Начинаю по средам и пятницам публиковать свои выписки из книги "РОССИЯ ПЕРЕД ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ" - (Материалы к очерку Русской эсхатологии) Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря Полтавской епархии (ЗАО «Тираж-51»), сделанные мной в 2002 году.
То есть, самое краткое изложение этой довольно толстой книги. Оттого и цитаты не будут строго соответствовать по теме предыдущим цитатам.
СМЫСЛ РУССКОЙ ИСТОРИИ
Что с нами случится в будущем? Этот вопрос волнует, наверное, каждого человека. Что будет с нашим Отечеством? Этот вопрос не должен оставлять безучастным всякого гражданина России. Эта книга — собрание пророчеств о грядущих судьбах нашей великой Родины. В нее включен самый разнообразный материал — высказывания святых, подвижников Православной Церкви, мнения философов, историков и даже литераторов. Разумеется, не все предсказания одинаково достойны доверия: то, что открыто просвещенному духовному взору подвижников Самим Богом, никак нельзя равнять с предположениями тех, кого называют мыслителями и которые, обладая порой блестящей интуицией, все же не могут подняться выше обычных прогнозов ограниченного человеческого разума, по природе своей неспособности к познанию будущего.
Впрочем, составитель старался подавать материал так, чтобы читатель получил вполне отчетливое и законченное понятие о мнениях и суждениях того или иного авторитета, высказывавшегося или писавшего о грядущих судьбах России. Именно ради такого безпристрастия в подаче материала в книге можно встретить несовпадающие, а порой и противоречащие мнения по одному и тому же вопросу. И пусть это не удивляет читателя. Разногласия во второстепенном бывали и среди святых, ибо каждый святой получает свою, частную меру откровения единой полной Божественной Истины. И составитель, не желая в таких случаях навязывать своего мнения о том, чье пророчество более достойно вероятия, предоставляет судить об этом самому читателю.
Русское государство на всем протяжении своего более чем тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне Православной веры. Можно без преувеличения сказать, что история России — это прежде всего история Святой Руси, ибо как и в Ветхозаветном Израиле, судьба нашего Отечества самым непосредственным образом всегда зависела от нравственного состояния народа.
Это подметили еще в Киевский период наши летописцы, с тревогой писавшие о том, что княжеские усобицы, забвение нравственных устоев и охлаждение в вере неминуемо навлекут на Отечество гнев Божий.
И когда предсказания сбылись, и на Руси установилось тяжкое татарское иго, что как не духовное возрождение, начавшееся с Преподобного Сергия и его учеников, было причиной и военных, и политических успехов — от Куликовской битвы (1380) до знаменитого стояния на Угре (1480), завершившего многовековое рабство монголов?
И все последующие вехи русской истории с неопровержимой очевидностью иллюстрируют все тот же библейский принцип: за преступления против Закона Божия неминуемо грядет наказание, за покаяние и молитвы — помилование, новый расцвет.
Смутное время начала XVII века сами же современники признавали следствием всеобщего нравственного одичания, и только заступничеством Богоматери, как об этом было открыто архиепископу Элассонскому Арсению, «суд об отечестве нашем преложен на милость».
Увлечения верхних слоев русского общества французским вольномыслием в конце XVIII — начале XIX вв. завершились нашествием Наполеона на Россию и сожжением Москвы. А изгнание непрошенных гостей из пределов Отечества завершилось в день Рождества Христова 1812 года.
И затем — новые витки исторической спирали: всеобщая погоня за материальным изобилием в ущерб духовному в конце XIX века приводит к новому смутному времени — кровавым ужасам 1905-1917 гг., к новому чужеземному игу, которое и по срокам, и по суровой до безпощадности жестокости небезосновательно сравнивают с Вавилонским пленом...
Не достает времени говорить о Великой Отечественной войне, которой предшествовала «безбожная» пятилетка (к 1942 году в СССР должны были быть закрыты все церкви) и которая завершилась 6 мая 1945 г. (в день св. Георгия Победоносца); о хрущевских гонениях на Церковь начала 60-х годов, «сопровождавшихся» Карибским кризисом и экономическими неурядицами, и о многом другом.
