• РЕГИСТРАЦИЯ

Бесы нашего времени

22 373


Хороший спектакль объединяет.                                                                       Плохой обсуждается.                                                                                               Автор афоризма – умный человек

Сегодня поводов для обсуждения предостаточно. Только МХТ* предоставил два. И ведь какие имена задействованы – Достоевский, Уайльд, Чехов, Шекспир, Гёте. Но не обольщайтесь! Эти уважаемые авторы и их великие творения служат лишь подручным материалом в руках новоявленного драматургического гения. Этот очередной кумир сценических подмостков заслужил особую признательность либеральной московской интеллигенции тем, что осмелился вздрючить общественное сознание, продемонстрировав ему его же мерзопакостное обличье со всеми его производными.

 Но, ах и ой! Не все сумели по достоинству оценить этот более чем весьма креативный демарш и осмелились противопоставить ему своё мнение, устроив обструкцию по ходу спектакля «Идеальный муж», а затем и усомнившись в целесообразности постановки «Братьев Карамазовых»  в приблизительно аналогичном прочтении того же постановщика.

Логично предположить, что повод к ответному демаршу был заложен самим постановщиком, реализация идей которого вызвала такую неоднозначность трактовок у зрителей. Против чего конкретно выступили возражающие можно только догадываться. И догадаться не сложно – все факторы выпуклы до предела. 

Не знаю, кто больше прав: Лев Толстой, считавший, что главное свойство во всяком искусстве – чувство меры, или Владимир Маяковский, видевший в театре не отображающее зеркало, а увеличительное стекло, но наш новоявленный «гений» совершенно очевидно руководствовался последним. И разве одно это – утрата чувства меры - не повод ли к возражению? 

Но букет будет не полным если не украсить его более широким колоритом свободолюбивой мысли – дерзкой ломкой всех театральных традиций, неуважительным жонглированием признанными именами, неуместным эпатированием публики, наконец, демонстративной вульгарностью самовыражения.

 Креативнее этого новоявленного кумира был только другой кумир столетней давности - Мейерхольд, также стремившийся приблизить искусство к жизни, для чего предлагал вождю устраивать расстрелы “врагов народа” прямо на сцене его театра..

Но всё это цветочки, по сравнению с тем, что обнаруживается при более пристальном рассмотрении этого явления, всё смелее раздвигающего стены современного театра и всё увереннее обоснующегося в нём. Конечно, тем, для кого театр ещё что-то значит, давно очевидно, что этот храм искусства в споре с ветрами нового времени неуклонно теряет свои гуманистические позиции, и в своём бессилии впадая то в скучный до зубовного скрежета традиционализм, а то в другую крайность – в безумную буффонаду, – ни тем и ни другим не отвечает на вызовы времени. 

Конечно очевидно, что новые времена настоятельно требуют нового отношения и к театру, как общественному явлению, и новых подходов к драматургии, и новых форм сценического выражения. Но здравомыслящему человеку также очевидно, что такие перемены хорошо удаются там, и достигают своих целей там, где сильны культурные традиции, где творчество служит высокому, где модновеяния не ломают традиционных основ, а лишь расцвечивают их красками новых вкусов. Ибо, как пресытившийся новыми вкусами человек, с восторгом припадает к живому источнику чистой воды, так и театрал по прошествии времени по достоинству оценит былые великие традиции театра.

 Так кому же дозволено во имя водружения на сценических подмостках своей исключительной самости ломать основы, подрубать корни древа театрального искусства, кому дозволено из великих имён, как из кирпичей, сооружать постамент для себя любимого, самого умного, самого креативного, самого эстетичного, самого...да,что уж там,...просто гениального?! Итак, одних только театральных мотивов уже достаточно для неприятия скандальных постановок.

