Израиль устраивался на теперь уже своей земле. Многие из них заняли уже существующие селения и дома с готовым имуществом, у всех имелись немалые средства из военной добычи, так что многие строили себе сразу новые дома. Их поля и сады уже кормили их, стада приносили свою прибыль, и жизнь казалась великолепной. Многие люди следили за порядком и не допускали негативного развития событий, поэтому жизнь шла мирно и конфликты, если и случались, разрешались как должно, по справедливости. Злоупотребляющие словом лжецы в то время не могли заводить дело слишком далеко, поскольку в трудных случаях Урим и Туммим первосвященника выводил любого на чистую воду, и люди, как говорилось прежде, имели страх. По крайней мере не было достаточных условий изображать из себя невинного, а из ближнего виноватого. Мечта многих, пострадавших от лжи и ужас недобрых людей… Однако же зло не коренится только в неправедных обвинениях и претензиях, человек очень богат возможностями, соответственно и зло многолико, в падшей природе человека соблазны возникают или могут возникать на каждом шагу, в каждом изменении ситуации. Говоря об изменениях, я имею в виду не только внешней обстановки, но и внутри человека также. Наше текущее состояние меняется по мере того как не только звуки и картины внешнего мира проходят перед нами, но и внутри волнами меняется содержание и концентрация веществ, регулирующих наши ощущения и реакции. С течением времени устройство человека может изменяться, и обычно меняется существенно, это также вносит вклад в перемены в том, куда нас тянет и влечёт. И ощущения тела, и мысли, и эмоции, и желания, всем этим порождаемые, всё это вовлекает нас в какое-то действие, приводят к выбору. Даже если у нас есть чёткие принципы, не всегда они определяют, каким будет выбор, эти принципы обозначают границы выбора или однозначное направление его, однако выбор может выйти и за их пределы. Впрочем, бессознательно выбор не делается, мы всегда решаем. Правда, иной раз человек может довести себя и до бессознательного выбора, позволить себе делать его случайным образом, только это уже патология, добровольная деградация. Разве что физические основы здравого функционирования нервной системы подорваны, когда у человека не остаётся сил – такое тоже может быть, что кто-то неразумно доводит себя сам до такого состояния, либо кто-то извне.
Посреди этой мирной благословенной картины не все в полной мере отдавали себе отчёт, Кому и чему они обязаны этими благами. По идее все должны бы, и могли видеть и замечать глубже, осознавать цепочки причин и следствий, но как много людей это делают? И это снижение активности ума является практически прямым следствием падения человека, не то, чтобы вообще ум снизил активность, хотя и это можно заметить, но произошёл перекос внимания от дела или от познания сути вещей к удовольствиям. Изобретательность и поисковая активность вместо высоких вещей были обращены на низкие… Отчуждённость от Истока привела к ощущению оставленности, незащищённости, и человек стал защищать себя сам; в ожидании возможной несправедливости он тянет всё только на себя; ожидая агрессии, скорее сам порождает её; обеспечивая безопасность себе, разрушает безопасность других. С такими свойствами даже коммунизма не построить… Характеристика людей Бога, кого называют спасёнными, как раз такова, что они "внимательны к действиям Сущего", это люди с острым вниманием к жизни вообще, ко всяким знаниям, и даже ко всему происходящему… Должны быть, по крайней мере. Это то, чего Бог добивается от человека, чтобы Его способности, данные нам, не портились и не гнили, портя и заражая ткань жизни вокруг. Побочным результатом такой ориентации к познанию и отслеживанию всего является повышенная осознанность и уход от всего разрушительного, неприятие этого разрушительного, имеет ли оно место внутри нас или вне. На этом пути человек расстаётся со злом, с соблазнами, они перестают притягивать, поскольку становится ясным их значение и суть. Это происходит под воздействием свыше, и без него это было бы невозможно или бездейственно. Многие уходят из-под этого воздействия Духа, оно поначалу многим не нравится, потому что не даёт действовать бездумно и бессмыссленно. А потом привычка завершает привыкание, и когда-то наступает момент, когда она доводит дело на наивысшей точки, отсекая для человека возможность измениться… Но, наверное, рано об этом говорить.