Конечно, скептик усмотрит здесь простое, случайное совпадение событий, но тогда ему можно задать вопрос — не слишком ли много совпадений? Не превращается ли тогда вся Русская история в сплошную цепь «случайностей», каждая из которых, впрочем, с отнюдь не случайным постоянством свидетельствует об одном — о том, что Бог — Творец истории и Им положен в основу исторического процесса непреложный нравственный закон?!
Тот же самый нравственный закон распространяется, конечно, и на будущие судьбы России. Если русский народ покается, обратится к Богу и сделает Православную веру основой своей жизни — тогда Россия спасется, вновь процветет и станет великой державой. Если нет — исчезнет с исторической арены, растворится среди прочих народов.
Такова, наверное, главная идея собранных в этой книге пророчеств, и хотелось бы пожелать читателю не столько углубляться в какие-то частные подробности грядущего, сколько усвоить как можно крепче именно эту основополагаюшую идею.
Всем, кто стремится увидеть Россию великой Православной державой, хотелось бы напомнить, что подлинное возрождение нашей Родины зависит не от внешних обстоятельств — расстановки политических сил, борьбы партий, военного или экономического потенциала. Оно зависит от каждого из нас, от наших молитв и благочестивой жизни.
Предваряю пророчества: Россия, всвязи с отпадением от Бога, потерпит большие потрясения и потеряет земли, так что снова будет в границах Святой Руси во времена Иоанна Грозного. Карта:
1. Дар Духа Святаго
«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1,19-21).
Все пророки с самого начала вдохновляются единым Духом Божиим. Харизма пророка — харизма откровения, дающая человеку познать то, что собственными силами он не смог бы сделать. Предмет ее один — замысел спасения, приходящий в единство в Иисусе Христе (Евр. 1).
Кандидат богословия, историк Церкви И. М. Концевич (1893-1965) писал: «Через пророка непосредственно открывается воля Божия, а потому авторитет его безграничен. Пророческое служение — особый благодатный дар, дар Духа Святаго (харизма). Пророк обладает особым духовным зрением — прозорливостью. Для него как бы раздвигаются границы пространства и времени, своим духовным взором он видит не только совершающиеся события, но и грядущие, видит их духовный смысл, видит душу человека, его прошлое и будущее. Такое высокое призвание не может не быть сопряжено с высоким нравственным уровнем, с чистотою сердца, личной святостью».
Назначение пророка состоит не только в предсказании будущего: он «говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14,3).
Пророки не претендовали на центральное место в общине и управление Церковью.
Апостол Павел предупреждал, что даром пророчества нужно пользоваться упорядоченно и на благо всей общины (1 Кор. 14,29-32).
Подлинное пророчество познается благодаря правилам различения духов. В древнейшем памятнике II века — «Учении Двенадцати Апостолов» (Дидахэ), относящемся ко времени, когда был еще жив апостол Иоанн Богослов, а, возможно, и другие апостолы, — о пророке говорится: «И всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не обсуждайте, ибо всякий грех простится, этот же грех не простится. Не всякий же говорящий в духе — пророк, но [только] если имеет нравы Господни. Ибо по нравам познается лжепророк и пророк. И всякий пророк, в духе определяющий трапезу, не ест от нее, если же не так, то это лжепророк. Всякий же пророк, учащий истине, если не делает то, чему учит, — лжепророк. Всякий же пророк проверенный, истинный, созидающий таинство Церкви в мире, но не учащий делать то, что он делает, [да] не будет судим вами, ибо он имеет суд с Богом. Ибо так делали и древние пророки».
Ерм, муж апостольский (1-л четверть II в.): «И я сказал: каким же образом можно узнать, кто истинный пророк и кто лжепророк? — Выслушай, говорит (пастырь — Сост.), об обоих пророках; и по тому, что я скажу тебе, распознаешь пророка Божия и пророка ложного. По жизни узнавай человека, который имеет Духа Божия. Во-первых, имеющий Духа свыше — спокоен, кроток и смирен, удаляется от всякого зла и суетного желания этого века, ставит себя ниже всех людей и никому не отвечает по вопросам, не говорит наедине; Дух Божий говорит не тогда, когда человек желает, но тогда, когда угодно Богу. Поэтому, когда человек, имеющий Духа Божия, придет в церковь праведных, имеющих веру Духа Божия, и там совершается молитва к Господу, тогда ангел пророческого духа, приставленный к нему, исполняет этого человека Духом Святым, и он говорит к собранию, как угодно Богу. Так проявляется Дух Божественный и узнается сила Его.
