• РЕГИСТРАЦИЯ

Зачем Ургант заступился за PERMM?

6 1262

Иван Ургант в своём шоу на «Первом канале» попытался высмеять скандал, разворачивающийся вокруг музея современного искусства PERMM. Напомню, данная история началась с публикации в интернете фотографий скандальных экспонатов выставки, которую посещали дети (по выставочному пространству музея организаторы составили специальный детский маршрут). Возмущенные жители города стали писать письма в различные инстанции, к освещению скандальной истории подключились региональные и федеральные СМИ. Издание «Накануне.ru» направило запрос в прокуратуру. Вскоре появилась информация, что в музее проходит прокурорская проверка. Именно факт прокурорской проверки и решил высмеять Иван Ургант в своём комедийном шоу.


Вот что сказал Ургант об одной из инсталляций выставки, составленной из изуродованных и исковерканных игрушек, которые по задумке автора должны были символизировать травматический опыт ребенка (к слову, помимо этого «экспоната» на выставке были и более провокационные работы).

«Вы зайдите в комнату к любой девочке, где можно увидеть не только инсталляцию из кукол, там еще и медведей, лисиц и даже пистолетики. У меня три дочери. Я когда открываю ящик с игрушками, там Кен в такой позе лежит. Я смущаюсь».

Понятно, что Ургант в своём стиле высмеивает скандальную новость в СМИ, вызвавшую большое внимание и общественный резонанс. Однако высмеивает шоумен не конкретную ситуацию, а своё о ней представление. Отсюда все эти абсолютно странные параллели с собственным родительским опытом (который, видимо, тоже является для Урганта поводом для хохмы). Инсталляция на выставке в музее PERMM была сделана не детьми, а взрослым человеком, который вложил в неё конкретное содержание. Вот что говорит о замысле автора одна из сотрудниц музея:

«Эта работа Вусала Рагима посвящена знакомой художника, Саре. У неё было очень сложное детство (травмы, насилие). Поэтому куклы как символ детства изображены такими исковерканными. Работу Вусала Рагима, действительно, сложно назвать позитивной. Однако дети на экскурсиях и во время индивидуальных посещений часто подходят к ней, экспонат вызывает у них очень пристальное внимание. Именно поэтому авторы нашего путеводителя решили не обходить экспонат стороной, а попытаться обсудить его с ребёнком и его спутником».

Инсталляция символизирует детский травматический опыт и насилие над детьми. Но причем тут экскурсии для детей, с которыми этот «экспонат» пытаются обсуждать? Понятно, что игрушки вызывают у детей пристальное внимание, но какое отношение задумка автора и содержание данного «экспоната» имеют к детскому опыту восприятия искусства? Не удивительно, что подобные вопросы возникли у многих родителей, которые в отличие от Урганта серьезно относятся к вопросам воспитания детей. Кукольная инсталляция – это не единственный провокационный экспонат выставки (вероятно, наши СМИ намеренно обходят гораздо более вызывающие объекты). Если посмотреть на фотографии нашумевшей экспозиции, то можно сказать, что куклы – это просто «игрушки» по сравнению с некоторыми другими экспонатами, изображающими половые органы и сексуальные извращения. Я не знаю, как организовывались детские экскурсии по музею, обходили ли они эти работы или экскурсовод закрывала детям глаза, когда они к ним приближались. Хочется верить, что их детям не показывали…

Но почему эти провокационнее работы вообще выставляются в государственном музее, деятельность которого финансируется из бюджета? И как они помогают в реализации основ государственной культурной политики России? Если это просто экспериментальные работы, призванные продемонстрировать тотальную свободу мысли и творчества художника (в том числе свободу от общественной морали), то пусть подобные работы выставляются на частных музейных площадках за счет ценителей подобных экспериментов (главное – чтобы подобные эксперименты не противоречили законодательству).

Разобравшись более подробно с вопросами и претензиями к выставке, снова вернемся к высказываниям Урганта в его шоу:

«Не стоит ругать азербайджанских художников: пришли на выставку, не понравилось – расставьте все по своим местам и идите дальше. Уточните в Манеже, если не знаете как. Там так же расставляли».