Иисус Навин, состарившись, отошёл от дел после войны с Асорским союзом, проведя раздел земли племенам. Теперь, когда он ощутил приближение смерти, он созвал всех, участвующих в управлении народом, к себе и в своей речи попытался дать уроки людям, передать важные вещи, побудить их не терять цели своего существования из вида. Он знал, что многие обленились, не делали ничего с остающимися хананеями, не использовали силы и возможности, которые Бог собирался предоставить им и ожидал только запроса. Но многие предпочли заниматься только своими делами, подобно подавляющему большинству людей, погрязнув в рутине (а потом жалуются на однообразие и скучную жизнь и ищут проблем на свою голову). Однако вождь Израиля не спешил ругать их, но пытался воодушевить их, ободрить, что они в полной безопасности, пока защита свыше покрывала общество и их землю. Если не сработает это, то и строгие выговоры не помогли бы. В двух последних главах книги о нём написано о двух созывах представителей народа к нему, как я это вижу. Второй раз он собрал актив Израиля перед своей смертью в Сихеме, где стоял храм, в то время как первый раз это было тогда, когда он отошёл от дел, оставив руководство в руках надёжных людей. В первой речи Иисус Навин говорит всё, что он считал нужным сказать для правильного развития Израиля, выступая от своего имени, во второй же он передаёт слова Бога, это большей частью не его речь. В ней он предстаёт как пророк, вставая рядом с Моисеем, достигая уровня своего учителя.
– Вы видели всё, что сделал Сущий перед вами со всеми теми народами, Он сам сражался за вас. Он прогонит их от вас, чтобы вы получили в наследие землю, как обещал вам.
– Поэтому в точности храните и исполняйте со всем старанием написанное в книге закона Моисея.
– С этими народам, что ещё остались, не сообщайтесь, не поминайте имён богов их, не клянитесь ими и не совершайте служения им, не поклоняйтесь им, но держитесь Сущего, Бога вашего, как вы делали это до сих пор.
– Сущий прогнал от вас большие и сильные народы, и никто не устоял перед вами до сих пор. Один из вас прогоняет тысячу, потому что Сущий сам воюет за вас, как и говорил вам. Поэтому привяжитесь к Сущему.
Прозвучало главное предостережение на тот момент:
– Если вы свернёте с пути и станете общаться с этими народами, что остались между вами, и вступите с ними в родство, то знайте, что Сущий перестанет прогонять их от вас, и они станут для вас петлёй и сетью, бичём для рёбер ваших и колючкой для глаз, пока не будете истреблены с вашей доброй земли, что дал вам Сущий, Бог ваш.
– Я теперь ухожу в путь всех живущих. А вы знаете всей душой, что не осталось напрасным ни одно слово из всех добрых слов, сказаных Сущим – всё сбылось, ни одно слово не осталось неисполнившимся. Но как сбылось всё доброе, так Сущий исполнит над вами и всякое злое слово… Если вы преступите завет Сущего, и пойдёте служить другим богам, то скоро сгинете с этой доброй земли.
Такова была его первая речь. Позже перед этим же собранием он произнёс ещё одну, вдохновлённую свыше, от имени Бога. Сущий коротко описал отдельные моменты их истории, начиная от семьи Авраама, предки которого начинали склоняться в язычество, но Он позаботился о выведении здоровой отрасли от той славной линии патриархов, чтобы она не прервалась, и её потомки сейчас слушали откровение о цели своего существования. Это могло и должно было помочь им не сбиваться с пути. Он упомянул опасность от Валаама, о которой они даже не подозревали в своё время, но Он "избавил их от его руки", не захотев его слушать, о других моментах Его вмешательства и помощи в войнах. Сейчас они жили на Его земле и могли наслаждаться её произведениями.