Слушай теперь и о духе земном, суетном, несмысленном и не имеющем силы. Прежде всего человек, кажущийся исполненным духа, высит себя, желает иметь председательство, нагл и многословен, живет среди роскоши и многих удовольствий, берет мзду за свое прорицание; если же не получит, то и не пророчествует. Может ли Дух Божий брать мзду и пророчествовать? Делать это не свойственно пророку Божию; и в поступающих таким образом действует дух земной. Потом, он не входит в собрание мужей праведных, но избегает их, напротив, имеет общение с людьми двоедушными и пустыми, пророчествует на местах потаенных и обманывает их, говоря по их желаниям, и отвечая суетное людям суетным: ибо пустая посудина, когда складывается с другими пустыми же, не разбивается, но они хорошо прилаживаются одна к другой. А когда он входит в собрание людей праведных, имеющих Духа Божественного, и ими совершается молитва, тогда тот человек оказывается пустым: земной дух от страха бежит от него, и он совершенно поражается и ничего не может говорить».
Преподобные Варсануфий и Иоанн (VI в.): «...Не всегда должно ясно говорить о таких вещах, потому что они приносят говорящему вред, а не пользу. <...> Верным (такого рода ответы) служат к тому, чтобы они уразумели их и получили от сего пользу; неверным же — к тому, чтобы они нас уничижили и мы получили от сего пользу».
Пророки пророчествуют: истинные – в сознании; лжепророки – в исступлении.
Стр.20.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Многие трудятся, многие страдают, многие подвизаются, спасены будут только «подвизающиеся законно». Истинный законный подвиг во Христе Иисусе и Святом Духе, в ограде Восточной Церкви*».
(* в которой нет никакой ереси, тем более - ереси экуменизма)
Евгений Николаевич Поселянин (Погожев, 1870 – 1931), русский духовный писатель (1900): «Тяжкие испытания терпят обыкновенно на земле Божии избранники, и на этом пути очищаются дурные их стороны, вырабатывается беспредельная преданность воле Божией; все далекое, суетное сходит с души, - и она развивается к добру в этой суровой, но великой школе».
Стр. 22.
Из этого последнего Жития, со слов исследователя эсхатологических сочинений В. Сахарова, узнаем, что «март считался тогда роковым месяцем, в который должна была последовать кончина мира, потому что в марте месяце, как тогда думали по свидетельству писателя Жития и как говорят упомянутые сказания, создан был Адам, в марте евреи перешли через Черное море, в марте было Благовещение, смерть Спасителя, вследствие этого в марте же должна последовать и кончина мира».
Стр. 26.
Старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей - Великому Князю Московскому Василию III (1479-1533) Ивановичу: «...блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася во твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти: уже твое христианское царство иным не достанется, по Великому Богослову».
(Таким образом, падение Первого Рима произошло через обрядоводогматическое отступление католиков; падение Второго обусловлено взятием Константинополя агарянами. Утверждение старообрядцев о том, что отъятие от среды удерживающего (2 Сол. 2, 7) связано с отходом Царя от русского благочестия, легко опровергается примерами отпадения в ересь многих ромейских кесарей. — Сост.)
Старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей - в послании псковскому дьяку Мунехину: «Вся христианская государства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть росеское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. Христианския царства потопишася от неверных, токмо едина-го нашего государя царство благодатью Христовой стоит»
Стр. 56.