По сути, Ургант сравнивает людей, которые предъявляют к содержанию конкретных экспонатов выставки справедливые претензии, с акционистами из маргинального движения «Божья воля», устроившими погром выставки в Манеже. Но скандальная ситуация с выставкой в Перми ничего общего с погромом в Москве не имеет. Просто кому-то очень хочется маргинализовать возмущение и протест против демонстрации скандальных экспонатов в государственном музее, в которую были втянуты дети. И в этом просматривается определенная игровая схема, которую долгое время в Перми разыгрывал Гельман, а теперь продолжают разыгрывать его последователи. Говорится примерно следующее: если ты выступаешь против провокационных работ, то ты против современного искусства, а значит, ты «мракобес», которому место в «новом средневековье» (ср.: если ты не Шарли, то ты на стороне террористов). Очевидно, что сложившийся общеевропейский тренд последних месяцев – невиданная по разнузданности атака на традиционную общественную мораль. Символом аморального мейнстрима стало скандальное французское издание, да и пермское гнездо Марата Гельмана от флагмана не отстает. Вот и Иван Ургант, весьма зависимый от «тренда», вставил свои пять копеек в дело морального растления российских детей. Впрочем, не в детях дело, а в том, чтобы в области культуры разрешить всё – включая шутки с детской психикой.

Между тем, современное искусство не исчерпывается скандалами, кощунствами, экспериментами с травматическим опытом и прочими провокациями. Если постмодернистские карикатуры в «Шарли Эбдо» вызывают справедливое возмущение, то это не мешает считать мировым злом контрмодернистскую деятельность террористов.

Организаторы выставки совершили две серьезные ошибки. Первую – когда выставили на государственной площадке провокационные экспонаты, которые вызвали большой скандал, вышедший на федеральный уровень. Но главная их ошибка состоит в том, что в ответ на скандал организаторы стали защищать и оправдывать эти провокационные работы. Тем самым они отказались отделить провокационное содержание отдельных экспонатов от выставки в целом, которая включала и вполне достойные работы, а главное – от основ политики музея современного искусства PERMM. А это уже серьезный повод приглядеться внимательней к концепции и миссии музея современного искусства в Перми, который, как оказалось, не перестал использовать в работе провокационные практики своего создателя.

Источник

    «В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

    Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

    Дайджест 16-22 декабря 2024

    Безусловно, главным событием уходящей недели была прямая линия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Как обычно, она породила целую вереницу сенсаций – среди которых, конеч...

    Стихийная тяга к майдану

    Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      feniks2061 27 августа 2016 г. 19:52

      New York Times считает, что Гладнев с подачи Путина подавил художественный бунт Гельмана в Перми

      В американской газете The New York Times рассказали всю правду о так называемой «культурной революции» в Перми, которую с 2008 по 2012 гг. осуществляли Борис Мильграм и Марат Гельман при поддержке Олега Чиркунова. В статье «Москва сокрушает восстание, на этот раз художественное» рассказывается, как грязный и серый город Пермь за очень короткий период ци...
      683
      feniks2061 7 апреля 2016 г. 18:35

      Не спрашивай, зачем звонит колокол

      В конце марта в Перми состоялся фестиваль «Золотой Витязь», создателем и президентом которого является артист театра и кино, режиссер Николай Бурляев. Широкую известность ему принесли роли в ранних фильмах Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев». Форум «Золотой Витязь» был создан в 1992 году и проходит под девизом «За нравственные идеалы....
      777
      feniks2061 4 февраля 2016 г. 11:31

      Почему Иньярриту в «Выжившем» цитирует Тарковского?

      В интернете появился ролик, в котором некоторые кадры из фильма «Выживший» Иньярриту сравниваются с кадрами из фильмов Андрея Тарковского. Такое обширное киноцитирование великого советского режиссера означает, что фильмы Андрея Тарковского вдохновляют новые поколения кинорежиссеров, которые на них учатся ! В одной из своих заметок я уже отмечал, что фил...
      1973
      feniks2061 5 декабря 2015 г. 19:22

      Ещё один гвоздь в крышку зомбоящика

      Американские ученые провели исследование, доказывающее, что сидячий образ жизни и просмотр телевизора негативно влияют на развитие умственных способностей человека. Эксперимент, в котором приняли участие более 3 тыс. человек, длился более 25 лет. Кончено, этим своим исследованием Америку ученые не открыли, результаты предсказуемы. Они подтверждают очеви...
      1282
      feniks2061 23 октября 2015 г. 15:23