Но как оказалось, тема выходит далеко за пределы театра, чего, собственно, и добивался сам постановщик. Ведь, как ни эстетствуй, а целью обеих скандальных постановок в МХТ являлось откровенное, неприкрытое демонстрирование самых мерзких, самых до карикатурности убогих типов и явлений нашей сегодняшней жизни. Градус карикатурности на каждый квадратных метр подмостков был поднят настолько, что впору задуматься – в какой же балаган превратилась вся наша жизнь в результате двадцатилетнего её излома на путь рыночно-либеральных реформ.

Если верить постановщику, «по полной» отзеркалившему эту жизнь, то получилась не жизнь, а рыночно-либерально-балаганная котлета, которая только того и стоит, чтобы изрыгнуться на головы московской интеллигенции! И, к сожалению, зрителя не должно покидать ощущение, что не всё, что изрыгнулось со сцены – есть результат художественного преувеличения автора, так сказать, эффект оптического обмана того самого «увеличительного стекла». 

 Есть... есть и сермяжная правда! А как без неё? Никак! О чём тогда и разговор-то вести? Сказки нынче не в моде. Даже самые злые. А тем более добрые. Да и сама жизнь покруче любой сказки будет.

Вот и отсиживают... не все, но многие ...тот спектакль до конца. Что каждый думает при этом не столь уж и важно (хотя и очень интересно). Но важнее, изменится ли что-либо в них самих после этого, повлияет-ли увиденное ими в театральном зеркале отражение их жизни на отношение к ней? Вряд-ли! Либерал останется удовлетворён театральным воплощением исповедуемого им либерализма, гомосексуалист останется им же, ибо проявленное им есть лишь одно из свойств его натуры, шоумен ещё изощрённее отточит своё клоунское искусство, ибо ради заработка вынужден потакать духу времени, равнодушный чинуша не станет сердечнее, ибо не это качество движет его карьеру, мелкий коррупционный побирушка не уменьшит свою мзду, ибо считает её и без того ничтожной по сравнению с... ого-го!

 Все персонажи останутся на своих законных местах. Ибо они уже стали классическим воплощением времени, уже стандартизировали образ этого времени собой, что и было воплощено в драматургии. И воплощено не где нибудь, а в самой Альма-матер* духовной жизни. Другого-то образа времени никто им не показал. Не удостоились другие чести называться героями своего времени. Значит не их это время.

 Канули в лету те времена, когда героями сцены (вот если бы и жизни!) были шахтёры, сталевары, комбайнёры, врачи, офицеры, учёные..., да и просто обычные люди, которые любили, дружили, ссорились, мирились, женились, страдали и веселились, грешили и умирали, в общем... жили. Теперь на этом реализме дивидендов не заработаешь.

Но по-видимому, те, кто протестно нарушил драматургический ход пьесы, не считают себя причастными к изображённому на сцене. Им это претит, они, ну, никак не видят себя вписанными в нарисованную на сцене картину. Они ни те, и не другие, и не третьи из тех, кому автор пьесы отвёл ведущие роли. Они пожелали сыграть свою роль на этом празднике жизни. 

И что поражает, этот мотив на удивление гармонично вписался в общую композицию постановки. Особенно если учитывать идейный облик протестующих. Я даже предположил, что это неожиданное включение в канву пьессы произошло не без воли автора-постановщика. Уж очень оно логически укладывалось в сам замысел пьесы, более того, придавало хоть какой-то смысл самой идее постановки. Ибо, ну как назвать либеральным односторонне-негативное отображение действительности? 

Сказано ведь, всякая неполнота есть ложь. Значит, в высокоидейном смысле следует отобразить, пусть лишь намёком, пусть лишь призывом, наличие и другой, обратной стороны действительности. Как это сделал, например, Гоголь заключительной фразой "К нам едет ревизор". Одной лишь фразой, как кувырком, гений переинформатировал всю идею пьесы. Так и этот манёвр с участием протестующих на подмостках сцены МХТ ну просто о-о-чень удался! Торжество либерализма засверкало всеми своими красками!