Преподобный Максим Исповедник (582 – 662): «Я не желаю, чтобы еретики мучались, и не радуюсь их злу. Боже сохрани! – но сугубо радуюсь их обращению. Ибо что верным может быть милей, нежели видеть рассеянных чад Божиих, собранных воедино. Я не потерял рассудок, чтобы советовать ценить немилосердие выше человеколюбия. Напротив, я советую со вниманием и усердием творить добро всем людям и всем верным быть всем для нуждающихся. Но при этом я говорю: нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель».
Стр. 66.
Преосвященный Аверкий (Таушев, 19.10.1906 – 31.3/13.4.1976), архиепископ Сиракузский и Троицкий, толкуя слова святителя Феофана Затворника, писал (1964): «Святитель, как мы видим, резко осуждает наше неразумное увлечение <…> полуязыческой западной культурой, и в особенности французоманию, доходившую до презрения к своему родному языку и замены его французским. И это страшное, можно сказать, стихийное нашествие на нас французов и с ними других европейских народов («двадесяти язык») в 1812 году было, по мысли святителя Феофана, ничем иным, как целительным средством, которое употребил Господь для того, чтобы мы прозрели и воочию увидели чего стоит эта мнимая западная культура. Когда в отечественную войну французы, чтоль обаятельные и галантные в светских салонах, обнаружили все свое внутреннее безстыдство, «буйство» и «зверонравность», храмы Божии не постыдились обратить в конюшни и надругались над нашими святынями, тогда только познали мы истинную цену той лжекультуры, которой так безрассудно прежде увлекались. В итоге Отечественной войны мы, казалось, радикально излечились от «французской жизни»: «Покаялась тогда Россия», - говорит святитель Феофан, - «и Бог помиловал ее».
Стр. 77.
Святитель Игнатий (Брянчанинов 1807 - 1867), епископ Ставропольский (26.10.1861): «Не думайте, что такое незнание <христианства> – маловажный недостаток! Нет! Его следствия могут быть гибельны, особливо ныне, когда ходят в обществе безчисленные книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истинно христианского учения как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется!
И те недоумения, которые вы изобразили в письме вашем, - уже страшные наветники вашего спасения. Их сущность – отречение от Христа! – Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. – Займитесь чтением Нового Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых!); изучите в святых Отцах Православной Церкви как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство. Прежде нежели придет грозный час, в который вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдание, подаемое Богом туне всем человекам при посредстве христианства».
Н. Ф. Каптерев, историк Церкви (1912): «Алексей Михайлович считал себя преемником древних греческих императоров не только в делах веры и благочестия, но и законным наследником их царства, верил, что ему или его преемникам суждено в будущем владеть самим Константинополем и всеми православными народами, томящимися под турецким игом <...> Царю не чужда была мысль сделаться освободителем православных народностей из-под турецкого ига и овладеть, как своим наследием, Константинополем, и церковное единение он считал первою и необходимою ступенью будущего политического единения».
Паисий, Патриарх Иерусалимский, в грамоте Царю Алексею Михайловичу (1649): «Пресвятая Троица да умножит Вас превыше всех царей, благополучно сподобит Вас восприяти Вам превысочайший престол великого Царя Константина, прадеда Вашего, да освободит народы благочестивых и православных христиан от нечестивых рук, да будеши новый Моисей, да освободиши нас от пленения, якоже он освободил сынов израилевых от фараоновых рук».
Примечательно, что в 1666 г. Царь просил прислать ему с Востока «Судебник» и «Чиновник всему Царскому чину прежних царей феческих», что свидетельствует о практической подготовке к коронации на Престол Византийских Императоров.
Царь Алексей Михайлович (после отъезда Антиохийского Патриарха Макария) — боярам: «Молю Бога прежде, чем умру, видеть его в числе четырех патриархов, служащим во Святой Софии и нашего патриарха пятым вместе с ними».
Византия является церковно-государственным телом с двумя главами — Вселенским Патриархом и Вселенским Царем. По воззрению греков, это церковно-государственное тело постепенно должно обнять собою весь Православный мир, а Вселенский Патриарх и Вселенский Царь должны стать в действительности Патриархом и Царем всех православных христиан во всей Вселенной.