После слов Бога Иисус Навин уже от себя призвал людей служить Сущему, точнее сделать выбор между языческими верованиями и той реальной силой и Личностью, что привела их сюда сквозь очень непростые препятствия. Освободиться из рабства в чужой земле, не имея ни оружия, ни даже организации, занимавшейся бы этим, выскользнуть из ловушки, будучи зажатыми между морем и горами враждебной армией, и прочее и прочее. Казалось бы, любой человек сделает очевидный выбор в пользу богатства и здоровья, но для многих это очевидно только когда они видят других со стороны, на деле же многие продают своё будущее за слишком малую цену, слишком низко ценят его, выбирая фактически быть бедным и больным. Вот и народ вроде как единодушно ответил Иисусу Навину на испытующее предложение выбора – "Нет", сказали они, "мы будем служить Сущему. Не будет такого, чтобы мы оставили Сущего и стали служить ещё каким-то богам!" Они привели доводы, что их Бог вполне заслуживает верности и признательности… И вот тут Иисус Навин сказал нечто, не вписывающееся в благообразную картину народного собрания. Он выдал такое: "Вы не сможете служить Сущему"… Это было продолжение темы Песни Моисея, в которой о плохом говорилось много больше, чем о хорошем.
В чём было дело? В том, что этот Бог ищет далеко не поклонения, не какой-то дани и прославления, но определённого достижения, или состояния внутреннего мира человека. И даже самое возвышенное поклонение и хвала не может быть Им воспринята, если это делается с кривым сердцем и лживым языком. Тому, кто видит насквозь, не может быть приятным всё, что содержит в себе зло, когда истинное состояние скрывается под благовидной личиной – оно всё непрочно и в будущем всё это разрушит само себя, даже если Он не будет вмешиваться. Иисус пояснил свои слова – "потому что Он Бог святой, не потерпит ваших беззаконий и грехов…" Слишком многие стали считать, само собой как-то так сложилось, что боги не вмешиваются в дела людей, им дают их долю поклонения и жертв и на этом всё, они должны быть довольны. Нет, жрецы, священники и учителя такому обычно не учили, никто специально такого не думал, но вот внутри каждый себе именно так представлял дело – обычно везде существует официальная или научная (пардон, богословская) версия религии, и "народная", упрощённая, приспособленная слабым умом, донельзя искажающая положение дел. Так что от язычества, да и даже без помощи язычества – люди одинаковы везде – у израильтян уже существовала установка, что своими поклонениями и служением Богу они отдают Ему некую дань, и это уже само по себе как-то покрывает их недостатки. Это сознание примерно такого рода: я же свечку поставил, значит уже свой грешок один или два прикрыл; а если посерьёзнее, то свечкой не отделаешься, надо что-то большее, может быть кому-то добро сделать… Но покрывать зло последующим добром – это торг с Богом, примитивный и бесполезный. Богу от нас нужны не услуги, а гораздо больше – наше совершенство[8]. Или так – Ему нужен наш характер с нужными чертами, выдерживающими вечность, а не маскарад и не торг. Только нужный характер может обеспечить нужное качество дел и поступков, без этого сделанное нами не выдержит проверки. Всё, что не выдерживает испытания, не пройдёт и не годится ни Ему, ни нам самим. Построенное или сделанное с дефектами не будет работать или разрушится со временем, и скорее раньше, чем позже. Поэтому Он не может принять плохую работу и знака Качества на неё не может поставить, как бы мы Ему ни нравились, как бы кто-то к Нему ни подлизывался на словах, ни льстил языком.
После того, как Иисус шокировал стоящих перед ним, он добавил ещё: "потому что вы оставите Сущего и будете служить чужим богам, тогда Он наведёт на вас зло и истребит вас после того, как Он делал вам благо".