Но если для автора-постановщика это оказалось полной неожиданностью, то он поступил как самонадеянный … мягко говоря...глупец, что даёт веский повод усомниться в наличии хоть каких-то признаков гениальности. Ведь если он позволяет себе беспардонно обращаться с именами высоких авторитетов в искусстве, используя их в качестве подручного материала для своих фантазийных экзерсисов, то что мешает другим поступить с ним в том же роде? 

Ведь это и есть либерализм во всём своём абсолюте! 

Впервые мне захотелось спеть осанну либерализму. Ибо я понял его суть.

Известно, что лицо всякого явления становится до конца понятным только тогда, когда оно бывает проявлено во всём своём абсолюте. Когда сброшены все маски, все покровы. И они таки были сброшены.

 Спектакль обнажил главную черту, составляющую либеральную сущность самой этой идеи, – отсутствие чувства меры. Ибо как можно умерить либерализм? А если можно, то в чём, и почему, и на сколько, и во имя чего, и во имя кого и т.д. и т.п.? 

Но под напором этих вопросов либерализм перестаёт быть самим собой, превращаясь в банальную диалектику жизни. Вот так просто либерализм выявляет своё химерическое лицо, маску в руках ловких манипуляторов, играющих на душевных струнах наивных простаков. И теперь я знаю точно, что всё, что называет себя «либеральным», либо изощрённые манипуляторы, неспособные найти иные разумные способы утверждения своей правоты, либо позволившие по слабой своей воле ударить себя в голову бациллой (лат. bacillum – палочка) либерализма. Но в любом случае, либерализм – это диагноз, который, если допустить его распространение, способен довести нашу жизнь до картины, воплощение которой мы имели несчастье видеть в стенах МХТ.

Кто-то возможно скажет: стоит ли этот спектакль того, чтобы о нём так много говорили? Хорошо, попробуем не о нём. Тем более, что он дал немало поводов к доказательству той правоты, которую вовсе и не хотел доказывать. Оно само вылезло, как ненароком потревоженный гадюшник. Что чувство меры сплошь и рядом отказывает либерализму и в доказательство того он готов выпрыгнуть даже из собственных штанов, чтобы показать все свои родимые пятна, известно многим. 

На самом либеральном радио Вселенной, на «Эхе Москвы» (как символично – эхо — мёртвый отголосок, химера живого звука) 7 декабря сего года в передаче «Культурный шок» обсуждалась тема: «Нужен ли специальный закон о свободе творчества?». Что послужило поводом, полагаю, догадаться не сложно.

 Обсуждение получилось небезынтересным. Были там и нотки здравого смысла, была и обычная, характерная для либерального обсуждения, демагогия, но главный случившийся интерес – это акт откровенного стриптиза, который продемонстрировала ведущая, выразив тем, вероятно, общую политику радиостанции.:

К. ЛАРИНА:

... Я хочу напомнить, что послужило поводом для нашего сегодняшнего разговора. ... Во время прохождения зимнего театрального фестиваля в Санкт-Петербурге группа так называемых православных казаков в Петербурге исписала стены театра Льва Додина какими-то ругательствами, которые никто не решается процитировать ни в одном СМИ, и оставили у подъезда театра свиную голову, на которой было написано «Додин».

Всё это было вызвано спектаклем Томаса Остермайера «Смерть в Венеции», который был показан в рамках этого фестиваля. Упомянутые граждане усмотрели в этом спектакле пропаганду гомосексуализма, о чем поведали в своей записке, в которой они еще требовали закрыть этот фестиваль как сатанинское празднество и наказать его президента и главного режиссера Малого драматического театра Льва Додина.

Параллельно с этим в Москве на прошлой неделе, 28 ноября во время спектакля «Идеальный муж» - во время спектакля, не в антракте, как многие пытаются представить – ворвалась группа так называемых православных активистов во главе с таким православным гопником, который сам себя называет Энтео. И они буквально при артистах начали кричать свои требования, чтобы прекратили это богохульство. Его сподвижница, девушка кричала в зал: «Люди, как вы можете это смотреть? Это безобразие надо закрыть».