Со временем Московский Царь занял место Царя Греческого. «В 1561 году, — пишет проф. Вл. Сокольский, — венчавшийся еще в 1547 году на Царство Великий Князь Московский Иоанн IV был утвержден в сане Царя соборною грамотою Вселенского Патриарха Иоасафа и духовенства Восточной Церкви. В этой грамоте Царь Московский рассматривается как состоящий в том же отношении к Церкви, в котором состояли прежде Греческие Цари.
Замечательно, что Патриарх и Собор называют Иоанна своим Царем. «Сеже, — читаем в современном переводе грамоты, — сия наша благочестная грамота непоколебима и тверда дана, еже благочестивому, боговенчанному и христолюбивому Царю нашему Господину Ивану».
При этом, как видно из приведенного места, Церковь величает его так, как величали Греческих Царей: благочестивым, боговенчанным и христолюбивым. Далее, из предшествовавших соборному деянию переговоров и сношений видно, что, по настоянию Иоанна, имя его стало поминаться во всем Православном мире: точь в точь, как прежде поминалось имя Византийских Царей».
«Воззрение на Русского Царя, как на преемника Византийских Царей и Властителя всего Православного христианского мира» нашло отражение в переписке Иерусалимского Патриарха Досифея Нотары (1641-1707) с московским правительством.
Тот же Патриарх Досифей смотрел на Московского Патриарха, «как на имеющего в известных случаях общеправославное, вселенское значение, вследствие близости к Главе всего Православного мира — Царю, и возможности воздействовать на Царя в том или другом направлении». Хотя Вселенское Патриаршество не было перенесено в Москву, а «Московский Патриарх был признан только пятым Патриархом и ему вменено было в обязанность ставленною грамотою Восточных Патриархов первый имети и непщевати апостольский престол Константинопольский, тем не менее значение его совсем иное, чем других местных Патриархов. Он Патриарх изукрашенного Царством города Москвы, Третьего Рима, Патриарх, пребывающий при Вселенском Царе».
И все-таки Патриарх Московский, будучи лишь пятым по «двоице», на Симфонию с Царем, строго говоря, прав не имел.
Возникшая Русская симфония (не закрепленная официально) могла существовать, пока сохранялся союз любви между Царем и Патриархом. Характерно, что само дело Патриарха Никона, нашедшее отражение в «Правилах четырех Патриархов», подтвердило неравноценное место в диптихе местного Московского Патриарха и Московского Царя, являющегося в то же самое время Царем Вселенским, прямым наследником святых Греческих самодержцев.
Проф. М.В. Зызыкин предполагал, что Патриарх Никон «лелеял мечту, что каноническое положение Московского Патриарха в будущем будет пересмотрено Высшей Церковной властью, что первое место в будущем среди пяти патриарших тронов в Воскресенском храме будет принадлежать Московскому Патриарху, но ни откуда, ни из одного его заявления не видно, что он усваивал это место для Московского Патриарха его времени. Надежды его могли иметь почву уже в той мотивировке канонов II и IV Всел. Соб., которые выдвигали Константинопольского Патриарха, именно как Епископа Нового (Второго — Сост.) Рима; следовательно, с утратой политического положения своих городов, Патриархи могли в будущем утратить и свое первенство чести».
Любопытно, что в последней опубликованной статье (1944) Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский, 1867-15.6.1944) намекал на возможность рассмотрения в ближайшее время вопроса о переводе Московского Патриаршего Престола на первое место по диптиху. Такое заявление в то время могло появиться, разумеется, лишь после согласования с И. В. Сталиным, имевшим на Константинополь свои виды.
В 1658 г. разрыв между Царем, нарушившим клятву, и Патриархом становится неизбежным.
