Археология. Древний Новгород. Часть пятая.

11 7092

Это продолжение четвёртой части про Древний Новгород.


Дерево

Дерево в Древней Руси было основным и наиболее массовым поделочным материалом. Из дерева строились жилища и крепостные сооружения, делались мебель и домашняя утварь, посуда и инструменты, корабли и машины и многое другое. В большинстве этих изделий и сооружений утилитарная целесообразность сочеталась с красотой. Новгородцы покрывали резным орнаментом и придавали художественную форму почти каждому творению своих рук — от детской игрушки до строгого намогильного креста. Дерево являлось наиболее податливым материалом для художественной обработки. Видовой состав древесины был довольно широк: сосна и ель. ясень и липа, лиственница и дуб. береза и можжевельник, яблоня и самшит и другие породы.
Искусство резьбы по дереву, тесно связанное с повседневной жизнью, в ту пору было наиболее массовым видом художественного творчества, доступным каждому человеку. И взрослый и подросток, свободно владея ножом и резцом, могли умело обработать кусок дерева. Резчик был одновременно и творцом и исполнителем, а кроме того, и довольно часто, — потребителем своего произведения.
Наиболее массовым, ярким и орнаментальным прикладное искусство из дерева было в ранний период новгородской истории — в X-XII веках. Украшая свой дом, утварь, посуду, корабли, сани и многое другое, новгородцы одновременно поэтически воспевали природу и создавали предметы, которые защитили бы их от духов зла — упырей и леших и другой "нечистой силы", поскольку ими был наполнен, как они считали, весь окружающий мир.
Наиболее излюбленным декором являлись "звериный" и растительный орнаменты с плавными узорами лент бесконечной плетёнки. Позже, в XIII-XIV веках, в связи с развитием товарности ремесла и распространением христианства, искусство языческой орнаментации приходит в некоторый упадок. В резьбе по дереву начинают превалировать элементы геометрического орнамента.
Основой всех видов резьбы по дереву служила так или иначе выраженная система выемок в глубь материала. Резец четко очерчивал на поверхности тонкий контур изображения, прокладывая по дереву узкую двухгранную канавку — порезку. Другим приемом орнаментики была плоскорельефная резьба: дерево между узорами выбиралось, в силу чего фон понижался, а границы рельефного рисунка немного сглаживались. Достаточно распространенной была и трехгранно-выемчатая резьба, а также прорезь, чаще всего применявшаяся в архитектурном декоре. В украшении ковшей, ложек, разной посуды чаще всего применялась объемно-рельефная резьба.


Колонна. Вся сохранившееся часть колонны сплошь покрыта плетёным орнаментом, образующим в центральной части столба два круглых клейма. В клеймах изображены грифон с телом барса и кентавр с телом барса. Дерево — дуб, плоскорельефная резьба. Диаметр 59 см., длина сохранившейся части 111 см. Вторая половина XI в.
Часть колонны с изображением кентавра. Дерево — дуб, плоскорельефная резьба. Вторая половина XI в.
Часть колонны с изображением грифона. Дерево — дуб, плоскорельефная резьба. Вторая половина XI в.
Верхняя половина сохранившейся части колонны, украшенной большой узорной пальметтой. Дерево — дуб, плоскорельефная резьба. Диаметр 51 см., длина сохранившейся части 80 см. Вторая половина XI в.
1) Языческий идол. Изображение бога Перуна. Свинцово-оловянистый сплав, литьё. Длина 17 см. Середина XII в., 2) Языческий идол. Деталь. Личина домового. Дерево, резьба. Длина головки 4,8 см. Конец XIII в., 3) Языческий идол. Деталь. Личина домового. Дерево, резьба. Длина головки 5 см. Вторая половина X в.
1) и 2) Языческий идол — домовой. Деталь. Дерево, резьба. Высота 5 см. Конец XII в.
Языческий идол. Деталь. Личина домового. Дерево, резьба; глаза из гороха. Длина лица 5,3 см. Середина X в.
Языческий идол. Деталь. Личина домового. Дерево, резьба. Длина головки 9 см. Первая половина XIII в.
Крест нательный с изображением распятия на одной стороне и избранных святых — Сергия, Василия, Григория, Иоанна Богослова и Варлаама — на другой. Дерево, резьба. Высота 7,2 см. Начало XV в.
1) Заготовка доски для иконки с надписями — указаниями художнику, где кого изображать. В левой верхней части написано "Михаила", справа — "Евана", внизу — "Климянта и Макария". Дерево, резьба. Высота 8,8 см. Конец XI в., 2) Заготовки досок для иконок. Дерево. Вторая половина XII в. Усадьба художника Олисея Петровича Гречина
Передок саней. Фрагмент. Изображены четыре дракона с развевающимися гривами. Дерево — сосна, плоскорельефная резьба. Длина сохранившейся части 45,5 см., ширина бруса 6,7 см. Середина XI в.
1) Личина для крепления ручки у крышки сундука. Изображена морда зверя. Дерево, резьба. Высота 8 см. XIV в., 2) Корабельная уключина. Рог уключина вырезан в форме морды дракона. Дерево, резьба. Длина 29 см. Конец XIII в., 3) Фрагмент крышки короба, украшенный резным орнаментом. Дерево. Длина фрагмента 36 см. Начало XIV в.
1) Копыл санный, украшенный резной плетёнкой. Деталь. Дерево, резьба. Высота 31 см. Начало XII в., 2) Рукоятка ножа. Дерево, резьба. Длина 10,5 см. XII в.
1) Ложка столовая. Дерево, резьба. Длина 17 см. Начало XII в., 2) Ручка чаши в форме головы зверя. Дерево, резьба. Высота фрагмента 3,5 см. Конец XI в., 3) Ручка ковша в форме головы дракона. Дерево, резьба. Длина фрагмента 4,8 см. Конец XIII в.
Ручка скобкаря, завершающаяся мордой животного. Дерево, резьба. Длина морды 7,5 см. Вторая половина X в.
1) Ручка ковша в виде головы орла, держащего шар. Дерево, резьба. Длина фрагмента 12 см. Середина XII в., 2) Ручка большого ковша, завершающаяся головой барана. Дерево, резьба. Длина фрагмента 14 см. Середина X в., 3) Ручка ковша в виде стилизованной морды дракона. Дерево, резьба. Длина фрагмента 10,5 см. Середина X в.
Ручка ковша в форме головы дракона. Дерево, резьба. Длина фрагмента 12 см. Первая половина XI в.
Игрушка — конник на колёсах. Резным контуром изображена сбруя. Дерево, резьба. Длина 21 см. Середина XII в.
1) Игрушка — конник на колёсах. Дерево, резьба. Длина 17 см. Вторая половина XIV в., 2) Голова коня от детской игрушки. Дерево, резьба. Длина фрагмента 6,5 см. XI в.
1) Игрушка — конник. Дерево, резьба. Длина 23 см. Середина XIV в., 2) Голова барана на постаменте. Дерево, резьба. Высота 7,4 см. X в.
1) Настенная вешалка, украшенная человеческой личиной. Дерево, резьба. Высота 9 см. Середина X в., 2) Настенная вешалка с навершием, изображающим голову рыси. Дерево, резьба. Высота головки 8 см. Начало XI в.
Деталь "курицы" от крыши. Изображена морда дракона. Дерево, резьба. Длина морды 25 см. XI в.
1) Гребень двусторонний, украшенный растительным орнаментом и изображением человеческой головы. Дерево, резьба. Ширина 8 см. Конец XIII в., 2) Гребень, расписанный красками. Дерево. Середина XIV в.


P.S.: Бонус-видео "работа по дереву". Средневековые технологии (не считая бензопилы в самом начале):


Шестая часть: http://cont.ws/post/207120

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Обсудить
  • Хорошие снимки, фактурные. И станочек в видеоролике замечательный. Нечто подобное зафиксировано еще чуть ли не в наскальных рисунках. Древнейший вариант - вертикальный, без педали, для 2 человек. Так трением огонь добывали. По вашим публикациям видно, каков настоящий интерес всевозможных "разоблачителей" и "антинорманистов" к реальному прошлому. - ноль, никакого! Потом будут писать дурацкие заметки о том, что "скрывают запасники Эрмитажа". С каждым днем только укрепляюсь во мнении о проплаченности всей этой шатии. Запостили заказуху, отругались в комментах - а дальше хоть трава не расти. Сдельщина.
  • Блин! Даже мысли не было, что такую конструкцию как в видео можно у себя возле дома сделать! Обязательно попробую летом.
    • BeregZ
    • 21 февраля 2016 г. 01:33
    Очень интересные статьи у автора. Вопрос к автору практического плана - Вы имеете отношение к раскопкам? От Питера 200 км. - не расстояние. Меня уже давно такая мысль свербит - в раскопках поучаствовать. Может проинструктируете, как туда попасть. Только, что бы это были официальные раскопки. Летом мог бы принять участие.