После того, как их вывели и спектакль продолжился, буквально на следующий день православное движение «Божья воля» начало на полном серьезе собирать подписи под открытым письмом, которое они адресуют Владимиру Путину и Владимиру Мединскому, с требованием закрыть спектакли МХТа «Братья Карамазовы» и «Идеальный муж», уволить всех тех, кто причастен к этим постановкам, включая монтировщиков сцены, осветителей, заведующих музыкальной частью, художников по костюмам и, конечно же, актеров, режиссера и художественного руководителя Московского художественного театра Олега Табакова.

Я посмотрела на это письмо и на то, как резвенько собираются подписи. В одной из социальных сетей они это выложили. Я объясняю нашим слушателям, почему возник такой разговор, почему сейчас Лев Абрамович Додин говорил про это безумие. Как он еще сказал, 2014 год, год культуры, он не должен превратиться сход  хулиганства, хамства, патриотического, религиозного, ксенофобского фундаментализма. Он назвал вещи своими именами. Причину того, что из всех щелей поперло это мурло, я хочу понять с помощью моих сегодняшних гостей. Что послужило такой отправной точкой? Кто выпустил? (конец цитаты).

Ну вот – ИСТИНА и состоялась! Либеральное мурло увидело себя в зеркале и, не узнав себя,  спешит прихлопнуть его,  зеркало,  вопрошая: – КТО ВЫПУСТИЛ?

Как кто? Либехализм, матушка! Не вам одним подписи собирать в защиту пуси-хулиганок.

P.S. Все эти события привели меня вот к какой мысли: неужели не найдётся действительно талантливый драматург, а вслед за ним и талантливый режиссёр, способные со всей назидательной достоверностью воспроизвести весь подлинный трагизм нашей сегодняшней жизни, в которой ведущей линией проходит либерализм. Я, отдавая должное гению Достоевского, назвал бы эту пьесу «Бесы нашего времени».

* Добровольный отказ от почётного академического звания давно лишило театр этого его статуса. Теперь театр имеет право на любые "художества".

© Copyright: Геракл, 2013

Отсебятинка:  "Теперь на этом реализме дивидендов не заработаешь."

На фоне всемирной вакханалии стало трудно привлечь зрителя, Надо быть гениальным, надо работать на износ. А ведь хочется и почувствовать себя неприкасаемым "я звезда, я так вижу" и не сильно напрягаться. 

Почувствовали,что пришло их время, благословенный запад даже нормативы безумия расширил, обязав присутствие черных белоснежек, многостороннюю любовь, непременное участие больных людей в действе.

 А под это можно изгаляться в свое удовольствие, Русский народ сдержан до поры, будет смотреть и платить. Платить,конечно ,важнее. Но когда зритель выйтет ,станет плеваться и возмущаться, - это будет лучшей рекламой, т.к. на чужих ошибках никто не учится, всем охота убедиться лично.

«Жизнь нужно прожить так, чтоб... о, муха! Айда ловить, пацаны!»

    "Алло, вы в Германию наковальню продали. Надпись на ней правильная?" Почему немцев всполошила надпись на старой советской наковальне
    • sam88
    • Вчера 06:28
    • В топе

    Есть у меня не очень хороший, но всё же знакомый кузнец. Живёт буквально через две улицы от моего дома. Одно время держал большой цех ковки, но потом дело заглохло и сегодня он занимае...

    Помочь России победить, они ведь наши союзники. О как заговорили, наши бывшие почувствовали ветер перемен
    • pretty
    • Вчера 12:28
    • В топе

    ГЕОПОЛИТИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙЗдравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Наши бывшие долгое время делали вид, что на южных землях России ничего не происходит. И это несмотря на свои обязательства по ОДКБ....