...Видение Патриарха Никона в Воскресенском монастыре в 1661 г., по свитку Московской Синодальной библиотеки: «1661 году в день недельный Святейший Никон Божьей милостью Патриарх, будучи в своем строении живоноснаго воскресенья Новаго Иерусалима, в день недельный во Святей Церкви с Архимандритом Герасимом и с прочней братией, егда по чину нача чести по первой кафизме той преждереченный Архимандрит Герасим (Святое Евангелие толковое), якоже обычай, и Святейшему Никону Патриарху седшу на своем месте от многаго труда, и абие приложися в тонок сон и обретеся в Московской Великой Церкви, идеже риза Господня. И зрит в Церкви велий неизреченный свет, и от страха того неизреченнаго ужасеся; и во страхе зрит того храма на обе страны и видит из гробов возстающих всех Архиереев и ту сущих от десныя страны Киприана и Фотия и Филиппа священномученика, а от левыя страны Иону Митрополита и прочих всех. По сем зрит от алтаря от северных врат пресветла юношу идяща со многими последующими светлеющимися, яко бывает вход со Святым Евангелием, и той пресветлый юноша на руках нося царский венец; и с теми светлеющимися те все Архиереи соединяся пойдоша во свя-тый алтарь отверзенным сущим святым и великим вратам. И той пресветлый юноша царский венец поставляет на престол перед Святым Евангелием. Той же Святейший Никон Патриарх во страхе последуя им обретохся от десныя страны престола, и зрит свет такожде неизреченный, и в том свете видит возставша первопре-стольнаго Петра Митрополита великаго чудотворца, вкупе и Геннадия и грядуща ко преждереченным Архиереем, онем же установившим ему с честью дающе первенство. Той же Петр Митрополит став на обычном первом месте у святаго престола и через царский венец простре руку на Святое Евангелие и рече Святейшему Никону Патриарху: засвидетельствуем тебе брате, Никоне, сим Священным Евангелием, иди, глаголи царю, чего ради он Святыя Церкви и святыя обители поработил и многия святыя вещи недвижимыя учинил царским своим повелением движимы, и царским державством неудоволился, восхитил на ся архиерейский суд, многия обители многочисленными пенятзми и многочисленными мерами оскудил и оскудити хощет. И Святейший Никон Патриарх во страхе велице отвеща: вы великие первопрестольные Архиереи о сем засвидетельствуйте, аз же смиренный много о сем глаголах и лисах царю, и непреклонен к послушанию явися наипаче возъявился, хвалится на мя мученми и изгнан-ми в заточение. И Петр великий чудотворец отвеща: Ты, брате, в жизни сей, тебе подобает засвидетельствовати и пострадати о сем даже и до крове; аще ли же сего нашего речения не восхощет веровати царь и твоего свидетельства не приимет, и, простер руки со всеми Архиереи на западную страну рек: зри, что по сем будут. И, видя белый свет в велицей Церкви, обратился в неизреченный пламень огня и с шумом громогласным пойде в царские чертоги, и бысть все пламенно видно. И в том велицем страхе он, Святейший Никон Патриарх, едва в себе пришед и узре вышереченнаго архимандрита Герасима стояща перед собою, отседающа по чтении по обычаю благословеннаго прощения, уже и второй кафизме совершающейся. И Святейший Никон Патриарх в том часе исповеда то страшное видение ту сущим с ним бдящим Архимандриту Герасиму и протчей братии всякаго чина и возраста. И по отпетии утрени своею десницею сие видение писал и ко благочестивейшему государю царю послал; и ничтоже вменено и забвению предано даже до днесь. А сие видение его Святейшаго Никона Патриарха вскоре збыстся тоя же нощи».
Перед смертью в завещании Царь просил у Патриарха прощения, а новый Государь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Никону сана, просил его вернуться в основанный им Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (по пути в который 17 августа 1681 г. святитель скончался). Но исправить что-либо было уже поздно...
«Отказ Никона в прощении, — по словам М.В. Зызыкина, — остался навеки протестом против унижения Церкви светской властью».
После несправедливого захвата церковной собственности в Воскресенском монастыре 25.6.1663 Патриарх Никон пел в церкви молебен Животворящему Кресту, читал молитву и псалмы 68-й и 108-й, которые, по правилам Св. Афанасия Александрийского, полагается читать терпящим насилие.
Английский исследователь Пальмер, пишет М.В. Зызыкин, в 70-х годах XIX в. сопоставил "слова псалмов 68 и 108 с тем, что произошло с семьей Царя и видит в этих событиях исполнение гнева Божия".
(продолжение в среду)
Оценили 8 человек
12 кармы