Читающие Синодальный перевод могут возразить, что Иисус Навин сказал "если вы оставите Сущего", однако же в оригинале здесь стоит слово "ки", которое имеет значение "потому что", "когда", "тогда", "но", "определённо", "обязательно", "конечно"… И "если" там встречается в одной или двух производных конструкциях, но прямого "если" в том списке так и не нашлось.
Люди восприняли это не как хорошие ученики, прислушивающиеся к словам учителя и понимающие их, делающие нужные выводы и корректирующие свой путь, а скорее обиделись и стали настаивать на своём – "Нет, мы будем служить Сущему", как будто упорство могло им в этом как-то помочь. Настойчивость – вещь крайне необходимая, как и постоянство, но от того, к какой цели они направлены и чему служат, зависят результаты, бывающие диаметрально противоположными. Стать пригодным для Бога назло какому-то человеку, только ради того, чтобы возразить… что-то тут не то, потому что задействуются не те, что нужно, начала. Иной раз приходится многое делать вопреки, но это не совсем "назло", потому что религия легко поражается лицемерием, и агенты тёмных сил могут быть очень успешны в карьере в церкви, в таких случаях приходится плыть против течения именно ради правды, добра и истины. Но когда обличают о недостатках, то тупо отрицать их наличие, когда именно это только и может помочь, это как-то неправильно. Иисус Навин и указывал им на невозможность для них без коренных перемен, без признания проблем служить живому Богу. Но они твёрдо стояли на своём – мы будем служить Сущему, и имели ввиду свой вариант "служения", которого впоследствии долгое время придерживались. Им действительно казалось, что это вполне работает – уравновешивать зло добром… Это когда делают для Него что-то, а в остальном живут по своему разумению. И часто это "своё разумение" состояло в поклонении совсем другим богам, но в их понимании это всё было игрой, когда одна карта бьётся другой. Ведь за доброе дело Бог награждает? Ну вот… Не удержался, нарушил заповедь? – сделай добро или что-то праведное. Бог было разгневался на тебя, а ты Ему тут раз, и заглаживаешь проступок чем-то правильным, и Он уже улыбнулся тебе (я не знаю, является ли такое понимание языческим, во многих случаях да, но не готов говорить за все пантеоны). Однако проблемой было то, что у Бога были совсем другие принципы, а именно зло неприемлемо вообще – зло "отбивается" лишь полным его отрицанием, раскаянием, исправлением, оставлением, а не смешиванием с добром… Всё потому, что зло не просто раздражает или огорчает Его лично, а потому, что оно разрушительно. Иисус Навин это и имел ввиду, что на таких условиях у них служить Богу никак не получится, разделённое посвящение не есть посвящение, соединение добра с нарушениями закона не строит добра. Приходилось читать взгляды некоторых, что для обычных людей соблюдать всё просто невозможно, немыслимо и невыносимо. После доброго дела надо изваляться в грязи, чтобы обрести душевное равновесие – это, конечно, сильное преувеличение, однако же что-то в этом есть. В таком мироощущении только герои или особо святые могут жить полностью свято, однако это заблуждение является одним из сильнейших искажений библейской религии. Увы, это извращённое представление живёт и правит, держа многих добрых людей вдали от Бога. То, что называют "святой жизнью" или "жизнью полного послушания", поставлено в другие рамки, чем оно было изначально. За века искажений и наслоений, когда сначала сам народ "одомашнил" или упростил религию, а позже веру людей взяли в свои руки духовные сословия, у святости появилась иная окраска, другой фон, что отдалило её от человека и от реальности.
Святость – полноценное исполнение законов и распоряжений Бога, рождается не от исполнения закона, а из определённого состояния, порождаемого влиянием Бога, наделяющего нас способностью к этому исполнению. Однако её наделили ореолом невозможного, уделом редких людей, когда остальным такое в принципе невозможно. То, что стучится в душу каждого живущего, даже если ему совершенно незнакомы Библия или Бог, изобразили как почти недоступное дело.
