шумеро-аккадского героя Зиусудры (Утнапиштима), спасшегося во время Потопа. Другие переводы: «Жизнь далёких дней» и «Он обрёл жизнь».
Тоже интересная связь. Потоп. Человечество гибнет, чтобы переродиться. Проходит через пипеточное горлышко, но перерождается только так. История Потопа кажется трагедией, но ровно до возвращения голубки с оливковой веточкой. С этого момента мы видим в ней отправную точку.
Можно ли сказать, что купель Вифезда для человека — то же, что Потоп для человека?..
Человека нельзя отделить от человечества, и здесь не аллегорическая синекдоха: это действительно единый организм. Разделённость видится лишь до тех пор, пока другой воспринимается через ум — то есть, пока он застрял в крытых ходах. До этих же пор сам человек чувствует себя «расслабленным» — лишённым вдохновенной в него силы и славы. Лишённым Образа и Подобия.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
:Число 38 встречается в Библии лишь дважды. Здесь — и во Второзаконии 2-14: «С тех пор, как мы пошли в Кадес-Варни и как прошли долину Заред, минуло тридцать восемь лет, и у нас перевелся из среды стана весь род ходящих на войну...» Есть связь? Думаю, есть. Род «ходящих на войну» может существовать только в условиях разделённости людей. Людей, нуждающихся в исцелении, то есть буквально — в восстановлении целостности.
Можно, ради забавы, присмотреться и к паре чисел 3 и 8: Троица, полнота божественного присутствия, входит в человека нового века, восьмого дня творения; человека, с которым Христос.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
:Всё начинается с желания человека.
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
:Ошибка зрения, симптом расслабленности. «Сходит другой», — но! — «Не имею человека». Пока человек видится как «другой», висит ощущение «отсутствия человека». Заметим: Иисус не станет опускать больного в купель. Он скажет слово.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
:«Возьми постель» — то есть, отними пелены, которыми ты отделял себя от земли. От матери всех и каждого. Соединись с нею. Живи в связи с ней и с каждым. Будь цельным.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
:Суббота — седьмой день творения; день, когда Бог отошёл от человека; день после распятия, но даже ещё до вести о Воскресении. День, в который человек ещё отделён от земли, вопиющей и проклятой за его грехи. Где земля, до схода в неё Спасителя, — ещё только обиталище мертвых. Отдельных друг от друга.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
:Исцелённый не отрицает, что Иисус — человек. Он это знает. Теперь знает. Ибо Иисус — в народе.
—
Что ж, пожалуй, нам осталось разобраться с одной строкой. С самой первой. Иисус пришёл в Иерусалим в праздник. О празднике в истории с Вифездой ничего больше не сказано... кроме как, разве, об исцелении человека, о возвращении ему памяти, силы и славы. Воистину, на небесах больше радости об одном исцелившемся, об одной нашедшейся овце...
;-)
Оценили 5 человек
11 кармы