    Два подхода к контролю Абхазии: дорогой российский и дешевый западный
    • pretty
    • Вчера 06:28
    • В топе

    КВАДРАТУРА  КРУГАНа примере Абхазии хорошо просматривается разница российского и западного подхода к контролю за страной (территорией).Российский подходБерем на себя содержание всей Абхазии, разд...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Гранди 4 сентября 03:55

      О целесообразности присутствия

      «Не дадим воспитывать детей»: таджики взбунтовались против притока учителей из России для местных школРоссия направила в Таджикистан больше учителей русского языка и других предметов в рамках госпрограммы. Педагоги из России работают в Таджикистане в рамках программы «Российский учитель за рубежом». Он действует почти в 30 школах в 13 населенных пунктах...
      300
      Гранди 1 сентября 15:32

      Книги без купюр

      Вы читали «Золотой теленок» Ильфа и Петрова? Любой образованный человек скажет: «Конечно, читал!» Мы скажем: «Конечно, не читали!»Потому что до сих пор «Золотой теленок» издавался не полностью и не в том виде, в каком его написали авторы, а в том, в каком его «разрешили» советские редакторы и советская цензура.Два года назад впервые в истории увидело св...
      254
      Гранди 30 августа 12:10

      Как это делается

      Внезапно.... очень интересное   найди то,  не знаю что.   "В Испании для производства знаменитого хересного бренди применяют систему солера.                                                          &n...
      214
      Гранди 30 августа 10:31

      Пирамида

      Дальний Восток уже давно встретил Новый год, Сибирь только поднимала рюмки, жители столицы еще бегали по улицам и нарезали последние салаты, и только здесь, в этом далеком лесу, праздника не было и не предвиделось. Лишь в будке сторожа теплился синий огонек телевизора, обозначая жилое поселение, но прочие дома поселка стояли безвидны и пусты, разбрас...
      146
      Гранди 29 августа 22:20

      вся жизнь - борьба.

      Знакомьтесь, это  Анхар.   Впервые увидела ее записи  -   репортажи из воюющей Сирии. Под бомбами, без связи,  (иногда)  она боролась    Сегодня она в ДЗЕН  пытается добиться справедливости    https://anhar.livejournal.com/3369542.html?view=comments&style=mine#t32593...
      222
      Гранди 29 августа 17:13

      Как яхту называть

       Любите русский язык.  Он единственный помогает познавать мир. Когда то  человеку было дано   Познавать Суть  Вещей и  Давать Им   Имена. Работа серьезная, ведь  Имя Должно  Содержать Информацию  о том кому дано.________________________________________________ Врач исцеляет словом!Лек...
      198
      Гранди 28 августа 17:18

      Репутация города. Невербально

      Париж   до    (выбрать по вкусу:    21 века,  Макрона, Олимпиады)   Париж после ...
      151
      Гранди Хобби
      27 августа 23:18

      Обменный фонд.

      Племянника посла Франции в Москве задержали с килограммом героина позавчера, 10:00В Москве задержали племянника посла Франции, 22-летнего Моро Лорье. При себе у него присутствовал свёрток с 1000,00 г вещества, идентифицированного как героин, и помеченного надписью «С целью распространения» на русском языке.В сети распространилось видео, на котором Лорье...
      506
      Гранди 24 августа 15:34

      Лицо волшебное коня

      Использованы стихи  Заболоцкого и КрапивинаФото из инета ...
      175
      Гранди 23 августа 09:51

      Она закрылась

      В церемонии закрытия Олимпиады даже обсуждать нечего.Так, господа пропагандисты, приготовились обхаять праздник спорта?  Расходимся. Там не о чем говорить.Вы не подумайте дурного, я на самом деле полез смотреть свежий концерт Мэрилина Мэнсона в Мэдисоне, а наткнулся на это – «Закрытие Олимпийских игр – 2024».Не знаю, насколько бы...
      170
      Гранди 20 августа 15:38

      Перемены

      МГУ . Помню, как мы в 1991 году посмеивались над прекращениями технологического техникума  в гордое МГУ За прошедшие года там продвигалось все в непонятном направлении.  Не хватало только Кирилла и Мефодия, -  все управлялось греками ,  там заправляли греческие профессора и МИД,  изучение  скашивалось   в сто...
      174
      Гранди 18 августа 19:13