      Национальная безопасность и потребительская логика

      Натолкнулся в интернете на один пропагандистский материал, активно раскручиваемый украинскими СМИ, в котором говорится, что российские удары по террористам в Сирии организованы для отвлечения внимания населения от внутренних экономических проблем. Подобный пропагандистский прием не нов, активно использовался раньше, будет использоваться и дальше. Ведь р...
      1007
      feniks2061 17 сентября 2015 г. 18:43

      Сорос, бомжи и иностранные агенты

      Заметка уважаемого kamrad2213, в которой он разбирает высказывания Михаила Федотова об иностранном финансировании российских НКО, напомнила мне одно знаковое событие четырехлетней давности. На скандальном либеральном форуме «Пилорама-2011», организованном на базе АНО «Пермь-36» (признана сейчас иностранным агентом), одна из дискуссий была посвящена разв...
      1012
      feniks2061 6 июля 2015 г. 11:47

      Данко не "Дурак"? Размышление о фильме Юрия Быкова

      Прочитав заметку о фильме Юрия Быкова «Дурак», решил поделиться своими мыслями по поводу этой кинокартины. Фильм сделан очень талантливо, и это признают почти все, с кем я его обсуждал. Из этих обсуждений мне запомнился один вопрос: «А можно ли считать главного персонажа фильма настоящим героем?». При просмотре фильма, у меня подобный вопрос не возник. ...
      3481
      feniks2061 28 июня 2015 г. 11:34

      Татуировка в виде распятого космонавта. Приехали

      С подачи новостного портала lifenews продолжилась информационная истерия вокруг рисунка пермского граффитиста Александра Жунева. Эпатажный и бессмысленный образ распятого космонавта (автор назвал изображение «Гагарин. Распятие»), выполненный на стене одного из домов города Перми, возмутил жителей и был сразу же убран коммунальными службами. Но вокруг эт...
      8667
      feniks2061 25 мая 2015 г. 10:45

      "Евровидение" в контексте информационной войны

      Я не смотрел «Евровидение», но одна заметка об этом конкурсе натолкнули меня на вот какую мысль. А что если рассмотреть выступление нашего участника в контексте информационной войны между Западом и Россией. Ведь в западных СМИ активно идет процесс демонизации нашей страны. Гражданам европейских стран навязывается образ России как воинствующей, антидемо...
      1642
      feniks2061 28 апреля 2015 г. 01:09

      Послания Президента

      В интернете идет активное обсуждение фильма «Президент». Выскажу своё мнение о фильме. Был снят очень качественный пропагандистский информационный продукт, в котором использовались уникальные документальные кадры и интересные высказывания непосредственных участников событий периода президентства и премьерства Владимира Путина. Как и любой пропагандистск...
      3880
      feniks2061 9 апреля 2015 г. 23:05

      Остались ли ещё наследники Сухомлинского на Украине?

      Посмотрел телепередачу «Специальный корреспондент», первая часть которой была посвящена ситуации на Украине. В самом начале обсуждалось новое учебное методическое пособие, которое было выпущено киевской хунтой и разослано в тысячи украинских школ. По словам экспертов, в это пособие был включен ряд мифов, среди которых очень циничная и подлая ложь о рос...
      1642
      feniks2061 8 апреля 2015 г. 00:45

      Что происходит с отечественной интеллигенцией? Мнение Захара Прилепина

      Сходил вчера на творческую встречу с писателем Захаром Прилепиным, которая проходила в пермской библиотеке имени А.М. Горького. Несмотря на ранний час (встреча началась в 10:30), зал библиотеки был переполнен людьми разных возрастов. Большую часть своего выступления писатель отвечал на вопросы. Я тоже воспользовался возможностью и задал вопрос: «Что происход...
      2804
      feniks2061 2 апреля 2015 г. 07:17

      В Перми танк Т-34 готовят к Параду Победы

      Очень порадовала новость с портала НеСекретно о легендарном танке Т-34, который привезли в Пермь, чтобы подготовить к участию в Параде Победы 9 мая. Этот танк, простоявший 20 лет на постаменте в поселке Марковский Чайковского района, должен возглавить колонну военной техники на параде в Перми. На "Мотовилихинских заводах" уже начали ремонт танка - одного...
      2285
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика