Часто стратегия непрямых действий помогает получить победу там, где лобовая атака ведет к поражению. Теневые структуры в такой стратегии начинают играть ключевую роль в изменении окружающей реальности. Направленность акторов и их действий уменьшают возможность всестороннего анализа ситуации, но со временем все тайное становится явным.
Какую роль масонство сыграло в падении Османской империи? На эту тему есть достаточно много различных исследований, многие документы открыты, но до сих пор эта история слабо освящена и является темой для узкоспециализированных историков.
Для освещения этой темы нам может быть интересна книга историка Дороти Соммерс «Масонство в Османской империи: история братства и его влияния в Сирии и Леванте», в книге она рассматривает развитие масонства на территории Османской империи в 19-м и начале 20-го века. Соммерс уделяет особое внимание масонским ложам в Сирии, но также ссылается на их общую ситуацию вокруг империи. Три центральных раздела книги Соммерс посвящены ложам в Дамаске, Бейруте и Триполи.
На фасаде Сирийского масонства мы видим тайное братство, в основном состоящее из космополитических элит, подчеркивающих «благо человечества» и участвующих в тайных полурелигиозных ритуалах, но за ним скрыт еще один более важный слой, масонство было европейским явлением, которое распространилось на восток с явно колониальными задачами в течение 19 века.
Масонские ложи на территории Османской империи быстро «стали местными» и адаптировались к местным условиям. Как и везде, кадры, которые позже пополнили ряды лож в Османской империи, как правило, принадлежали к космополитическому среднему и высшему классам, часто авангарду модернизации в восточном средиземноморском мире. Ложи стали своего рода системой гильдий или социальным клубом для местной элиты, которая культивировала идеи братства, равенства, терпимости и разума, а также менее возвышенные покровительственные сети бизнеса и торговли.
Особенно примечательным в организации было то, что оно являлось явно нерелигиозным институтом в то время, когда религиозная и национальная принадлежность становилась все более политизированной. Османские масоны пытались достичь того, чего не могли добиться политика и религия: объединения разрозненных умов, создания межрелигиозной общности, содействия социальной и моральной эмансипации. Через нерелигиозное сообщество людей они стремились преодолеть политические или религиозные разногласия, установив общий знаменатель для общения и сотрудничества.
Библия в ложах была так же желанна, как и Коран. По словам У. С. Нельсона, не-масона и бывшего миссионера в Сирии в конце 19-го века: «Масонство предоставило Сирии объединяющий принцип, организацию, в которой все вероисповедания и секты, как христианские, так и мусульманские, могут найти общую почву и встретиться вместе как люди и братья, независимо от их религиозных различий».
Масонство в Сирии началось в 1748 году с основанием ложи в Алеппо сэром Александром Драммондом.
3 февраля 1748 года британский советник в Османской империи сэр Александр Драммонд основал масонскую ложу в Алеппо.
Позже, в 1860-х годах, Великий Восток Италии и Франции открыл ложи в Дамаске, в апреле 1868 года османский губернатор Мехмед Рашид-паша основал «Ложу царя Соломона» при поддержке Великой ложи Шотландии.
В 1879 году в богатом районе Канават была основана «Сирийская ложа», которая до 1890 года была уставом Великого Востока Италии.
Великий Восток Франции инициировал ложу «Кассиун» в 1922 году и еще одну ложу «Сирия» в 1924 году, а позже Великая Ложа Нью-Йорка основала ложу «Ибрагим аль-Халиль»
В 1928 году ложа «Аль-Исааф» была основан в Дамаске как расширение египетского масонства.
В то же время, несколько других лож были основаны в других городах, включая: Алеппо, Хомс , Хама , Латакия , Инаб , Александретта и Антакья , в которых большинство из них находились под эгидой Великой Ложи Италии.
Таким образом мы видим, что в Сирии были представлены все основные ветви масонства.
Интересно что Великий Восток Италии когда-то был важным игроком в международном масонстве, и в 1972 году Объединенной Великой ложей Англии (UGLE) признал его постоянным. Однако это признание было отозвано в 1993 году из-за обвинений в коррупции и причастности к мафии.
Одним из известных деятелей Сирийского масонства был известный как эмир Абделькадер или Абделькадер Эль Джезаири — алжирский религиозный и военный деятель, который вел борьбу против французского колониального вторжения в середине 19 века.
Эмир Абделькадер, обосновавшийся в Дамаске, считался одним из первых членов организации в Египте, он призвал двух своих сыновей, Мохаммеда и Мохи Элдина, основать первую ложу в Дамаске. Позже большинство элиты стали активными членами, и их встречи привели ко многим решающим решениям, таким как провозглашение независимости Сирии от Османской империи в 1918 году и от французского мандата в 1946 году.
Любопытно, в феврале 1937 года журналист по имени Ваджих Бейдун сообщил, что некоторые ложи принимали членов без надлежащей регистрации и требовали огромную плату за вступление, некоторые из этих членов были коррумпированы и имели незаконные коммерческие сделки. Бизнес.
В 1938 году в отчете Али Насера Элдина его собратья-масоны обвинялись в зависимости от Запада. Сирийские масоны предпочитали присоединяться к шотландским, а не к английским или французским ложам, которые поддерживали мандаты в Леванте.
13 апреля 1935 года сторонники Запада основали «Великую сирийскую ложу Востока». Тем временем националисты во главе с Ата Беем аль-Айюби основали «Великую ложу Сирии» в соответствии с уставом Великой ложи Шотландии, чтобы противостоять другой ложе.
В 1940-х годах «Братья-мусульмане» считали их своими главными противниками, поскольку они придерживались секуляризма.
Бывший агент британской разведки Джон Колеман считает, что "Братья-мусульмане"(БМ) были созданы самой британской секретной службой, с самого начала ей негласно пестовались и направлялись, создавая структуру организации и ее идеологию.
После обретения Сирией независимости в 1949 году появилась новая «Ложа Сирии и Ливана», а также три другие меньшие ложи, известные как «Умайя» в Дамаске, «Халид ибн аль-Валид» и «аль-Оруба» в Хомсе.
В период с 1948 по 1957 год масоны стали непопулярны после войны в Палестине, во время которой газеты отказывались освещать их деятельность, а некоторые члены начали скрывать свою масонскую принадлежность.
Во времена Объединенной Арабской Республики масоны уничтожили свои документы, так как опасались Гамаля Абделя Насера, который обвинял их в связях с зарубежными странами. Однако и Абдель Хамид аль-Сварадж, и Акрам аль-Хаврани с их радикальными социалистическими взглядами сыграли решающую роль в противостоянии масонам, утверждая, что они являются причиной нищеты в Сирии и катастрофических потерь в войне в Палестине.
В конце концов, масонство было объявлено вне закона в Сирии партией Баас во время президентства Амина аль-Хафиза 9 августа 1965 года как «незаконное тайное общество» после поимки израильского шпиона Эли Коэна.
Но как можно победить сетевую организацию, состоящую из дружеских клубов, может ли запрет формальных отношений мешать дружеским посиделкам?
Так как масонство в Сирии включало в свои ряды большое количество интеллектуалов, можно утверждать, что оно не могло не отразиться на формировании политических течений в стране в будущем.
Политическая партия Баас была основанна в Сирии в 1947 году. Идеология партии — баасизм, представляла собой синтез арабского социализма и панарабизма. Партия имела влияние во многих арабских странах.
Партия была основана Мишелем Афляком (христианином), Салах ад-Дином аль-Битаром (мусульманином-суннитом) и последователями Заки аль-Арсузи (алавитом).
Мишель Афлак был сирийским философом, социологом и арабским националистом, учился в Сорбонне, где познакомился со своим будущим политическим компаньоном Салах ад-Дином аль-Битаром.
Заки аль-Арсузи был сирийским философом, филологом, социологом, историком и арабским националистом, учился в Сорбонне.
Могли ли они во время своей учебы стать предметом интереса для Великого Востока Франции и Французской разведки?
Нет никаких конкретных доказательств, что Хафез Асад, бывший президент Сирии, был масоном, но тема остается предметом спекуляций и по сей день.
Могла ли Сирия стать ареной борьбы между Британией (в виде радикальных мусульманских течений) и Францией (партия Баас)?
Оценили 12 человек
22 кармы