Была и другая проблема. Благоговение и разум были приведены в некоторый конфликт, по примерно тому же принципу, что и "сила против ума". Благоговение отражает уважение к Богу и всем Его проявлениям, оно больше всего проявляется в моменты поклонения. Однако же как-то получилось, что кто-то стал требовать от человека отказаться от разума, меньше думать, а больше слушаться учителей, точнее учителями они уже не были в полном смысле этого слова, став только лишь посредниками, "предстоятелями", представляющими паству перед Богом и наоборот. Это отчасти неплохо (но только когда учитель намного превосходит учеников), но всё же идёт вразрез с Евангелием, где от каждого человека требовалось мыслить и понимать, где "имеющий уши да услышит" извратилось до обратного, что якобы только особые люди могут иметь уши и лишь они имеют право слышать и понимать… "Вникай в себя и в учение" – требует апостол Павел, но практика жизни и учения в религиозной среде нивелирует это положение, оставляя его только для подвижников. Однако же продолжение этих слов знаменательно – "делая так спасёшь себя и слушающих тебя". Работа ума по Павлу открывает дорогу для Бога сделать из человека нечто высшее, делает из любого и всякого обычного человека героя и подвижника, спасающего всех вокруг без разбора (понятно, что всё же только желающих, соглашающихся на это), создаёт массовый взлёт духа и прогресс высшего создания Бога, но так редки очаги света на Земле.
Иисус Навин хотел сказать стоящим перед ним, что так, как они собираются служить Богу, у них не получится. И если бы они хоть на миг задумались и не прекословили, если бы спросили его, что с ними не так или что он имеет ввиду, почему это у них обязательно не получится, то услышали бы в ответ сокровища духовности, которые бы пришли в мир уже тогда в простом и ясном учении о благодати. Но упрощённое понимание Закона не позволило им усомниться в себе. Многие из протестантов тут должны бы сказать, что здесь была виновата "буква закона", то есть, что Закон Моисея был неспособен им помочь со святостью и спасением, однако же виновата вовсе не буква. Если бы они выполнили распоряжение "день и ночь учиться в нём", что на то время было очень короткой версией Библии, то заметили бы немало важного, у них бы появились вопросы, которые Бог был бы рад разрешить. Но со своими возражениями они не заметили, сколько потеряли. Дальше они жили как получится, им просто пока ещё везло на руководство. Однако приближались времена, когда их руководители станут проще и слабее в делах духа. И тогда их уже ничто не могло избавить от упадка.
Упрямых Иисус Навин не пытался переспорить, они не были готовы воспринимать правду о себе, а без этого не были бы восприняты и слова о том, как избегнуть проблемы по имени "Я". Что ж, по крайней мере они дали слово, и раз уж так активно расписывались в верности, то он воспользовался этим их обязательством. Он спросил их – "Отвечаете ли вы за свои слова, что сейчас говорили? Народ ответил, что отвечает. И Иисус потребовал от них на основе их зарока убрать из их практики чужих богов, которые по тихому уже внедрились в разных местах, и многие это знали, и всё же уверенно обещали служить Сущему… Теперь, после данного слова, торжественно обставленного записью в книгу, и камня-свидетеля под большим дубом около храма, им нужно было выполнять обещанное. Таким образом язычество ещё на некоторое время было отодвинуто от Израиля. Иисус Навин произвёл последние записи в свою летопись о последних событиях и наставлениях, которая известна нам как шестая книга в Библии, книга Иисуса Навина. После этого он прожил недолго и был похоронен. Обретение своей давно обещанной земли свершилось, хотя надо сказать, что до конца доведено не было.
Из "Прочтения Библии" – http://samlib.ru/f/feannir/
Оценил 1 человек
3 кармы