      Житейские ценности

      О жизненных ценностяхМария  консультант различных вип- персон в области прикладного GR ( то есть взаимодействия с властью). Услуги по ценам сопоставимы с самыми именитыми адвокатами страны, но при этом уровень публичности резко ниже, чем в их профессии. Почти все клиенты по сарафанному радио и из ближнего круга. Приходит запрос от одного из членов того ...
      200
      Гранди 18 августа 18:54

      Вандал или Предъявите зубы!

      Сегодня утром соседка по даче в шоке прибегает, кто-то ночью совершил акт вандализма, срубил молодую яблоньку.Мне нужно было срочно уезжать, на место преступления не пошёл, но соседка сама уже все разрулила:- Я уже вызвала участкового, хотя местные никто не знает телефон, через час будет.Вечером спрашиваю:- Ну как проходит следствие?- Приезжал, все осмо...
      237
      Гранди 18 августа 18:42

      У нас умеют строить дороги

      2016-й год.В Тверской области обнаружена уникальная для России автомобильная трасса. От всех остальных дорог в нашей стране она отличается тем, что не требует ремонта уже 11 лет подряд. И дело не в том, что движение по ней менее интенсивное. Просто фирма, занимавшаяся ее строительством, потратила на работу все выделенные деньги до копейки, не заплатив н...
      1974
      Гранди 16 августа 17:12

      Дорожный пылесос. Будут города чисты!

      Замечательная   новость  !!!    Очень недавно отправила заказ на уборку дорог,   машинка-метелка,машинка-поливалка..  как в СССР.  Вот первый сигнал! Государственный научный центр РФ ФГУП «НАМИ» представил малогабаритную коммунальную вакуумно-уборочную машину УКМ-2000, также называемую дорожным пылесосом.Краса...
      144
      Гранди 11 августа 23:01

      # Курская область. 11.02

      "Иксоводы" группировки "Север"                                                                       расщепили на атомы очередной танк ВСУ,   докладывает Северный Ве...
      236
      Гранди 10 августа 11:08

      #Курская область

      продолжу сводки от Два майора.  Это единственное  найденное в сети, что не залито водой пустословия.#Курская область # вечер 09 августа 2024 года▪В течение дня противник продолжил давление вокруг созданного плацдарма в регионе, согласны с оценками Романа Алехина, что до «отбрасывания» противника крайне далеко, несмотря на ввод наших подошедших...
      1356
      Гранди 9 августа 12:12

      Курск. 4 утра...

      Губернатор Херсонской области Сальдо:Сегодня около четырёх часов утра наши военные и казаки-добровольцы отбили попытку украинских формирований высадиться на Кинбурнской косеВ провокации враг использовал четыре быстроходные десантные лодки, из них две с диверсантами и две - огневой поддержки, с 16 боевиками.   Уничтожено три лодки - одна на мин...
      189
      Гранди 5 августа 16:35

      Про сантехника Петрова.

      Петров жарил яичницу, когда на кухню вышла женщина-модель. Босая по пояс, не умытая, прекрасная, она к тому же плохо ориентировалась. Даже счастливо женатый мужчина может подумать слово "секс" в таких обстоятельствах. Вслух он крикнет "редикулус", или "выплюнь мой завтрак!", но в голове прозвучит именно "секс". Это нормальная реакция на чистую магию – единственны...
      247
      Гранди 5 августа 16:06

      О вещах

      Заговорили в дружеском журнале про футболки с надписями, и я вспомнила две удивительные вещи, которые были у меня.Первая - как раз футболка. Темно-синяя, чертовски удобная, на которой белыми буквами было написано "КТО СКАЗАЛ МЯУ?" Ходить в этой футболке оказалось невозможно. Рядом со мной начинали мяукать абсолютно все. Мяукал солидный муж...
      145
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика