Начала по средам и пятницам публиковать свои выписки из книги "РОССИЯ ПЕРЕД ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ" - (Материалы к очерку Русской эсхатологии) Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря Полтавской епархии (ЗАО «Тираж-51»), сделанные мной в 2002 году.
То есть, самое краткое изложение этой довольно толстой книги. Оттого и цитаты не будут строго соответствовать по теме предыдущим цитатам.
Стр. 132.
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) Оптинский: «В Апокалипсисе сказано: «Блажен читающий словеса книги сея». Если это написано, значит, это действительно так, ибо слова Священного Писания – слова Духа Святаго. Но в чем заключается это блаженство? Тем более, что мы ничего не понимаем в написанном, могут возразить на это. Может быть, утешение от чтения Божественных слов. Можно думать и так: то, что теперь для нас непонятно, будет понятно тогда, когда настанет описываемое время. Вот и посудите. Кто теперь читает Апокалипсис? Почти исключительно – в монастырях да в духовных академиях и семинариях, по необходимости. А в миру – редко кто читает. Отсюда ясно, что тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается. А понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или другие современные ему события…».
Стр. 139.
С.А.Нилус, русский духовный писатель - о. Кириллу (Зленко), бывшему письмоводителю старца Варсонофия Оптинского (17.11.1916): «…Один епископ высокой духовной жизни, в ответ на посылку ему моей книги «На берегу Божьей реки», прислал мне письмо и в нем написал мне, между прочим, следующие чрезвычайной для меня важности слова (думается, важные и не для одного меня): «… от истинно-верующих чад Божиих смысл настоящих событий не сокрыт. Даже более того. На ком почиет благословение Божие, им будет открыто и время пришествия антихриста и кончина мира точно…».
Л.А.Тихомиров (1852-1923), русский мыслитель (29.1.1904):
«<...> Начинается борьба Монгольской расы с Арийскою, и борьба атеизма с христианством. Я говорю «атеизма», но не то что атеизма, а «Антихристовщины» — земного бога. Тут происходит борьба не одних земных армий, а сил небесных и преисподних. У меня какой-то мистический страх и мистические надежды. Если бы суждено было победить нам, то несомненно это бы означало быстрое торжество христианства в Китае и Японии. Если победят они — значит совершается последняя глава Истории человечества...»
Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский (1828-1908)
(6.5.1907): «Для всех очевидно, что Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде Царство Русское ныне так разслаблено, обезсилело, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непоколебимая во веки вечная держава, Коим твердо держатся в дивной гармонии небо и земля — столько веков. Вот от чего Царство наше колеблется; и одно ли русское Царство, занимающее шестую часть земли, колеблется от безбожия и анархии? Нет, колеблются и трясутся все цаства земные, оставившие веру истинную; а некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие. И чем дольше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мира он совсем сделается трупом и дымящеюся головнею, которая совсем истлеет от последнего страшного, всеобщего огня: «ибо земля и все дела на ней сгорят», по Апостолу, и «мы чаем новаго неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живет правда» (2 Петр. 3, 10-13)»
Да и как могли они «принять», например, того же С. А. Нилуса, обрушивавшегося на их «святыню»? Вот в его изложении рассказ одного из оптинских духовников о. Феодосия (f 9.3.1920), впоследствии игумена, начальника Оптинского Скита (октябрь-ноябрь 1908): «Собралась собороваться партия богомольцев, душ четырнадцать, исключительно женщин. В числе их была одна, которая собороваться не пожелала, а попросила позволения присутствовать зрительницей при совершении таинства.
— <...> По совершении таинства смотрю, подходит ко мне та женщина, отводит меня в сторону и говорит:
— Батюшка, я хочу исповедоваться и, если разрешите, завтра причаститься и потом у вас пособороваться.
<...> Я разрешил ее от греха, допустил к Причастию на другой день и объяснил, чтобы она собороваться пришла в тот же день часам к двум пополудни... На следующий день женщина эта пришла ко мне несколько раньше назначенного часа, взволнованная и перепуганная.
— Батюшка! — говорит. — Какой страх был со мною нынешнею ночью! Всю ночь меня промучил какой-то высокий страшный старик; борода всклокоченная, брови нависли, а из-под бровей такие острые глаза, что как иглой в мое сердце впивались. Как он вошел в мой номер, не понимаю: не иначе, это была нечистая сила... — «Ты думаешь, — шипел он на меня злобным шепотом, — что ты ушла от меня? Врешь, не уйдешь! По монахам стала шляться да каяться — я тебе покажу покаяние! Ты у меня не так еще завертишься: я тебя и в блуд введу, и в такой-то грех, и в этакий»...
И всякими угрозами грозил ей страшный старик и не во сне, а въяве, так как бедная женщина до самого утреннего правила, — до трех часов утра, — глаз сомкнуть не могла от страха. Отступил он от нее только тогда, когда соседи ее по гостинице стали собираться идти к правилу. — «Да кто ж ты такой?» — спросила его, вне себя от страха, женщина.
— Я — Лев Толстой! — ответил страшный и исчез.
— А разве ты знаешь, — спросил я, — кто такой Лев Толстой?
— Откуда мне знать? Я неграмотная.
— Может быть, слышала? — продолжал я допытываться, — не читали ли о нем чего при тебе в церкви?
— Да нигде, батюшка, ничего о таком человеке не слыхала, да и не знаю, человек ли он, или что другое.
Такой рассказ я слышал из уст духовника святой Оптиной Пустыни, человека для меня совершенно достоверного. Что это? Неужели Толстой настолько стал «своим» в том страшном мире, которому служит своей антихристианской проповедью, что в его образ перевоплощается сила нечистая?..»
Незадолго до принятия священнического сана С.Н.Дурылин (1877-1954) сказал (1919): «Нельзя на одной полке держать Пушкина и Макария Великого». То же подтвердил и Гаврюша Оптинский (отравлен чекистами), принявший подвиг юродства за грехи своего отца: «А в одном мешке Евангелие с другими книгами нельзя носить». Приводивший эти слова блаженного С.И.Фудель (1899-1977) честно признавался: «Раздвоенность души это все та же немощь веры, боящейся идти до конца за Христом. «Положивший руку свою на плуг и озирающийся назад неблагонадежен для царствия Божия». Озирающийся назад уже и возвращается назад, уже изменяет любви. И С.Н. (Дурылин — Сост.) и я, и многие из моих современников оказались неготовыми к тому страшному часу истории, в который она тогда нас застала, и в который Бог ждал нас, чтобы мы возлюбили Его больше своего искусства, своего страха, своей лени и своих страстей. Тогда решались какие-то судьбы, определялись какие-то сроки и можно ли было тогда путать Евангелие с другими книгами? Вот почему, хотя это было время еще живых Оптинских святых, и время юности, мне тяжело его вспоминать: слишком велика была вина и хочется скорее миновать эти Блоковские годы раздвоения и измен. Впрочем, а после них — разве не все те же измены? Выходит, что лучше ни на кого свою вину не сваливать, в том числе и на Блока...»
В свое время оставивший орден Л. Любимов откровенно писал (1934): «Масонство, когда падут большевики, займется воспитанием русского народа...»
И позже (1938): «...Когда будет возрождаться национальная Россия, политическое масонство, страшась пуще всего торжества в России «проклятых фашистских сил», страшась, что это возрождение нанесет новый удар тем идеям и установлениям, которые были порождены XIX веком, несомненно, будет бороться против русского великодержавного и истинно национального оздоровления». И, словно подтверждая сказанное, звучат ныне слова главы ложи «Великий Восток» Франции о том, что масонство намерено противодействовать «стремлению Церкви осуществить новую евангелизацию» в России (ТАСС, 9.9.1991)
Недавно великий магистр масонской ложи «Великий Восток» Дж. Ди Бернардо на пресс-конференции заявил (1991):
- В ложе «Великий Восток» <„.> есть католики, иудеи, мусульмане, протестанты и представители других вероисповеданий, но нет атеистов.
Преподобный Серафим (1759-1833), Саровский Чудотворец:
«Пройдет более чем пол века. Тогда злодеи поднимут высоко свою голову. Будет это непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за Великого Государя и целость Самодержавия Его; но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского».
«До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция — ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе...»
«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия, Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня»
Митрополит Московский Филарет (Дроздов, 1782-1868): «Из тайных скопищ... безбожных исторгся вихрь мятежа и безначалия, и против державы Российской особенно дышит яростно с шумом и воплями, как против сильной и ревностной защитницы законной власти, порядка и мира...»
За два месяца до кончины в 1867 г. владыка Филарет на вопрос, что он видит в будущем, ответил: «Ужасную бурю, которая к нам идет с Запада».
Преподобный Амвросий (Гренков, 1812-1891), старец Оптинский в письме наставлял: «Не хлопочи о ризе; я передумал, решил, что лучше теперь не делать ризу на Калужскую икону Божией Матери. Первое, у нас денег мало... Второе, вспомнил я слова покойного митрополита Филарета, который не советовал делать ризы на иконы, потому что «приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон»
Рассказ оптинца (31.12.1909): «Великое знамение у нас нынче в алтаре, во время службы Сочельника явлено было одному из служивших в тот день священнослужителей (он назвал имя <о. Игнатий («Голосена»)>). Стали читать паремии за вечерней во время литургии. Вдруг в глазах этого священнослужителя все как бы смешалось: не стало видно ни алтаря, ни служащих, а на их месте он увидал огромное множество людей, в величайшем смятении и страхе безпорядочно бежавших от востока на запад и обратно. Что-то совершалось, по-видимому, необычайно страшное. И вдруг явился светоносный Ангел, который, обратясь к тайнозрителю, сказал:
— Все, что ты здесь видишь, имеет совершиться в близком будущем.
Видение тем и окончилось.
<...> Святый Ефрем Сирин, вещавший о днях перед кончиной мира и явлении антихриста не то же ли предвозвещал о имеющем в те дни быть великом смятении народов, когда люди, гонимые страхом, будут предаваться бегству в том же безпорядке, какой привиделся нашему священнослужителю? Мне думается, что это знамение, предвозвещающее близость именно этих дней»
1-я часть: https://cont.ws/@elenavr/28797...
2-я часть: https://cont.ws/@elenavr/28798...
Оценили 11 человек
17 кармы